a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

14.01.2014г. Бахилова А.В. Организация взаимодействия детского сада и семьи по эмоционально-нравственному развитию дошкольников»

Опубликовано: 0000-00-00 00:00:00

Документы для скачивания

Организация взаимодействия детского сада и семьи по эмоционально-нравственному развитию дошкольников» (из опыта работы) Подготовила: Бахилова Алла Викторовна, воспитатель.

Жизнь ребенка XXI века очень сильно изменилась и тесно связана с возможностями родителей. Он быстрее, чем взрослый, успевает освоить мобильный телефон и компьютер, телевизор и магнитофон. Он слушает и смотрит с родителями одни и те же песни и телепередачи; ходит вместе с семьей в кафе, выезжает за границу на отдых, путешествует; ориентируется в марках автомобилей, в рекламе. Он многим интересуется и о многом рассуждает. Но при этом родители мало придают значение нравственному развитию своих детей. Одной из важных задач детского сада по социально-нравственному воспитанию является установление тесной связи с семьёй. Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации ребенка. Семья является институтом первичной социализации. Детский сад входит в систему опосредованного, или формального, окружения ребенка и представляет собой институт вторичной социализации. Все этапы процесса социализации тесно связаны между собой. И хотя их воспитательные функции различны, для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Поэтому так важна тесная взаимосвязь педагогического коллектива, детей и родителей. Именно от совместной работы, от единства мнений по основным вопросам воспитания детей зависит, каким вырастет ребенок. Только при этом условии возможно воспитание цельной личности. Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать, а единство в воспитании детей обеспечивает выработку правильного поведения детей, ускоряет процесс усвоения навыков, знаний и умений, способствует росту авторитета взрослых - родителей и воспитателей в глазах ребенка. Основой такого единства являются педагогические знания родителей, их осведомленность о работе дошкольных учреждений. Очень эффективны различные методы развития у родителей рефлексии собственных воспитательных приемов. В нашем ДОУ педагоги начинают работу с самого близкого, родного, знакомого. Мой дом, моя семья, детский сад – вот начальные ступени в работе с ребенком и его семьей. Ведь семья – это маленький коллектив, основанный на принципах сотрудничества и взаимопомощи, где дети учатся искусству жить среди людей, любить их, ощущая на себе и проявляя к другим внимание и доброе отношение. Важную роль в воспитании детей играет общий уклад жизни семьи: равенство супругов, организация семейной жизни, правильные взаимоотношения между членами семьи, общий тон доброжелательности, взаимного уважения и заботы, атмосфера патриотизма, трудолюбия, общий порядок и семейные традиции, единство требований взрослых к ребенку. Жизнь семьи должна быть организована таким образом, чтобы полнее удовлетворялись и развивались не только материальные нужды (в еде, одежде, тепле и т. п.), но и духовные потребности. Мы стараемся поддерживать любовь, внимание, сочувствие к маме, папе, бабушке, дедушке, сестрам и братьям, сверстникам. Дети приносят свои семейные фотографии и рассказывают о своих родных. Оформляется фотоальбом, к которому ребята потом постоянно обращаются, показывают друг другу фотографии своей семьи. Дети делятся своими впечатлениями, учатся слушать друг друга, проявляют интерес к собеседнику. В настоящее время в детском саду всё больше внимания уделяется изучению культурного наследия мировой цивилизации, в том числе и русского народа, трудовых, семейных традиций, декоративно-прикладному творчеству. Мы стараемся привлечь родителей к мероприятиям, способствующим совместной деятельности родителей и детей. Родители приглашаются на выступления, для них организуем концерты, различные мероприятия, проводятся праздники семьи. Родители оказывают помощь в пошиве костюмов, оформлении и проведении выставок, принимают активное участие в жизни детского коллектива, в различных конкурсах: «Поделки из природного материала», «Новогодние игрушки», в вечерах досуга: «День именинника», «Веселые старты», «Папа, мама, я – дружная семья». Благодаря таким праздникам и развлечениям, и дети, и родители приобщаются к истокам народного творчества, к истории своего народа, его традициям. И мы рады, когда после таких встреч родители обращаются к нам за советом, становятся более внимательными к детям, больше проводят с ними времени. Эта работа способствует формированию общности интересов детей и родителей, служит укреплению эмоциональной и духовной близости детей и родителей. Также пропаганда педагогических знаний о социально-нравственном воспитании ведется через систему наглядной агитации. Наглядно- информационные формы условно нами разделены на две подгруппы. Информационно-ознакомительная: через информационные стенды ознакомление родителей с самим дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей. Информационно-просветительская направлена на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. В группах оформлены "Уголки для родителей", где помещаются консультативные материалы. В специальных папках имеются подборки методических рекомендаций для родителей. Широко применяются индивидуальные формы работы с родителями: беседы, консультации, посещения семей, поручения родителям и т. п. Для коллектива родителей организуются общие консультации, групповые и общие родительские собрания, конференции, выставки, лекции; оформляются информационные и тематические стенды, фотомонтажи; проводятся вечера вопросов и ответов, встречи за круглым столом и т. д. Работа с семьей - важная и сложная сторона деятельности воспитателя и других работников дошкольного учреждения. Она направлена на решение следующих задач: • установление единства в воспитании детей; • педагогическое просвещение родителей; • изучение и распространение передового опыта семейного воспитания; • ознакомление родителей с жизнью и работой дошкольного учреждения. Этой задаче подчинена вся работа, проводимая в дошкольном учреждении с семьей. Единство в воспитании детей обеспечивает выработку правильного поведения детей, ускоряет процесс усвоения навыков, знаний и умений, способствует росту авторитета взрослых — родителей и воспитателей в глазах ребенка. Основой такого единства являются педагогические знания родителей, их осведомленность о работе дошкольного учреждения. Был разработан комплекс мероприятий с родителями по оптимизации нравственного воспитания детей в семье. Предложили родителям следующую тематику на выбор: Социально-нравственное воспитание в семье. Цель собрания: сформировать представления о том, что одним из важнейших факторов, оказывающих решающее влияние на формирование нравственных качеств личности, является семья. Игра и ее значение в нравственном воспитании ребенка. Цель собрания: дать представления о том, что игра остается одним из важнейших средств воспитания социального поведения: дети учатся сдерживать свой эгоизм, уступать, подчиняться общепринятым правилам; в игре формируется механизм личностного поведения, подчиненного образцу, раскрывающему нравственную сторону человеческих отношений. Уроки общения. Цель собрания: углубить знания родителей по вопросам нравственного воспитания; дать родителям возможность поделиться опытом семейного воспитания и подвести их к анализу собственного педагогического опыта. Воспитание культуры поведения у дошкольников. Цель собрания: необходимость терпеливо и доброжелательно обучать ребенка правилам культурного поведения, объяснять разумность и необходимость их соблюдения; углубить знания родителей, как воспитать своего ребенка уверенным в себе, приятным в общении, быть богатым дружескими связями, любимым близким людям. О нравственном воспитании детей разного пола в группе сверстников. Цель собрания: познакомить родителей со средствами решения нравственного воспитания мальчиков и девочек с учетом формирования у них представлений о мужественности и женственности, о содержании семейных ролей. Природа и нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Цель собрания: формирование представления о богатстве, разнообразии, нравственности и красоте родного края; формирования у детей любви к природе, бережного к ней отношения. При этом родители, наибольший интерес проявили к теме «Социально-нравственное воспитание ребенка в семье» (в частности, к проблеме воспитания нравственности в процессе общения детей со старшим поколением – с бабушками и дедушками) и теме «Игра и ее значение в нравственном воспитании ребенка». Родители с особым энтузиазмом отнеслись к теме «Как организовать труд младших дошкольников дома». Поэтому мы предложили им специальную шпаргалку для родителей, которая называлась «Условия, необходимые для воспитания нравственности в процессе труда». Кроме того, для информационной поддержки групповых форм работы активно используется наглядная агитация. Для этого в работе с родителями используются папки-передвижки, папки-раскладушки. Например, в папке «Словарь вежливого человека» были изложены рекомендации педагога, высказывания писателей о вежливости, общей культуре человека. Давались советы о том, как воспитывать вежливость у детей дошкольного возраста; что читать детям; как поступить в той или иной проблемной ситуации, когда ребенок ведет себя невежливо и грубо. В других случаях обсуждался круг домашнего чтения, который мог бы способствовать воспитанию у детей нравственных чувств и представлений. Для этого вывешивается информация «Что читать детям и о чем с ними беседовать?». В ее содержании могут быть отражены рекомендации по проведению этических бесед с детьми по поводу прочитанного: - «Морозко». Почему Морозко понравилась дочка старика, почему он пожалел ее? Какая она? Что можно сказать о ней? Почему девочки по-разному ведут себя с Морозко? Они обе замерзли, но одна остается ласковой и почтительной, а другая грубит? - В. Одоевский «Мороз Иванович». Кто обращался к девочкам за помощью в царстве Мороза Ивановича? Как они отнеслись к этим просьбам? Кого из них можно назвать по- настоящему заботливой? Почему? В группах организуются совместные конкурсы детей и родителей, проектная деятельность, для того чтобы вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс, активизировать участие в различных мероприятиях. Совместные конкурсы:  Поделки из природного материала;  Сезонные выставки совместных работ;  Совместные досуги родителей и детей (оформление стенда с фотографиями);  Выставки совместных рисунков («Моя семья», «Спортивная семья», «Я» и другие). Благодаря такой комплексной работе опыт родителей по нравственному воспитанию ребенка в семье стал более осознанным, появилось активное желание помочь ребенку в формировании нравственного поведения и привычек, и понимание того, что это можно сделать. Отзывы родителей и воспитателей подтвердили эффективность проделанной работы и положительную динамику нравственного воспитания детей в семье и детском саду. Тематика групповых консультаций: - «Ребенок – зеркало нравственной жизни родителей»; - «О детском эгоизме»; - «Детские капризы и упрямство: их причины и меры воздействия»; - «Воспитание у ребенка осознанного отношения к своему поведению»; - «Воспитание самостоятельности и ответственности»; - «Как организовать труд детей дома». Список рекомендуемой литературы для проведения этических бесед Л.Толстой «Котенок» А.Н.Толстой «Золотой ключик» К.Чуковский «Айболит» С.Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Счастливый день» Г.Х.Андерсен «Дикие лебеди», «Дюймовочка», «Снежная Королева» и другие В.Драгунский «Друг детства», «Он живет и светится», «Тайное становится явным», книга «Удивительный день» и т.д. М.Зощенко «Рассказы для детей» Н.Н.Носов «Рассказы для детей» В.Бианки книга «Рассказы и сказки», «Как муравьишко домой спешил» Сказки: «Заяц - хвастун», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и другие А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и золотой рыбке» и другие произведения. Примерная тематика индивидуальных форм работы Образовательная область «Коммуникация»: составление рассказа по сюжетной картине «Семья» (демонстрационный материал); составление рассказов: «Здравствуйте родители!», «Много у мамы с нами хлопот», «Моя родня» и т.д. Образовательная область «Познание»: «Семейные традиции», «Что значит дружба», «Как вести себя в гостях»; «Родословная – старинная русская традиция»; «Моя семья»; «Новогодние традиции народов Земли», «Мы все знаем и умеем», «Профессии» и т.д. Образовательная область «Чтение художественной литературы»: С.Баруздин «Мамина работа»; В.Драгунский «Моя сестра Ксения»; Н.Носов «И я помогаю»; Т.Шорыгина «Родные вещи» и т.д. Образовательная область «Художественное творчество»: выполнение поздравительных открыток к праздникам (День защитника Отечества, 8 марта, День Победы, день мамы), «Мой дом» и.т.д. Беседы с детьми вне занятий: «Мой папа может все!», «Кто такие – родные, друзья, соседи?», «Коробочка добрых дел» и т.д. Организация разнообразных ситуаций, обеспечивающих освоение положительного социально - эмоционального опыта, которые носят проблемный характер, т.е. заключают в себе близкую ребенку жизненную задачу (Практические ситуации: «Наша забота нужна всем», «Научи своего друга тому, что умеешь сам», «Подскажи решение», «Поможем нашим игрушкам», «Книжный доктор» и т.д.). Памятка к составлению индивидуальной картотеки нравственных ситуаций для родителей Уважаемые родители! Вы можете многое сделать для нравственного развития и воспитания ребенка в семье, используя естественные ситуации. Например: Когда Вы и ваш ребенок вместе Вы можете сказать или спросить Это поможет Вашему ребенку Помогите ребенку учиться самостоятельно, ухаживать за своим телом, соблюдать необходимые гигиенические навыки Как ты думаешь, с чего лучше начинать умываться? Что сначала нужно сделать: намочить щетку или положить пасту? Т.д. Осознанно принимать правильные решения; самостоятельно действовать; Быть уверенным и компетентным.

Несете покупки домой

Какая сумка у нас была, и какая стала? Как ты думаешь почему? Что самое вкусное для тебя? Как ты думаешь, чему обрадуется папа, дедушка, бабушка? Учиться заботиться о других; понимать причинно-следственные связи. Идете в гости Что тебе больше понравиться: отправиться в гости или остаться дома? Как ты планируешь вести себя в гостях? Что ты скажешь взрослым? Детям? Что сделаешь, если захочешь пить? Если тебе станет скучно? Понять, что Вы уважаете его мнение, его право выбора; осознанно относиться к своему выбору; осознавать и планировать свои поступки (действия); прогнозировать ситуации. Готовитесь к приему гостей Посмотри, пожалуйста, что у нас не готово к приему гостей, что не в порядке? Как ты считаешь, что нужно подготовить? Реши, чем ты займешь свою гостью. Что им будет интересно? Т.д. Развивать наблюдательность, критичность; Учиться высказывать оценочные суждения «Я считаю, что…» Развивать умение заботиться о нуждах других людей; Понять основы гостеприимства и придерживаться их. Украшаете свой дом Все ли тебе нравится в твоей комнате? Как ты думаешь, все ли нравится мне и почему? На, что надо обратить внимание? Чем бы ты хотел украсить наш дом? Учиться высказывать свое мнение, суждение; учитывать чужую точку зрения; уважительно относиться к результатам своего и чужого труда и т.д.

Оставить комментарий: