a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Шейн - Майданский Богородице - Отрадный женский монастырь Симбирской Епархии Ардатовского уезда.

Опубликовано: 2015-10-27 16:52:28

 Шейн - Майданский Богородице - Отрадный женский монастырь возник на месте владельческой усадьбы дворянина Алексея Рафаиловича Федорова близ села Шейн – Майдан и речки Греховой на вершине холма и находился на расстоянии 40 верст от уездного города Ардатов. Свое название получил от села Шейн – Майдан, история которого так же таит в себе немало интересного. Актовые документы свидетельствуют: село возникло в 1688 году и принадлежало боярину, генералиссимусу Алексею Семеновичу Шейну. Некоторое время этим поместьем владела царская семья. Позже оно переходило к разным помещикам, многие из которых продали свои доли, и основная масса земли в 1785 году сконцентрировалась в руках богатых дворян Ижориных – Алексея Алексеевича и Варвары Алексеевны. Жили они в барской усадьбе, окруженной прудами и великолепным садом, в котором сама барыня черешню посадила. Черешня эта, к слову сказать, растет во многих садах жителей села и по сей день.

Сын их, Петр Алексеевич Ижорин, отделил участок земли под каменный храм, возведение которого было одобрено преподобным Серафимом Саровским (годы жизни - 1759-1833). На воплощение замысла в жизнь ушло целых 20 лет. Каменный храм поражал своим архитектурным изяществом и великолепным убранством. Когда дошло до освящения престола, Петр Алексеевич снова отправился к старцу Серафиму в Саров, однако от преподобного он услышал, что «на том месте будет святая обитель». На обратном пути домой он заболел и вскоре умер, а храм остался неосвященным. Владельческая усадьба была приобретена дворянином Рафаилом Федоровым. Он по частям заложил имение в Опекунский совет, попал в долговую кабалу, забросил пустовавший храм.

В 1885 году в Шейн – Майдан прибыл старец Игнатий Вершин, задумавший заложить возле брошенной церкви монастырь. В 1888 году старец избрал в качестве организатора новой общины рясофорную послушницу Феодосию Семеновну Сыпину, прожившую в Чуфарове 15 лет. Однако Федоров выгнал монахинь из имения. Одна часть их переселилась на хутор купца Николая Ивановича Шехабалова при речке Ломатке и Гремячке, а другая - на хутор дворянки Любови Николаевны Скрипициной близ села Шейн – Майдан при речке Крутяков. Феодосия отправилась в паломничество в Иерусалим, где приняла постриг с именем Феофания.

В 1901 году, по предписанию Епископа Симбирского Никанора, Феофания возвращается в Шейн – Майдан и становится настоятельницей женской общины из 29 человек.

В число благотворителей вошли: помещик Алексей Рафаилович Федоров искупивший вину отца перед Богом; дворянин, статский советник, почетный мировой судья Ардатовского уезда Федор Карлович Фонъ Вендрих; дворянка Любовь Николаевна Скрипицина; корнет Николай Петрович Пашенский, живший близ села Шейн – Майдан при речке Вильдим; купец Николай Иванович Шехабалов. Горячими сторонниками устроения монастыря выступили и майданские крестьяне. Собранных средств хватило, чтобы начать реконструкцию храма и заложить келейный корпус. 12 января 1903 года епископ Никанор освятил храм, простоявший пустым 70 лет, в честь иконы Божией Матери «Отрада». Для дальнейшего строительства женского монастыря нужна была более молодая и энергичная настоятельница.

10 марта 1904 года Указом Симбирской Духовной Консистории за №3066 исполняющей должность настоятельницы Шейн – Майданской женской общины назначается Филарета.

Монахиня Филарета родилась в 1855 году. В возрасте 14 лет поступила в Сызранский женский монастырь в число послушниц; облачена в монашеский рясофорь в 1888 году. Указом Симбирской Духовной Консистории за № 809 от 27 января 1898 года определена в должность казначея монастыря. 16 июня 1909 года возведена в сан Игуменьи.

С 1904 по 1911 годы игуменья Филарета построила деревянный храм Казанский, несколько келейных корпусов, сумела обзавестись обширным хозяйством. Занимались скотоводством, разводили породистых лошадей. За отлично – усердные труды настоятельница  награждена золотым наперстным крестом (5 июня 1911г.).

 За время своего управления с 1904 по 1926 годы игуменья Филарета сумела привести обитель в самое цветущее состояние. Из ведомости о монашествующих Шейн – Майданского Богородице – Отрадного женского монастыря Симбирской Епархии Ардатовского уезда за 1916 год видно, что число сестер общины было 85 человек. Вот имена монашествующих лиц:

  1. Настоятельница игуменья Филарета, 61 год, пострижена 1 августа 1895 г.
  2. Казначея монахиня Поликсения, 60 лет, пострижена 23 августа 1909 г.
  3. Благочинная монахиня Платонида, 60 лет, пострижена 10 ноября 1909 г.
  4. Монахиня Феофания, 66 лет, пострижена 10 ноября 1909 г.
  5. Монахиня Евсевия, 50 лет, пострижена 10 ноября 1909 г.
  6. Монахиня Евфалия, 61 год, посрижена 10 ноября 1909 г.
  7. Монахиня Маргарита, 62 года, пострижена 27 декабря 1909 г.
  8. Монахиня Афанасия, 70 лет, пострижена 24 июля 1915 г.
  9. Монахиня Нина, 42 года, пострижена 6 сентября 1915 г.
  10. Монахиня Серафима, 44 года, пострижена 6 сентября 1915 г.
  11. Монахиня Ангелина, 46 лет, пострижена 6 сентября 1915 г.
  12. Монахиня Магдалина, 80 лет, пострижена 6 сентября 1915 г.

Число послушниц – 5 человек. Рясофорные послушницы – 29 человек. Послушницы, проживающие по паспортам – 39 человек.

В обители каждодневно отправляются церковные службы по общему уставу церкви; кроме общего богослужения отправляются также утренние и вечерние правила. В праздничные и воскресные дни после богослужения проводятся чтения из религиозно – нравственных книг, статей поучительного характера.

Согласно ведомости Шейн – Майданского Богородице – Отрадного женского общежительного монастыря за 1916 год, приход составил наличными 10072 рубля 57 копеек и билетами 3312 рублей 67 копеек. Самый большой приход составили:

  1. В пользу монастыря – 6528 р. 80 к.
  2. От продаж скота и хлеба – 576 р.
  3. На украшение храма – 475 р.
  4. От продажи просфор – 377р.
  5. Проскомидных, молебных и панихидных – 258 р. 61 к.
  6. От продажи свечей – 255 р.

Расход за 1916 год составил:

  1. Уплачено месячное жалование священнику – 300 р.
  2. На покупку восковых свечей, вина, ладана, деревянного масла и муки для печения просфор – 399 р. 25 к.
  3. На содержание и ремонт церкви – 475 р.
  4. На жалование рабочим – 771 р.
  5. На одежду, обувь, чай и сахар – 833 р. 60 к.
  6. На покупку дров, пилку и колотье – 552 р. 50 к.
  7. На содержание и ремонт монастыря – 562 р. 86 к.
  8. За аренду земли и проценты – 287 р.
  9. На заготовление клировых – бланок и других бумаг и марок – 29 р.
  10. На освещение и другие потребности – 902 р. 97 к.
  11. На проезд по делам монастыря – 59 р.
  12. На трапезу – 618 р. 85 к.
  13. На покупку хлеба – 201 р.
  14. На покупку земли, за  купчую крепость и на покупку монастырских принадлежностей – 1087 р. 20 к.
  15. На материал для рукоделия – 77 р. 54 к.
  16. Вложено по сберегательной книжке – 2600 р.

 В 1918 году последовали первые реквизиции, затем община, пытавшаяся сохранить себя, заявила о готовности структурироваться в артель. В 1919 году община реорганизовалась в трудовую коммуну. Многие монахини и послушницы вышли из монастыря. Хозяйство коммуны вела бывшая настоятельница Шейн – Майданского женского монастыря Филарета и 28 монахинь. В хозяйстве имелось 67 десятин земли, 7 десятин лугов и сада, несколько десятин леса, 4 рабочих лошади, 5 голов крупного рогатого скота и пасека. В 1926 году, несмотря на успехи, власти насильственно выдворяют игуменью Филарету и монахинь. Шейн – Майданский монастырь был почти полностью уничтожен, а последние оставшиеся строения были заняты школой крестьянской молодежи (ШКМ, 1926 год). Храм, построенный дворянином Петром Алексеевичем Ижориным и освященный епископом Никанором в честь иконы Божией Матери «Отрада» был взорван с третьей попытки в 1931 году. Второй храм, Казанский, построенный игуменией Филаретой, реконструировали для проведения культурно-массовых мероприятий.

На сегодняшний день о существовании Шейн – Майданского Богородице – Отрадного женского монастыря напоминает лишь старый дом, где располагались кельи, и Монастырский родник, выкопанный руками одной из его послушниц…

 Учитель истории: Бухаркин А. П.

Коментарии
Ерена написано 2017-12-25 13:09:53
3 года как идет возраждение обители многочего построено, а на сайте как обычно все обрываеься на развалинах
Ответить

Оставить комментарий: