a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

АПО«Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные методы рисования». Автор Богачева М.В.

Автор: Богачева Марина Викторовна Опубликовано: 2015-12-21 21:26:55

 

МКУ «Управление образования Шебекинского района»

 

«Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные методы рисования»

 

 

Автор: Богачева Марина Викторовна, воспитатель МАДОУ

«Детский сад комбинированного вида № 13 г. Шебекино»

 

 

 

 

2015

Содержание

 

 

 

 

 

ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ  ……………………………………………..3

 

 

ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА  …………………………………………………..8

 

 

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА  …………………………………………14

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК  ……………………………………..16

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ К ОПЫТУ………………………………………………….17

 

Раздел I. Информация об опыте

             Автор этого опыта на протяжении 31 года работает воспитателем в муниципальном автономном дошкольном общеобразовательном учреждении «Детский сад комбинированного вида №13 г. Шебекино Белгородской области.

    Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №13 г.Шебекино Белгородской области» находиться в микрорайоне машиностроительного завода, одно название которого говорит само за себя. Большинство родителей (70%) работают в производственной сфере, а это означает, что взрослые не всегда могут уделить должное внимание своим детям.

Сегодня в обществе происходит становление новой системы дошкольного образования  Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г.  № 1155 (зарегистрирован Минюстом РФ   14 ноября 2013 г. № 0384) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта».

ФГОС ДО одной из задач ставит создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитияспособностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

          Автор опыта считает, что творческий потенциал заключен в изобразительной деятельности дошкольников.

        Педагог разработал анкеты для родителей, которые должны были выявить отношение родителей к развитию художественно - творческих способностей их детей. Проведя  анкетирование родителей дошкольников в 2012 году, автор сделала следующие выводы:

  • родители считают, что у их ребенка нет таланта к рисованию(26%);
  • у родителей нет времени для развития художественно-творческих способностей ребенка(23%);
  • в семье нет необходимой технической базы(13%);
  • считают, что это работа детского сада(38%)

              В результате исследования автор решил  выбрать направлением в своей работе  использование в рисовании нетрадиционных методов.

       Между тем данный опыт возник в связи с тем, что детям дошкольного возраста не хватает воображения, уверенности в себе и самостоятельности при создании собственных работ по рисованию. Нет главного – «своих», искренних рисунков, отсутствует творческий подход к выбору изобразительных материалов. Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей. Так как они, открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражений в целом.

        В 2012-2015 учебных годах  группу посещало  20 детей. В сентябре была проведена педагогическая диагностика по развитию у детей художественно-творческих способностей в  рисовании.

       Результаты диагностики показали, что высокий уровень отсутствует, средний уровень – 60%, низкий  имеют  40% детей.

         В ходе диагностики было выявлено, что дети неуверенны и скованны в действиях и ответах на вопросы, пассивны в самостоятельном выборе изобразительных материалов,  растеряны при использовании нестандартных способов рисования и ожидают четкого  объяснения педагогом знакомого способа рисования. Дети плохо передавали форму и размер предмета, его строение и размер частей, правильные пропорции. Очень часто детям было  просто скучно рисовать обычными карандашами. Иногда дети просто копировали предлагаемый им образец. У них не возникало желание  что-то изменить в своем рисунке, применить другие художественные материалы (всегда предлагалось выбрать детям самим, чем они будут рисовать).

         Была и положительная динамика – дети знали основные цвета, правильно пользовались кистью и карандашом, умели наносить мазки краски узкой и широкой кистью, был навык штриховки. Но для развития творческого потенциала этого было недостаточно.

        Педагог считал что, такие результаты были получены по следующим причинам:

v- просто скучно рисовать

v- не все дети адаптировались в детском саду;

v- родители не занимаются развитием ребенка дома;

v- не сформированы умения и навыки.

         Анализируя результаты, автор сделала вывод, что для решения  проблемы развития у дошкольников творческих способностей очевидным стало применение различных нетрадиционных приемов и методов рисования, с помощью которых возможно развивать у детей интеллект, учить нестандартно мыслить и активизировать творческую активность. Ведь именно наличие развитого воображения в зрелые годы обуславливает успешность любого вида профессиональной деятельности человека.

          Использование нетрадиционных приемов и методов в рисовании позволит эффективно реализовать главные направления по развитию у дошкольников творческих способностей, а именно:

  1. Развитие у детей дошкольного возраста логического и абстрактного мышления.
  2. Формирование у дошкольников уверенности в себе и своих способностях.
  3. Совершенствовать их интеллектуальные и творческие способности.
  4. Развивать эстетические чувства формы, цвета, ритма, композиции

         Многие из нас хотя бы подсознательно держат обиду на своих родителей за то, что те не дали возможности в детстве развить свой творческий потенциал. А  недостаток образования, особенно творческого, зачастую ведет к тому, что человек не может достичь успеха во взрослой жизни.

        Актуальность данного опыта заключается в том, что современное общество имеет потребность в творческой личности. Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. А дошкольный возраст - наиболее благоприятный период для его развития. Поэтому важно не пропустить тот период в жизни ребенка, когда формируются основные навыки и умения, среди которых центральное место отводиться воображению, фантазии, интересу к новому.

          В ходе работы возникает противоречие между желанием детей рисовать, успешно овладевать навыками работы с изобразительными материалами  и  отсутствием творческого воображения и опыта. 

         Возросшее внимание общества к художественной культуре, к проблеме детского творчества  не всегда воспринимается современными семьями, воспитывающими детей дошкольного возраста. Художественная среда, которая окружает детей дома, ограничивается в основном  развлекательными играми, фломастерами, карандашами. Только лишь некоторые родители создают дома условия для развития художественно-творческих способностей детей. Поэтому и не стоит удивляться тому, что взрослые не умеют рисовать, а дети, оканчивая начальную школу, бросают заниматься изобразительной деятельностью и, таким образом, останавливают развитие навыков рисования.

        Решить данное противоречие автор смог  путем использования нетрадиционных методов  рисования. Такая работа стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей. Нетрадиционные методы рисования  не требуют высокоразвитых технических умений, они дают возможность более «рельефно» продемонстрировать возможности некоторых изобразительных средств, что позволяет развивать умение видеть выразительность форм. У ребенка  развивается уверенность в своих силах, умение фантазировать и выдумывать, свободно выражать свой замысел.

Идея опыта – способствовать развитию у дошкольников творческих способностей, воображения, фантазии; совершенствовать восприятие окружающего их мира с помощью нетрадиционных методов рисования.

          Работа над опытом велась в течении трех лет поэтапно с момента обнаружения противоречия ( вторая младшая группа, 2012-2013учебный год) до момента выявления результативности (старшая группа, 2014-2015 учебный год).

          Период работы: с 1 сентября 2012 года  по 25 мая 2015 года.

      Первый этап включал в себя подбор соответствующей методической литературы, тематического перспективного плана работы, конспектов занятий, организацию развивающей предметно- пространственной среды, оформление наглядных пособий.

     На втором этапе было предусмотрено введение в художественную деятельность нетрадиционных методов  работы с детьми.

     Третий этап был посвящен проведению диагностики и анализу результатов, подведению итогов.

         Опыт представляет систему работы, направленную на формирование творческих способностей детей дошкольного возраста на основе  освоения различных нетрадиционных методов рисования, которая включает в себя непосредственно образовательную деятельность, кружок по рисованию с использованием нетрадиционных методов,  создание проблемных ситуаций, активизирующих творческое воображение («дорисуй», «придумай сам», «закончи оформление сам»), развивающие игры и упражнения, консультации для педагогов и родителей.

  1. тическая база опыта

        Детское рисование заключает в себе большие возможности. Оно тесно связано с развитием наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Помогает вырабатывать у детей навыки анализа, синтеза, сопоставления, сравнения, обобщения. Занимаясь творчеством, дошкольники учатся выделять особенности, качества, внешние свойства предметов, главные и второстепенные детали, передавать пропорции, сравнивать величину деталей, сопоставлять свой рисунок с работами других детей.

        Работая над рисунком, дошкольники учатся выделять особенности, качества, внешние свойства предметов, главные и второстепенные детали, правильно устанавливать и соотносить одну часть предмета с другой, передавать пропорции, сравнивать величину деталей, сопоставлять свой рисунок с натурой, с работами товарищей.

         В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса. При рисовании с натуры у детей развивается внимание, при рисовании по представлению – память. Как отмечают исследователи детского изобразительного творчества (Сакулина Н. П., Комарова Т. С., Григорьева Г. Г.), она является средством умственного, эмоционально-эстетического и волевого развития детей. В процессе рисования совершенствуются все психические функции: зрительное восприятие, представление, воображение, память, мыслительные операции.

        Многочисленные исследования в области детского изобразительного творчества отечественных ученых (Е.А.Флериной, Н.П.Сакулиной, Н. Б.Халезовой,Я.В.Шибановой и др.), убедительно показали, что без целенаправленного адекватного руководства дети начинают ощущать творческую беспомощность и, становясь старше, теряют интерес к изобразительной деятельности. Современные подходы к развитию детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности, к содержанию и методам воспитания и обучения основаны на поиске «золотой середины между беззаботным игровым отношением детей к рисованию и овладением средствами изобразительной деятельности в той мере, чтобы обеспечить их развитие».

        Выбор нетрадиционных методов рисования в качестве одного из средств развития детского изобразительного творчества не случаен. Большинство нетрадиционных методов относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приемов, а как эффект игровой манипуляции. При нем неизвестно, какое изображение получится, но он заведомо успешен по результату и тем самым усиливает интерес дошкольников к изобразительной деятельности, стимулируют деятельность воображения.

        Для успешной работы с детьми в области использования нетрадиционных методов рисования и с целью развития творческих способностей дошкольников автор опыта изучила следующую литературу: «Художественное творчество и ребенок» под редакцией Н.А. Ветлугиной, «Изобразительная деятельность в детском саду» Т.С. Комаровой, «Развивайте у дошкольников творчество» Т.Г. Казаковой, «Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников» Т.Г. Казаковой, «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности» Г.Г. Григорьевой,

      При всем многообразии концепций, подходов, исследований данной проблемы все авторы единодушны в том, что работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования.

    Для практической работы автор использовал следующую литературу: «Рисование с детьми дошкольного возраста» Р.Г. Казаковой; «Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников» Е. Н. Лебедевой; «Волшебные ладошки», «Волшебные краски»  О. Г. Жуковой, И. И. Дьяченко и др.

 

      Новизна опыта заключается в создании системы применения нетрадиционных методов и приемов, направленных на развитие   творческих способностей детей.

 

  1. Характеристика условий, в которых возможно

применение данного опыта

      Данный педагогический опыт может быть применен воспитателями ДОО, педагогами дополнительного образования, заинтересованными и внимательными родителями, студентами педагогических колледжей, поскольку опыт охватывает всех участников образовательного процесса и распространяется на все возможные формы взаимодействия с ребенком.

 

Раздел II.  Технология описания опыта

          Цель педагогического опыта -  развитие творческих способностей дошкольников на основе  освоения нетрадиционных методов рисования и формирования способности выражать восприятие окружающего их мира. Ведь наличие творческих способностей играет в жизни человека немаловажную роль, начиная от формирования личности и заканчивая становлением специалиста, семьянина, гражданина.  

    Задачи:

          Решая эти задачи, важно учитывать некоторые условия, которые необходимы в связи с возрастными психофизическими и интеллектуальными особенностями детей дошкольного возраста:

- развивать у детей умение включаться в творческий процесс через физические и словесные действия,  применяя для этого проблемные вопросы и ситуации;

- обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку в применении различных способов нетрадиционного рисования (пальчиком, тампоном, ладошкой и т.д.);

- применяя доверительную беседу, стимулирование,  авансирование успеха,  вызвать радостное настроение у детей, снять страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования.

         Приобщая ребенка к рисованию, очень важно вначале научить его правильно пользоваться разными изобразительными материалами и техникой рисования.

        Использование нетрадиционных методов  на занятиях по изобразительной деятельности способствует снятию детских страхов, развивает уверенность в своих силах, развивает пространственное мышление, учит детей свободно выражать свой замысел, побуждает детей к творческим поискам и решениям, развивает чувство композиции, ритма, колорита, восприятию цвета, развивает мелкую моторику рук, развивает творческие способности, воображение и фантазию. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

Работа  велась поэтапно:

üанкетирование родителей и диагностирование детей с целью выявления уровня развития творческих способностей в живописи;

üсоздание необходимой развивающей предметно-пространственной среды в группе, полочки красоты, мини- выставок детских работ;

üразработка перспективного плана кружка по рисованию с использованием нетрадиционных методов «Солнышко в ладошках» (Приложение №1)

üразработка творческих заданий и использование проблемно- поисковых ситуаций;

üпроведение мастер-класса для воспитателей «Рисуем нетрадиционно» (Приложение №2);

üсоздание развивающих дидактических игр, оформление тематических альбомов по изобразительной деятельности;

üорганизация совместной творческой деятельности детей и родителей.

       Изобразительная деятельность ребенка приобретает художественно- творческий характер постепенно, в результате накопления, уточнения образов-представлений и овладения способами изображения. Продуктом художественно-творческой деятельности является выразительный образ.

      Движения руки, направленные на выполнение рисунка, не рождаются самим процессом изображения, ведь ребенок только начинает творить.

      Если ребенок не владеет своей рукой, каждое изобразительное движение дается ему с трудом, рука быстро устает и процесс создания изображения не приносит радости. Вместе с тем овладеть линией, штрихом, пятном как средствами выразительности, научиться правильно держать карандаш, кисть, рациональным способам их использования — достаточно сложная задача, решить которую самостоятельно ребенок не может. Необходимо, чтобы он правильно воспринял способы действия в рисовании от взрослого.

     Обучение детей технике рисования, пониманию свойств разных материалов, их выразительных возможностей, формирование умения использовать  при создании изображений различные материалы, несомненно, важно для развития изобразительного творчества.

    Существует много известных нетрадиционных методов  рисования, которые вполне можно использовать в работе с детьми. Каждый из этих методов – это небольшое превращение - фокус, который доставляет детям радость, положительные эмоции. Создавая изображения, передавая сюжет, ребенок отражает свои чувства, свое понимание ситуации, рисует свою историю «зла» и «добра». На занятиях нетрадиционной техникой рисования важно научить ребенка думать, творить, фантазировать, мыслить смело и свободно, нестандартно, в полной мере проявлять свои способности, развивать уверенность в себе, в своих силах.

     На основе анализа методической литературы по развитию у детей дошкольного возраста творческого воображения автор решил использовать следующие виды нетрадиционных техник изображения: монотипия, кляксография и задания по типу кляксографии, рисование цветными нитками, граттаж, печать от руки, рисование по сырой и мятой бумаге, цветной манкой, тычкование.

      Выбор этих техник не случаен по следующим причинам:

  • - во-первых, они наиболее благоприятны для развития творческого воображения, так как их результат непредсказуем и индивидуален;
  • - во-вторых, они доступны в техническом отношении детям дошкольного возраста;
  • - в-третьих, процесс выполнения изображения названными техниками увлекателен, интересен, связан с положительными эмоциональными переживаниями.

      Знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования надо со второй младшей группы. Лучше с рисования пальчиками - это самый простой способ получения изображения. Малыш опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумаге. Работу надо начинать с одного цвета: дать возможность попробовать разные движения, оставить разные отпечатки (Приложение № 3).

     Позднее дети учатся рисовать обеими руками. Здесь также возможны варианты: использовать поочередно обе руки или рисовать ими одновременно, обмакнув несколько пальцев (каждый в свой цвет) и рисуя ими синхронно (например «новогоднюю мишуру», «салют»), что отлично развивает координацию.

     Педагог предлагала детям  выполнить работы  ладошкой. Иногда «раскрашивали» ладонь в разные цвета кисточкой. В этой технике были выполнены работы: «Солнышко», «Петушок», «Травка», «Рыбки». Добавляли оттиск печатью из картофеля.

      В средней группе педагог учила детей рисовать «Тычком жесткой полусухой кистью». Эту технику использовали, если надо нарисовать что-нибудь пушистое или колючее. Например: «Мои любимые домашние животные», «Елочка пушистая, нарядная», «Веселый снеговик», «Ежик». Так же в этом возрасте можно воспользоваться техникой «тампонирование». В этой технике хорошо нарисовать что-нибудь  легкое, воздушное, прозрачное. У детей получались очень необычные одуванчики, облака, ёлочки, забавные снеговики, цыплята.

      Детям очень нравится рисовать свечкой или восковыми мелками. Нарисовали свечкой рисунок, а потом сверху на все изображение кистью или поролоном наносят акварельную краску. Особенно интересными и оригинальными получились рисунки на зимнюю тематику: «Снежинки», «Портрет зимы», «Елочные игрушки», «Зимние узоры». Атак же дети рисуют нитками, делают отпечатки листьев с деревьев, используют для рисования ватные палочки.

      Со старшей группы дети учатся рисовать техникой «Монотипия». Интересно были выполнены работы на следующие темы: «Чудесные бабочки», «Я и мой портрет», «Волшебное дерево», «Чудесный букет».

        Хорошо развивают воображение игры с кляксами (кляксография). Очень интересно рисовать отпечатками листьев. Со старшей группы используется «набрызг». Его суть - в разбрызгивании капель с помощью специального приспособления, которое в детском саду заменит зубная щетка и стека. Зубной щеткой  набирать немного краски, а стекой проводить по поверхности щетки быстрыми движениями, по направлению к себе. Брызги полетят на бумагу. Темы для рисования могут быть следующие: «Салфетка для мамы», «Закружилась осень золотая», «Снегопад», «Звездное небо».

      Опыт работы показал, что овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет дошкольникам неподдельную радость. Они с удовольствием рисуют различные орнаменты, не испытывая при этом трудностей. Дети смело берутся за художественные материалы, их не пугает многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Ребятам доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Они готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается предмет, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.

       Исходя из этого, можно сделать вывод о том, работа по развитию у детей творческих способностей через нетрадиционные формы и методы рисования должна проводиться по разработанной педагогом системе и требует соблюдения следующих принципов:

  1. Принцип дифференциации, учета индивидуальности.

          Все выше перечисленные положения ведущих принципов обучения и воспитания стали стержневой основой педагогической технологии автора.

       Учитывая факторы развития художественно  -  творческих способностей, автор осуществляла практическую работу по нескольким направлениям:

- проведение экскурсий, наблюдений, процесса восприятия, опыт художественных впечатлений образов искусства;

-  организация интересной содержательной жизни ребенка в ДОУ и семье; обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта, являющегося основой

для возникновения замыслов и материалом, необходимым для работы воображения;

- создание развивающей предметно – пространственной  среды, условий, стимулирующих и обеспечивающих художественно-творческую деятельность детей.

     Разработка специального цикла НОД с использованием нетрадиционных методов рисования, включающих систему творческих заданий, направленных на формирование у детей способности создавать новые образы, используя для этого средства разных видов искусства и создание проблемно-поисковых ситуаций, использование игровых упражнений и развивающих дидактических игр, активизирующих творческое воображение.

      Автор демонстрировала процесс творчества, рассуждая, размышляя вслух. Дети проявляли заинтересованность и внимание, когда на их глазах демонстрировались приемы замысливания образа, поиска его вариантов, способов действия, отказ от каких-то решений и нахождение новых. Педагог создавала оригинальные работы, нестандартно использовала художественные материалы, комбинировала техники для создания более выразительного образа и показывала вариативность подходов при работе над одной и той же темой. После того как дети заинтересовались, следовали практические задания в игровой форме как упражняющего, так и творческого характера.

 2. Совместное творчество педагога и детей.

       В процесс поисковой деятельности на уровне предварительного замысливания, исполнительства и дальнейшего при этом развития замысла педагог постепенно подключала кого-то из детей. Сомневаясь в своих решениях, советуясь с детьми, демонстрируя радость, удовлетворение от их участия, подхватывая и развивая их идеи, постепенно раскрывала им сущность такой деятельности.

       На этапе совместного творчества детям предлагались в игровой форме интересные темы. Вместе с взрослым ребята в процессе замысливания продумывали, обсуждали содержание образа (что и как будет изображено), способы (в какой технике и какими материалами будем работать, какой формат листа (если это рисунок) лучше взять, последовательность воплощения замысла.

     При проведении непосредственно образовательной деятельности всегда царила творческая, непринужденная обстановка. При помощи сюрпризных моментов, атрибутов автор создавала эмоционально-радостное настроение, атмосферу сказочной таинственности. Дети раскрепощались, проявляли активность и инициативу, предлагали смелые решения, интересные варианты исполнения, а взрослый побуждал их к созданию разнообразных и относительно неповторимых замыслов, учил обогащать замысел на основе наблюдения, чтения литературы, общения с произведениями изобразительного искусства.

       Автор опыта отметил, что даже после проведенной углубленной работы, дети все еще нуждались в руководстве взрослого. Они уже научились замысливать образ, отбирать технические материалы, но содержание рисунка во многих случаях требовало обогащения, уточнения и дополнения.

      Часто в самостоятельной изобразительной деятельности детское исполнение носило репродуктивный характер. Дети рисовали как бы «наизусть» то, что у них больше всего получалось, или повторяли тему и рисунок так, как рисовали на занятии. Это требовало вмешательство взрослого, чтобы направить процесс  в творческое русло.

       Некоторые не могли удержаться от штампов (как общих - солнышко с лицом и лучиками - палочками, домик в виде квадрата - стен и треугольника - крыши; так и личных - например, рисование всех деревьев по одной и той же схеме, не обращая внимания на характерные особенности конкретного дерева).

       Поэтому особое внимание педагог уделяла анализу детских работ. Достижения ребенка оценивались с его личными возможностями и в сравнении с его же прежними рисунками, обстоятельно аргументировалась оценка, которой придавался позитивный характер. Поэтому часто на мини- выставках оказывались не только самые лучшие детские произведения.  Иначе это были бы рисунки одних и тех же детей, работы которых, даже не очень оригинальные, с исполнительской точки зрения оказывались более «сильными» по сравнению с работами «слабых» детей, но и рисунки, отличавшиеся своеобразием, личными переживаниями и самовыражением каждого ребенка, его «прорывы» и значимые достижения.

       При организации работы с детьми особое внимание уделяла работе с семьей. Для родителей проведены беседы, развлечения, интеллектуальные игры, консультации «Скажи, скажи художник, какого цвета дождик», «Нетрадиционные методы в изобразительной деятельности» (Приложение № 4) и другие. Детское творчество требует к себе самого серьезного отношения. Поэтому, проводя  индивидуальные беседы, старалась успокоить родителей, чтобы у них не было  боязни, что ребенок запачкается красками или прольет воду на стол. Для этого нужно лишь подготовить рабочее место и подобрать специальную одежду. Настраивала родителей, на то, чтобы они поддерживали интерес своего ребенка к рисованию в кругу семьи, что игры с красками, водой и бумагой развивают  воображение и фантазию. Совместно с родителями выпущены праздничные газеты, выставки детского и совместного творчества, которые  является одним из важных средств развития творческих способностей детей.

        Автор опыта считает, что ребенок всему учится в общении со взрослыми. А общение ребенка в семье,  близкими ему людьми - важное условие его всестороннего развития.

 

Раздел III. Результативность опыта

        Анализируя проделанную работу, направленную на развитие творческих способностей дошкольников посредством нетрадиционных методов рисования можно сделать выводы о позитивных результатах проведённой работы:

- дети с удовольствием выполняют творческие задания, научились самостоятельно более полно раскрывать свой замысел, передавать форму, строение, пропорции предметов;

-дети научились воплощать свои замыслы, свободно выражать свои мысли, научились проявлять инициативу. Творческий процесс приучил детей исследовать, открывать и умело обращаться со своим миром;

- проявляют творчество в выразительном изображении различной тематики и характера;

- творчески передают действия персонажей в сюжетных рисунках;

- у детей появился интерес к самостоятельному замыслу, с удовольствием увлеченно входят в воображаемую ситуацию;

- дети научились помогать друг другу, выстраивать партнерские отношения с педагогом, что позволило детям чувствовать себя более уверенно и независимо.

- дети комбинируют знакомые элементы в новом сочетании, с большим интересом дети используют художественные средства;

      Исходя, из этого можно сделать вывод - у детей наблюдаются ростки творчества, которые проявляются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания, представления, в искренней передаче своих мыслей, чувств, переживаний. Важным критерием успешной работы можно считать проявления у детей определённых психологических качеств. Ключевым среди них является высокий уровень развития творческого воображения, развитие творческих способностей  детей

         Контакт с семьёй, системное построение педагогического процесса позволило понять возможности каждого ребенка, развить его  творческие способности на данном этапе. Дети на занятиях получали ощущение радости и с нетерпением ждали новых встреч, стали намного активнее, замечают средства художественной выразительности: колорит, композицию; самостоятельно составляют композицию узоров; группируют цвета на светлые и темные, получают оттенки любого цвета, легко работают по схемам, фантазируют.

        Результаты диагностики развития изобразительной деятельности дошкольников (по диагностической методике Д.И. Воробьевой, Г.Г. Григорьевой, Т. Г.Казаковой, Т.С. Комаровой) свидетельствуют о положительной динамике:

вторая младшая группа 2012-2013г. - высокий уровень- 0%, средний уровень- 60%, низкий - 40%.

средняя группа - высокий уровень - 20%, средний уровень- 60%, низкий - 20%.

старшая группа - высокий уровень-40%, средний уровень-60%, низкий – 0%

 

        Проведя мониторинг срезов уровней за три  года, по выявлению творческих способностей детей, были получены следующие результаты:

 

□    Высокий

□     Средний

□      Низкий

 2012-2013 учебный  год     2013-2014 учебный  год    2014-2015. учебный  год   

 

           Автор опыта  уверен, что результатом работы является не только процесс развития дошкольника во всех видах его творческой деятельности, но и сохранение навыков, которые помогут им в будущем совершенствовать их потенциальные возможности.

       На основе проделанной работы педагог увидела, что у детей возрос интерес к нетрадиционным методам рисования. Они стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для его воплощения.Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче.

 

Библиографический список:

 

 

  1. Белошистая А. В., Жукова О. Г. Волшебные краски. 3 – 5 лет: Пособие для занятий с детьми. – М.: Аркти, 2008. – 32с.

 

  1. Утробина К. К., Утробин Г. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3 – 7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М.: «Издательство Гном и Д», 2008. – 64 с.

 

  1. Лахути М. Д. Как научиться рисовать. – Москва «Росмэн», 2008. – 96с.

 

  1. Одинокова Г. Ю. . Шлеп…Ежик: Издательский дом «Карапуз», 2006. – 15с.

 

  1. Сахарова О. М. Я рисую пальчиками: Издательский дом «Литера», 2008. –  32с.

 

  1. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки.- Ярославль: Академия развития, 2004.

 

Приложение

 

  1. - Перспективный план работы кружка «Солнышко в ладошках».

 

  1. Мастер- класс для воспитателей  «Рисуем нетрадиционно»

 

  1. – Конспект непосредственно образовательной деятельности «Морское путешествие»

 

  1. –Консультация для родителей «Нетрадиционные методы в изобразительной деятельности»

    Приложение №3

     

     

    КОНСПЕКТ

     непосредственно образовательной деятельности в младшей группе

    с использован

Оставить комментарий: