a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Инновации в ДОУ. Технология АМО – средство повышения уровня мастерства педагогов в условиях введения ФГОС ДО. Шумилина Н.Н

Опубликовано: 2015-11-20 21:52:36

МДОУ «Кизильский детский сад № 3» Технология АМО – средство повышения уровня мастерства педагогов в условиях введения ФГОС ДО. 2015г ХАРАКТЕРИСТИКА ИННОВАЦИЙ И НОВВОВЕДЕНИЙ 1. Проблема Внедрение инноваций в педагогический процесс, рост многообразия педагогической деятельности с одной стороны, и традиционные формы работы с педагогами с другой стороны   2. Цель инновации, нововведения О своение, внедрение и распространение современного педагогического опыта по технологии активных методов обучения, обеспечивающего решение приоритетных направлений системы образования, включая эффективное внедрение ФГОС ДО, обеспечение профессиональной готовности педагогических работников к реализации ФГОС через создание системы непрерывного профессионального развития. 3. Сущность инновации, нововведения АМО – это способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности: все участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия коллег и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем 4. Прогнозируемый результат нововведения Грамотно построенная система интерактивных форм работы с педагогическими кадрами, - приведет к повышению уровня воспитательно- образовательной работы ДОУ и сплотит коллектив педагогов в достижении таких важнейших целей, как: Стимулирование интереса и мотивации к самообразованию; Повышение уровня активности и самостоятельности; Развитие навыков анализа и рефлексии своей деятельности; Развитие стремления к сотрудничеству, эмпатии. 5. Классификация инновации, нововведения по области применения знаний Управление, Дидактика, Психология, Частные методики, Социология, Право, Гигиена и физиология, Междисциплинарная область( подчеркнуть) 6. Инноватор: Ф. И. О. – Шумилин Надежда Николаевна Возраст – 24. 05. 1961 Образование – среднее специальное. Магнитогорское педагогическое училище 1980г. Специальность – старший воспитатель Педагогический стаж – 34года Разработчик Распространитель Пользователь( подчеркнуть) 7. Нововведение прошлой стадии: 1. Формирование идеи, 2. Целеполагания, 3. Разработка 4. Освоение на стадии опытного внедрения или эксперимента, 5. Распространения, диффузии( многократного повторения) , 6. Рутинизации 8. Нововведение прошло экспериментальное апробирование( подчеркнуть) Однократное Многократное 9. Инновационный эксперимент: ( подчеркнуть) Констатирующий, Формирующий, Уточняющий( подчеркнуть) Активный( производственный, лабораторный) Пассивный( экспериментальное наблюдение) 10. Препятствия на пути разработки и внедрения Проблема заключается в противоречии между существующими объективными затруднениями и существующим отношением педагогов к ним. О сновная зад ача состоит во введении педагогов в п роблемную ситуацию, для решения которой ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно формировать новые знания с помощью ведущего( тренера) , партнеров по взаимодействию, основываясь на известном ему чужом и своем профессиональном опыте, логике и здравом смысле. 11. Экспериментальный контроль осуществляется( подчеркнуть) Специалистами Общественностью Самоконтроль 12. Какие еще проблемы предстоит решить: Проблема повышения профессионального мастерства каждого педагога дошкольного учреждения по- прежнему остается одной из самых сложных. Ни для кого не секрет, что иногда на организацию мероприятий тратится много сил, а отдача ничтожна мала. Чем же объяснить все это? Сегодня надо использовать новые, активные формы работы, которым свойственно вовлечение педагогов в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен мнениями. Для обеспечения активного участия педагогов ДОУ в инновационной методической работе необходимо проектирование продуктивных форм. 25. 10. 2015г. ' Составитель: Шумилина Н. Н МДОУ «Кизильский детский сад № 3» Технология АМО – средство повышения уровня мастерства педагогов в условиях введения ФГОС ДО. Старший воспитатель Шумилина Надежда Николаевна 2015- 2016 уч. г Качество образования и его эффективность- одна из актуальных проблем современной педагогики. Ведущую роль в обеспечении эффективности воспитательно- образовательного процесса играет педагог, его профессионализм. Повышение уровня мастерства педагогов — приоритетное направление деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляет важное звено в целостной системе повышения квалификации педагогических кадров, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой личности. Постоянная связь содержания методической работы с результатами работы педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого воспитателя. В то же время методическая работа носит опережающий характер и отвечает за развитие и совершенствование всей работы с детьми, в соответствии с новыми достижениями в педагогической и психологической науке. Поэтому невозможно согласиться с пониманием методической работы, как только службы корректирования ошибок в деятельности воспитателя, хотя в ходе ее приходиться решать и эти проблемы. Главным является оказание реальной, действенной и своевременной помощи педагогам. Однако проблема повышения профессионального мастерства каждого педагога дошкольного учреждения по- прежнему остается одной из самых сложных. Ни для кого не секрет, что иногда на организацию мероприятий тратится много сил, а отдача ничтожна мала. Чем же объяснить все это? Т радиционные формы методической работы, в которых главное место отводилось докладам, выступлениям утратили свое значение из- за низкой их эффективности и недостаточной обратной связи. Сегодня надо использовать новые, активные формы работы, которым свойственно вовлечение педагогов в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен мнениями. Технология АМО обеспечивает активность и разнообразие мыслительной и практ ической деятельности на протяжении всего образовательного мероприятия. Образовательная активность входящих в эту систему методов строится на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, деятельном подходе к обучению и рефлексии. По структуре, в соответствии с технологией, все образовательные мероприятия делятся на логические взаимосвязанные этапы. Начало любого образовательного мероприятия разделено на несколько этапов. I ЭТАП- начало мероприятия 1. Инициация( приветствие, знакомство) 2. Вхождение или погружение в тему( определение целей занятия) 3. Определение ожиданий обучающихся( планирование личностного смысла мероприятия) . II ЭТАП – работа над темой Закрепление изученного материала( обсуждение домашнего задания, если оно было) Интерактивная лекция( передача и объяснение педагогом новой информации) Проработка содержания темы( групповая работа обучающихся над темой) III ЭТАП – завершение образовательного мероприятия Эмоциональная разрядка( разминки) Подведение итогов( рефлексия, анализ и оценка мероприятия) Теоретическое обоснование интерактивных методов и методов активного обучения в методической работе ДОУ Концептуальная часть А. Вербицкий интерпретирует сущность этого понятия следующим образом: активное обучение знаменует собой переход от преимущественно регламентирующих, алгоритмизированных, программированных форм и методов организации дидактического процесса к развивающим, проблемным, исследовательским, поисковым, обеспечивающим рождение познавательных мотивов и интересов, условий для творчества в обучении. М. Новик выделяет следующие отличительные особенности активного обучения:  принудительная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания;  достаточно длительное время вовлечения обучаемых в учеб ный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной и эпизодической, а в значительной степени устойчи вой и длительной( т. е. в течение всего занятия) ;  « самостоятельная творческая выработка решений, повышенная степень мотивации и эмоциональност и обучаемых. Активные методы обучения- это мет оды, которые побуждают участников к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образо м не на изложение руководителем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на сам остоятельное овладение педагогами знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности. Появление и развитие активных методо в обусловлено тем, чтобы обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда у каждого педагога ДОУ. Познавательная активность и познавател ьная самостоятельность проявляются и развиваются в деятельности. Вот почему только широко е использование активных методов развивает столь важные интеллектуальные качества человека, обеспечивающие в дальнейшем его активность в постоянном овладении знаниями и применении их на прак тике.      Важнейшим средством активизации личности выступают активные методы обучения( АМО) . В литературе встречается и другой термин — «Метод активного обучения»( МАО) , что означает то же самое. Использование интерактивных методов в педагогическом процессе побуждает педагога к постоянному творчеству, а в этой связи к совершенствованию, изменению, профессиональному и личностному росту, развитию. Ведь знакомясь с тем или иным интерактивным методом, педагог определяет его педагогические возможности, идентифицирует с особенностями участников, примеряет к своей индивидуальности. И эта инновационная деятельность не оставляет педагога, пока он осознаёт, что интерактивные методы обучения являются действенным педагогическим средством, а использование в педагогическом процессе технологии интерактивного обучения — необходимое условие оптимального развития и тех, кто учится, и тех, кто учит. Перед руководителями ДОУ зачастую стоит вопрос – как сделать, чтобы каждый педагог стал активным, заинтересованным участником работы различных форм профессиональных объединений? Как избавиться от пассивности отдельных педагогов? Как перевести их от репродуктивной деятельности к исследовательской, к формированию умения рефлексировать в процессе познания нового и освоения знакомого материала? Активизация творческой деятельности педагогов возможна через нетрадиционные, интерактивные методы и ак тивные формы работы. Методы активного обучения — совокупность педагогиче ских действий и приемов, направленных на организацию учеб ного процесса и создающих специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности( В. Н. Кругликов, 1998) . О собенности методов- направленность на акти визацию познавательной, коммуникативной, профессиональной деятельности и повышение их качества. ( М ышление, речь, действия, эмоционально- личностные отношения, что согласу ется с экспериментальными данными, которые свидетельству ет, что при лекционной подаче материала усваивается не более I- —30% информации, при самостоятельной работе с литературой — до 50% , при проговаривании — до 70% , а при личном участии в изучаемой деятел ьности- до 90% ) . Признаки методов: Проблемностъ. Проблема заключается в противоречии между существующими объективными затруднениями и существу ющим отношением субъекта к ним. О сновная задача состоит во введении субъекта в проблемную ситуацию, для решения или нахождения ответа ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно формировать новые знания с помощью ведущего( тренера) , партнеров по взаимодействию, основываясь на известном ему чужом и своем профессиональном опыте, логике и здравом смысле. Оптимальный вариант проблемной задачи — та задача, решение которой неоднозначно даже для специалиста. Адекватность учебно- познавательной деятельности харак теру будущих практических( должностных) задач и функций участников. Особенно это касается вопросов личностного об щения, служебных и должностных взаимоотношений. Благо даря его реализации возможно формирование эмоционально- личностного восприятия участниками профессиональной де ятельности. Наиболее полно подходы к реализации этого признака изложены в теории контекстного обучения. Поэтому этот признак трактуется также как осуществление контекст ного обучения, когда моделируется реальное содержание зна чимого для участников процесса труда, общения и т. д. Взаимообучение. Стержневым моментом многих форм проведения занятий с применением методов активного обу чения являются коллективная деятельность и дискуссионная форма обсуждения. Этот признак не отрицает индивидуали зации обучения, но требует его разумного и умелого исполь зования. Индивидуализация. Требование организации учебно- позна вательной деятельности с учетом индивидуальных способно стей и возможностей участников. Признак также подразуме вает развитие у субъектов механизмов самоконтроля, саморе гулирования, самообучения. Исследование изучаемых проблем и явлений. Реализация при знака позволяет обеспечить формирование отправных началь ных моментов навыков, необходимых для успешного самооб разования, основанного на умении анализировать, обобщать, творчески подходить к использованию знаний и опыта. Непосредственность, самостоятельность взаимодействия обучающихся с учебной информацией( М. В. Кларин, 1995) . При традиционном обучении педагог( равно как и весь используе мый им комплекс дидактических средств) исполняет роль «фильтра», пропускающего через себя учебную информацию. При активизации обучения педагог отходит на уровень обуча ющихся и в роли помощника участвует в процессе их взаимо действия с учебным материалом; в идеале преподаватель ста новится руководителем их самостоятельной работы, реализуя принципы педагогики сотрудничества. Мотивация. Активность как индивидуальной, так и коллек тивн ой, как самостоятельной, так и регламентируемой учебно- позна ва тельной деятельности обучающихся развивается и поддерживается системой мотивации. При этом к числу используемых преподавателем мотивов обучающихся добавляются: профессиональный интерес; творческий характер учебно- познавательной деятельности; состязательность, игровой характер проведения занятий; эмоциональное воздействие. Многие основные методические инновации связаны с применением интерактивных методов обучения. Слово « интерактив » пришло к нам из английского языка от слова ” interact ”, где “ inter ”- это «взаимный», “ act ”- действовать. Интерактивный означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем- либо( например, компьютером) или кем- либо( например, человеком) . Отсюда можно сделать выводы, что интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагогов или педагога и руководителя методического мероприятия Каковы основные характеристики « интерактива »? Следует признать, что интерактивное обучение это специальная форма организации той или иной деятельности. Она имеет в виду достаточно конкретные и прогнозируемые цели работы. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых педагог( обучаемый) чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным и эффективным весь процесс обучения. В чем состоит суть интерактивного обучения? Процесс взаимодействия организован таким образом, что практически все участники оказываются вовлеченными в процесс познания, обсуждения. Они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают, понимают, о чем думают. Совместная деятельность в данном процессе означает, что каждый участник вносит свой особый индивидуальный вклад, имеет возможность обменяться знаниями, собственными идеями, способами деятельности, услышать другое мнение коллег. Причем, происходит этот процесс в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что дает возможность получить не только новые знания по обсуждаемой проблеме, но и развивает саму педагогическую деятельность и переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества. Интерактивная деятельность предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимодействию, взаимопониманию, к совместному решению и принятию наиболее общих, но значимых для каждого участника задач. При интерактивном обучении исключается доминирование как одного выступающего, так и одного мнения. В ходе диалогового общения у педагогов формируется умение критически мыслить, рассуждать, решать противоречивые проблемы на основе анализа услышанной информации и обстоятельств. Педагоги учатся взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, правильно выражать свои мысли, участвовать в дискуссиях, профессионально общаться с коллегами. Ценно то, что при такой организации работы педагог может не только выразить свое мнение, взгляд, дать оценку, но и, услышав доказательные аргументы коллег, отказаться от своей точки зрения или существенно изменить ее. Для этого на занятиях профессиональных объединений организуются разные формы – индивидуальные, подгрупповые, парные, применяются ролевые игры, анализируются документы и информация из различных источников. Содержательная часть Что представляют собой формы интерактивного обучения? Рассмотрим некоторые из них. Большой круг Наиболее простая форма группового взаимодействия – «большой круг». Работа проходит в три этапа. Первый этап – педагоги рассаживаются в большом кругу. Руководитель формирует проблему. Второй этап – в течение определенного времени( примерно 10 минут) каждый участник индивидуально на своем листе бумаги записывает предлагаемые меры для решения проблемы. Третий этап – по кругу каждый педагог зачитывает свои предложения, остальные молча выслушивают( без критики) ; по ходу проводится голосование по каждому пункту – не включать ли его в общее решение, которое по мере разговора фиксируется на доске. Прием «большого круга» оптимально использовать, когда возможно быстро определить пути решения проблемы или ее составляющие. С помощью данной формы можно, например, разрабатывать инструкции, положения, локальные или нормативно- правовые акты. Интерактивные формы и методы обучения Традиционные Новые Новейшие Тренинг Деловая игра Коучинг сессия Педагогическая гостиная Выставки- ярмарки педагогических идей Метод «Кейсов» КВН Банк идей Кружки качества Круглый стол Мастер- класс Метод SWOT – анализа Педагогический ринг Творческий час Метод « Модерации » Педагогические ситуации Педагогическая мастерская Метод «Мозговой штурм» Технологией Открытого Пространства Семинар- практикум Квик настройка Основной направленностью интерактивных форм является активизация педагогов, развития их креативного мышления, нестандартный выход из проблемной ситуации. Значение интерактивных методов- достижение таких важнейших целей, как: Стимулирование интереса и мотивации к самообразованию; Повышение уровня активности и самостоятельности; Развитие навыков анализа и рефлексии своей деятельности; Развитие стремления к сотрудничеству, эмпатии. В чем преимущества такой работы? Во- первых- значительно повышается мотивация профессиональной деятельности педагогов, их социальной и познавательной активности. Во- вторых- реализуются те стороны человека, которые в повседневной, достаточно однообразной жизни, не находят применения, развития. В- третьих, приобретается опыт коллективной деятельности, взаимного уважения, поддержки, сотрудничества, без которого невозможен труд в человеческом обществе. Классификация методов активного обучения и их особенности Недостатком традиционных форм работы( наряду с достоинствами) является то, что не все воспитатели выступают в роли активных участников. Устранению этого недостатка способствует деловая игра и другие инновационные формы работы с педагогическими кадрами. Каждый творчески работающий воспитатель знает, как часто его посещают замечательные идеи, внезапные озарения( эврика) , которые, будучи своевременно невостребованными, утрачиваются, забываются. Что бы этого не случилось, есть дискуссия- это обсуждение- спор, столкновение разных точек зрения, позиций, подходов. Не следует смешивать дискуссию с полемикой, т. е. целеустремленным, эмоциональным, заведомо пристрастным отстаиванием уже сформированной позиции. Возможно использование свернутых формы дискуссий, к которым относятся: круглый стол- техника «аквариума». Его основная задача выработать навыки критической оценки разных подходов к решению конкретных вопросов в практике работы ДОУ, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения, формировать культуру ведения дискуссии. Темы для круглых столов могут быть разными, но они обязательно должны содержать в своей формулировке альтернативные элементы. Например, - «Проблемы взаимодействия общественного и семейного воспитания на современном этапе», «Дошкольное образовательное учреждение- каким ему быть? », «Сила личности воспитателя. В чем она? », «Десять заповедей творческой личности. Вы с ними согласны? ». Тренинг Одна из эффективных интерактивная форма, работы с педагогами ДОУ- ( быстрое реагирование, б ыстрое обучение) . Цель – отработка профессиональных навыков и умений. Тренинг – слово английское – специальный, тренировочный режим. Тренировка может быть самостоятельной формой методической работы или использоваться как методический прием при проведении семинары. При проведении тренинга широко используются педагогические ситуации, раздаточный материал, технические средства обучения. Тренировку целесообразно проводить в тренинговых группах численностью от 6 до 12 человек. Основные принципы в работе тренинговой группы: доверительное и откровенное общение, ответственность в дискуссиях и при обсуждении результатов тренировки. Педагогический ринг- ориентирует педагогов на изучение новейших исследований в психологии и педагогике, методической литературе, способствует выявлению различных подходов к решению педагогических проблем, совершенствует навыки логического мышления и аргументации своей позиции, учит лаконичности, четкости, точности высказываний, развивает находчивость, чувство юмора. Т акая форма предусматривает критерии оценки ответов, выступлений и действий участников: общая эрудиция; профессиональные знания, умения, навыки; умение выйти из затруднительного положения, экспромт. Круглый стол- проводится с целью выработки общего мнения, позиции участников по обсуждаемой проблеме. Обычно продумывается 1- 3 вопроса обсуждаемой проблемы. При проведении «Круглого стола» важно обратить внимание на оформление помещения. Например, столы целесообразно расставить по периметру комнаты. Ведущий «Круглого стола» определяет свое место так, чтобы видеть всех участников. Здесь же могут находиться приглашенные специалисты, администрация и др. В ходе работы каждый вопрос проблемы обсуждается отдельно. Представляется слово педагогам, имеющим опыт работы по проблеме. Ведущий обобщает итоги обсуждения каждого вопроса. В конце он предлагает вариант общей позиции с учетом замечаний, дополнений, поправок. «Аквариум»- форма диалога, когда педагогам предлагают обсудить проблему «перед лицом общественности». Группа выбирает вести диалог по проблеме того, кому она может доверить. Иногда это могут быть несколько желающих. Все остальные выступают в роли зрителей. Отсюда и название – «аквариум». Что дает этот прием педагогам? Возможность увидеть своих коллег со стороны, то есть увидеть как они общаются, как реагируют на чужую мысль, как улаживают назревающий конфликт, как аргументируют свою мысль и какие доказательства своей правоты приводят и так далее. Либо такая форма: внутригупповая работа, где образуется группа( 6- 7 человек) , работа которых открыта для наблюдения. Остальные педагоги вместе с руководителем, не вмешиваясь, наблюдают за реализацией ролей в решении познавательной задачи. Однако в конце занятия наблюдатели, члены группы и, наконец, руководитель последовательно подводят разнообразные итоги( познавательнее, коммуникативные и др. ) . Обязательное условие успешной дискуссии: участники не должны знать о позициях остальных, но вести себя в соответствии с полученной ролью. Инициатор: Захватывать инициативу с самого начала, отстаивать свою позицию с помощью аргументов и эмоционального напора. Спорщик: Встречать в штыки любые выдвинутые предложения и защищать противоположные точки зрения; словом, придерживаться позиции Портоса: “Я дерусь, потому что дерусь! . . ” Соглашатель: Выражать свое согласие с любыми точками зрения и поддерживать все высказывания говорящего Оригинал: Не ввязываться в спор, но время от времени выдвигать какие- либо неожиданные предложения. Организатор: Необходимо организовать дискуссию так, чтобы все участники высказались, задавать уточняющие вопросы Молчун: Избегать всячески прямого ответа на вопрос, никто не должен понять, какой точки зрения вы придерживаетесь Деструктор: Все время нарушать плавное течение дискуссии( что- то ронять, не вовремя хихикать, громким шепотом просить соседа подвинуться…) «Вечера вопросов и ответов»- за месяц до намеченного срока мероприятия педагогам предлагается подумать, какие вопросы образования, воспитания, методологии и развития наиболее актуальны в данный период. Затем вопросы, которые могут быть и анонимными, за 1- 1, 5 недели до Вечера классифицируются по проблемам. Участники решают, на какие вопросы они могут ответить сами, какие вопросы требуют объяснения специалистов. По некоторым вопросам можно предложить поделиться опытом работы самим участникам профессионального объединения. Каждая проблема, к которой относится группа вопросов, заданных педагогами, раскрывается по возможности наиболее полно. Педагоги должны четко представлять теоретические основы проблемы, пути ее решения, формы организации, методы и приемы работы и другое. Дискуссия – критический диалог, деловой спор, свободное обсуждение проблемы, мощное соединение теоретических и практических знаний. Цель дискуссии – вовлечение слушателей в активное обсуждение проблемы; выявление противоречий между практиками и наукой; овладение навыками применения теоретических знаний для анализа действительности. Форма проведения – коллективное обсуждение теоретических вопросов. Методика ее организации: определение цели и содержания обсуждаемой проблемы, прогноз итогов; определение узловых вопросов, по которым будет организована дискуссия( случайные, второстепенные вопросы на обсуждение не выносятся) ; составление плана; предварительное ознакомление педагогов с основными положениями обсуждаемой темы Методика проведения: ознакомление педагогов с проблемой, ситуационной задачей. Вопросы педагогам предъявляются последовательно в соответствии с планом. организуется обсуждение противоположных точек зрения по существу рассматриваемой проблемы. заключение, подведение итогов обсуждения. В заключении ведущий отмечает активность или пассивность аудитории, оценивает ответы педагогов, при необходимости аргументировано опровергает неправильные суждения, дополняет неполные ответы, делает общий вывод по результатам обсуждения, благодарит педагогов за участие в обсуждении. Ведущий должен: Хорошо знать проблему, тему дискуссии. Изучить позицию и аргументы оппонентов. Не допускать отклонения разговора от предмета дискуссии, подмены понятий. Метод «Мозговой штурм» или «Мозговая атака»( brainstorming) – процедура группового креативного мышления, точнее – это средство получения от группы лиц большого количества идей за короткий промежуток времени. Этот метод может активно применяется на заседаниях творческой группы для обсуждения плана или проведения различных мероприятий: детских каникул, соревнований, педагогических конкурсов, методических объединений и др. Для проведения мозгового штурма: Выбирается проблема для обсуждения; Формируется креативная группа приметно из десяти человек: обсуждение проблемы проходит в комфортной и непринужденной обстановке; Сама процедура мозгового штурма делиться на три этапа: Вступление. Во время которого объявляется проблема и записывается на доске. Ведущий объясняет причину выдвижения избранной темы, затем просит участников предложить свои варианты формулировок; Генерация идей. Участники дискуссии в свободной форме высказывают свои идеи, которые фиксируются на доске. На этом этапе К атегорически запрещается критика, ведь самые лучшие – это так называемые «сумасшедшие идеи». На этапе анализа идей и поиска возможностей для их реализации происходит обработка высказанных предложений, предлагается рассмотреть идеи с точек зрения оригинальности и возможности к реализации. Каждая идея помечается карточкой со значками: «+ + »- очень хорошая, оригинальная идея; «+ »- неплохая идея; «0»- не удалось найти конструктива; НР – невозможно реализовать; ТР – трудно реализовать; РР – реально реализовать. В завершении мозгового штурма выбираются идеи, которые получили либо два «плюса», либо значок «РР», либо оба этих значка. Метод « Модерации »( moderator – посредник, регулятор) . Этот метод позволяет «заставить» людей действовать в одной команде для разработки в кратчайшие сроки конкретных реализуемых предложений, нацеленных на решение проблемы. [ 2] При использовании этого метода каждый педагог может: сосредоточиться на содержании; действовать целенаправленно; сохранить возможность для импровизации; проявить самостоятельность каждому участнику обсуждения; проводить обсуждение в свободной и коллегиальной обстановке. Метод непроизвольно создает коллегиальную обстановку, не опрос или выступление по очереди, а решение в процессе работы. Метод « Модерации »м ожет применяться как отдельный метод или синтезироваться с Технологией Открытого Пространства, которая также предусматривает: активное участие каждого, создание демократической атмосферы, равенство возможностей, открытость и сотрудничество, взаимодействие, общение, развитие и обмен идеями. Открытое пространство рассматривается как интерактивный метод успешного стимулирования педагогов на творческую креативную деятельность. Может применяться как сама по себе, так и на педсовете. Надо отметить, что при использовании ТОП на педсовете не нужно детально разработанной повестки дня и плана работы, а также дополнительных материалов, они будут только мешать работе. Это принципиальное отличие данной формы организации педсовета от традиционных. Как же организовать работу по методу ТОП? Рассмотрим основные термины и этапы организации работы. Тема. Для эффективного использования ТОП формулируется привлекательная тема для педагогов, которая будет являться центральным механизмом для концентрации дискуссии и вдохновения участников педсовета. Группа. Для методики ОП лучше всего использовать большую группу педагогов- минимум 20 человек. Если участников меньше, теряется необходимое разнообразие, которое необходимо для подлинного взаимообмена. Лидеру группы необходимо обеспечить свободу высказывания любой точки зрения, на это нужно нацелить педагогов вначале. Время, необходимое для проведения встречи, зависит от специфики ожидаемых результатов. По методике от 1 часа до 5 часов. Пространство. Существенным фактором при организации пространства является комфорт. Лучше всего использовать большую комнату с небольшими уголками для работы малых групп. Используются стулья, которые можно двигать, маленькие столики, тумбы, вокруг которых могут объединяться рабочие группы. Исходная расстановка – это расставленные в полукруг стулья, большая белая стена в комнате или занавес, чтобы можно было прикреплять бумагу с клейкой лентой. Центр круга должен быть пустым. Рассмотрим этапы ОП в синтезе с методом « Модерации »: Первый этап- опрос педагогов. В начале педсовета проводится опрос педагогов. Чего ждут они от этого педагогического совета? Насколько актуальна тема для них лично, в их работе. Второй этап- поиск. Поиск самого актуального для педагогов вопроса, на который бы они хотели получить ответ на педагогическом совете. Педагоги, на листках анонимно пишут вопрос. После, собранные листки группируются по темам или направлениям работы. На этом этапе у некоторых педагогов возникают затруднения в формулировке вопроса, особенно у молодых специалистов, поэтому лучше заранее нацелить их на специфику педсовета, познакомить с темой. Третий этап- выбор. На плакате помещаются все собранные у педагогов листки с ответами и распределяются по содержательным кластерам( группам) . Затем все члены педагогического совета делятся на рабочие группы в зависимости от количества кластеров. В нашем случае рабочие группы разделились по проблемам привлечения родителей к активизации речи детей и развития речи детей во время составления творческих и описательных рассказов. Четвертый этап- проработка. Педагоги в рабочих группах детально работают над выделенной темой. Надо отметить, что на этом этапе при первоначальном использовании этого метода у некоторых педагогов возникают проблемы в обсуждении вопросов. Они сначала не понимают, как можно обсуждать вопрос, на который они сами хотят получить ответ. Они ждут, когда им кто – либо объяснит или детально расскажет, как решить эту проблему. Понимание приходит только в процессе обсуждения вопроса. Поэтому иногда необходима помощь лидера( руководителя или методиста) . В помощь педагогам раздаются заранее распечатанные карточки с таблицами, на которых стоят вопросы. Педагоги выбирают те карточки, на которых вопросы им более понятны и близки. Карточка №1 Если да, то как? Если нет, то в чем причины? ( сдерживающие факторы) Что еще можно сделать? Что я уже делаю? ( обмен опытом)  Карточка №2 Как должно быть? Как на самом деле? Что для этого должно быть сделано? Что должны сначала сделать?  Карточка №3 Аргументы «за» Аргументы «против» Что еще не ясно? Что должны сначала сделать? Пятый этап- мероприятия – как заказ на работу. Обсуждение конкретных мероприятий для решения проблемы. Карточка 4  Что?  Для чего?  Кто?  Когда? Глагол действия       Пригласить ….       Обновить …. .       Шестой этап- заключение. Зачитываются все предлагаемые педагогами мероприятия. Из отдельных заключений рабочих групп составляется общее заключение. На данном педсовете в итоге педагоги составили план мероприятий по развитию речевой активности детей, их речевого творчества совместно с родителями, используя современные методы и технологии. В конце педсовета идет оценка работы над темой. ( Довольны ли педагоги результатом обсуждения? Устраивают ли их предложенные перспективы решения? ) Метод «Кейсов»( Casestudy) – неигровой метод анализа и решения ситуаций, где педагоги участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций и задач, взятых из реальной практики. Этот метод, как правило, применяется в процессе ситуационной деловой игры, которая сама по себе также является интерактивным игровым методом и предполагает развертывание особой( игровой) деятельности педагогов – участников имитационной модели, воссоздающей условия и динамику воспитательно – образовательного процесса или сотрудничества с родителями воспитанников. При использовании метода «Кейсов» все обсуждаемые ситуации делятся на: ситуации – иллюстрации; ситуации – упражнения; ситуации – оценки; ситуации – проблемы. Симпозиум- обсуждение, в ходе которого участники выступают с сообщениями, представляющими их точки зрения, после чего отвечают на вопросы аудитории. Дебаты- обсуждение, построенное на основе заранее оговоренных выступлений представителей двух противостоящих групп. Диспут( от лат. disputable – рассуждать, спорить) предполагает спор, столкновение различных, иногда противоположных точек зрения. Он требует от сторон убежденности, ясного и опре- деленного взгляда на предмет спора, умения отстаивать свои доводы. Такой педсовет представляет собой коллективное размышление на заданную тему, проблему. Законы диспута Диспут – свободный обмен мнениями. На диспуте все активны. В споре все равны. Каждый выступает и критикует любое положение, с которым не согласен. Говори, что думаешь, и думай, что говоришь. Главное в диспуте – факты, логика, умение доказывать. Мимика, жесты, восклицания в качестве аргументов не принимаются. Острое, меткое слово приветствуется. Перешептывание на месте, неуместные шутки запрещаются. Предметом диспута должна быть проблема, которая вызывает противоречивые суждения, решается по- разному. Диспут не исключает, а предполагает глубину и всесторонность раскрытия проблемы. Там, где нет предмета спора, а есть только выступления, дополняющие или уточняющие те или иные доводы, нет и диспута, это в лучшем случае беседа. Формулировка темы должна быть острой, проблемной, будить мысль педагогов, заключать в себе вопрос, который на практике и в литературе решается по- разному, вызывает различные мнения, например: " Нужны ли детскому саду стандарты? " , " Чему сегодня нужно учить дошкольников? " , " Новаторские технологии: за и против" , " Каковы сегодня цели воспитания? " , " Что является общечеловеческими ценностями? " , " Какова роль семейного воспитания сегодня? " Вариантом педагогического совета- диспута является решение педагогических ситуаций. Руководитель или старший воспитатель подбирает банк сложных педагогических ситуаций по проблеме и предлагает его коллективу. Форма предъявления может быть разнообразной: адресной, с помощью жеребьевки, с разделением на группы. Администрация ДОУ может играть роль жюри, ведущего, консультанта, оппонента и др. Педагогический совет- Защита инноваций Каждой группе участников педагогического совета( кафедре, отделению) дается задание- предварительно подготовиться( познакомиться с опытом) и в лаконичной форме( 10- 15 мин. ) изложить идеи и особенности педагогической инновации, ознакомиться с конкретным опытом использования педагогической технологии. Группа выбирает исполнителей следующих ролей: - автор- новатор- носитель передовых идей, спикер группы; - оптимисты- защитники идеи, ее пропагандисты; - пессимисты- консерваторы и скептики- противники идей; - реалисты- аналитики, способные взвесить все& lt; за& gt; и& lt; против& gt; , и сделать необходимые выводы. В зависимости от количества людей и обсужденных инноваций можно выделить творческие группы по ролевым направлениям, и по другим( воспитанник- воспитатель- родитель, воспитатель- руководитель и др. ) . В результате педсовет приходит к решению о целесообразности или нецелесообразности инновации. «Судебное заседание»- обсуждение, имитирующее судебное разбирательство( слушание дела) . «Слушается дело о нарушении педагогической этики». Старший воспитатель выступает в роли обвинителя, заведующая – судья, один из педагогов защитник, воспитатели – свидетели. Свидетели сообщают о фактах нарушений, каждый факт обсуждается. Методический мост. Является разновидностью дискуссии. К проведению этой формы методической работы привлекаются педагоги разных образовательных учреждений района, города, руководители МО, родители. Целью методического моста является обмен передовым педагогическим опытом, распространение инновационных технологий обучения и воспитания. Решение педагогических задач. Цель – познакомиться с особенностями педагогического процесса, его логикой, характером деятельности педагога и ребенка, системой их взаимоотношений. Выполнение таких заданий может научиться выделять из многообразия явлений существенное, главное. Мастерство педагога проявляется в том, как он анализирует, исследует педагогическую ситуацию, как формулирует на основе многостороннего анализа цель и задачи собственной деятельности. Педагогические задачи целесообразно брать из образовательной практики. Они должны знакомить с отдельными методическими приемами работы лучших педагогов, предостерегать от наиболее часто встречающихся ошибок. Приступая к решению задачи, необходимо внимательно разобраться в ее условии, оценить позиции каждого действующего лица, представить себе всевозможные последствия каждого предполагаемого шага. Предлагаемые задачи должны отражать эффективные формы и приемы организации и проведения образовательной работы. Педагогические ситуации, экспромт- метод активизации педагогического познания в процессе повседневного общения, взаимосвязи с детьми, родителями, коллегами. Например, ребенок сообщает педагогу, что мама и папа разошлись, и у него теперь будет новый папа. Какой может быть реакция педагога. Методический фестиваль. Данная форма методической работы предполагает большую аудиторию, ставит целью обмен опытом работы, внедрение новых педагогических идей и методических находок. Здесь происходит знакомство с лучшим педагогическим опытом, с нестандартными занятиями, выходящими за рамки традиций и общепринятых стереотипов. Во время фестиваля работает панорама методических находок и идей. Заявку на занятие, методические идей, приемы участники фестиваля подают предварительно. Методические посиделки. Цель – формирование правильной точки зрения по определенной педагогической проблеме, создание благоприятного психологического климата в данной группе педагогов. Форма проведения – круглый стол. Методика организации и проведения: Для обсуждения предлагаются вопросы, существенные для решения каких- то ключевых задач образовательно- воспитательного процесса. Тема обсуждения заранее не объявляется. Мастерство руководителя и заключается в том, чтобы в непринужденной обстановке вызвать слушателей на откровенный разговор по обсуждаемому вопросу и подвести их к определенным выводам. Методический диалог. Цель – обсуждение определенной темы, выработка плана совместных действий. Форма проведения – круглый стол. Методика организации и проведения: Слушатели заранее знакомятся с темой обсуждения, получают теоретическое домашнее задание. Методический диалог ведется между руководителем и педагогами или группами слушателей по определенной теме. Движущей силой диалога является культура общения и активность слушателей. Большое значение имеет общая эмоциональная атмосфера, которая позволяет вызвать чувство внутреннего единства. В заключение делается вывод по теме, принимается решение о дальнейших совместных действиях. Банк идей- это рациональный способ коллективного решения проблем, не поддающихся решению традиционными способами на данном этапе ДОУ. Например: «Экология игры: как вернуть игру в жизнь детского сада» Эффективной формой, на мой взгляд, является проведение выставки- ярмарки педагогических идей, аукцион. Грамотно подготовленная и проведенная, она стимулирует педагогов к творчеству и самообразованию. Поэтому основной результат выставки- ярмарки- заметный профессионально- личностный рост воспитателей. Благодаря этой форме работы с педагогами создаются условия для публичного представления лучших образцов их профессиональной деятельности, появления новых идей, установления и расширения деловых и творческих контактов с коллегами. Мастер – класс. Его основная цель – знакомство с педагогическим опытом, системой работы, авторскими находками и всем тем, что помогло педагогу достичь наилучших результатов. Мастер – класс можно проводить как внутри ДОУ, так и для педагогов ДОУ города и области. Творческий час- работа небольшими коллективами, где разрабатываются методические рекомендации, модели анализа литературного или музыкального произведения, план- схемы поиска «клада», внедряются новые нетрадиционные техники рисования. Кружки качества организуются по инициативе администрации, с учетом делегирования полномочий. Ведущий метод- «мозговая атака» или «мозговой штурм». Обязательным условием при организации кружка является наличие педагога, способного обучать коллег без помощи администрации. Педагогическое «ателье» или педагогическая мастерская. Их цель: педагог- мастер знакомит членов педагогического коллектива с основными идеями своей воспитательно- образовательной системы и практическими рекомендациями по ее реализации. Также идет выполнение индивидуально- практических заданий с прицелом на дальнейшее использование в работе с детьми. Например: «Развитие творческого воображений дошкольника средствами художественной литературы, изодеятельности, экспериментирования». « Коучинг –сессия» или « коуч- сессия »- интерактивное общение, развивающее консультирование, дискуссия( вопрос- ответ) . Принцип «Сделай за меня» практически не действует, здесь педагог не получает советов и рекомендаций, а только отвечает на вопросы, которые ему задает консультант, и сам находит и пути для решения проблем. Конфуций говорил: «Давай наставления только тому, кто ищет знаний. Оказывай помощь только тому, кто не умеет внятно высказывать свои заветные думы. Обучай только того, кто способен, узнав про один угол квадрата, представить себе остальные три», В данном процессе осуществляется индивидуальная поддержка педагогов, которые ставят перед собой задачу профессионального и личностного роста, повышения персональной эффективности. Например: «Работа с аттестуемым педагогом». Коуч- сессия – это периодическая( обычно 1- 2 раза в неделю, длится обычно от 30 до 90 мин) и особым образом структурированная беседа Коуча( старшего воспитателя, например) с Клиентом( воспитателем, педагогом) , задача которой состоит в продвижении к поставленной цели Клиента( аттестация) . Коуч не просто задаёт вопросы. Он спрашивает, дает обратную связь и помогает клиенту найти ответы на такие вопросы, которых тот ещё не задавал или не хотел себе задать, а также помогает подойти к ранее изучаемой Клиентом проблемы с другой стороны. Искусство Коуча – это содействовать развитию творческого потенциала клиента. Метод SWOT – анализа( strengths – сильные стороны, weaknesses – слабые стороны, opportunities – возможности, threats – угрозы) - о чень и нтересный интерактивный метод – это метод анализа в виде процедур сбора данных и установления соответствия между внутренними сильными и слабыми свойствами учреждения, благоприятными и неблагоприятными факторами внешней среды. SWOT – анализ может быть использован как форма проведения всего педсовета, так и как отдельный интерактивный метод. Как правило, используется для стратегического планирования. Для проведения SWOT – анализа: Сначала необходимо выбрать вопрос для обсуждения, который заносится на отдельный лист и развешивается на стене или доске. Затем педагогам предлагается самостоятельно определиться по рабочим группам для обсуждения той или иной проблемы, вытянув по очереди карточки разного цвета. Таким образом, коллектив будет разделен не по интересам, а по принципу случайной подборки. Каждая группа садится за отдельный стол и обсуждает проблему, используя матрицу SWOT – анализа, распределяя по специальным категориям, какие у неё можно выделить «сильные стороны», какие «слабые стороны», что можно рассматривать как «возможности», а что будет являться «угрозой и препятствием» для осуществления намеченных целей. Образец матрицы SWOT – анализа[ 2]  Сильные стороны  Слабые стороны      Возможности  Угрозы и препятствия     После обсуждения в малых рабочих группах их решение выносится на всеобщее обсуждение. После чего руководитель или творческая микрогруппа заполняет общую для всего коллектива матрицуSWOT – анализа, на её основе формируется решение. Презентация – еще один эффективный методом интерактивного обучения- это наглядный вариант лекционного и практического материала. Способы размещения участников методических мероприятий Большое значение при проведении методических мероприятий имеют способы размещения участников Любое совещание представляет собой центр коммуникаций, прежде всего устных между несколькими лицами. В зависимости от целей совещания расположение столов и стульев может способствовать развитию коммуникаций или препятствовать этому. 1- й способ — «Традиционный» Такое расположение подходит для отдачи распоряжений или для сообщения информации. Отправитель стоит лицом к получателю, который записывает сообщения. При таком расположении могут участвовать много людей, но следует помнить, что это затрудняет коммуникацию получателей с отправителем. 2- й способ — «Круглый стол» Он позволяет «объединить» людей и избежать тем самым образования подгрупп( неформальных групп) . Такое расположение облегчает коммуникации между участниками и в некоторой степени нейтрализует роль руководителя. 3- й способ — «Лицом к лицу» Участники противостоят друг другу в дискуссии, отстаивая противоположные интересы. Такая структура мало способствует коммуникации, побуждая стороны скорее к конфронтации, чем к общему мнению. К ней прибегают при двусторонних переговорах, когда руководители располагаются в центре каждой делегации. 4- й способ — «Треугольник» Участники видят друг друга и могут легко общаться между собой. Положение руководителя в данном случае соответствует положению «лидера». Такое расположение позволяет собрать больше участников, чем «Круглый стол», и в то же время усилить положение руководителя. Итак, в зависимости от характера мероприятия руководитель должен менять расположение участников, поскольку физическое размещение оказывает существенное влияние на характер коммуникаций. Ещё одна форма, которой можно пользоваться перед открытыми мероприятиями для воспитателей города, области, родителей- это настрой педагога на успешную работу – « Квик – настройка»: Если вы хотите нравиться людям- улыбайтесь! Улыбка, солнечный лучик для опечаленных, противоядие созданное природой от неприятностей. Вы самые лучшие и красивые, пусть все манекенщицы мира вам позавидуют. Есть люди подобно золотой монете: чем дольше работают, тем дороже ценятся. Нет лучше любимой подруги, чем любимая работа: не стареет, и стареть не дает Трудности закаляют на пути к счастью. Подводя итоги, можно сказать, что грамотно построенная система интерактивных форм работы с педагогическими кадрами, - приведет к повышению уровня воспитательно- образовательной работы ДОУ и сплотит коллектив педагогов. Формы и методы активного обучения педагогов «Дискуссия или диспут»- это публичное обсуждение какого- либо спорного вопроса, проблемы. Цель их применения в методической работе – выработка определённой позиции коллектива или его отдельных членов по актуальной проблеме воспитания и обучения детей, по работе с родителями. Рассмотрение, исследование, обсуждение спорного вопроса; каждый должен высказать собственное мнение, учиться отстаивать его, доказать свою точку зрения. Организуя дискуссию, можно выяснить отношение воспитателей к спорному вопросу, создать коллектив единомышленников. В дальнейшем направить работу в определённом плане. Для дискуссии подойдут такие темы, как «Игра или занятие? », «Современный воспитатель, какой он? » и др. После споров, рассуждений заведующая или избранный пресс- центр выступает с заключительным словом. Заключительное слово нельзя строить по строго установленному трафарету. Но очень желательно, чтобы оно было кратким, ярким и убедительным, указывало решение поставленной проблемы, опиралось на более удачные и интересные выступления участников диспута, ставило новые проблемы, вызывало интерес к знаниям, культуре. Заключительное слово, произнесённое искренне и задушевно, страстно и доказательно выслушивается с большим вниманием, запоминается надолго и нередко считается отправным моментом в работе по самовоспитанию и организации разнообразных и содержательных начинаний, помогающих духовному и нравственному росту коллектива. «Мозговой штурм»( или «мозговая атака») может иметь место в тех методических мероприятиях, где надо выяснить, насколько прочны знания у воспитателей по обсуждаемой теме. Как правило, самостоятельным мероприятием он не проводится, а входит составной частью в «педагогический ринг», «деловую игру» и т. п. Существует несколько методик проведения мозговой атаки – брейнсторминг, мозговая атака – 66 Д. Филипса, двойное кольцо Сократа, «Совет пиратов». Брейнсторминг. Члены коллектива, например, озадачены поисками путей решения какой –л ибо проблемы. Все педагоги делятся на две группы по 7- 9 человек. Первая группа – «генераторы идей»- должны в течение короткого времени предложить как можно больше вариантов решений обсуждаемой проблемы. При этом они не имеют права обсуждать эти варианты, отметая или соглашаясь с ними. В группе выбирается один человек, которому поручается фиксировать все возникающие идеи. Вторая группа – «аналитики»- получают от первой группы списки вариантов и, не добавляя ничего нового, рассматривают каждое предложение, выбирая наиболее разумное и подходящее. Выбранные предложения группируются и объясняются. Проведя первый круг мозговой атаки, группы меняются своими функциями и проводят второй круг. Задача старшего воспитателя во время проведения мозговой атаки – кратко изложить суть проблемы и правила( условия) ее проведения. Запрещается всякая критика поступивших предложений. Предпочтение отдаётся количеству, а не качеству идей, поощряется комбинирование, перенос уже высказанных идей. Предложения должны поступать безостановочно. Если наступает заминка, старший воспитатель высказывает сам любое, даже фантастическое предложение. Обязательно фиксируются все варианты. Возможно использование магнитофона, видеокамеры и др. Двойное кольцо Сократа. Этот вариант подходит коллективам, в которых 15 и более человек. Участники делятся на две группы – круга: внутренний и внешний. В центре стоят семь стульев, шесть из них занимают участники, а седьмой всегда свободен. Во внешнем круге существуют запреты на разговоры – здесь можно только писать. Говорить т и обсуждать тему могут только те, кто находится во внутреннем круге. Если у кого- то из внешнего круга возникает желание что- то сказать, он занимает свободный стул, и тогда кто- то из внутреннего круга должен уйти, освободив седьмой стул. «Совет пиратов». Эту игру лучше проводить в маленьких коллективах( 6- 10 человек) . Все, кроме эксперта( старшего воспитателя) , рассаживаются в круг, распределяют роль – от юнги до капитана потерпевшего крушения пиратского брига. Обсуждение темы идёт, начиная с младшего по статусу к старшему. Каждый должен высказать новую идею. Тот, кто не сможет сформулировать её, того «съедают» голодные пираты, т. е. он выбывает из игры. Проводится несколько кругов до тех пор, пока не останется самый плодовитый «пират». Деловой игрой принято называть воспроизведение деятельности педагога в данном случае – воспитателя, в условиях условной обстановки. Деловая игра включает в себя исполнение ролей в моделируемой обстановке, воспроизведение межличностных отношений. Основная цель деловых игр для воспитателей – поупражняться в правильном проведении разных режимных моментов с детьми: прогулки, экскурсии, занятия, игры… Изучение проблем воспитательно- образовательной работы в детском саду через деловые игры помогает как начинающему, так и опытному педагогу усвоить технологию проведения занятий и воспитательных мероприятий. Целесообразно эту форму работы использовать 1- 2 раза в год. Волобуева Л. М. выделила такую структуру деловой игры: 1 этап – организационно – подготовительная работа; 2 этап – сама игра; 3 этап – исследовательский( может отсутствовать) ; 4 этап – заключительный( подведение итогов) . Деловую игру можно провести с воспитателями и для обучения их работе, например: «Педагог пришёл в семью», «Устный журнал для родителей», «Вечер вопросов и ответов» и др. проведение деловых игр должна предшествовать разработка единых требований к отдельным этапам: v целевая установка проведения игры; v сценарий всех этапов деловой игры; v структура конкретных ситуаций, отражающих моделируемый процесс или явление; v критерии оценок, полученных в ходе игры; v рекомендации по дальнейшему совершенствованию профессиональных умений и навыков. Деловые игры как метод обучения взрослых обладает следующими достоинствами: v У величивают интерес к учебному процессу; v Р азвивают самостоятельность; v П обуждают к творческому поиску; v С оздают опыт принятия решений; v С оздают ситуацию осознания участниками ролевых обязанностей должности. Большое место в содержании педагогических советов занимает обмен опытом работы. Вместо доклада воспитателя из опыта работы можно использовать «Творческий отчёт» с широким применением наглядного демонстрационного материала: занятия – панорамы, магнитофонные записи, выставки «Галерея нестандартных занятий» и т. п. Когда несколько воспитателей делятся опытом работы, можно провести этот обмен под рубрикой «Творческие находки года» или «Круговая панорама творческих дел». Если идёт обсуждение заимствованного опыта из других детских садов, то можно развернуть дискуссию. Из информации воспитателя с курсов можно выделить н а такой педсовет одно направление- «Панорама опыта», т. е. обзор передового опыта работы, услышанного или увиденного на курсах повышения квалификации. Литературная газета. Интересная форма работы, объединяющая сотрудников. Цель – показать творческие возможности педагогов, детей и родителей. Все участники пишут статьи, рассказы, сочиняют стихи, делают рисунки. Брифинг. Семинар- брифинг отличается от других форм методической работы в дошкольном учреждении тем, что позволяет максимально активизировать воспитателей как в процессе подготовки к семинару, так и на самом семинаре. Брифинг – это встреча, на которой кратко излагается позиция по одному из злободневных вопросов. Она может проводиться руководителем или специалистом, который заранее готовится к ответу на вопросы по определённой теме и позволяет максимально активизировать воспитателей. Создаются две команды: одна задаёт вопросы, другая отвечает; организатор задаёт вопросы, педагоги отвечают. Эстафета педагогического мастерства. Соревнование между несколькими группами педагогов, где один педагог начинает освещение проблемы, а следующие продолжают и вместе раскрывают её. Последний участник подводит итоги, делает выводы. Творческая гостиная. Форма организации взаимодействия педагогов в соответствии с их интересами и предпочтениями. Создаётся обстановка свободного, непринуждённого общения. Показ – панорама – моделирование различных подходов к решению одной и той же или сходных учебно- воспитательных задач, демонстрируемых последовательно разными педагогами. Эту форму работы можно проводить и с детьми, с которыми работали по данным технологиям, или с взрослыми, исполняющими роли детей. Например: показ приёмов руководства игровой деятельностью с позиции программы «Детство» и технологии «Детский сад – дом радости», занятие по изобразительной деятельности по традиционной методике обучения навыкам и по методике развития творческих способностей Лыковой С. «Образовательный салон». Эту форму работы можно назвать и «Педагогической гостиной». Её цель – повышение социально- психологической культуры воспитателя, знакомство с общечеловеческой и национальной культурой и личностное развитие педагогов. Темы встреч в «Образовательном салоне» определяется результатом анкетирования педагогов в конце учебного года. Каждый педагог в анкете указывает тему своего выступления в «салоне». Приемы активизации педагогов Экспресс – тестирование, или экспресс – опрос. Для его проведения предлагаются следующие задания. Работа с перфокартами или тестовыми заданиями, чтобы оперативно выяснить, насколько педагоги понимают обсуждаемую проблему. Такую же работу с перфокартами можно проводить на педсовете или семинарах – практикумах. Перфокарта или тестовые задания имеют варианты ответов по обсуждаемой теме. Каждый выбирает правильный, на свой взгляд, ответ и отмечает его в перфокарте. Затем проводится проверка: старший воспитатель зачитывает поочерёдно вопросы, воспитатели называют отмеченные ими ответы, уточняется их правильность, даётся разъяснение в случае получения неправильных ответов. В предлагаемых вариантах ответов правильным может быть один, несколько или все ответы, тогда нужно провести их ранжирование по значимости. В графе «Проверка» отмечается правильно или неправильно дан ответ педагогом. Среди активных методов и приёмов работы с педагогическими кадрами, широкое распространение получает включение в методический доклад педсовета или семинара решения ситуативных задача. Их можно разделить на четыре типа: v Ситуации – иллюстрации; Использование метода решения ситуативных задач в работе с воспитателями следует начинать с овладения отдельными профессиональными действиями через ситуации – иллюстрации. Для этого используется материал из опыта работы или описанные в литературе. С их помощью демонстрируется наиболее вероятный способ решения той или иной проблемы, подкрепляются и разъясняются высказанные докладчиком положения. v Ситуации – упражнения; Ситуации – упражнения применяются для того, чтобы воспитатели самостоятельно разобрались в сложившейся ситуации и приняли решение, аргументировав его. v Ситуации – оценки; Ситуации – оценки позволяют привлечь воспитателей к оценке уже принятого решения или выбрать один из предлагаемых вариантов, учат делать мотивированные заключения. v Ситуации – проблемы. Наибольший интерес в практике работы с воспитателями представляют ситуации – проблемы. Руководитель даёт необходимые вводные данные по ситуации, затем предлагается анализ положения дел и определение оптимальных путей решения проблем. Ситуационные задачи могут решаться как на самом занятии( «Мозговой штурм») , так и дома( «Домашнее задание») с последующим обсуждением. Лекция –д иалог. Оптимальная форма работы, по словам Дуброва В. П. и Милашевич Е. П. , позволяющая решить задачи формирования самостоятельности и оригинальности мышления и усваивать не готовую истину, а в некотором смысле открывать её. Содержание материала является тем основанием, на котором развёртывается диалог. Лекция – провокация или парадокс. Лекция с заранее запланированными ошибками, о чём сообщается в начале лекции. Такая форма проведения наиболее эффективна на семинарах, где педагоги имеют большой стаж работы и высокую квалификацию. Лекция- провокация активизирует внимание слушателей, делая семинар более значимым и привлекательным. Необходимо помнить, что количество «ошибок» на 15- 20 минут выступления не должно превышать 4. Лекция – пресс- конференция. В начале семинара старший воспитатель объявляет тему и предлагает написать, на листочке интересующие их по данной теме вопросы. Затем в течение 3- 4 минут систематизирует вопросы и строит своё выступление с учётом заданных вопросов. Важно отметить, что лекция пресс- конференция активизирует внимание педагогов, увеличивает доверие и уважение к методисту( старшему воспитателю) , но при этом требуется более тщательная подготовка старшего воспитателя к выступлению, высокий уровень квалификации. «Свеча»( Монтессори- технология, адаптировано для взрослых) . Цель – создать определённый психологический настрой, расположить участников не только к восприятию информации, но и к продуктивному общению. Участники встают в круг и передают друг другу зажженную свечу, говоря при этом комплименты и пожелания. Этот метод можно использовать в водной части мероприятия, что позволяет формировать чувство принадлежности к группе, позитивное отношение к своему я, развивать чувство эмпатии. Кроме того, побывав «внутри круга», прочувствовать эффективность этих упражнений, педагоги в дальнейшем используют подобные приёмы и в своей практике, взаимодействуя с другими участниками образовательного процесса: родителями, детьми и воспитателями. Инсерт. Такой педагогический приём используется для активизации самостоятельной работы воспитателей. Во время выступления слушатели делают пометку и заполняют таблицу. Например, тема «Инновационный подход к физкультурно- оздоровительной работе»: Содержание материала: Уже знал V Новое+ Думал иначе_ Не понял, есть вопросы? Важный этап – обсуждение записей. Ролевая игра «Первое впечатление». Этот метод можно использовать при анализе новинок научно- методической литературы. Каждому из участников предлагается книга и лист с заданием, в соответствии с которым он должен подготовить двухминутное сообщение. Примеры заданий: 8. Вы – логопед. Вам улыбнулась удача: вы приобрели редкую книгу. Расскажите о ней коллегам. 9. Вы – телеведущий. Сделайте рекламу этой книги в телемагазине. 10. Вы- продавец. Посоветуйте книгу покупателю, расскажите о ней так, чтобы ему захотелось её приобрести. 11. Вы – покупатель. Вам навязывают книгу, которая вам не нужна. Аргументируйте, почему Вы отказываетесь её приобрести. 12. Вы – преподаватель. Порекомендуйте студентам познакомиться с этой книгой. 13. Вы – логопед( воспитатель) . Вы приобрели хорошую и нужную книгу по логопедии( воспитанию детей) . Расскажите о ней родителям ребёнка. 14. Вы – рецензент. Напишите краткую рецензию на книгу или статью. 15. Вы – журналист. Составьте для газеты небольшую заметку об этой книги. «Шесть шляп Эдварда де Боно »( по М. Кипнису, адаптировано для анализа занятия) . Цель – сделать анализ занятия более эффективным и разноплановым. По методу де Боно, каждому типу мышления соответствует определённого цвета шляпа: красная – эмоции, интуиция, чувства; чёрная – скепсис, критический настрой, сомнение в правоте и правильности, осторожность; жёлтая – оптимизм, вера в успех, поиск преимуществ; зелёная- творчество, спонтанность, поиск альтернативных решений, генерация новых подходов, творческий риск; белая – факты, объективная информация, цифры; синяя – системное мышление, организация творческого процесса, составление программы, обдумывание проблемы, проверка и анализ результатов, перспективное планирование с учётом полученных итогов. Каждому педагогу раздаются шляпы разного цвета, и предлагается подумать, в каком цвете они должны осуществить анализ занятия, сформулировать точку зрения. Метод шести шляп Эдварда де Боно позволяет пользоваться моделями мышления как инструментом эффективной творческой деятельности, использовать отдельный аспект мышления, который, дополняя остальные пять, создаёт объёмную, целостную картину. В итоге достигается обратная связь с педагогами, выделяются самые эффективные моменты занятия, закрепляется положительный эмоциональный настрой. Игра «Ораторы – Оппоненты – Эксперты ». Цель – выявить различные точки зрения на проблему, раскрыть основные пути ее решения. Участники делятся на группы: v Оратор – тот, кто выдвигает некое суждение, теоретически обосновывая его; v Оппонент – тот, кто отстаивает своё мнение, противоположное высказыванию Оратора; v Эксперт- тот, кто старается привести противоположные суждения к единому знаменателю, выискивает точки соприкосновения различных мнений, проводит экспертизу этих

Оставить комментарий: