a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Рабочая программа по физике 7 - 9 класс под ред. Пёрышкин, Гутник

Автор: Бедункович Татьяна Александровна Опубликовано: 2015-12-22 16:51:21

Документы для скачивания

Пояснительная записка. Рабочая программа по физике разработана на основе Примерной программы основного общего образования «Физика» 7- 9 классы( базовый уровень) и авторской программы Е. М. Гутника, А. В. Пёрышкина «Физика» 7- 9 классы, 2004. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор демонстрационных опытов, лабораторных работ, календарно- тематическое планирование курса. Предмет «физика» входит в образовательную область естествознание. Место и роль курса в обучении. Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов обучающихся в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы». Курс физики в программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явления природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни. Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни. Цели изучения физики Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей: освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира; овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий; воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры; применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды. Место предмета в базисном учебном плане Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Россий ской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения учебного предмета « Физика» на ступени основного общего образования в 7 классе и 70 часов в 8 классе, 68 ч – 9 класс. Данная рабочая программа рассчитана на 140 учебных часов( из расчета 2 час в неделю) . Общая характеристика учебного процесса. При реализации рабочей программы используется УМК Перышкина А. В, Гутник Е. М. , входящий в Федеральный перечень учебников, утвержденный Министерством образования и науки РФ. Для изучения курса применяется классно- урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения. Для организации коллективных и индивидуальных наблюдений и исследований физических явлений и процессов, измерения физических величин и установления законов, подтверждения теоретических выводов осуществляется систематическая постановка демонстрационных опытов учителем, выполнение лабораторных работ учащимися. На повышение эффективности усвоения основ физической науки направлено использование принципа генерализации учебного материала – такого его отбора и такой методики преподавания, при которых главное внимание уделено изучению основных фактов, понятий, законов, теорий. Задачи физического образования решаются в процессе овладения школьниками теоретическими и прикладными знаниями при выполнении лабораторных работ и решении задач. Программа предусматривает использование Международной системы единиц( СИ) , а в ряде случаев и некоторых внесистемных единиц, допускаемых к применению. Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о физической картине мира будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления физических процессов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков мозгового штурма и т. д. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности. Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются: Познавательная деятельность: использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование; формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории; овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач; приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез. Информационно- коммуникативная деятельность: владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации. Рефлексивная деятельность: владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий: организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств. Основное содержание( 208 ч) 7 класс( 70 часов, 2 часа в неделю) I. Ведение( 4 ч) Предмет и методы физики. Экспериментальный метод изучения природы. Измерение ф и зических величин. Погрешность измерения. Обобщение результатов эксперимента. Использование простейших измерительных приборов. Физика и те х ника. Демонстрации Примеры механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлений. Физические приборы. Л абораторная работа. Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности. II. Первоначальные сведения о строении вещества. ( 5 часов. ) Гипотеза о дискретном строении вещества. Молекулы. Непрерывность и хаотичность дв и жения частиц вещества. Диффузия. Броуновское движение. Модели газа, жидкости и твердого тела. Взаимодействие частиц вещества. Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Три состояния вещества. Демонстрации Сжимаемость газов. Диффузия в газах и жидкостях. Модель хаотического движения молекул. Модель броуновского движения. Сохранение объема жидкости при изменении формы сосуда. Сцепление свинцовых цилиндров. Лабораторные работы и опыты. Измерение размеров малых тел. III. Взаимодействие тел. ( 21 час. ) Механическое движение. Равномерное и не равномерное движение. Скорость. Расчет пути и времени движения. Траектория. Прямолинейное движение. Взаимодействие тел. Инерция. Масса. Плотность. Измерение массы тела на весах. Расчет массы и объема по его плотности. Сила. Силы в природе: тяготения, тяжести, трения, упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела. Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Трение. Упругая деформация. Демонстрации Равномерное прямолинейное движение. Относительность движения. Явление инерции. Взаимодействие тел. Зависимость силы упругости от деформации пружины. Сложение сил. Сила трения. Лабораторные работы и опыты. Измерение длины. Измерение скорости равномерного движения. Измерение массы тела на рычажных весах. Измерение объема тела. Измерение плотности твердого вещества. Градуирование пружины и измерение сил динамометром. Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины. Сложение двух сил, направленных по одной прямой IV. Давление тве рдых тел, жидкостей и газов. ( 23 час а) Давление. Опыт Торричелли. Барометр- анероид. Атмосферное давление на различных высотах. Закон Паскаля. Способы увеличения и уменьшения давления. Давление газа. Вес воздуха. Воздушная оболочка. Измерение атмосферного давления. Манометры. Поршневой жидкостный насос. Передача давления твердыми телами, жидкостями, газами. Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда. Сообщающие сосуды. Архимедова сила. Гидравлический пресс. Плавание тел. Плавание судов. Воздухоплавание. Демонстрации Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры. Обнаружение атмосферного давления. Измерение атмосферного давления барометром- анероидом. Закон Паскаля. Гидравлический пресс. Закон Архимеда. Лабораторные работы и опыты. Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело. Выяснение условий плавания тела в жидкости. V. Работа и мощность. Энергия. ( 13 часов. ) Работа. Мощность. Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохр а нения механической энергии. Простые механизмы. КПД механизмов. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе. Применение закона равновесия рычага к блоку. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики. Демонстрации Простые механизмы. Лабораторные работы и опыты Выяснение условия равновесия рычага. Измерение КПД при подъеме по наклонной плоскости. Измерение мощности. Измерение кинетической энергии. Измерение изменения потенциальной энергии тела 8 класс( 72 часа, 2 часа в неделю) I. Тепловые явления. Изменение агрегатных состояний вещества( 2 5 часов) Внутренняя энергия. Тепловое движение. Температура. Теплопередача. Необратимость процесса теплопередачи. Связь температуры вещества с хаотическим движением его частиц. Способы изменения внутренней энергии. Теплопроводность. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Конвекция. Излучение. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления. График плавления и о т вердевания. Преобразование энергии при изменениях агрегатного состояния вещества. Испарение и конденсация. Удельная теплота парообразования и конденсации. Работа пара и газа при расширении. Кипение жидкости. Влажность воздуха. Тепловые двигатели. Энергия топлива. Удельная теплота сгорания. Агрегатные состояния. Преобразование энергии в тепловых двигателях. КПД теплового двигателя. Демонстрации Принцип действия термометра. Изменение внутренней энергии тела при совершении работы и при теплопередаче. Теплопроводность различных материалов. Конвекция в жидкостях и газах. Теплопередача путем излучения. Сравнение удельных теплоемкостей различных веществ. Явление испарения. Кипение воды. Постоянство температуры кипения жидкости. Явления плавления и кристаллизации. Измерение влажности воздуха психрометром или гигрометром. Устройство четырехтактного двигателя внутреннего сгорания. Устройство паровой турбины Лабораторные работы и опыты Изучение явления теплообмена Измерение температуры Исследование изменения со временем температуры остывающей воды Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры. Измерение удельной теплоемкости твердого тела. Измерение относительной влажности воздуха Исследование зависимости объёма газа от давления при постоянной температуре II. Электрические явления. ( 27 часов) Электризация тел. Электрический заряд. Взаимодействие зарядов. Два вида электрич е ского заряда. Дискретность электрического заряда. Электрон. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Электроскоп. Строение атомов. Объяснение электрических явлений. Проводники и непроводники электричества. Действие электрического поля на электрические заряды. Постоянный электрический ток. Источники электрического тока. Носители свободных электрических зарядов в металлах, жидкостях и газах. Электрич е ская цепь и ее составные части. Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измер е ние силы тока. Напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр. Измерение напряжения. Зависимость силы тока от напряжения. Сопротивление. Единицы сопротивления. Закон Ома для участка электрической цепи. Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление. Примеры на расчет сопротивления проводников, силы тока и напряжения. Реостаты. Последовательное и параллельное соединение проводников. Действия электрич е ского тока Закон Джоуля- Ленца. Работа электрического тока. Мощность электрического тока. Единицы работы электрического тока, применяемые на практике. Счетчик электрической энергии. Электронагревательные приборы. Расчет электроэнергии, потребляемой бытовыми приборами. Нагревание проводников электрическим током. Количество теплоты, выделяемое проводником с током. Лампа накаливания. Короткое замыкание. Предохранители. Демонстрации Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Устройство и действие электроскопа. Проводники и изоляторы. Электризация через влияние Перенос электрического заряда с одного тела на другое Закон сохранения электрического заряда. Источники постоянного тока. Составление электрической цепи. Электрический ток в электролитах. Электролиз. Электрический разряд в газах. Измерение силы тока амперметром. Наблюдение постоянства силы тока на разных участках неразветвленной электрической цепи. Измерение силы тока в разветвленной электрической цепи. Измерение напряжения вольтметром. Изучение зависимости электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала. Удельное сопротивление. Реостат и магазин сопротивлений. Измерение напряжений в последовательной электрической цепи. Зависимость силы тока от напряжения на участке электрической цепи. Лабораторные работы и опыты Наблюдение электрического взаимодействия Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках. Измерение напряжения на различных участках электрической цепи. Регулирование силы тока реостатом. И зучение зависимости электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала Изучение последовательного соединения Изучение параллельного соединения Измерение работы и мощности электрического тока. III. Электромагнитные явления( 7 часов) Магнитное поле. Графическое изображение ма г нитного поля. Электромагнит. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель Демонстрации Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Действие магнитного поля на проводник с током. Устройство электродвигателя. Лабораторные работы и опыты Сборка электромагнита и испытание его действия Изучение электрического двигателя постоянного тока. Изучение взаимодействия постоянных магнитов. IV. Световые явления. ( 9 часов) Источники света. Прямолинейное распространение, отражение и преломление света. Луч. Закон отраж е ния света. Плоское зеркало. Линза. Оптическая сила линзы. Изображение даваемое линзой. Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Оптические приборы. Глаз и зрение. Очки. Демонстрации Источники света. Прямолинейное распространение света. Закон отражения света. Изображение в плоском зеркале. Преломление света. Ход лучей в собирающей линзе. Ход лучей в рассеивающей линзе. Получение изображений с помощью линз. Принцип действия проекционного аппарата и фотоаппарата. Модель глаза. Лабораторные работы и опыты Изучение явления распространения света. Исследование зависимости угла отражения от угла падения света. Изучение свойств изображения в плоском зеркале Исследование зависимости угла преломления от угла падения света Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображения с помощью линзы. 9класс( 68 часов, 2 часа в неделю) I. Законы вз аимодействия и движения тел. ( 28 часов) Материальная точка. Траектория. Скорость. Перемещение. Система отсчета. Определение координаты движущего тела. Графики зависимости кинематических величин от времени. Прямолинейное равноускоренное движение. Скорость равноускоренного движения. Перемещение при равноускоренном движении. Определение координаты движущего тела. Графики зависимости кинематических величин от времени. Ускорение. Относительность механического движения. Инерциальная система отсчета. Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Свободное падение Закон Всемирного тяготения. Криволинейное движение Движение по окружности. Искусственные спутники Земли. Ракеты. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Движение тела брошенного вертикально вверх. Движение тела брошенного под углом к горизонту. Движение тела брошенного горизонтально. Ускорение свободного падения на Земле и других планетах. Демонстрации Относительность движения. Равноускоренное движение. Свободное падение тел в трубке Ньютона. Направление скорости при равномерном движении по окружности. Явление инерции. Взаимодействие тел. Зависимость силы упругости от деформации пружины. Сложение сил. Сила трения. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Невесомость. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Лабораторные работы и опыты Исследование равноускоренного движения без начальной скорости. Измерение ускорения равноускоренного движения. Измерение ускорения свободного падения. Исследование зависимости силы тяжести от массы груза. Исследование силы трения скольжения. III. Механичес кие колебания и волны. Звук. ( 13 часов) Механические колебания. Амплитуда. Период, частота. Свободные колебания. Колеб а тельные системы. Маятник. Зависимость периода и частоты нитяного маятника от длины нити. Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. В ы нужденные колебания. Механические волны. Длина волны. Продольные и поперечные волны. Скорость распр о странения волны. Звук. Высота и тембр звука. Громкость звука/ Распространение звука. Скорость звука. Отражение звука. Эхо. Резонанс. Демонстрации Механические колебания. Механические волны. Звуковые колебания. Условия распространения звука. Лабораторные работы и опыты Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы грузу и жесткости пружины Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от его длины. IV. Электромагнитные явления. ( 11 часов) Взаимодействие магнитов. Магнитное поле. Взаимодействие проводников с током. Действие магнитного поля на электрические заряды. Графическое изображение ма г нитного поля. Направление тока и направление его магнитного поля. Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило л е вой руки. Магнитный поток. Электромагнитная индукция. Явление электромагнитной индукции. Получение переменного электрического тока. Электромагнитное поле. Неоднородное и неоднородное поле. Взаимосвязь электрич е ского и магнитного полей. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Электродвигатель. Электрогенератор Свет – электромагнитная волна. Демонстрации Устройство конденсатора. Энергия заряженного конденсатора Электромагнитная индукция. Правило Ленца. Самоиндукция. Получение переменного тока при вращении витка в магнитном поле. Устройство генератора постоянного тока. Устройство генератора переменного тока. Устройство трансформатора. Передача электрической энергии. Электромагнитные колебания. Свойства электромагнитных волн. Принцип действия микрофона и громкоговорителя. Принципы радиосвязи. Дисперсия белого света. Получение белого света при сложении света разных цветов Лабораторные работы и опыты Изучение явления электромагнитной индукции. Изучение принципа действия трансформатора. V. Строение атома и атомного ядра( 11часов) Радиоактивность. Альфа- , бетта- и гамма- излучение. Опыты по рассеиванию альфа- частиц. Планетарная модель атома. Атомное ядро. Протонно- нейтронная модель ядра. Методы наблюдения и регистрации частиц. Радиоактивные превращения. Экспер и ментальные методы. Заряд ядра. Массовое число ядра. Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Сохранение заряда и массового числа при яде р ных реакциях. Открытие протона и нейтрона. Ядерные силы. Энергия связи частиц в ядре. Энергия связи. Дефект масс. Выделение энергии при делении и синтезе ядер. Использование ядерной энергии. Дозиметрия. Ядерный реактор. Преобразование Внутренней энергии ядер в электрическую эне р гию. Атомная энергетика. Термоядерные реакции. Биологическое действие радиации. Демонстрации Модель опыта Резерфорда. Наблюдение треков частиц в камере Вильсона. Устройство и действие счетчика ионизирующих частиц Лабораторные работы и опыты Изучение деления ядра урана по фотографии треков. Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям. Измерение естественного радиационного фона дозиметром. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФИЗИКЕ В результате изучения физики ученик должен знать/ понимать смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле. смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы; смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, механической энергии, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля- Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света; уметь описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, отражение, преломление и дисперсию света; использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока; представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи. выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы; приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и световых явлениях; решать задачи на применение изученных физических законов; осуществлять самостоятельный поиск инфор мации естественнонаучного содержания с использованием различных источников( учебных текстов, справочных и научно- популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета) , ее обработку и представление в разных формах( словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем) ; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники; контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире; рационального применения простых механизмов; оценки безопасности радиационного фона. Тематическое планирование основного содержания( 140 ч) № Тема Кол- во часов Кол- во контр. работ Кол- во лабор. работ и опытов 7 класс( 70 ч) 1 Введение 4 1 2 Первоначальные сведения о строении вещества 5 1 3 Взаимодействие тел 21 1 8 4 Давление твёрдых тел, жидкостей и газов 2 3 1 2 5 Работа и мощность. Энергия 13 1 5 6 Итоговое повторение 4 1 итого 70 4 17 8 класс( 7 2 ч) 1 Тепловые явления 1 4 1 5 2 Изменение агрегатных состояний вещества 1 1 1 2 3 Электрические явления 2 7 3 9 4 Электромагнитные явления 7 1 4 4 Световые явления 9 1 6 5 Итоговое повторение 4 итого 7 2 7 26 9 класс( 68 часов) 1 Законы взаимодействия и движения тел 28 2 5 2 Механические колебания и волны. Звук 13 1 2 3 Электромагнитные явления 11 1 2 4 Строение атома и атомного ядра 11 1 2 5 Итоговое повторение 5 1 итого 68 6 11 Система оценки достижений учащихся. На уроках физики оцениваются прежде всего: - предметную компетентность( способность решать проблемы средствами предмета) ; - ключевые компетентности( коммуникативные, учебно- познавательные) ; - общеучебные и интеллектуальные умения( умения работать с различными источниками информации, текстами, таблицами, схемами, интернет- страницами и т. д. ) ; - умение работать в парах( в коллективе, в группе) , а также самостоятельно. Отдается приоритет письменной формы оценки знаний над устной работой. Система оценивания. 1. Оценка устных ответов учащихся. Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий и законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может устанавливать связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов. Оценка 4 ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может исправить их самостоятельно или с небольшой помощью учителя. Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики; не препятствует дальнейшему усвоению программного материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух- трех негрубых недочетов. Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3. Оценка 1 ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов. 2. Оценка письменных контрольных работ. Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов. Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более одной ошибки и одного недочета, не более трех недочетов. Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/ 3 всей работы правильно или при допущении не более одной грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех- пяти недочетов. Оценка 2 ставится за работу, в которой число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/ 3 работы. Оценка 1 ставится за работу, невыполненную совсем или выполненную с грубыми ошибками в заданиях. 3. Оценка лабораторных работ. Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления, правильно выполняет анализ погрешностей. Оценка 4 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в соответствии с требованиями к оценке 5, но допустил два- три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета. Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки. Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильные выводы, вычисления; наблюдения проводились неправильно. Оценка 1 ставится в том случае, если учащийся совсем не выполнил работу. Во всех случаях оценка снижается, если учащийся не соблюдал требований правил безопасного труда. Перечень ошибок. I. Грубые ошибки. 1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения. 2. Неумение выделять в ответе главное. 3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенными в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения. 4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы 5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов. 6. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам. 7. Неумение определить показания измерительного прибора. 8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента. II. Негрубые ошибки. 1. Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений. 2. Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем. 3. Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин. 4. Нерациональный выбор хода решения. III. Недочеты. Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решения задач. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков. 5. Орфографические и пунктуационные ошибки. Инструментарий для оценивания достижений учащихся Качество учебно- воспитательного процесса отслеживается проводя: тестирование, самостоятельные и проверочные работы, контрольные работы, зачеты, проверяя: лабораторные и практические отчёты, домашние общие и индивидуальные работы; творческие работы. Учебно- методический комплект: № п\ п Авторы, составители Название учебного издания Годы издания Издательство 1. А. В. Перышкин Физика- 7- 8- 9 кл 2007 М. Дрофа 2. И. В. Годова Контрольные работы в новом формате 2011 М. Интеллект- Центр 3. В. А. Волков Поурочные разработки по физике 2009 М. ВАКО 4. Н. И. Зорин КИМы 2011 М. ВАКО 5. А. В. Чеботарева Тесты по физике 2010 М. Экзамен Учебно- методический комплекс Условные обозначения( сокращения) , используемые в тематическом планировании базисного изучения материала по физике в 7, 8 классах: В столбце « Типы урока »: ОНМ – ознакомление с новым материалом ЗИ – закрепление изученного ПЗУ – применение знаний и умений ОСЗ – обобщение и систематизация знаний ПКЗУ – проверка и коррекция знаний и умений К – комбинированный урок В столбце « Вид контроля, измерители »( индивидуальное, фронтальное, групповое оценивание) : Т – тест СП – самопроверка ВП – взаимопроверка СР – самостоятельная работа РК – работа по карточкам КР – контрольная работа ПДЗ – проверка домашнего задания УО – устный опрос ФО – фронтальный опрос

Оставить комментарий: