Педагогический опыт воспитателя Кельмяшкиной Л.Ф. "Ознакомление детей с мордовским народным костюмом"
В нашем д /саду «Светлячок» оформлен музей национального быта и культуры мордвы. В течении 3-х лет я являюсь руководителем кружка по мордовскому языку. В данной кружке занимаются не только дети – мордва, но и дети других национальностей. Они с радостью посещают кружок, на котором изучают историю своего края. В своей работе я использую программу А.И. Исайкиной «Программа» и методические рекомендации по обучению детей мордовским ( Мокша, Эрзя.) языкам в дополнительных образовательных учреждениях»; программу « Валдоня»; М.Е. Евсевьева « Мы в Мордовии живем»; « Ефксонь –моронь эшиня» (Авторы-составители: Осипова А.И., Киреев В.Л.). На кружковых занятиях знакомлю детей с богатством вариаций мордовской народной одежды, эстетическими достоинствами, пластическими возможностями и своеобразием манер ношение. Одежда всегда была и остается неотделимой частью: материальной культуры общества. Поэтому костюм следует рассматривать в неразрывной связи с историческим и экономическим развитием народа, с географической средой религией, традиционными занятиями . Народный костюм сложился в глубокой древности в крестьянской среде, тогда же был наделен знаковыми чертами. Традиционная национальная мордовская одежда формировалась по двум направлениям, соответствовавшим культурам эрьзи и мокши. Особый интерес представляет женская одежда, в ней более устойчивы традиционные черты. В узорах мордовских вышивок прослеживается символика, восходящая к древним верованиям народа Основной частью женской одежды у мокши являлась рубаха. Ее местное название – панар. Шилась она из холста туникообразного покроя без воротника. Такая рубаха требовала множество дополнительных деталей, которые помогали женщине предать необходимый силуэт одежде - это пояс и комплекс набедренных украшений, нагрудная фибула – сюлгам в ансамбле с ожерельями, гайтанами, нагрудниками. Прямые полотнища холста, составлявшие стан рубахи, оформлялись вышивкой, располагавшейся по груди, оплечьям, рукавам и подолу. Вышивка рубах очень плотная, ковровая, рельефная по своей фактуре. Не малое значение в отделке рубах играла пришитая к подолу кайма – петькс. Она составлялось из рядов тесьмы, металлического кружева, пришитых на плотную основу, покрытую полоской яркого сатина. Рубаха подпоясывалась тканым « в доски» поясом. Пояса плелись из разноцветных шерстяных ниток домашнего прядения и крашения. Вплоть до настоящего времени, праздничный ансамбль национального костюма включает несколько рубах, одетых одна на другую. Мордовский национальный костюм сохраняется во многих селах и поныне. Как предмет особой национальной гордости он входит в ритуалы семейных и сельских праздников, народных торжеств, фестивалей народного творчества. В сундуках у мордовочек хранятся рубахи, многие их которых ожидают своего выхода на праздник. И действительно, в день престольных праздников надевают свой белоснежный наряд, отправляясь в церковь или на кладбище. Сама процедура надевания национального костюма представляется священнодействием, выглядит достаточно торжественно. Быть может поэтому, когда в селах играют свадьбу, мокшанки наряжаются в мордовские национальные костюмы. Под рубахой женщины носили штаны - понкст. Они шьются из двух полотнищ. Штаны крепились на талии с помощью двух завязок, пришитых спереди и сзади. Длина штанов доходила до щиколоток, в других районах шили штаны ниже колен. Традиционным элементом женского костюма являлся передник –сапоня. Его носили женщины всех возрастов в будни и праздники. Их носили поверх рубахи. Праздничные передники отличались яркостью, расцветками. Шили передники из различных тканей фабричного производства: ситца, сатина, шёлка. Подол украшали кружевом, блёстками, цветной бейкой. Центр грудки украшался тесьмой, атласными лентами. В уголке есть платки. По древнему мордовскому обычаю голова женщины должна быть всегда покрытой. Когда наступал праздник и мордовочки собирались на гулянке, они вынимали из сундука свои платки и их долго, любуясь, перебирали. Были платки, которые одевали на сенокосе, а иные только на большие праздники. Мордовский народ ходил в лаптях. Лапти долгое время служили не только повседневной , но и праздничной обувью. Наиболее нарядными считались лапти с хвостом, которые плели из очищенного лыка, на более красивой колодке. Под лапти обвертывали ноги порой онуч, нижней -алга пракстат из грубого холста, а верхней - вярьга пракстат из холста , хорошо отбеленного .Верхняя онуга делалась очень длинной, ею аккуратно обматывали ноги до колен, закрепляя крест – накрест оборками, длинными веревочками из конопли. К разряду праздничной дорогой обуви относились сапоги со сборами на голенищах – кямот. Особенно нарядными среди них считались с лаковой или с сафьяновой оторочкой и медными или стальными подковами. Носили женщины наколенники, связанные из черной и белой шерсти – цюлкат. Надевали наколенники с лаптями и сапогами. Проводя работу в данном направлении, я могу определенно сказать, что дети с большим удовольствием стремятся изучать свой родной мордовский край. Знать как можно больше о культуре и традициях, обычаями родного края. Мне, как руководителю по кружку, хочется передать своим детям любовь, уважение, бережное отношение к мордовскому языку, к малой Родине, чтобы дети чувствовали себя по настоящему счастливыми на мордовской земле. Особое внимание уделяю на мордовские народные костюмы, рассматриваем куклы в национальных костюмах, провожу беседы о национальной мордовской одежде. А сколько радостей испытывают дети, когда одеваю их в мордовские костюмы, при этом работаю над правильным произношением слов: панар, сапоня, кямот , руця, каркс. В нашем саду существует традиция: дети и воспитатели выступают на праздниках. Для проведения праздников нужны были мордовские рубашки. Стали шить сами, просить родителей помочь. Так постепенно пополнятся наш музей новыми материалами. Музей можно назвать «Волшебной машиной времени». Каждый ребенок за короткое время, отведенное на занятие или развлечение, может совершить путешествие в минувший век, десятилетие, увидеть не только прошлое и день сегодняшний, но и заглянуть в будущее, сопоставить , сравнить события разных лет.
Ознакомление детей с мордовским народным костюмом. В нашем д /саду «Светлячок» оформлен музей национального быта и культуры мордвы. В течении 3-х лет ведется кружковая работа по мордовскому языку. В данной кружке занимаются не только дети – мордва, но и дети других национальностей. Они с радостью посещают кружок, на котором изучают историю своего края. В своей работе я использую программу А.И. Исайкиной «Программа» и методические рекомендации по обучению детей мордовским ( Мокша, Эрзя.) языкам в дополнительных образовательных учреждениях»; программу « Валдоня»; М.Е. Евсевьева « Мы в Мордовии живем»; « Ефксонь –моронь эшиня» (Авторы-составители: Осипова А.И., Киреев В.Л.). На кружковых занятиях знакомлю детей с богатством вариаций мордовской народной одежды, эстетическими достоинствами, пластическими возможностями и своеобразием манер ношение. Одежда всегда была и остается неотделимой частью: материальной культуры общества. Поэтому костюм следует рассматривать в неразрывной связи с историческим и экономическим развитием народа, с географической средой религией, традиционными занятиями . Народный костюм сложился в глубокой древности в крестьянской среде, тогда же был наделен знаковыми чертами. Традиционная национальная мордовская одежда формировалась по двум направлениям, соответствовавшим культурам эрьзи и мокши. Особый интерес представляет женская одежда, в ней более устойчивы традиционные черты. В узорах мордовских вышивок прослеживается символика, восходящая к древним верованиям народа Основной частью женской одежды у мокши являлась рубаха. Ее местное название – панар. Шилась она из холста туникообразного покроя без воротника. Такая рубаха требовала множество дополнительных деталей, которые помогали женщине предать необходимый силуэт одежде - это пояс и комплекс набедренных украшений, нагрудная фибула – сюлгам в ансамбле с ожерельями, гайтанами, нагрудниками. Прямые полотнища холста, составлявшие стан рубахи, оформлялись вышивкой, располагавшейся по груди, оплечьям, рукавам и подолу. Вышивка рубах очень плотная, ковровая, рельефная по своей фактуре. Не малое значение в отделке рубах играла пришитая к подолу кайма – петькс. Она составлялось из рядов тесьмы, металлического кружева, пришитых на плотную основу, покрытую полоской яркого сатина. Рубаха подпоясывалась тканым « в доски» поясом. Пояса плелись из разноцветных шерстяных ниток домашнего прядения и крашения. Вплоть до настоящего времени, праздничный ансамбль национального костюма включает несколько рубах, одетых одна на другую. Мордовский национальный костюм сохраняется во многих селах и поныне. Как предмет особой национальной гордости он входит в ритуалы семейных и сельских праздников, народных торжеств, фестивалей народного творчества. В сундуках у мордовочек хранятся рубахи, многие их которых ожидают своего выхода на праздник. И действительно, в день престольных праздников надевают свой белоснежный наряд, отправляясь в церковь или на кладбище. Сама процедура надевания национального костюма представляется священнодействием, выглядит достаточно торжественно. Быть может поэтому, когда в селах играют свадьбу, мокшанки наряжаются в мордовские национальные костюмы. Под рубахой женщины носили штаны - понкст. Они шьются из двух полотнищ. Штаны крепились на талии с помощью двух завязок, пришитых спереди и сзади. Длина штанов доходила до щиколоток, в других районах шили штаны ниже колен. Традиционным элементом женского костюма являлся передник –сапоня. Его носили женщины всех возрастов в будни и праздники. Их носили поверх рубахи. Праздничные передники отличались яркостью, расцветками. Шили передники из различных тканей фабричного производства: ситца, сатина, шёлка. Подол украшали кружевом, блёстками, цветной бейкой. Центр грудки украшался тесьмой, атласными лентами. В уголке есть платки. По древнему мордовскому обычаю голова женщины должна быть всегда покрытой. Когда наступал праздник и мордовочки собирались на гулянке, они вынимали из сундука свои платки и их долго, любуясь, перебирали. Были платки, которые одевали на сенокосе, а иные только на большие праздники. Мордовский народ ходил в лаптях. Лапти долгое время служили не только повседневной , но и праздничной обувью. Наиболее нарядными считались лапти с хвостом, которые плели из очищенного лыка, на более красивой колодке. Под лапти обвертывали ноги порой онуч, нижней -алга пракстат из грубого холста, а верхней - вярьга пракстат из холста , хорошо отбеленного .Верхняя онуга делалась очень длинной, ею аккуратно обматывали ноги до колен, закрепляя крест – накрест оборками, длинными веревочками из конопли. К разряду праздничной дорогой обуви относились сапоги со сборами на голенищах – кямот. Особенно нарядными среди них считались с лаковой или с сафьяновой оторочкой и медными или стальными подковами. Носили женщины наколенники, связанные из черной и белой шерсти – цюлкат. Надевали наколенники с лаптями и сапогами. Проводя работу в данном направлении, я могу определенно сказать, что дети с большим удовольствием стремятся изучать свой родной мордовский край. Знать как можно больше о культуре и традициях, обычаями родного края. Мне, как руководителю по кружку, хочется передать своим детям любовь, уважение, бережное отношение к мордовскому языку, к малой Родине, чтобы дети чувствовали себя по настоящему счастливыми на мордовской земле. Особое внимание уделяю на мордовские народные костюмы, рассматриваем куклы в национальных костюмах, провожу беседы о национальной мордовской одежде. А сколько радостей испытывают дети, когда одеваю их в мордовские костюмы, при этом работаю над правильным произношением слов: панар, сапоня, кямот , руця, каркс. В нашем саду существует традиция: дети и воспитатели выступают на праздниках. Для проведения праздников нужны были мордовские рубашки. Стали шить сами, просить родителей помочь. Так постепенно пополнятся наш музей новыми материалами. Музей можно назвать «Волшебной машиной времени». Каждый ребенок за короткое время, отведенное на занятие или развлечение, может совершить путешествие в минувший век, десятилетие, увидеть не только прошлое и день сегодняшний, но и заглянуть в будущее, сопоставить , сравнить события разных лет.
- Презентация "Хлеб- в нем наша сила и здоровье" Еремина С.В.
- Тематический план подготовки к 70-летию в Великой Отечественной войне МБДОУ "Зубово-Полянский детский сад №3 "Ручеек" комбинированного вида" на 2013-2015гг
- Презентация "В гостях у бабушки Арины"
- Конспект интегрированного занятия в старшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий
- АНКЕТА (для родителей) по выявлению тревожности у ребёнка.