a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

«Индивидуальный подход в организации образовательного процесса»

Опубликовано: 0000-00-00 00:00:00

Документы для скачивания

Занятия занимают небольшую часть времени в режиме в детском саду, но воспитательное и развивающее значение очень большое. На занятиях уточняются, расширяются и углубляются представления детей о предметах и явлениях окружающей жизни. В процессе занятия у детей развивается восприятие, воспитывается воля, организованность, устойчивость, трудолюбие, чувство коллективизма. На занятиях дети должны соблюдать определенные правила поведения: сидеть спокойно, слушать внимательно, не заниматься посторонними делами, не разговаривать, чтобы не мешать другим, свое рабочее место содержать в полном порядке. Часть детей легко усваивает все правила и их выполняет, им не приходится делать замечаний. Они даже сдерживают тех, кто нарушает указанные требования и тем самым нарушает дисциплину. Чаще всего нарушителями оказываются легко возбудимые дети – сказывается особенности их темперамента, подвижность нервных процессов и недостаточное развитие тормозной реакции. Такие дети долго не могут сосредоточить, вертятся, обращаются с вопросами к товарищам и отвлекают их, или следят за чем – нибудь посторонним. Некоторые сидят спокойно и не нарушают правил, но они пассивны и не участвуют в занятиях. “Учение есть индивидуальная деятельность детей. Здесь каждый ребенок проделывает определенную умственную и физическую работу индивидуально. Для той или иной работы тратятся индивидуальные усилия. Поэтому необходимо рассматривая процесс обучения во взаимодействии индивидуальных усилий и усилий детского коллектива”. Таким образом , А.П.Усова подчеркивала необходимость индивидуального подхода к детям на занятиях в процессе общей работы с коллективом. Индивидуальный подход на занятиях способствует раскрытию индивидуальности ребенка, которая находит свое выражение в характере мысленных процессов, в запоминании, во внимании, в проявлении инициативы, творчестве, в том , что при усвоении нового материала, каждый обнаруживает различные интересы и по разному используют свои знания. Как только обучение начинает основываться на индивидуальном подходе, молчаливые, застенчивые, замкнутые, робкие, нерешительные дети выявляют такие качества, которые за ними раньше и не замечались. Прежде всего они теряют именно молчаливость, а в дальнейшем становятся не менее активными, чем те , которые всегда отличались большой общительностью. Для преодоления молчаливости воспитатель должен расположить их к себе, заботиться, чтобы они вошли в коллектив, имели товарищей. Таких ребят не следует вызывать первыми, а вызвав, сначала надо задавать вопросы о том, что они хорошо усвоили, и постепенно переходить к новому, более трудному материалу. Во время занятий следует использовать игровые приемы, которые способствуют развитию активности, произвольного внимания, преодолению нерешительности у робких, малоактивных, застенчивых детей. Часто причиной активности одних и пассивности других детей на занятиях бывает неправильная работа воспитателя. Если он старается вызывать только развитых, способных, активных детей, чтобы получить от них хорошие ответы, то по сути дела, он и работает только с этими детьми. Очень важен индивидуальный подход к детям, которые медленно соображают. В свое время на таких детей обратил внимание Н.А.Добролюбов в работе “Ученики с медленным пониманием”. Характеризуя таких детей, он утверждал, что нельзя их считать глупыми и ленивыми, т.к. у них есть много положительного. Они внимательны, аккуратны, умеют хорошо справляться со многими бытовыми заданиями. Хотя они медленно усваивают, но зато прочно сохраняют всё в памяти. В индивидуальном подходе к медленным детям следует соблюдать терпение, не торопитесь с ответом, не прерывать, не вызывать их первыми, воспитывать уверенность. Индивидуальными особенностями детей следует руководствоваться и при рассаживании их на занятиях, при определении каждому места за столом. При этом нужно учитывать особенности их физического и психического развития и поведения. Если у ребенка пониженный слух или зрение, то его надо посадить ближе, чтобы мог хорошо видеть и слышать. Воспитатель должен держать таких детей в поле зрения и вовремя прийти на помощь. Постоянного внимания требуют и очень подвижные дети, непоседы. Их следует тоже посадить поближе. Недалеко от воспитателя должны сидеть молчаливые и пассивные ребята. При рассаживании необходимо учитывать также дружеские взаимосвязи детей, но все- таки в первую очередь руководствоваться педагогическими целями, подбирая соседей по столу, исходя из возможностей их благотворного влияния друг на друга.

Оставить комментарий: