a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Познавательная деятельность в ДОУ

Опубликовано: 0000-00-00 00:00:00

Документы для скачивания

(1 слайд). Особенностью здоровой психики ребенка является познавательная активность. У детей присутствует неосознанное стремление к познанию нового, необычного. Взрослые пытаются корректно направлять это стремление, используя различные методы обучения, создаются такие ситуации, при которых тяга к познанию и восприятию того или иного материала, события становится постоянной. Это возможно, когда ребенок прилагает собственные усилия. Роль взрослого – поддержать этот интерес с помощью разнообразных методов и приемов.

И так, решение познавательных задач вместе со взрослыми и сверстниками – путь к развитию способности сомневаться, критически мыслить. В педагогической литературе такой путь называется проблемным обучением.

             Постановка проблемной задачи и процесс решения ее происходит в совместной деятельности воспитателя и детей. Воспитатель ставит вопросы, которые побуждают детей на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путем рассуждений приходить к выводам. Дети свободно высказывают свои мысли, сомнения, следят за ответами товарищей, соглашаются или спорят. Активизируют мышление детей вопросы, которые побуждают искать ответ в воображаемом плане.

В настоящее время люди почти полностью лишены способности к фантазии, к творческому воображению. Робкая фантазия или полностью ее отсутствие начинают сдерживать творчество, особенно творчество высокого уровня. Такое состояние дел решительно требует специальных мер по развитию фантазии, развитию творческого воображения.

(2 слайд)– Давайте, мы сегодня с вами попробуем поиграть. Существует множество методов и приемов, первые из них –

а) Инверсия, или сделать наоборот. Изменить свойство, действие, принцип, закон на противоположный. Пример:

- Золушка злая, а сестры добрые.

- Горячий огонь стал холодным, т.к. его нарисовали на льду

б) Ускорение или замедление действия объекта или его свойства. Пример:

- На Земле деревья почти не растут. Отчего, и чем все это закончится?;

в) Прерывистые процессы сделать непрерывными и наоборот.   Пример:

- На Земле постоянно светит солнце, что произойдет?

г) Изменение свойств среды, в которой существует объект.

Пример: Колобок живет в наши дни у деда с бабкой на 16 этаже, положили его на окошко остудиться, как ему спуститься?

Генераторы:

- Спустить на воздушном шаре

- На веревке.    

- На лифте

- По лестнице

- Прыгнул

- В мусорном ведре

- На самолете.  

- Птица унесет.

-Эксперты:

- Где взять воздушный шарик? Как надуть?

-Кто нажмет кнопку?

- Какую примет форму?

- И не разбился?

- Много времени пройдет...

- Можно, если будет низко лететь, но как на него запрыгнуть?      

- Можно обмануть птицу.

  1. служит для перенесения свойств с одного объекта на другой (как правило живой и неживой). А затем при помощи свободных ассоциаций выводится большее число следствий, генерируются новые фантастические идеи. Пример:

                               Живой объект     Неживой объект

КРОКОДИЛ       СТУЛ                

зеленый             деревянный

зубастый             кухонный  

плавающий         мягкий      

 

Переносим свойства с одного объекта на другой:

Деревянный крокодил - это сувенир.

Кухонный крокодил - нарисован на картине, которая висит в кухне.        

А плюшевый крокодил - мягкий.  

Стул зеленый - покрашен краской.

Зубастый стул складной.

Плавающий надувной стул - с ним хорошо ездить на море

  1. ПРИМЕНЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ БИНОМОВ - два слова, стоящие возможно дальше по значению. Это могут быть предметы, процессы, явления, факты, свойства, характеристики, качества. Одна и та же пара объектов может дать разные идеи, если сочетать их при помощи разных предлогов или падежной связки.

Пример:                            .

а) предмет: пес + шкаф;

биномы: пес в шкафу, шкаф на псе, шкаф пса и т.д.;

б) предмет: рыба + приказ.

Связываем грамматическими падежами, предлогами, и итоге биномы:

приказ рыбе, рыба по приказу и т.д.

Придумываем сюжет такого рассказа.    

     ИЛИ

Берем несколько слов разных; по значению. Например: стол, самолет, крокодил.

Составляем максимальное количество предложений, в каждое из которых входят эти три слова:

Крокодил сидел в самолете за столом.

Самолет с крокодилом и столом пролетел.

Крокодил устал сидеть за столом в самолете.

Ушел крокодил из самолета, а стол остался.

 

УПРАЖНЕНИЕ "ЧЕРНЫЙ ЯЩИК" предлагает решить только одну задачу: найти секрет "черного ящика" при помощи минимального числа вопросов.

Пример: В черном ящике игрушка. Вопросы:

Живой или неживой объект? Твердый или мягкий? Ткань или резина? и т.д.            

 

(3 слайд). Китайская мудрость гласит:

«Если человек думает на год вперёд – пусть он сеет зерно,

если он думает на десять лет вперёд – пусть сажает леса,

если он думает на сто лет вперёд – пусть воспитывает человека».

Нам с Вами выпала честь воспитывать маленького человека. Это сейчас они маленькие, но пройдёт совсем немного времени, и Вы увидите их большими. Какими они вырастут людьми, – зависит от нас с Вами. Сегодня мы начинаем свой путь к себе. Я думаю, на   пути в своё жизненное пространство, мы увидим много интересного и необычного, на первый взгляд в обыденном и обычном.

(4 слайд). У К. Джибрана есть удивительные слова в его предсказании:

«Ваши дети – это не Ваши дети:

     Они сыновья и дочери самой жизни.

               Они пришли посредством Вас, но не от Вас.

               И хотя они с Вами, они принадлежат не Вам.

Вы можете дать им свою любовь, но не Ваши мысли.

Вы можете дать кров их телам, но не их душам,

Потому что их души живут в завтрашнем доме,

Который Вы не можете посетить даже в Ваших мечтах.

Вы можете стремиться быть такими как они,

Но не стремитесь сделать их такими, как Вы,

Потому, что жизнь не движется назад

И не задерживается во вчерашнем дне».

(5 слайд). – И я предлагаю Вам посмотреть чему ребенка могут научить взрослые и окружающая среда.

(6 слайд): - А сейчас мы и попытаемся посмотреть на себя и детей немножечко со стороны и разобраться, какие мы, что мы любим, хотим, ценим в жизни, в себе, в детях. Как все тропинки они могут быть тернисты, с маленькими и большими препятствиями, которые встретятся нам на пути. Но только идущий осилит дорогу.

И так – в путь.

Инструкция: прочитайте нижеприведённые высказывания. Выберите среди них 10 высказываний, наиболее соответствующих вашему мнению. Можно добавить свои. Пронумируйте их по убыванию важности, начиная с самой важной на ваш взгляд (1,2,3…).

На мой взгляд самое важное в жизни:

(7 слайд).Что Вы знаете о себе, или Сможете ли Вы нарисовать свинью?

Странный вопрос, не правда ли? А давайте попробуем. Это хороший тест. Его результаты многое говорят о человеке, который нарисовал это замечательное животное. Предлагаю взять в руки бумагу и ручку, приготовиться начать рисовать свинью и… свернуть пока окно с этой статьёй. После того, как нарисуете, Вы сможете узнать результат. Просьба: не читайте статью дальше, пока не изобразите свинью на чистом листе.

Далее предлагаю Вам ознакомиться с результатами. Свинка, изображённая Вами, способна рассказать Вам кое-что. Слушайте.

На какой части листа Вы изобразили свинку? Если в центре листа (по высоте), то, скорее всего Ваша самооценка соответствует Вашим истинным способностям. Свинья внизу рисунка свидетельствует о заниженной самооценке и неком пессимистичном настрое, а если животное расположилось вверху рисунка, Вы скорее оптимист и цените себя. У животного нет пятачка или он практически незаметен? Это говорит о склонности к самоунижению. Пятачок имеет нестандартную форму (например, сердце)? Вы человек, который не терпит давления на себя, очень творчески относитесь к собственной жизни.

Посмотрите на голову животного. Если она большая, то Вы недовольны собственными интеллектуальными способностями. Это вовсе не означает, что человек, изобразивший свинью с огромной головой (по сравнению с остальными частями тела) недостаточно умён. Вполне может быть, что он просто предъявляет слишком высокие требования к себе. (Ничего плохого здесь нет).

Если у свиньи очень маленькие глаза-точки, то человек, который её изобразил, не очень склонен к контактам с окружающим миром. Большие глаза свидетельствуют о любознательности и открытости. Если у свиньи прорисованы ресницы, то автор рисунка любит выделиться, показать себя окружающим людям. Чем больше расстояние между глаз, тем Вы гибче в принятии решений и терпимее относитесь к людям. Если у свиньи маленькие ушки, то Вас лучше не критиковать. Большие уши говорят о способности слушать и умении понимать собеседника.

Если у животного отсутствует рот, то это может быть признаком депрессии или тяжёлых противоречий в Вашей жизни. Улыбка на лице свиньи – знак Вашего доброго отношения к людям. Прямая линия вместо рта говорит о сложностях на этом этапе Вашей жизни. Грустная свинья – признак тревожности и беспокойства. Если вдруг у Вашей свиньи видны зубки, то Вы склонны к агрессии и легко возбудимы в эмоциональном плане. Если рот животного открыт, то это говорит о том, что Вы можете быть склонны к перееданию.

Посмотрите на ноги животного. Сколько их? Четыре и при этом очень толстые? Тогда Вы очень уверенный в себе человек. Ножек чуть меньше? (Две, например). Вы не столь твёрдо стоите на ногах, как того желаете. Склонны к постоянной смене интересов. Ног нет? Вы слишком устали от обыденности и желаете выйти за её пределы.

Отсутствие хвоста означает недовольство семейной жизнью. Слишком длинный хвост признак того, что Вы много времени в собственных мыслях и фантазиях уделяете нереализованным желаниям. Склонность к приукрашиванию действительности.

Вашему вниманию была представлена альтернативная интерпретация результатов теста иностранного исследователя человеческой психики, разработанная с учётом достижений отечественной психологии.

Как говорят в таких случаях, не воспринимайте этот тест слишком близко к сердцу, но и не оставляйте без внимания.

(8-9 слайды). Еще один тест в познании себя. (Мостик).

Послушайте притчу: “Если у тебя есть яблоко и у меня есть яблоко и мы поменялись — у каждого из нас осталось по яблоку. Если у тебя есть интересная идея и у меня есть идея и мы обменялись - у каждого из нас будет уже по две идеи. Представьте себе ситуацию, когда каждый поделится своим опытом, какими при этом мы станем богатыми”.

(10 слайд). И сегодня с вами я хотела бы поделиться секретом успеха.

Но чтобы стать вот таким успешным человеком нужно иметь желание. И в заключении я предлагаю вам посмотреть короткую презентацию о нем…

(Презентация «Желание» 12 слайдов).

Оставить комментарий: