a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию для детей старшего возраста "Семья вместе - душа на месте"

Опубликовано: 2015-12-08 13:48:23

Документы для скачивания

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 10 «Белочка» комбинированного вида Разработка занятия по духовно – нравственному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста на тему «Семья вместе – душа на месте» Выполнила старший воспитатель Ковшова А. В. Город Кулебаки 2014 г. Пояснительная записка «Какое… счастье получить доброе истинно- христианское воспитание, вступить с ним в лета юности, и потом, в том же духе, вступить в лета мужества» Святитель Феофан Затворник Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретения знаний об окружающем мире, образовании нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накапливание нравственного опыта, и обращение к духовной жизни начинается с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно- нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности. Особенно остро проблема духовно- нравственного воспитания стоит сейчас. Когда мы видим, что всё чаще тоска безверия толкает молодежь на самоубийства, непоправимые поступки, употребление наркотиков, пьянство, бесцельные драки, унижение окружающих. В современной России назрела необходимость формирования у детей нравственных и духовных ориентиров. Сделать это можно только на основе традиционной для нашей страны православной культуры. Процесс воспитания неразрывно связан с институтом семьи, поэтому необходимо уделять большое внимание взаимодействию с родителями, которое осуществляется не только во время каких- либо мероприятий( праздники, выставки) , но и на обычных, проводимых совместно занятиях, и дома. Дети этого возраста уже способны управлять своим поведением, начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявляли к ним взрослые; это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм, правил поведения и обязательности их выполнения. Формирование у детей старшего возраста религиозных чувств основывается не только на эмоциях, но и на определенных знаниях, правильных представления х о добре и зле, справедливости, любви к ближним. Исходя из вы ше сказанного, я поставила перед собой цель: дать детям элементарное представление о семье, как об истоке нравственности. Ориентируясь на поставленную цель я сформулировала задачи: - дать понятие об истоках нравственности, которые зарождаются в семье; - дать понятие о том, что дети – помощники в семье, что у девочек и у мальчиков – свои обязанности; - объяснить детям выражение «семейный очаг»; - воспитание у детей чувство любви, заботливое и бережное отношение к ближнему; -  содействие становлению духовно- нравственной личности с оптимистическим взглядом на жизнь; - содействие развитию речи детей: обогащению словаря, развитию навыков речевого общения; - развитие навыков усидчивости и аккуратности в работе. Мероприятие проводит ся в форме интегрированного обучающего занятия со следующими видами деятельности: игровая, коммуникативная, подвижная, художественно- эстетическая. Воспитанниками группы являются мальчики и девочки с разными интересами. В общеобразовательной программе нашего детского сада не выделено времени для проведения занятий по духовно – нравственному воспитанию детей, поэтому я использую свободное время в утренний, вечерний отрезок времени и на прогулке для проведения следующих форм работы в этом направлении: игры, беседы, наблюдения, театрализованная деятельность, чтение художественной литературы, продуктивные виды деятельности. Предполагаемый результат С помощью систематической работы по духовно- нравственному воспитанию я надеюсь достичь следующих результатов: •устойчивость навыков поведения; •стабильность психического развития; •воспитание всесторонне и гармонично развитой личности; •формирование нравственных понятий, которые зарождаются в семье; •развитие способностей к самосовершенствовани ю и самостоятельному творчеству. Предварительная работа: - Совместное изготовление с родителями гене алогического древа- Чтение художественной литературы- Чтение и разучивание пословиц и поговорок о семье- Рисование на тему «Герб семьи»- Изготовление тряпичной куклы( символ материнства) - Разучивание и пение колыбельных песен Словарная работа: Семейный очаг, семья, родствен ники, традиции, тряпичная кукла, милосердие. Схема конспекта занятия Форма занятия – интегрированное занятие обучающего характера. Способ организации детей на занятие: фронтальный и индивидуальный. Дидактическое обеспечение: - здоровьесберегающие технологии- использование ИКТ технологий- интерактивная доска для презентации и работы с детьми- музыкальный центр- текст песен и потешек и музыкальное сопровождение- дидактическая игра «Объясни пословицу»- валеологическая игра- цветок аспидистра( дружная семейка) - иллюстрации к сказкам «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси- лебеди», «Волк и семеро козлят», « Петух и кот »- альбомные листа- карандаши- кисточки и краски Содержание организованной деятельности( ход занятия) Организационный момент( В кругу) Воспитатель: Собрались все дети в круг. Я – твой друг, и ты – мой друг. Крепко за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся. Воспитатель: Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться? Я – Альбина Владимировна, а ты кто? Ответь мне, как тебя ласково зовут Дети: ( Дашенька, Мишенка. . . ) . Воспитатель: Здравствуйте, милые дети, вы всех прекрасней на свете. Вот таких хороших, пригожих, я приглашаю поиграть. А скажите, где вас также любят, где вас так же ласково называют? Дети: В семье Воспитатель: Правильно, молодцы. Сегодня мы с вами поиграем и поговорим о семье. Хотите узнать, какие бывают разные семьи? Дети: да Воспитатель: Тогда, усаживайтесь поудобнее и начнём беседу. Беседа о семье Воспитатель: Из каких двух слов образовано слова семья? Что для каждого человека значит семья? ( Ответы детей) Воспитатель: Семья – это любимые, родные, самые близкие люди, это родной дом, это мир, где царят любовь, преданность, уважение, самопожертвование. Это привычки и традиции, опора и защита. Это крепость, за стенами которой – любовь, доброта. Забота друг о друге. Беседа «Дружная семейка» Воспитатель обращает внимание детей на комнатное растение – аспидистру. Предлагает объяснить народное название этого растения «Дружная семейка». Воспитатель: Почему растение носит такое название «дружная семейка»? Какую семью называют дружной? Как появилось слово «семья»? Какое значение имеет семья в жизни каждого человека? Скажите, можно ли человеку прожить без семьи? ( Ответы детей) Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Большая семья» Валеологическая пауза «Большая семья»  ( В кругу) В доме жила большая семья, всех назову вам, детишки, я: Мама- красавица в доме жила, своей добротой и умом слыла. Папа- силач, спортсмен- удалец, опора семьи – настоящий отец! Бабушка с ними – старушка – жи ла, целыми днями вязать могла! Дедушка старенький в доме том жил, летом на даче рыбку удил. Ну а еще был в семействе сынишка – бойкий и шустрый такой шалунишка. Утром и днем, даже вечером мальчик прыгал, как будто резиновый мячик. Бегал сынок, по лужам ска кал, а вечерами пейзаж рисовал: Солнце, и тучка, и дождик идет … Н о и малыш иногда устает. В семье той большой не умели скучать – вечером пили с вареньем чай. Вкусный чаек, объеденье – варенье… Пора и заканчивать стихотворенье! Только одно лишь добавлю я –   Дружная очень это семья! Объяснение пословиц Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что в мире есть очень много пословиц о семье. Давайте попробуем несколько из них объяснить, о чём они? - Семья вместе – душа на месте- Семья в куче – не страшна туча( Объяснения детей) Беседа «Птица рада весне, а младенец матери» Воспитатель: Дети, а кто больше времени проводит с малышом в семье? Какие колыбельные песенки поёт младенцу мама? Как она прибаутками забавляет малыша? ( Дети исполняют знакомые колыбельные песни, потешки, прибаутки) Рассказ воспитателя с презентацией «Семейный очаг» Воспитатель: В древние времена наши предки строили полуземлянки или срубы, а посреди жилища устраивали очаг из камня. Очаг с древних времён был символом святости семьи. Погасший огонь считался знаком беды, неприятностей. Спичек не было, развести огонь без них не просто, поэтому огонь всегда поддерживали, чтобы он не угас, ведь огонь был нужен, чтобы приготовить пищу, обогреть жилище, посушить одежду. Женщина всегда следила за тем, чтобы огонь не погас, чтобы было тепло, чтобы была еда. В наше время выражение «семейный очаг»( или «домашний очаг») означает родной дом, семью, где тебя ждут, где тепло, уютно, радостно, где все любят друг друга и заботятся обо всех, где каждого согревает огонёк тепла, любви мамы, папы, брата, сестры, бабушки, дедушки, сыночка, дочки. Пальчиковая гимнастика  ( стоя) Поднять руку ладонью к себе и в соответствии с текстом стиха в определенной последовательности пригибать пальцы, начиная с безымянного, затем мизинец, указательный палец, средний и большой. Знаю я, что у меня Дома дружная семья: Это – мама, Это – я, Это – бабушка моя. Это – папа, Это – дед. И у нас разлада нет. Продолжение беседы о семье Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы в семье было тепло и радостно? ( Рассуждения детей) Воспитатель: Как дети должны заботиться о своих родителях? Какое отношение к своим родителям вы назвали бы хорошим, какое – плохим? ( Рассуждение детей) Воспитатель: В каких русских народных сказках герои попадали в беду из- за непослушания? Дети: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Волк и семеро козлят», «Петух и кот», « Гуси- лебеди». Воспитатель: В библии сказано: «Почитай отца своего и матерь свою, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле ». Это значит, что тем, кто уважает родителей, Господь посылает своё благословение и долгую жизнь, - так считаю православные люди. А в народе говорят: «Кто родителей почитает, то во век не погибает». Литературная викторина «Сказка – ложь, да в ней намёк» Воспитатель: В разных сказках, тоже описываются семейные отношения. Из каких русских народных сказок эти отрывки? - «Есть на свете люди хорошие, есть и похуже, есть и такие, которые своего брата не стыдятся. К таким- то и попалась Крошечка- Хаврошечка. Осталась она сиротой, взяли её эти люди, выкормили и работой заморили: она и ткёт, она прядёт, она и прибирает, она и за всё отвечает». Дети: «Хаврошечка» Воспитатель: «У мачехи были падчерица да родная дочка; родная, что не сделает, за всё её гладят по головке да приговаривают: «Умница! А падчерица, как ни угождает – ничем не угодит, всё не так, всё худо. А надо правду сказать, девочка была золото, в хороших руках она бы как сыр в масле каталась, а у мачехи каждый день слезами умывается… » Дети: «Морозко» Творческая деятельность детей Воспитатель: Молодцы, ребята, сказки вы хорошо знаете. А рисовать и сочинять рассказы по рисункам умеете? А теперь давайте сотворим волшебство. Нарисуем свою семью и пусть она в ваших рассказах оживёт. ( Дети рисуют рисунки своей семьи и придумывают небольшой рассказ по иллюстрациям) Исполнение песни «Гимн семье». Воспитатель: Ребятки, вы нарисовали очень интересные рисунки и у нас получилась настоящая выставка о семье и я предлагаю вам спеть песню Ильи Резника «Гимн семье». Хрустальным голосом капели Звенит ребячий смех чудесный, И мать сидит у колыбели, Дитя лаская тихой песней. И дом молитвой освященный, Стоит открытый всем ветрам, И учит бабушка внучонка Словам: «отчизна», «мама», «храм». Припев: Друг друга храните во все времена, Живите в ладу и гармонии. И пусть будет жизнь ваша освящена Любовью Петра и Февронии. Семья – любви великой царство. В ней вера, праведность и сила. Семья – опора государства, Страны моей, моей России. Семья – источник изначальный, Небесным ангелом хранимый. И грусть, и радость, и печали – Одни на всех, неразделимы. Припев: Друг друга храните во все времена, Живите в ладу и гармонии. И пусть будет жизнь ваша освящена Любовью Петра и Февронии. Пусть повторятся в поколеньях Благословенной жизни дни. Храни господь, очаг семейный, Любовь любимых охрани. Подведение итогов Воспитатель: Дорогие ребята, я сейчас вас попрошу ответить на такой вопрос: о чем мы сегодня с вами говорили? ( Ответы детей) Воспитатель: Что вам больше всего понравилось? ( Ответы детей) Воспитатель: В песне мы с вами пели о Петре и Февронии. Кто- нибудь знает кто они? ( Ответы детей) Воспитатель: Что такое «семейный очаг»? Какой должна быть семья? Как нужно относиться к старшим? Воспитатель: Мне так понравилось, как вы сегодня работали на занятии, какими вы были активными. Надеюсь, всё то, что вы сегодня узнали, не пройдёт мимо вас пустым звуком, а останется в вашем сердце на долгие годы. Вы будите беречь свою семью, любить и уважать друг друга. Список рекомендуемой литературы Алексеева А. О православном дошкольном воспитании в Росс ии. - М. «Дошкольное воспитание», 2004( 1) Бойчук И. А. Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. – СПб. : ООО «Детство- Пресс», 2013. Ботякова О. А. Российский этнографический музей- детям. – Санкт- Петербург «Детство- Пресс», 2001. Данилина Г. Н. Дошкольнику – об истории и культуре России. – М. «Аркти», 2003. Картушина М. Ю. Русские народные праздники в детском саду. – М. : ТЦ «Сфера», 2006. Кондрыкинская Л. А. С чего начинается Родина? . – М. «Творческий центр Сфера», 2004. Пожиленко Е. А. Мир вокруг нас. Учимся чувствовать, познавать и действовать. В 2 частях. – СПб. : Филиал издательства «Просвещение», 2004.

Оставить комментарий: