a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Инновационный опыт Голдеевой Е. Г., учителя – логопеда МБДОУ «Зубово – Полянский детский сад № 1 «Сказка» комбинированного вида» «Применение современных здоровьесберегающих технологий в работе учителя – логопеда со старшими дошкольниками»

Опубликовано: 2015-11-01 18:55:12

Документы для скачивания

Приложение к инновационному опыту работы Голдеевой Е. Г. учителя- логопеда МБДОУ « Зубово- Полянский детский сад №1 «Сказка» комбинированного вида» Конспект интегрированной учебно – игровой коррекционно – развивающей деятельности в старшей группе с применением здоровьесберегающих технологий                                     Тема: «Космическое путешествие»  Цель: обобщение и закрепление знаний детей по лексической теме: «Космос»;   закрепление чёткого произнесения и различения свистящих, шипящих и сонорных звуков в самостоятельной речи; деление слов на слоги; формирование и  совершенствование грамматического строя речи: отработка единственного и множественного числа имен существительных в именительном падеже; образование относительных прилагательных; образование сложных слов; развитие фонематического восприятия, внимания, памяти, логического мышления, дыхания, общей, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением; воспитание чувства ответственности, взаимопомощи, сопереживания, сплочённости, самостоятельности. Здоровьесберегающие технологии: релаксация, ароматерапия, координация речи с движением, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, Су – Джок терапия, пальчиковая гимнастика, логоритмика, физкультминутка. Оборудование: предметные картинки, телеграмма с текстом, макет рации, наушники, муляжи космической еды в виде зубных паст( наборы разных соков) , музыка: звуки леса, весны, космический танец, лес: макеты сосен, елей, аромат сосны, Су – Джок мячики, воздушные шары, «метеориты», звёздочки( для танца) , большие буквы, магнитная доска, макеты планет, ракеты, звёзд, звездолёт, звёзды с заданиями. Ход КРД I. Организационный момент Дети заходят в зал, встают полукругом. -   Поздоровайтесь с гостями,   Улыбнитесь всем вокруг,   Руку дайте другу слева   И скорей вставайте в круг. ( Дети с логопедом встают в круг) II. Минута релаксации  ( Звучит запись “Звуки весны”) -   Какой сегодня чудесный день! Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне и друг другу. Как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя доброту и красоту этого дня. А выдохните через рот все обиды и огорчения. ( Дети делают вдох и выдох три раза) . ( Дети садятся на «ракету») III. Постановка цели КРД. ( Звучат тревожные позывные) . ( Возле пианино стоит стол с рацией и наушниками. Логопед берёт наушники, садится за импровизированную рацию, принимает позывные. ) - Ребята, только что  поступили  тревожные позывные жителей планеты Барбареллы. Послушайте сообщение: «Дети Земли! На нашу планету обрушилось огромное горе! Мы, добрые человечки с планеты Барбарелла, просим вас о помощи. Раньше мы учились в школе Дружбы и несли вахту на Командном пункте, оберегая Дружбу и Добро во всей Вселенной. А недавно на нас напал злой Робот с Далёкой планеты. Он заколдовал наших жителей и лишил их Дружбы и Доброты: они стали злыми, угрюмыми, перестали улыбаться, приглашать друг друга в гости и дружить. Ребята, пожалуйста, помогите расколдовать жителей нашей планеты и вернуть им радостное настроение, Дружбу и Добро! Жители планеты Барбарелла ». - Ребята, поможем барбарикам? ( Да) . А для этого нужно выполнить несколько заданий. За каждое правильно выполненное задание вы будете получать по букве. Из этих букв в конце вы сложите слово. Оно и поможет барбарикам расколдовать жителей Барбареллы. - Но чтобы попасть на Барбареллу, нам нужно стать космонавтами и совершить космическое путешествие. Вы готовы? ( Да) . - Полёт наш будет долгим и трудным. Нужно быть внимательными, дисциплинированными, сильными и выносливыми. На чём мы полетим в космос? ( На ракете) . IV. Основная часть. - Для того, чтобы мы смогли совершить этот необычный полёт, нам нужно подготовиться: пройти специальную тренировку в Звёздном городке. За мной, шагом марш! Левой! Левой! Раз, два, три! ( Дети встают и за логопедом «змейкой» идут по залу) ( Воспитатель ставит в зал макеты сосен и ёлок) 1. Ароматерапия( Запах сосны) - Ребята! А где мы очутились? Посмотрите вокруг. По каким признакам догадались? Как замечательно в сосновом бору! Недаром космонавты отдыхают здесь, дышат сосновым ароматом, заряжаются энергией. - Попробуем и мы закрыть глаза и насладиться сосновым ароматом: вдох через нос, выдох через рот, ещё раз. ( 2- 3 раза) Чувствуете, как бодрит? Молодцы! 2. Развитие общеразвивающих движе ний. - Каждый день космонавты закаливают свой организм: делают зарядку, умываются холодной водой и разминают все мышцы. Чтобы в космос полететь, ( Шаг марша) Надо силу поиметь, Будем мы тренироваться, Будем силы набираться. Раз, два, три- ( Приседания) Присядем мы! Раз, два – руки согнуть, ( Сгибание и разгибание рук к пле чам, пальцы сжимать в кулаки) Три, четыре – разогнуть. Много раз я отожмусь( И. п. – лёжа на животе, руки п од грудью. Выпрямлять Утром на зарядке, поднимая верхнюю часть И руками оттолкнусь, ту ловища, и возвращаться в И. п. ) Будет всё в порядке. Я, как лодочка, лежу, ( И. п. – лёжа на животе, руки сцеплены в «замок». Спинку напрягаю П однимать руки и ноги, покачиваясь вперед- назад) И качаюсь на волнах, Силы сохраняю. 3. Артикуляционная гимнастика- Космонавты говорят чётко, внятно, а помогают им в этом упражнения для языка. Выполним эти упражнения: «Качели»( 8- 10 секунд) ; «Часы»( 8- 10 секунд) ; «Мотор»- Дрррррр. Отлично! 4. Гимнастика для пальцев. ( Воспитатель и логопед раздают детям Су – Джок мячики) - Космонавты тренируют пальцы рук с помощью специальных тренажёров. В руки мячик мы возьмём и разминку проведём. Будем мячик по ладоням катать, свои пальцы укреплять. - Положите мячики в коробку. 5. Пальчиковая гимнастика «Телескоп»- А ещё космонавты в свободное от тренировок время любят смотреть на звёздное небо через телескоп. Посмотрю сейчас на небо( Дети смотрят через сложенные пальцы обеих рук( «телескоп» правым глазом) Я в огромный телескоп И увижу то, что раньше( Смотрят через сложенные пальцы обеих рук левым гла Я увидеть бы не смог Вижу звёзды и планеты, ( Загибают по очереди пальцы на руке, перечисляя увиденное) Астероиды, кометы, Вижу спутники планет. Жаль, летающих тарелок( Смотрят в «телескоп» правым глазом) В этом телескопе нет. ( Смотрят в «телескоп» левым глазом) - Молодцы! Можно отправляться к стартовой площадке. За мной шагом марш! …( Дети по очереди подходят к столу, берут «шлемы») Стой! Раз, два! Сейчас мы совершим полёт в космос! ( Подходят к макету ракеты) 7. Игра: «Запуск ракеты»: - К запуску космического корабля приготовиться! ( Вытягивает руки вперед, кисти сжаты в кулаки, большие пальцы подняты вверх) . - Есть, приготовиться! ( Повторяют его движения) . - Включить контакты! ( Соединяет большие пальцы рук) . - Есть, включить контакты! - Завести мотор! - Есть, завести мотор! ( Круговые движение кулачками один вокруг другого и произносят звук «р», в это время логопед начинает обратный отсчет) . Все: 5, 4, 3, 2, 1, ПУСК! ( Сомкнутые руки вверх) . 8.    Упражнение «Невесомость»( под музыку) . ( Дети, как бы «плавая» руками, расходятся по залу) - Мы находимся в состоянии невесомости. Невесомость – это такое состояние, когда и космонавты, и вещи ничего не весят и плавают, как рыбки в аквариуме. В невесомости плывём Мы под самым потолком. ( Дети, стоя на месте на одной ноге, имитируют движения тела в состоянии невесомости, делая медленные подъёмы рук в стороны – вверх с выносом прямой ноги в различных направлениях. Упражнение повторяется при смене ноги) . 9. Игра с «метеоритом». – Внимание, впереди сверкает звезда и первое задание. ( Логопед подходит к первой звезде, снимает её и читает задание) Опасность! Мы в зоне метеоритов! Чтобы благополучно преодолеть ее, мы должны включить противометеоритную защиту и отбросить метеориты. ( Дети встают в круг) . - Я буду называть один предмет и бросать метеорит, а вы будете называть много предметов и отбрасывать метеорит назад. Слова: звезда, космонавт, спутник, комета, планета, ракета. - С заданием справились и вот вам первая буква. ( Даётся буква «Д» и ребёнок вывешивает её на магнитную доску) . 10.    Игра «Четвертый лишний». – Появилась вторая звезда и второе задание. Входим в зону турбулентности. Занять свои кресла! ( Дети садятся на «ракету») . Внимание! Внимание! Говорит центр управления полетами. Опасность перегрузки! Необходимо обнаружить и избавиться от  балласта. ( Аудиозапись голоса) Солнце, Луна, звезда, лампа Марс, Земля, ракета, Сатурн Ракета, спутник, луноход, самолет. - С этим заданием вы также справились и вот вам 2- ая буква. ( Даётся буква: «Ж») 11. Игра: «Составь слово». – Видна третья звезда и вас ждёт третье задание. В центр управления полетами необходимо передать информацию о космических объектах. Я буду называть 2 слова, а вы из 2 слов составьте одно. ( Ходит по луне- луноход, летает к звёздам- звездолет, звёзды падают- звездопад, длинный хвост- длиннохвостая, много ступеней- многоступенчатая) . - Это задание вы тоже выполнили и вот вам следующая буква. ( Даётся буква «У») Физкультминутка Весь сверкает небосвод, Звёзды водят хоровод. ( Дети берут со скамейки звёздочки, строятся в ряд возле скамейки) Танец «звёзд»( Дети кладут звёзды на скамейку и садятся) 12. Игра: «Пирамида». – А вот и четвёртая звезда и 4- ое задание. Космонавты очень долго находятся в полете, а чем они занимаются на корабле? - Вот и я вам предлагаю поработать. Давайте наведем порядок в багажном отделении. Каждая вещь должна лежать на своем месте. Разложим вещи по количеству слогов. На 1- ую полку кладутся предметы с 1- им слогом, на 2- ую – с 2- мя слогами, на 3- ю – с 3 слогами. - И с этим заданием вы справились. ( Даётся буква «Р») 13. Игра: «Какой сок? ». – Впереди появилась пятая звезда и 5- ое задание. - Вы хорошо поработали, предлагаю подкрепиться. На борту космического корабля космонавты едят особую пищу. Все продукты находятся в специальной упаковке. Подходите и выбирайте себе сок по вкусу. Расскажите, какой сок вы любите? ( Я люблю томатный сок и т. д. ) - Это задание вы также верно выполнили. ( Даётся буква «А») 14. Игра: «Будь внимательным! ». – А вот и последняя, шестая звезда. Читаю задание: Космос приветствует нас. Послушайте, как планеты разговаривают между собой, нужно повторить их разговор:   за- жа- жа,   су- шу- су,   зо- зо- жи,   ши- ши – си,   су- шу- су- шу,   зу- жу- зу – жу- И с последним заданием вы тоже справились. ( Даётся последняя буква «Б») . 15. Составление слова из букв. – Теперь вы должны сложить из букв слово и расколдовать жителей планеты Барбарелла. ( Дети выкладывают слово «Дружба» на магнитной доске, читают его) . V. Итог КРД. ( Звучит космическая музыка и в зал на звездолёте прилетают двое детей, переодетых в инопланетян с планеты Барбарелла) . - Здравствуйте, ребята! Мы, барбарики, прибыли к вам с планеты Барбарелла. Очень вам благодарны за спасение жителей нашей планеты. Теперь у нас опять поселилось Добро, Радость, Мир и Дружба! Вы нам очень помогли и мы хотим с вами подружиться. Давайте станцуем вместе танец Дружбы. ( Барбарики вместе с детьми танцуют танец «Дружба». Затем дети садятся, а барбарики подходят к звездолёту, берут в руки шары. ) - Спасибо вам, ребята, а на память о нашей встрече мы дарим вам воздушные шары, чтобы вы были всегда быстрыми и лёгкими на подъём, если где- то случилась беда, как эти шары. ( Барбарики раздают детям воздушные шары) . - А сейчас нам пора. Прилетайте к нам ещё! Пока! ( Барбарики улетают на свою планету) . 2. – Дети, нам тоже пора. Пристегнитесь, поворачиваем домой…. - 1- 2- 3- 4- 5! Вот и дома мы опять! - Понравилось вам путешествие? Что интересного вы запомнили? А мне понравилось, как вы работали и я желаю вам, чтобы вы стремились вверх к знаниям, умениям и достигали вершин в любом деле. До свидания!

Инновационный опыт Голдеевой Е. Г. , учителя – логопеда МБДОУ « Зубово – Полянский детский сад № 1 «Сказка» комбинированного вида» «Применение современных здоровьесберегающих технологий в работе учителя – логопеда со старшими дошкольниками» «Здоровый дух в здоровом теле – вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире» Джон Локк 1. Актуальность и перспективность опыта В последние годы проблема сохранения и укрепления здоровья детей становится особенно актуальной. Неправильное питание, малоподвижный образ жизни, плохая экология, стрессы, связанные с неблагополучной экономической обстановкой в стране, и другие факторы являются основными причинами ухудшения здоровья детей. Сохранение и укрепление здоровья детей в процессе воспитания и обучения- одна из важнейших задач, стоящих перед учителем- логопедом. Для детей с наруш ениями речи это очень важно, так как эти дети соматически ослаблены, имеют хронические заболевания и нарушения в эмоционально- волевой сфере. Для них характерна недостаточная сформированност ь слухоречевой памяти, внимания и мышления, пространс твенной и временной ориентировки, нарушение в артикуляционной, мелкой и о бщей моторике. Многие дети быстро утомляются, их действия нецеленаправленны, поскольку, как правило, у них выявлено наличие сопутствующей патологии, в основном, со стороны центра льной нервной системы и ЛОР- органов. В связи с этим особо значимым становится вопрос о примен ении наряду с традиционной системой методов и приёмов в логопедической практике здоровьесберегающих технологий для оптимизации процесса коррекции речи и оздоровления организма ребенка. Такая интеграция в логопедической работе способствует не только улучшению качества в коррекции речи дошкольников, но и поддержанию и обогащению здоровья детей, созданию условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребёнка. Итак, актуальность использования здоровьесберегающих технологий в работе учителя- логопеда: значительно улучшается  результативность коррекционной работы; применяются разнообразные приемы и ме тоды; повышаются адаптивные возможности детского организма( активизируются защитные свойства организма, повышается устойчивость к заболеваниям) ; данные технологии способствуют оздоровлению детей, ведь качественное развитие, обучение и воспитание детей невозможно бе з внимания к сохранению и обогащ ению  здоровья. 2. Условия формирования опыта Одним из главных направлений в развитии нашего общества является сохранение здоровья детей. По данным Всемирной Организации Здравоохранения( ВОЗ) , состояние здоровья детей с каждым годом понижается. Как результат, повышается процент детей с речевыми нарушениями. Следовательно, возрастает значимость сохранения здоровья детей. Проблема приобщения детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни озвучена авторами многих программ. В соответствии с ФГОС, утверждённому приказом Минобрнауки России от 17. 10. 2013 г. № 1155, содержание образовательной области “Здоровье” направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы здорового образа жизни. Поэтому одна из важнейших задач логопедической работы – создание такой коррекционно –образовательной системы, которая не только бы сохраняла здоровье ребёнка, но и“ приумножала ” бы его. Этому и способствуют здоровьесберегающие технологии. 3. Теоретическая база опыта     Теоретические основы укрепления и сохранения здоровья детей в современном дошкольном учреждении строятся на новых научных подходах.   На важность взаимосвязи речевого и психофизического развития  указывают авторы М. Ф.   Фомичева,   Н. Л.   Крылова, Ю. Ф. Гаркуша, Н. Я. Ларионова, Т. А. Ткаченко, Г. К. Селевко и др. Научные работы последних лет В. Ф. Базарного, М. М. Безруких, В. И. Ковалько, Г. К. Зайцева, Т. С. Овчинниковой, А. Г. Швецова и др. посвящены теоретическому обоснованию и внедрению в воспитательно- образовательный процесс дошкольных образовательных учреждений здоровьесберегающих технологий. Н. К. Смирнов даёт следующее определение: « Здоровьесберегающие технологии- это все те психолого- педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на формирование у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности». Ряд исследователей И. В. Дубровина, Е. Н. Дзятковская и др. под « здоровьесберегающей технологией» понимают такую методическую систему( цель образования, его содержание, методы, контроль результатов) , которая целенаправленно решает задачи информационно- психологической безопасности и развития детей( чувственно- эмоционального, физического, интеллектуального, личностного, духовно- нравственного) , как педагогических предпосылок здоровья ребенка. Существуют различные мнения, различные понятия. Но когда ты впервые слышишь сочетание « здоровьесберегающие технологии» и вспоминаешь своих маленьких воспитанников, в голове формируется свое собственное определение. Исходя из этого, я считаю, что здоровьесберегающие технологии можно определить как науку, искусство и обязанность так обучать и воспитывать детей, чтобы они выросли здоровыми, умными и счастливыми. На основании анализа научной литературы мной были выделены следующие теоретические подходы в работе со здоровьесберегающими технологиями: - системный – тесное взаимодействие разных специалистов всех уровней системы образования и всех субъектов образовательного процесса; - комплексный – использование различных средств, методов и приёмов при организации здоровьесберегающей деятельности; - индивидуальный – учёт возможностей и потребностей каждого ребёнка; - позитивный – смещение акцента от исправления нарушений в развитии и состоянии здоровья ребёнка на формирование ресурсного потенциала личности, способствующей формированию позитивного отношения к своему здоровью; - экзистенциально – гуманистический – признание активной роли самого ребёнка в сохранении здоровья. В работе по применению здоровьесберегающих технологий при коррекции речи детей старшего дошкольного возраста я опираюсь на следующие принципы: - систематичность и последовательность в организации здоровьесберегающего процесса; - гуманизация: приоритет личностного, индивидуального развития ребёнка в организации педагогического процесса ДОУ; - педагогическая поддержка: помощь педагога ребёнку, испытывающему трудность, снятие эмоциональной напряжённости и дискомфорта. В своей работе я использую опыт коллег и следующую методическую литературу: 1. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие – М. ; Сфера, 2008. 2. Маханева М. Д. Воспитание здорового ребёнка/ / Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. – М. : АРКТИ, 1999. 3. Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста( 3- 7 лет) . – М. : ВЛАДОС, 2002. 4. Л. В. Радионова « Здоровьесберегающие технологии в дошкольных образовательных учреждениях»- Нижневартовск, 2011 г. 5. Утробина К. К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 5- 7 лет. – М. , 2006. 6. Оздоровительный комплекс в детском саду: бассейн – фито бар – сауна/ Методическое пособие/ / П од ред. Б. Б. Егорова. – М. , 2004. 7. Рунова М. А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. – М. : Мозаика – Синтез, 2002. 8. Каралашвили Е. А. Физкультурная минутка/ Динамические упражнения для детей 6- 10 лет. – М. , 2002. 9. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально- ориентированный подход/ / Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С. 21 – 28. 10. Алямовская В. Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении/ В. Г. Алямовская/ / Дошкольное образование. — 2004. — №17- 24. 11. Зедгенидзе В. Я. Формирование здоровья ребенка/ В. Я. Зедгенидзе/ / Современный детский сад. — 2007. — №1. 12. Кучма В. Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий. — М. , 2001. 13. Назаренко Л. Д. Оздоровительные основы физических упражнений. — М. , 2002. 14. Педагогика и психология здоровья/ П од ред. Н. К. Смирнова. — М. : АПКиПРО, 2003. 15. СергиенкоТ. Е. Работа с педагогами по повышению их компетентности в области здорового образа жизни дошкольников/ Т. Е. Сергиенко/ / Методист. — 2006. — №10. 4. Технология опыта Сохранение устойчивой тенденци и увеличения количества детей, имеющих нарушения речи различной этиологии и степени выраженности, требует поиска новых организационных форм помощи и приёмов обучения для них. Здоровьесберегающие технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье и развитие детей. Основной формой моей логопедической работы является коррекционно – развивающая деятельность, в ходе которой осуществляется систематическое, целенаправленное, всестороннее развитие речевых, творческих способностей каждого ребёнка. На своих занятиях наряду с традиционными  методами( артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, речевые игры с движениями, пальчиковые игры, гимнастика для глаз, мимические упражнения, динамические паузы) я активно использую и нетрадиционные методы оздоровления( массаж кистей рук с помощью шарика Су- Джок, элементы самомассажа  лица и пальцев, логоритмику, кинезиологические упражнения,   аур икотерапию, ароматерапию, релаксацию) . Несомненно, что перечисленные выше метод ы являются составляющими здоровь есберегающих технологий. Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий у детей происходит: - улучшение памяти, внимания, мышления; - повышение способности к произвольному контролю; - улучшение общего эмоционального состояния; - повышение работоспособности, уверенности в себе; - стимулирование двигательных функций; - снижение утомляемости; - улучшение пространственных представлений;  - развитие дыхательного и артикуляционного аппарат а; - стимулирование речевой функ ции; - улучшение соматического состояния. Традиционные  методы 1. Артикуляционная гимнастика. У пражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те артикуляционные уклады, которые необходимо сформировать. Эти упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, поэтому их лучше объединять в комплексы. Каждый комплекс готовит определённые движения и положения губ, языка, вырабатывает правильную артикуляционную позу, то есть всё то, что необходимо для правильного образования звука. Артикуляционную гимнастику я использую при подгрупповой и индивидуальной работе с детьми. Рекомендую проводить её с детьми, начиная с 3- х- летнего возраста. 2. Дыхательная гимнастика. В каждое занятие я включаю несколько упражнений по дыхательной гимнастике. По мере ов ладения упражнениями добавляю новые. Тренировка правильного речевого дыхания продолжается в течение всего курса логопедических занятий. Требования к выполнению дыхательных упражнений: - выполнять упражнения каждый день по 3 – 6 мин, в зависимости от возраста детей; - проводить упражнения в хорошо проветриваемых помещениях или при открытой форточке; - вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать – через рот; - вдыхать легко и коротко, а выдыхать – длительно и экономно; - после выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2 – 3 сек. 3. Зрительная гимнастика. Г имнастика проводится в игровой форме, в которой дети могут проявить свою активность. Зрительну ю гимнастику провожу регулярно 2- 3 раза в де нь по 3- 5 минут. Для гимнастики использую мелкие предметы, различные тренажеры. Гимнастику можно проводить по словесным указаниям, с использованием стихов, потешек. При подборе гимнастики для глаз учитывается возраст, состояние зрения и быстрота реакции ребенка. Дети во время проведения зрительной гимнастики не должны уставать. Надо следить за напряжением глаз и после гимнастики практиковать расслабляющие упражнения. 4. Развитие общей моторики. О здоровительные паузы, физкультминутки проводятся в игровой форме в середине занятия по мере утомляемости детей. Продолжительность – 2- 3 мин. Сочетание речи с определёнными движениями даёт ряд преимуще ств дл я детей, посещающих логопедические занятия. Комплексы физкультминуток подобраны согласно лексической теме недели. 5. Развитие мелкой моторики. Р азвитию мелкой моторики пальцев рук на коррекционных занятиях я уделяю особое внимание, так как этот вид деятельности способствует речевому развитию, выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков. Целесообразно сочетать упражнения по развитию мелкой моторики с собственно речевыми упражнениями. Н а своих занятиях я использую: пальчиковые игры с мелкими предметами; графические диктанты; обводка шаблонов и штриховка изображений; пальчиковые игры со скороговорками и стихами; пальчиковая гимнастика; самомассаж кистей и пальцев рук с использованием «сухого бассейна»; пальчиковый алфавит. 6. Мимические упражнения. Н а первых занятиях я предлагаю ребёнку выполнить самые простые мимические движения: нахмурить брови, поочередно открывать и закрывать глаза. На первый взгляд, это простые упражнения, но детям с нарушениями речи они малодоступны. Можно предложить ребенку помочь себе пальцами приподнять брови, удерживать правый глаз открытым, в то время как закрывается левый глаз. В дальнейшем у ребенка следует развивать произвольность мимики и контроль за нею. На занятиях следует чаще использовать мимические упражнения, в ходе выполнения, которых дети учатся выражать эмоциональное состояние — печаль, радость, веселье, огорчение, страх, испуг, возмущение, уверенность, робость, злость, недовольство, счастье, несчастье, ликование, измученность, бодрость, озабоченность, спокойствие, смущенность. Для поддержания интереса к т акого рода заданиям я использую наглядный материал: пиктограммы с изображением лиц детей и взрослых в различных эмоциональных состояниях, изображения клоунов и животных( сердитый бульдог, хитрая лиса, злой волк и др. ) . 7. Динамические паузы. Д инамическая пауза проводится под руководством педагога. Я использую подвижные игры, игры спортивного характера в завис имости от времени года. Игровое содержание динамической паузы должно соответствовать возрастным особенностям и интересам дошкольников; согласовываться с содержанием программы ДОУ по физической культуре, дополняя ее и способствуя лучшему усвоению, закреплению у них необходимых двигательных навыков. Нетрадиционные методыСу-   Джок   терапия. Н а коррекционных занятиях происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений( шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики) . Эффективен и ручной массаж пальцев с помощью пружинного кольца. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека. Кончики пальцев и ногтевые пластины отвечают за головной мозг. Массаж провожу до появления тепла. Эта работа проводится на занятиях перед выполнением заданий, связанных с рисованием и письмом, в течение 1 минуты. 2. Массаж и самомассаж. В комплексной системе коррекционных мероприятий логопедический массаж предваряет артикуляционную, дыхательную и голосовую гимнастику. Провожу строго по специальной методике.   Показана детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями ЛОР- органов. Используется наглядный материал. Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком, страдающим речевой патологией, это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажным. Ребёнок сам выполняет приёмы самомассажа, которы е показывает ему учитель – логопед. 3. Логоритмика проводится не раньше, чем через 30 минут после приёма пищи, 2 раза в неделю по 30 минут. В занятия по логоритмике могут входить разные виды упражнений: общеразвивающие, подвижные игры, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, массаж и самомассаж, психотерапия, музыкотерапия. Кроме того, в системе занятий могут использоваться нетрадиционные подходы, имевшие различные цели: соединение личности и природы, развитие процессов дыхания, обоняния( ароматерапия) , активизация деятельности клеток головного мозга, улучшение общего самочувствия ребёнка. Н а коррекционных занятиях с элементами логоритмики я использую следующие моменты: дыхательная гимнастика; пальчиковая гимнастика; артикуляционная гимнастика; массаж и самомассаж; движения под музыку; слушание музыки; использование игровых ситуаций и драматизации; физкультминутки. Такие приёмы не создают стрессовые ситуации в процессе обучения дошкольников и не приносят ущерба здоровью. Дети без напряжения и с интересом выполняют данные задания. 4. Аурикотерапия. Я использую на коррекционных занятиях массаж ушной раковины( надавливание, растирание) до лёгкого покраснения и появления чувства тепла. Особенно полезно воздействие на противокозелок, соответствующий проекции головного мозга. 5. Кинезеологические упражнения. В работе с детьми я использую комплекс кинезеологических упражнений, направленных на формирование и развитие межполушарного взаимодействия: «Колечко», «Кулак- ребро- ладонь», «Лезгинка», «Лягушка», «Ухо- нос», «Замок», а также упражнения, направленные на развитие точности движений пальцев и способности к переключению с одного движения на другое. В случае, когда детям предстоит интенсивная ум ственная нагрузка, рекомендую перед подобной работой применять данный кинезиологический комплекс упражнений. 6. Ароматерапия. А роматерапия  - лечение с помощью эфирных масел разных растений. Ароматерапия рекомендуется для ослабленных, угнетённых или наоборот, перевозбуждённых детей. Это один из эффективных методов для профилактики гриппа и простудных заболеваний. На занятиях использую эфирное масло сосны: либо в начале занятия, либо в конце, так как оно устраняет упадок сил и наполняет организм ребёнка энергией. 7. Релаксация. К омплекс упраж нений на релаксацию я использую для обучения детей управлению собственным мышечным тонусом, приёмам расслабления различных групп мышц. На логопедических занятиях можно использовать релаксационные упражнения по ходу занятия, если у детей возникло двигательное напряжение или беспокойство. Упражнения проводятся под музыку. Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение, расслабить мышцы,  что необходимо для исправления речи. Все вышеперечисленные компоненты проводятся мной ежедневно, либо меняются в течение всей недели, что очень благоприятно влияет на развитие речи детей. 5. Анализ результативности опыта Здоровьесберегающие технологии прочно вошли в жизнь наших воспитанников. К концу года у детей улучшается внимание, развивается общая и мелкая моторика, формируются двигательные умения и навыки, правильное речевое дыхание и артикуляционный праксис, корректируется поведение и преодолеваются психологические трудности. Анализируя результаты опыта, считаю, что регулярное использование различных методов и приёмов здоровьесберегающих технологий оказывает положительное воздействие на речевое развитие, повышает работоспособность детей, улучшает качество образовательного процесса. Об этом можно судить по проведённому мониторингу коррекционной работы. Диагностика показывает, что коррекционная работа достигла стабильно высокого процента. В результате применения здоровьесберегающих технологий в логопедической практике: - повышается обучаемость, улучшаются внимание, восприятие, зрение;  - дети учатся видеть, слышать, рассуждать; - снимается эмоциональное напряжение и тревожность; - повышается речевая активность; - увеличивается уровень социальной адаптации; - уровень результативности по коррекции звукопроизношения за последние 3 года колеблется от 75 до 80% . Вывод: Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно- образовательного процесса. Формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. 7. Трудоёмкость опыта Трудности при использовании данного опыта заключаются: - в изучении методик и накоплении педагогического опыта по применению здоровьесберегающих технологий в системе ДОУ; - в создании системы интегрированного подхода к организации совместной работы учителя- логопеда с детьми; - в разработке перспективного плана, пособий по применению здоровьесберегающих технологий; - в поиске индивидуальных подходов, учете интересов и познавательных способностей детей в реализации поставленных задач; - в возникновении внутренних и внешних конфликтов между учителем – логопедом и родителями ввиду разрушения традиционных способов организации деятельности детей и, в следствие этого, получение отрицательного результата. 8. Адресность опыта Своим результатом работы я делюсь с коллегами на педсоветах, районных методических объединениях. Полученные результаты будут иметь практическую ценность: – для учителей – логопедов дошкольных образовательных учреждений; – дл я родителей в плане укрепления и сохранения здоровья детей. Наиболее приемлемыми формами трансляции опыта работы считаю: – информационные брошюры; – мастер- классы, мероприятия и КРД для педагог ов района; – консультации; – дни открытых дверей для родителей и педагогов других дошкольных образовательных учреждений; – сайт ДОУ.

Оставить комментарий: