Оздоровительная работа в детском саду
Консультация для воспитателей
«Оздоровительная работа в детском саду»
Основными задачами детского сада по физическому воспитанию дошкольников являются:
- Охрана и укрепление здоровья детей
- Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств
- Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности
- Воспитание потребности в здоровом образе жизни
- Обеспечение физического и психического благополучия.
Успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания: рациональный режим, питание, закаливание (в повседневной жизни; специальные меры закаливания) и движение (утренняя гимнастика, развивающие упражнения, спортивные игры, физкультурные занятия).
Причём, чтобы обеспечить воспитание здорового ребёнка, работа в нашем детском саду строится по нескольким направлениям:
- Создание условий для физического развития и снижения заболеваемости детей
- Повышение педагогического мастерства и деловой квалификации воспитателей детского сада
- Комплексное решение физкультурно-оздоровитеьных задач в контакте с медицинскими работниками
- Воспитание здорового ребёнка совместными усилиями детского сада и семьи.
Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении в детском саду созданы определённые условия.
В группах созданы уголки физической культуры, где располагаются различные физические пособия, в том числе и для профилактики плоскостопия. В детском саду оборудован физкультурный зал для физкультурных занятий с разнообразным физкультурным оборудованием. Всё это повышает интерес малышей к физкультуре, увеличивает эффективность занятий, позволяет детям упражняться во всех видах основных движений в помещении.
В целях оздоровительной и лечебно-профилактической работы с детьми проводится профилактическая и коррекционная работа
Система профилактической и коррекционной работы по оздоровлению дошкольников
Профилактика
- Точечный массаж по методу Уманской
- Комплексы упражнений по профилактике нарушений зрения во время занятий
- Комплексы по профилактике плоскостопия
- Комплексы по профилактике нарушений осанки + сон без маек и подушек
- Дыхательная гимнастика
- Снятие умственной усталости во время занятий (релаксационные паузы, физкультминутки, массаж ушных раковин)
- Прогулки + динамический час
- Закаливание:
- Сон без маек
- Ходьба босиком
- Чистка зубов и полоскание полости рта
- Обширное умывание
- Рижский метод закаливания (топтание по коврику с шипами, по влажной салфетке, смоченной в солевом растворе + полоскание полости рта йодно-солевым раствором или травяными настоями)
Коррекция
Упражнения на коррекцию плоскостопия
Мероприятия на период повышенной заболеваемости гриппа и ОРЗ
- Луковый напиток
- Лук, чеснок
- Полоскание полости рта чесночным настоем перед прогулкой (с 1.10 по 1.05)
Особое внимание в режиме дня уделяем проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости.
Закаливание будет эффективным только тогда, когда оно обеспечивается в течении всего времени пребывания ребёнка в детском саду. Поэтому соблюдаем:
- Чёткую организацию теплового и воздушного режима помещения
- Рациональную неперегревающую одежду детей
- Соблюдение режима прогулок во все времена года
- Занятия босиком утренней гимнастикой и физкультурой
Закаливание носоглотки чесночным раствором
Цель: профилактика и санация полости рта при ангинах, воспалительных процессах полости рта
Приготовление:
1 зубчик чеснока на 1 стакан воды.
Чеснок размять, залить охлаждённой кипячёной водой и настоять 1 час. Раствор использовать в течении 2-х часов после приготовления
Методические рекомендации:
Применять как лекарственное средство (известно со времён Гиппократа), которое очищает кровь, убивает болезнетворные микробы, как средство против ОРЗ, ОРВИ.
Полоскать горло, кому необходимо можно капать в нос.
Применять с 1 октября по 30 апреля ежедневно после занятий, перед выходом на прогулку.
Комплекс оздоровительных мероприятий
по возрастным группам
Группы раннего возраста
- Приём детей в группе с обязательным осмотром, термометрией и выявлений жалоб родителей.
- Утренняя гимнастика – 8.10
- Точечный массаж в игровой форме
- Постепенное обучение полосканию рта
- Прогулка
- Оптимальный двигательный режим
- Перед прогулкой полоскание (приём внутрь 1ч.л.) чесночным настоем
- «Чесночные» киндеры (с октября по апрель)
- Фитонциды (лук, чеснок)
- Сон без маек
- Гимнастика в кровати с дыхательными упражнениями после сна
- Закаливание: хождение по коврику с шипами, по ребристой доске, пуговичному коврику, по полу босиком с элементами профилактики плоскостопия
2 младшая группа
- Приём детей на улице
- Утренняя гимнастика в группе 8.15
- Точечный массаж по методике Уманской до или после завтрака
- Полоскание полости рта после завтрака, обеда, ужина. Постепенное обучение чистки зубов
- Физкультминутки во время занятий, профилактика нарушения зрения
- Физкультурные занятия (в носках) + динамический час на прогулке 1 раз в неделю
- «Чесночные» киндеры
- Фитонциды (лук, чеснок)
- Прогулки
- Оптимальный двигательный режим
- Сон без маек
- Дыхательная гимнастика в кровати
- Упражнения на профилактику плоскостопия + индивидуальная работа по коррекции плоскостопия и уплощения стопы (с 3 квартала)
- Элементы обширного умывания
Средняя группа
- Приём детей на улице
- Утренняя гимнастика (с мая по октябрь – на улице, с октября по апрель – в зале по графику)
- Точечный массаж по методике Уманской до завтрака с бальзамом «Звёздочка»
- Чистка зубов после завтрака и полоскание полости рта после обеда
- Физкультурные занятия в зале (в носках) + динамический час на прогулке 1 раз в неделю
- Физкультминутки во время занятий, профилактика нарушения зрения
- Чесночные «киндеры»
- Фитонциды (лук, чеснок)
- Прогулки
- Оптимальный двигательный режим
- Сон без маек
- Дыхательная гимнастика в кроватях
- Закаливание
- Обширное умывание, ходьба босиком
- Упражнения на профилактику плоскостопия + индивидуальная работа по коррекции плоскостопия и уплощения стопы
Старший дошкольный возраст
- Приём детей на улице
- Утренняя гимнастика (с мая по октябрь – на улице, с октября по апрель – в зале по графику)
- Точечный массаж по методике Уманской до завтрака с бальзамом «Звёздочка»
- Чистка зубов после завтрака и полоскание полости рта после обеда
- Физкультурные занятия в зале (в носках) + динамический час на прогулке 1 раз в неделю
- Физкультминутки во время занятий, профилактика нарушения зрения, массаж ушных раковин
- Чесночные «киндеры»
- Фитонциды (лук, чеснок)
- Луковый напиток во время обеда
- Прогулки
- Оптимальный двигательный режим
- Сон без маек
- Дыхательная гимнастика в кроватях
- Закаливание
- Обширное умывание, ходьба босиком
- Упражнения на профилактику плоскостопия + индивидуальная работа по коррекции плоскостопия и уплощения стопы
Некоторые приёмы закаливания
Ребёнок должен:
- Открыть кран с водой, намочить правую ладошку и провести ею от кончиков пальцев до локтя левой руки, сказать «раз»; то же проделать левой рукой.
- Намочить обе ладошки, положить их сзади на шею и провести ими одновременно к подбородку, сказать «раз».
- Намочить правую ладошку и сделать круговое движение по верхней части груди, сказать «раз».
- Намочить обе ладошки и умыть лицо.
- Ополоснуть, «отжать» обе руки, вытереться насухо.
Примечание.
Через некоторое время длительность процедуры увеличивается, а именно: каждую руку, а так же шею и грудь дети обмывают по два раза, проговаривая «раз, два» и т.д.
Проводится круглый год. На случай понижения температуры из-за перебоев в отоплении или установившейся холодной погоды должны быть подготовлены тёплые носочки на ноги и вторые одеяла. Разумеется, температура в спальной комнате не должна быть ниже +14 градусов Цельсия.
При работе с детьми необходимо соблюдать основные принципы закаливания:
- Осуществление закаливания при условии, что ребёнок здоров
- Недопустимость проведения закаливающих процедур при наличии у ребёнка отрицательных эмоциональных реакций (страха, плача, беспокойства)
- Интенсивность закаливающих процедур увеличивается постепенно от щадящих к более интенсивным) с расширением зон воздействия и увеличением времени проведения закаливания
- Систематичность и постоянство закаливания (а не от случая к случаю).
Нами введена тетрадь закаливания, где воспитатели ведут учёт закаливания детей, используя рекомендации врача (мед. отводы)
Безусловно, особое значение в воспитании здорово ребёнка придаётся развитию движений и физической культуре детей на физкультурных занятиях.
Причём, в каждом возрастном периоде физкультурные занятия имеют разную направленность:
- Маленьким детям они должны доставлять удовольствие, научить их ориентироваться в пространстве, правильно работать с оборудованием, обучить приёмам элементарной страховки
- В среднем возрасте – развить физические качества (прежде всего выносливость и силу)
- В старших группах – сформировать потребность в движении, развивать двигательные способности и самостоятельность и т.д.
Поэтому использовать разнообразные варианты проведения физкультурных занятий:
- Занятия по традиционной схеме
- Занятия, состоящие из набора подвижных игр большой, средней и малой интенсивности
- Занятия-тренировки в основных видах движений
- Ритмическая гимнастика
- Занятия-соревнования, где дети в ходе различных эстафет двух команд выявляют победителей
- Занятия-зачёты, во время которых дети сдают физкультурные нормы
- Сюжетно-игровые занятия.
- Презентация "Хлеб- в нем наша сила и здоровье" Еремина С.В.
- Тематический план подготовки к 70-летию в Великой Отечественной войне МБДОУ "Зубово-Полянский детский сад №3 "Ручеек" комбинированного вида" на 2013-2015гг
- Презентация "В гостях у бабушки Арины"
- Конспект интегрированного занятия в старшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий
- АНКЕТА (для родителей) по выявлению тревожности у ребёнка.