Консультация для педагогов " Произведения живописи как условие формирования связной речи детей с ОНР 3 уровня" учитель- логопед высшей квалификационной категории Дергунова Светлана Владимировна
Дети с общим недоразвитием речи 3 уровня недостаточно отражают в связной речи причинно-следственные отношения между событиями, у них узкое восприятие действительности, нехватка речевых средств. Поэтому дошкольники с указанной патологией нуждаются во вспомогательных средствах. Источниками развития связной речи могут являться произведения живописи. При их осмыслении ребенок может передать свои впечатления в высказывании. Одной из форм работы над связной речью является составление рассказа по картине. Обучение рассказыванию предполагает анализ картин, развитие лексических и грамматических средств языка, образности речи.
Натюрморт - первый жанр живописи, с которым, как показывают исследования педагогов и психологов, нужно знакомить дошкольников, ибо он не только вызывает наибольший эмоциональный отклик уже с 3-4 лет, но и привлекает внимание к средствам выразительности живописи, помогает вглядываться в красоту предметов, любоваться ими.
Знакомьте детей с натюрмортом! Обратите внимание на все его характеристики: вид, характер образа, средства выразительности, манеру творчества художника, и расскажите это детям в доступной форме. Организуя работу с детьми по натюрморту, придерживайтесь определенных этапов:
первый этап - "Здравствуй, художник!" Познакомьте детей с автором картины в форме увлекательного рассказа;
второй этап - "Смотрим и слушаем". На втором этапе создайте полноценное восприятие художественного образа, организуйте рассматривание натюрморта в сопровождении классической музыки, с прослушиванием стихотворений;
третий этап - "Обрати внимание!" проходит с использованием различных упражнений:
- "Назови предметы указанного цвета, назначения, материала";
- "Назови действия" (свойственные различным объектам картины);
- "Закончи мое предложение";
- "Узнай предмет по описанию";
- "Составь предложение" (различных структур);
- "Опиши предмет";
- "Сравни предметы или объекты картины".
четвертый этап - "Расскажи настроение". На этом этапе предложите детям описать свои чувстава и впечатления от увиденного, услышанного и дать оценку общему настроению картины. Здесь будет важна индивидуальная и коллективная художественная деятельность детей: создание коллективных композиций с использованием аппликации, рисования; выполнение изображений в паре со сверстником; создание тематических подборок из репродукций; отражение содержания картины с использованием природного, бросового материала; самостоятельное рисование детей. Сначала ребятам предложите путешествие в страну классического натюрморта, а затем и современного.