Консультация для родителей "Ребенок Левша". Воспитатель первой квалификационной категории Семичева Татьяна Борисовна
Мы живем в мире правшей и долгое время главной причиной давления на левшей была тревога за их социальную адаптацию в мире, где все технические средства рассчитаны на праворуких людей. Многие родители переучивали детей, так как боялись, что в дальнейшем это помешает приобретению профессии. Доставалось левшам и от учителей, которые строго следовали установке - всем писать только правой рукой, а леворуких детей переучивать. Тем не менее, несколько лет назад ученые отметили: "Число леворуких детей увеличивается в последние годы. Это связано с тем, что родители, педагоги перестали переучивать детей с левой руки на правую". Теперь большинство людей понимает, что никакой патологии тут нет, так уж распорядилась природа. Чем отличается мозг человека-левши от мозга правши? Мозг взрослого человека состоит из правого и левого полушарий. Каждое из которых - не зеркальное отображение другого, а необходимое дополнение к другому. В одном и в другом полушарии сосредоточены совершенно различные центры жизнедеятельности человека. Например, левое – отвечает за речь и абстрактное мышление, правое – за музыкальное и художественное творчество, образное мышление. При доминировании левого полушария испытывается счастье и наслаждение, при доминировании правого – страх и печаль. Как праворукость, так и леворукость объясняются тем, что существует перекрест нервных путей, протянувшихся от конечностей к полушариям мозга. При доминировании левого полушария, ведущей, как правило, является правая рука, при доминировании правого полушария - левая. У третьей части людей ни одно из полушарий не доминирует.
Левое полушарие
1. Конкретное мышление 2. Математическте вычисления 3. Сознательное 4. Правая рука 5.Речь 6. Правый глаз 7.Чтение и письмо 8. Двигатеньная сфера
Правое полушарие
1. Абстрактное мышление 2. Образная память 3. Бессознательное 4. Левая рука 5.Ритм, восприятие музыки, интонации 6. Левый глаз 7. Ориентировка в пространстве 8. Чувственная сфера
Интересные факты о левом и правом полушарии мозга. Было замечено, что более взрослые дети намного эффективней воспроизводят услышанное ранее слово, если его анализ выполнялся непосредственно левым полушарием. Звуковые образы названий предметов хранятся в левом полушарии, а сами названия в правом. Есть предположение, что левое полушарие совсем не интересуют запахи, и вся информация, касающаяся обоняния обрабатывается правым полушарием. При достаточном темпе развития речи у ребёнка левое полушарие обязательно начинает пресекать всякие попытки помощи правого собрата в лингвистических проблемах. За наличие чувства юмора, в большей степени отвечает именно левое полушарие нашего мозга. Работа правого полушария осуществляется автоматически, по заранее заданным программам, а левое произвольно управляет психическими процессами, принимает решение по любым вопросам, а правое ему подчиняется. Левому полушарию нужно всего 2 года на усвоение грамматики языка. Правое трудится над освоением иностранного языка всю жизнь. Правое полушарие главным образом отвечает за прошлое, а левое за будущее, и больше того – занято планированием текущей и намеченной на будущее деятельности. Как узнать левша ребенок или правша? Как же определить левша или правша ваш ребенок? В последнее время выявлено достаточное количество способов, с помощью которых легко и просто любой желающий может определить к какому типу человека относится ваш ребенок. Итак попробуйте следующие способы: - Если ребенок совсем маленький, то тестом для определения ведущей руки у младенца будет наблюдение за тем какой рукой он тянется к погремушкам, весящим перед ним, берет игрушку. - Попросите ребенка скрестить руки на груди в "позе Наполеона". Какая рука от локтя до запястья окажется сверху, та и является ведущей. Если ребенок попробует поменяете позиции рук, то испытает неудобство, так как он либо левша, либо правша. - Ребенок переплетает несколько раз подряд пальцы рук. Большой палец какой руки окажется сверху, та и является ведущей при выполнении мелких движений. -Посмотрите, какая рука сверху у ребенка, когда он аплодирует. -Обратите внимание на величину луночки ногтя большого пальца и мизинца, а также на венозную систему на руках. У ведущей руки луночка больше, а вены - крупнее. - Ведущей ногой является та, которой ребенок отталкиваетесь при прыжке. - Дайте ребенку карандаш или фломастер посмотрите какой рукой он будет писать или рисовать. Часто у многих детей эти тесты не совпадают. Это говорит о том, что у них оба полушария речевые и что они парциальные (частичные) левши. Бывает и так, что у человека абсолютно одинаковые тесты для обеих рук. Это довольно редкое явление. Таких людей называют амбидекстрами и они мастера на все руки. Амбидекстром был Леонардо да Винчи. Его пример подтверждает гипотезу: умение владеть левой рукой точно так же, как правой, способствует гармоничному развитию обоих полушарий мозга. Какие выводы сделали ученые о леворуких детях. В настоящее время физиологи, психологи, педагоги единодушно утверждают: переучивание ребёнка калечит его нервную систему, губительно сказывается на здоровье и адаптации в современном мире. Если насильно переучивать левшей (другими словами – принудительно изменять сложившуюся систему работы головного мозга), то это, как правило, приведет к серьёзным негативным последствиям: -у ребенка появится раздражительность, капризность, плаксивость, -нарушения сна, -потеря аппетита, -регулярные головные боли, -жалобы на усталость в правой руке, -повышенная утомляемость, -снижение работоспособности.