Шейн - Майданский Богородице - Отрадный женский монастырь Симбирской Епархии Ардатовского уезда.
Шейн - Майданский Богородице - Отрадный женский монастырь возник на месте владельческой усадьбы дворянина Алексея Рафаиловича Федорова близ села Шейн – Майдан и речки Греховой на вершине холма и находился на расстоянии 40 верст от уездного города Ардатов. Свое название получил от села Шейн – Майдан, история которого так же таит в себе немало интересного. Актовые документы свидетельствуют: село возникло в 1688 году и принадлежало боярину, генералиссимусу Алексею Семеновичу Шейну. Некоторое время этим поместьем владела царская семья. Позже оно переходило к разным помещикам, многие из которых продали свои доли, и основная масса земли в 1785 году сконцентрировалась в руках богатых дворян Ижориных – Алексея Алексеевича и Варвары Алексеевны. Жили они в барской усадьбе, окруженной прудами и великолепным садом, в котором сама барыня черешню посадила. Черешня эта, к слову сказать, растет во многих садах жителей села и по сей день.
Сын их, Петр Алексеевич Ижорин, отделил участок земли под каменный храм, возведение которого было одобрено преподобным Серафимом Саровским (годы жизни - 1759-1833). На воплощение замысла в жизнь ушло целых 20 лет. Каменный храм поражал своим архитектурным изяществом и великолепным убранством. Когда дошло до освящения престола, Петр Алексеевич снова отправился к старцу Серафиму в Саров, однако от преподобного он услышал, что «на том месте будет святая обитель». На обратном пути домой он заболел и вскоре умер, а храм остался неосвященным. Владельческая усадьба была приобретена дворянином Рафаилом Федоровым. Он по частям заложил имение в Опекунский совет, попал в долговую кабалу, забросил пустовавший храм.
В 1885 году в Шейн – Майдан прибыл старец Игнатий Вершин, задумавший заложить возле брошенной церкви монастырь. В 1888 году старец избрал в качестве организатора новой общины рясофорную послушницу Феодосию Семеновну Сыпину, прожившую в Чуфарове 15 лет. Однако Федоров выгнал монахинь из имения. Одна часть их переселилась на хутор купца Николая Ивановича Шехабалова при речке Ломатке и Гремячке, а другая - на хутор дворянки Любови Николаевны Скрипициной близ села Шейн – Майдан при речке Крутяков. Феодосия отправилась в паломничество в Иерусалим, где приняла постриг с именем Феофания.
В 1901 году, по предписанию Епископа Симбирского Никанора, Феофания возвращается в Шейн – Майдан и становится настоятельницей женской общины из 29 человек.
В число благотворителей вошли: помещик Алексей Рафаилович Федоров искупивший вину отца перед Богом; дворянин, статский советник, почетный мировой судья Ардатовского уезда Федор Карлович Фонъ Вендрих; дворянка Любовь Николаевна Скрипицина; корнет Николай Петрович Пашенский, живший близ села Шейн – Майдан при речке Вильдим; купец Николай Иванович Шехабалов. Горячими сторонниками устроения монастыря выступили и майданские крестьяне. Собранных средств хватило, чтобы начать реконструкцию храма и заложить келейный корпус. 12 января 1903 года епископ Никанор освятил храм, простоявший пустым 70 лет, в честь иконы Божией Матери «Отрада». Для дальнейшего строительства женского монастыря нужна была более молодая и энергичная настоятельница.
10 марта 1904 года Указом Симбирской Духовной Консистории за №3066 исполняющей должность настоятельницы Шейн – Майданской женской общины назначается Филарета.
Монахиня Филарета родилась в 1855 году. В возрасте 14 лет поступила в Сызранский женский монастырь в число послушниц; облачена в монашеский рясофорь в 1888 году. Указом Симбирской Духовной Консистории за № 809 от 27 января 1898 года определена в должность казначея монастыря. 16 июня 1909 года возведена в сан Игуменьи.
С 1904 по 1911 годы игуменья Филарета построила деревянный храм Казанский, несколько келейных корпусов, сумела обзавестись обширным хозяйством. Занимались скотоводством, разводили породистых лошадей. За отлично – усердные труды настоятельница награждена золотым наперстным крестом (5 июня 1911г.).
За время своего управления с 1904 по 1926 годы игуменья Филарета сумела привести обитель в самое цветущее состояние. Из ведомости о монашествующих Шейн – Майданского Богородице – Отрадного женского монастыря Симбирской Епархии Ардатовского уезда за 1916 год видно, что число сестер общины было 85 человек. Вот имена монашествующих лиц:
- Настоятельница игуменья Филарета, 61 год, пострижена 1 августа 1895 г.
- Казначея монахиня Поликсения, 60 лет, пострижена 23 августа 1909 г.
- Благочинная монахиня Платонида, 60 лет, пострижена 10 ноября 1909 г.
- Монахиня Феофания, 66 лет, пострижена 10 ноября 1909 г.
- Монахиня Евсевия, 50 лет, пострижена 10 ноября 1909 г.
- Монахиня Евфалия, 61 год, посрижена 10 ноября 1909 г.
- Монахиня Маргарита, 62 года, пострижена 27 декабря 1909 г.
- Монахиня Афанасия, 70 лет, пострижена 24 июля 1915 г.
- Монахиня Нина, 42 года, пострижена 6 сентября 1915 г.
- Монахиня Серафима, 44 года, пострижена 6 сентября 1915 г.
- Монахиня Ангелина, 46 лет, пострижена 6 сентября 1915 г.
- Монахиня Магдалина, 80 лет, пострижена 6 сентября 1915 г.
Число послушниц – 5 человек. Рясофорные послушницы – 29 человек. Послушницы, проживающие по паспортам – 39 человек.
В обители каждодневно отправляются церковные службы по общему уставу церкви; кроме общего богослужения отправляются также утренние и вечерние правила. В праздничные и воскресные дни после богослужения проводятся чтения из религиозно – нравственных книг, статей поучительного характера.
Согласно ведомости Шейн – Майданского Богородице – Отрадного женского общежительного монастыря за 1916 год, приход составил наличными 10072 рубля 57 копеек и билетами 3312 рублей 67 копеек. Самый большой приход составили:
- В пользу монастыря – 6528 р. 80 к.
- От продаж скота и хлеба – 576 р.
- На украшение храма – 475 р.
- От продажи просфор – 377р.
- Проскомидных, молебных и панихидных – 258 р. 61 к.
- От продажи свечей – 255 р.
Расход за 1916 год составил:
- Уплачено месячное жалование священнику – 300 р.
- На покупку восковых свечей, вина, ладана, деревянного масла и муки для печения просфор – 399 р. 25 к.
- На содержание и ремонт церкви – 475 р.
- На жалование рабочим – 771 р.
- На одежду, обувь, чай и сахар – 833 р. 60 к.
- На покупку дров, пилку и колотье – 552 р. 50 к.
- На содержание и ремонт монастыря – 562 р. 86 к.
- За аренду земли и проценты – 287 р.
- На заготовление клировых – бланок и других бумаг и марок – 29 р.
- На освещение и другие потребности – 902 р. 97 к.
- На проезд по делам монастыря – 59 р.
- На трапезу – 618 р. 85 к.
- На покупку хлеба – 201 р.
- На покупку земли, за купчую крепость и на покупку монастырских принадлежностей – 1087 р. 20 к.
- На материал для рукоделия – 77 р. 54 к.
- Вложено по сберегательной книжке – 2600 р.
В 1918 году последовали первые реквизиции, затем община, пытавшаяся сохранить себя, заявила о готовности структурироваться в артель. В 1919 году община реорганизовалась в трудовую коммуну. Многие монахини и послушницы вышли из монастыря. Хозяйство коммуны вела бывшая настоятельница Шейн – Майданского женского монастыря Филарета и 28 монахинь. В хозяйстве имелось 67 десятин земли, 7 десятин лугов и сада, несколько десятин леса, 4 рабочих лошади, 5 голов крупного рогатого скота и пасека. В 1926 году, несмотря на успехи, власти насильственно выдворяют игуменью Филарету и монахинь. Шейн – Майданский монастырь был почти полностью уничтожен, а последние оставшиеся строения были заняты школой крестьянской молодежи (ШКМ, 1926 год). Храм, построенный дворянином Петром Алексеевичем Ижориным и освященный епископом Никанором в честь иконы Божией Матери «Отрада» был взорван с третьей попытки в 1931 году. Второй храм, Казанский, построенный игуменией Филаретой, реконструировали для проведения культурно-массовых мероприятий.
На сегодняшний день о существовании Шейн – Майданского Богородице – Отрадного женского монастыря напоминает лишь старый дом, где располагались кельи, и Монастырский родник, выкопанный руками одной из его послушниц…
Учитель истории: Бухаркин А. П.