a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме "Еже ли Вы вежливы

Автор: Краснова Наталья Геннадьевна Опубликовано: 2015-11-11 21:52:04

Документы для скачивания

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Алексеевская средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов» Алексеевского муниципального района РТ( Школа- центр компетенции в электронном образовании) 422900 РТ, Алексеевский район, п. г. т. Алексеевское, ул. Г оголя, д. 24 « Еже ли Вы вежливы » урок русского языка во 2 классе Срок реализации: 1 урок Возраст детей: 7- 8 лет Разработчик: Марусина Н. Г. учитель начальных классов первой квалификационной категории. Алексеевское 2013 г. Краткая аннотация работы У рок разработан по программе «Школа России» УМК «Планета Знаний» 2класс. Разработка урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Данный урок является    3- им   уроком по разделу « Язык, речь и общение » Тип урока: урок овладения новыми знаниями, накопления фактиче ского материала, его осмысления. Цели урока: 1. Систематизировать имеющиеся у детей знания о правилах( сло вах, жестах) русского этикета в ситуациях приветствия, прощания, просьбы, благодарности, прощения. 2. Формировать умения постигать смысл народной мудрости, заклю чающейся в пословице и желание следовать народному совету жизни. 3. Побуждать обращаться за информацией к словарям, обогащать словарный запас детей. 4. Вырабатывать навыки произносительной и письменной культуры речи. Применяемые инновационные методы: использование ИКТ, деятельностный подход к учебному процессу. Применение деятельностного подхода в обучении обучения позволяет учащимся продвинуться еще на один шаг в овладении учебной деятельностью, т. е.           научиться учиться( «умею учить себя») ;           развивать познавательные интересы( «люблю учиться, все интересно») ;           поддерживать внутреннюю мотивацию( «понимаю, зачем учусь») ;           совершенствовать элементарные рефлексивные качества( «умею принять оценку учителя и сам оцениваю свою деятельность») . Основные метод ы обучения: словесный и наглядный. Содержание заданий носит яркий воспитательный характер. Урок построен   с учетом психологических    «пристрастий» младших школьников:           личностнозначимое содержание учебного материала( никто из учащихся не остался в стороне: кто- то выступал с о стихами, сценкой, кто- то готовил вопросы; все писали стихи или рисовали сюжетные картинки) ;           особенности познания окружающего мира – сенсорное восприятие. Применение слайдового оформления учебного материал а с краткими выводами У силивает привлекательность, эмоционально окрашивает восприятие. Этот методический прием важен и с другой стороны – учит обобщать услышанное, увиденное, прочитанное, выделяя главное. Урок с вязан с жизненным опытом учащихся( примеры из собственного опыта детей) , направлен на обогащение словарного запаса и развитие связной речи. Еже ли Вы вежливы( Урок русского языка, 2- й класс) Н. Г. Марусина, у читель начальных классов первой квалификационной категории Цели: 1. Систематизировать имеющиеся у детей знания о правилах( сло вах, жестах) русского этикета в ситуациях приветствия, прощания, просьбы, благодарности, прощения. 2. Формировать умения постигать смысл народной мудрости, заклю чающейся в пословице и желание следовать народному совету жизни. 3. Побуждать обращаться за информацией к словарям, обогащать словарный запас детей. 4. Вырабатывать навыки произносительной и письменной культуры речи. Ход урока: Организационный момент. Учитель: Посмотрите, друг на друга, пожмите друг другу руки, ска жите ласковое слово. Сообщение темы и целей урока 1. Мозговой штурм. Учитель: Прочтите и исследуйте слова: Доброе утро, здравствуйте, до свидания, прощайте. Что общего у этих слов? Ученик: Вежливые слова. Учитель: На какие группы можно разделить эти слова? Ученик: ( дети предлагают разные варианты) в ыделяем: Приветствие и прощание. Учитель: К ак, вы, думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? Ученик: О вежливости. Учитель: Тема нашего урока: «Еже ли Вы вежливы». . . ( запись на доске слайд №1. ) , а говорить мы будем о правилах русского этикета, ведь у каждо го народа есть свои правила этикета. Сегодня на уроке русского языка мы даже писать будем меньше чем обычно, а больше будем говорить, потому что этот урок относится к разделу «Культура речи». Вспомним, как нужно приветствовать кого- либо, прощаться, про сить, благодарить. Выявим в этимологическом словаре значение уста ревших слов по данной теме. Учитель: Итогом нашей работы будет являться книга «Е же ли Вы вежливы». Итак, н ачнём составление книги. 111. Работа над новой темой. 1. Учитель: Работа с пословицами. Учитель: Чему учит нас народ в пословицах? Ученики: Народной мудрости, краткому и меткому высказыванию своих суждений о жизни. Учитель: Слова перепутались, помогите составить из них пословицы. ( На интерактивной доске слова слайд №2. ) ничто дорого Н е дорого вежество. слово Ласковое солнышко что. Ученики: Не дорого ничто, дорого вежество. Ласковое слово, что солнышко. Учитель: Прочтите первую пословицу, что значит слово вежество? Найдите его значение в этимологическом словаре. Ученик: Вежество- ( устаревшее слово) - вежливость. Учитель: Прочтите вторую пословицу. Объясните её смысл. Учитель: Прочтите пословицу, объясните правописание изученных орфограмм, запишите по памяти. ( повторное чтение, запись по памяти) . Учитель: Ребята, когда и где мы употребляем вежливые слова? Ученики: Вежливые слова мы употребляем и в школе, и дома, и в магазине, и в библиотеке. При разговоре с родителями, друзьями, свер стниками. . . Когда приветствуем, прощаемся, просим, благодарим. 2. Чтение стихотворения ученицей «Я и солнышко». Учитель: Послушайте внимательно и скажите, какое вежливое слово вы услышали. Я и солнышко. Солнышко ясное встало, Доброе утро! - сказало. Доброе утро! Кричу я прохожим На утро похожим. Но если проснешься И дождик в окно Стучит, да стучит И без солнца темно, Доброе утро, друзья, все равно. Придумано мудро, Доброе утро! Учитель: Какое же вежливое слово вы услышали в стихотворении? Ученик: Доброе утро. Учитель: Ребята, а что это значит- доброе утро? Ученик: Пожелание друзьям, близким, чтобы их день был добрым, светлым, ясным, чтобы ничто их не омрачало, то есть мы желаем добра. Учитель: А если встретите учителя днём, что вы скажите? Ученик: Добрый день. Учитель: А вечером? Ученик: Добрый вечер. Учитель: А какое слово можно ещё употребить вместо этих слов? Ученик: Здравствуйте, Учитель: Как, вы, думаете, что означает слово здравствуйте? Найдите его значение в этимологическом словаре. Ученик: Здравия желаю, то есть- здоровья. Учитель: Ребята, а как нужно говорить эти слова? Ученик: Ласково, улыбаясь Учитель: А как ещё, вы, приветствуете своих одноклассников друзей? Ученик: Привет, салют. Учитель: Можно ли так же сказать взрослому человеку? Учитель: Ребята подготовили сценку, вы, внимательно послушайте и посмотрите, и назовите вежливые слова, а так же дайте ответ на вопрос: почему она так называется «Невежливая вежливость»? Невежливая вежливость. Я за вежливость возьмусь: Буду всех благодарить, Первым, здравствуй говорить, Вот, мальчонка со стараньем Выполняет обещанье. Видит утром у сторожки Дремлет сторож на порожке На посту он ночь не спал, Только- только задремал. . . С добрым утром, дед Федот! Дед ругнул его спросонок. Убирайся пострелёнок! Вот Петрусь догнал Иринку Да как дёрнет за косынку Ты куда, Иринка, стой Я здороваюсь с тобой! Та отпрыгнула в сторонку Как невежлива девчонка. Нёс вожатый горку книг, А Петро с ограды прыг Чуть не сел ему на плечи Извините, добрый вечер! Ты, вожатый закричал И невежда и нахал! Петя очень удивлён – Разве был невежлив он? Учитель: Почему же стихотворение называется «Невежливая веж ливость»? Ученик: Стихотворение так называется потому, что Петя не пра вильно употреблял вежливые слова, не к месту и не с той интонацией. Учитель: Что можно посоветовать Пете? Ученик: Быть более внимательным к людям. . . Учитель: Какие вежливые слова вы услышали? Ученик: Доброе утро, здравствуй, добрый вечер. Учитель: Ребята, как можно одним словом назвать какие это сло ва? Что они означают? Ученик: Слова приветствия. ( Запись в тетради, на интерактивной доске слайд №. 3) Приветствие: доброе утро, добрый день, добрый вечер, здравствуйте. Учитель: Ребята, а когда мы с кем- то прощаемся, что мы говорим? Ученик: До свидания, спокойной ночи, прощайте. Учитель: Что означает слово до свидания? Ученик: Слово до свидания означает то, что ещё увидимся, сви димся. ( Запись в тетради и на доске слайд №. 4. ) Прощание: до свидания, спокойной ночи, прощайте. Учитель: Откройте учебник стр. 64, найдите упражнение 4, про чтите задание. Спишите просьбу Павлика. Глядя ей в глаза, тихим голосом мальчик сказал: «Лена, дай мне одну краску, пожалуйста». ( Запись в тетради и на доске слайд №. 5. ) Просьба: пожалуйста, будьте любезны, будьте добры. Учитель: Слово «пожалуйста»- вежливое, волшебное слово. Мы произносим в ответ на спасибо и когда что- нибудь просим. Вежливый человек произносит это слово раз 15 в день и не только в школе, но и в библиотеке, на улице, в магазине, дома. . . Учитель: Послушайте стихотворение и дайте ответ на вопрос. По чему мама и бабушка перестали сердиться на папу? ( Стихотворение читает ученик. ) Папа разбил драгоценную вазу Бабушка с мамой нахмурились сразу. Но папа нашелся, взглянул им в глаза И робко, и тихо: «Простите», - сказал. И мама молчит, улыбается даже- Мы купим другую, есть лучше в продаже. Простите! Казалось бы Что в нём такого? А вот ведь какое Чудесное слово! Учитель: Почему же мама и бабушка перестали сердиться на папу? Ученик: Мама и бабушка перестали сердиться на папу потому, что он робко попросил прошения. ( Запись в тетради и на доске слайд №. 6. ) Прощение: простите, извините. Учитель: Послушайте рассказ и подумайте, что сказал мальчик. ( Рассказ читает учитель) Однажды по улице шёл старичок, опираясь на большую суховатую палку. Он был очень стар, и от старости согнулся, поэтому шёл, глядя себе под ноги. Навстречу ему, подняв глаза к верху и, что- то рассматри вая в небе, шёл мальчик. Мальчик наскочил на старичка и сильно его толкнул. Старичок очень рассердился на мальчика, но вот мальчик, что- то сказал старичку и тот сразу подобрел. Что же мальчик такое сказал? От чего дедушка сразу перестал сер диться? Ученик: Извините, пожалуйста; простите, пожалуйста. Учитель: Ребята, а когда вам кто- то, что- то дал или что- то сделал для вас, вы в ответ, что говорите? Ученик: Спасибо, благодарю. Учитель: Что означает, слово благодарю? Найдите его значение в этимологическом словаре. Ученик: Благодарю, то есть благо дарю, что- то хорошее, доброе дарю. ( Запись в тетради, на интерактивной доске слайд №. 7. ) Благодарность: спасибо, благодарю. Учитель: Вы все сочиняли стихи на тему: «Вежливые слова» и ри совали на тему: «Еже ли Вы вежливы». . . Давайте сделаем книжку на ших стихов и рисунков. Некоторые свои стихотворения ребята сейчас прочтут. Всему же классу задание: - Запомнить, какие вежливые слова, вы, услышите в стихотворении и к какой группе отнесёте данное слово. Стихи учащихся Гилъманов Ринат. Волшебное слово «спасибо» Мы его всегда и везде говорим, Этим словом мы благодарим. Спасибо! Спасибо! - мы говорим. Спасибо- родителям, Спасибо- учителям, За то, что добры и заботливы к нам. Ученик: Вежливое слово «спасибо», относится к группе благодар ность. Круглое Женя. Мама приготовила обед: Нам нажарила котлет. С аппетитом всё сжевали И «спасибо» ей сказали. Ученик: Вежливое слово «спасибо», относится к группе благодар ность. Зигаишииа Чулпан. Доброе утро, тётя Таня. Вот и начался наш день. Помогать я буду маме, Ты уйди подальше лень. Веник в руки я возьму, Подмету и пыль протру. Мама с работы придёт Увидит, ко мне подойдёт Меня поцелует, и скажет: «Спасибо, родная моя Милая дочка, люблю тебя я». Ученик: Вежливое слово «доброе утро», относится к группе при ветствие; «спасибо» к группе благодарность. Учитель: Молодцы, ребята очень хорошие стихотворения у вас получились. Ребята, а какими жестами принято сопровождать слова привет ствия, прощания? Покажите друг другу. ( Работа в парах. ) Учитель: Послушайте загадку. О каком жесте она напоминает? Знакомого встречу- соскочу, привечу. Ученик: Улыбка. Учитель: Что означает слово привечу? Найдите ответ в этимологи ческом словаре. Ученик: Приветить- приветствовать, ветить- говорить. Учитель: А какие жесты, позы, выражения лица не следует исполь зовать при общении? Ученик: Показывать на кого- то пальцем, показывать язык, разма хивать кулаками и т. д. Учитель: Давайте немного поиграем. ( Класс делится на 3 коман ды. ) Я буду рассказывать, а вы добавляйте волшебные слова: Для 1- й команды Однажды Вова Володин поехал в театр. В автобусе он сел около окна и рассматривал улицы, вдруг в автобус вошла женщина с малень ким мальчиком. Вова встал и сказал. . . 1- я к. : Садитесь, пожалуйста. Для 2- й команды. Женщина обрадовалась и очень вежливо сказала. . . 2- я к. : Спасибо. Для 3- й команды. Вдруг автобус неожиданно остановился. Вова чуть не упал и силь но толкнул какого- то мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Вова тот час же сказал. . . 3- я к. : Извините меня, пожалуйста. 1 V. Итог. - С чем познакомились на уроке? Что нового узнали на уроке? Какие сделали для себя выводы? Чем тебя привлек урок? Докончи предложения: Мне показалось важным. . . Я понял. . . V. Дом. задание. Стр. 65, упр. 8. Каким будет твоё письмо( к бабуш ке, другу) ? Подумай и напиши.

Оставить комментарий: