a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Конспект ООД по образовательной области "Познавательное развитие" для детей старшего дошкольного возраста "Перелетные и зимующие птицы", Гончарова Л.И.

Опубликовано: 2015-12-08 15:57:06

Документы для скачивания

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшей группы компенсирующей направленности Тема: «Перелетные и зимующие птицы» Подготовила: Гончарова Л. И. , воспитатель МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №8 г. Шебекино » 2015 Образовательные области: «П ознавательное развитие », «Р ечевое развитие », «Ф изическое развитие », «Социально- коммуникативное развитие ». Цель:   Систематизировать и обобщать у детей представления о зимующих и перелетных птицах, об условиях их обитания. Программные з адачи: 1. Закрепить умение детей различать птиц по существенному признаку: возможность удовлетворения потребности в пище. 2. Углубить представления детей о причинах отлета птиц. 3. Развивать умение классифицировать птиц на зимующих и перелетных. 4. Сформировать у детей представления об основных свойствах птичьих перьев( легкие, не намокают) . 4. Развивать речевое внимание, наблюдательность, фонематический слух, умение делать выводы. 5. Развивать активный и пассивный словарь, совершенствовать навыки вопросно- ответной беседы. 6. Развивать любознательность, активность, самостоятельность. 7. Развивать чувство ответственности по отношению к живой природе. 8. Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им, заботиться о них. 9. Воспитывать бережное отношение к природе. Предварительная работа: Наблюдение за птицами на участке, за их поведением возле кормушки. Беседы с детьми о птицах. Рассматривание иллюстраций с изображением птиц. Разгадывание загадок о птицах, заучивание стихотворений, чтение сказок. Дидактические игры:   «Кто где живет? », «Кто чем питается? », настольно- печатная игра «Наши соседи». Выполнение налепа «Птицы на ветке». Чтение произведений: «Ворона и сорока» К. Ушинского; «Птицы», «Синичкина кладовая» Н. Сладкова; «Гаечки» М. Пришвина; рассказы из книги «Птицы. Какие они? » Т. Шорыгиной. Материалы: Обучающая презентация «Перелетные птицы», картинки с из ображением перелетных птиц, мяч, к артонные медали «Друзья птиц», схема строения птиц, схема отлета птиц, перья, камни, весы, пипетки, емкости с водой, растительным маслом, бумажные крылья, шапочка воробья, кормушка и корм для птиц. Ход образовательной деятельности. I. Мотивационно- ориентировочный этап- Ребята, Незнайка прислал нам на почту письмо. Но прежде, чем его открыть, отгадайте загадку: Различаемся мы цветом, Встретишь нас зимой и летом Если крыльями взмахнем, Будем в небе голубом. ( Птицы) - Я обнаружила картинки незнакомых ему птиц. Вы мне поможете познакомить Незнайку с ними? II. Поисковый этап Воспитатель показывает слайды, а дети называют птиц( Ласточка, скворец, грач, голубь, воробей, ворона, гусь, журавль, лебедь) . - Дети, давайте расскажем, кто же такие птицы? Какие части тела у них есть? ( Две ноги, два крыла, голова, на голове клюв, тело покрыто перьями, появляются они из яиц) . Воспитатель выставляет на доске схему строения птиц. - У всех птиц одинаковое строение, но люди называют их по- разному, как же они их различают? ( По оперению, по внешнему виду, по величине, по голосам) . - В природе существует большое разнообразие птиц. Давайте вспомним, на какие две большие группы можно их разделить? ( Зимующие и перелетные) . - Каких представителей перелетных птиц вы знаете? Посмотрите на картинку и скажите. - Как вы думаете, почему перелетные птицы улетают? ( Ответы детей) . - Самое страшное для птиц – не холод, потому что у них под крылышками вырастает к зиме подпушек, клюв становится крепким, чтобы доставать себе насекомых из- под коры деревьев и щелей домов. Самое ужасное – голод. Когда корма мало, для птиц наступают тяжелые времена, они собираются в стаи и отправляются в далекий путь. Во время перелета птицы придерживаются строгого порядка. Одни выстраиваются в линию, другие образуют дугу, журавли летят клином, а мелкие птицы( скворцы, ласточки, стрижи) порядка не любят, летят стайкой. Время перелета – это трудный период в жизни птиц. Некоторые из них не выдерживают и в пути погибают. - Скажите, а каких птиц мы видим зимой? ( Ворона, воробей, голубь, синица, снегирь) . - А как их называют? ( Зимующие) . Почему они от нас не улетают? Разве им не холодно? ( Они всеядные) . - А как люди помогают птицам в холодное время года? ( Подкармливают) . - Ну вот, я думаю, теперь Незнайке многое станет ясно о незнакомых ему птицах. Наверное, он пришлет нам благодарственное письмо. III. Практический этап- Вы молодцы, многое з наете о птицах, а сейчас не хотите ли вы поиграть? Проводится подвижная игра «Воробей». Воробей выбирается по считалке. - М ы с вами очень много говорили о птицах, наблюдали за ними, отгадывали загадки, учили стихи, читали много сказок и рассказов. Давайте проведем небольшую викторину. 1. У Аленушки – сестрицы унесли братишку птицы. Назовите их. ( Гуси- лебеди) . 2. Птица, которая помогла Дюймовочке попасть в страну эльфов? ( Ласточка) . 3. Волшебная птица с золотым оперением? ( Жар – птица) . 4. Кем была жена князя Гвидона в сказке о царе Салтане? ( Царевна Лебедь) . 5. Птица, которая заставила плакать деда и бабу плакать из- за яйца? ( Курочка Ряба) . 6. Какие птицы жили у бабуси? ( Гуси) . 7. У кого лиса была в гостях, и, обидевшись, преподнесла угощение на тарелке? ( У журавля) . - А сейчас поиграем с мячом в игру «Кто как голос подает». Воробей – чирикает. Кукушка – кукует. Голубь – воркует. Ворона – каркает. Сорока – стрекочет, трещит. Ласточка – щебечет. Дятел – стучит, долбит. Синица – тенькает. - А сейчас игра «Скажи наоборот». У воробья туловище мелкое, а у вороны…( крупное) . У вороны клюв большой, а у воробья… У воробья хвост короткий, а у вороны… У вороны лапы толстые, а у воробья… У воробья перышки серые, а у вороны… Физкультминутка «Скачет шустрая синица» Скачет шустрая синица, Ей на месте не сидится. Прыг- скок, прыг- скок, Завертелась, как волчок. Вот присела на минутку, Почесала клювом грудку, И с дорожки на плетень Тири- тири, Тень- тень- тень. - А сейчас отгадайте вот такую загадку: По лесу летало, в воде бултыхалось. В воду упало и сухим осталось. ( Перо) - Чье это перо? ( Птичье) - А почему же оно в воздухе летает, и, попав в воду, остается сухим, мы узнаем, пройдя в нашу лабораторию. - Возьмите перо в одну руку, а камень – в другую. Что вы чувствуете? ( Перо – легкое, камень – тяжелый) . - А давайте взвесим на весах перо и камень. ( Дети взвешивают, делают выводы) . - А как вы думаете, почему перья у птиц не намокают? - Я вам сейчас расскажу. Потому что у них есть специальная жировая железа, и птицы сами клювом смазывают перья. Проведем эксперимент? - У вас бумажное перо, нанесем кисточкой на него жировую смазку( растительное масло) , а теперь пипеткой капните воду. Что произошло? ( Вода скатывается) . - Вот так и с перьев птиц скатывается вода. Недаром есть такая пословица «Как с гуся вода». - А сейчас я расскажу вам, ребята, одну историю, которую узнала от мальчика Дениса. В выходной день проснулся Денис рано утром. За окном завывает ветер, кружится снег, а в комнате было тепло и хорошо. Мальчик встал, оделся и пошел к окну посмотреть, много ли снега выпало. Там, за окошком, он увидел маленькую птичку. Она сидела на балконе возле кормушки и прятала голову в перья. «Бедная птичка, - подумал Дениска, - чего же ты хочешь? ». - Как вы думаете, ребята, чего ждала птичка? ( Она кушать хотела) . - Что сделал Дениска? ( Покормил ее) . - Расскажите, какие правила будет выполнять мальчик. ( Вычистит кормушку, положит в нее корм, а сам уйдет. Он будет смотреть издалека, через окошко, чтобы птичка не боялась подлететь к кормушке) . - Вы тоже повесите дома кормушки? - Сегодня мы с вами на прогулке повесим вот эту кормушку и будем кормить всех птиц. Давайте покажем, как мы их будем кормить. Пальчиковая гимнастика. Прилетайте птички. Сала дам синичке. Приготовлю крошки, Хлебушка немножко. Эти крошки – воробьям, Эти крошки – голубям. Галки да вороны Ешьте макароны. IV. Рефлексивно- оценочный этап- Дети, сегодня мне было с вами интересно и приятно работать. А было ли интересно вам? Что нового вы узнали о птицах? Какие вопросы были для вас трудными и вы не знали ответа? Что еще вы хотели бы узнать о птицах? - А вот кажется, и Незнайка прислал нам благодарственное письмо. Что же там? Детям вручаются медальки «Друзья птиц»

Оставить комментарий: