a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

30.12.2015г.Выступление на педагогическом совете "Создание условий для самостоятельной деятельности детей на прогулке зимой". Воспитатель: Азарова Н.П.

Опубликовано: 2016-01-08 13:52:52

Выступление на педагогическом совете

«Создание условий для самостоятельной деятельности детей на прогулке зимой»

 

За последнее десятилетие  состояние здоровья дошкольников значительно ухудшилось.  Одна из причин этого то, что большую часть времени дети находятся в группе.  В лучшем случае, 2-2.5 часа гуляют на утренней прогулке.  Тем не менее, прогулка является одним из важных средств оздоровления и закаливания, всесторонне развивает детей, активизирует их двигательную деятельность, познавательные возможности. Особенно это актуально зимой, когда световой день короткий и дети с родителями не гуляют.

   В течение дня в детском саду ребёнок испытывает разнообразные нагрузки, связанные с необходимостью выполнения многих требований режима и программы обучения. На самостоятельную деятельность у дошкольников остаётся сравнительно мало времени. В этом отношении прогулка особенно важна и необходима, поскольку детям предоставляется возможность проявить свои творческие способности, поиграть в любимые игры, больше двигаться, использовать оборудование участка, игрушки и пособия, которых нет в группе.

Работая с детьми младшего и среднего возраста, я считаю, что правильная организованная прогулка зимой в полной мере удовлетворяет детей в самостоятельных действиях, при ознакомлении с окружающим, в новых ярких впечатлениях, в свободных активных движениях, в игре. В условиях прогулки осуществляется тесное общение ребёнка со взрослым. Я имею возможность уточнить, закрепить знания, полученные детьми на занятии, обучать тем или иным умениям, объединять малышей в небольшие подгруппы, приучать действовать сообща, не мешать друг другу, воспитывать любовь и добрые отношения ко всему, что окружает.

 Для того, чтобы прогулка зимой была интересной, я поставила перед собой следующие задачи.

  1. Изучить состояние проблемы организации зимних прогулок с младшими и средними дошкольниками в теории и практике.
  2. Создать условия на участке, способствующие разнообразной деятельности детей младшего и среднего возраста на прогулке зимой.
  3. Разработать перечень подвижных игр, используемых в зимнее время с детьми младшего и среднего возраста.
  4. Разработать систему наблюдений подвижных игр, развитие движений с детьми младшего и среднего возраста в зимнее время.

 Для успешного осуществления этих задач, в первую очередь, я продумываю условия проведения прогулки.

На прогулке дети много и с удовольствием двигаются. И для удовлетворения этой потребности я предоставляю им всю площадь участка. На спортивной площадке обязательно строим снежную горку, с которой дети съезжают на санках, картонках, ледянках. Помогая сооружать мне постройки из снега, малыши приносят его в ведёрках, лопатках, сгребают со всех сторон в центр или наоборот отбрасывает на снежный вал.

   Малыши на прогулке выполняют разнообразные движения: бегают, лазают, съезжают, подлезают, бросают в цели.

Для воспитания у детей положительного отношения к прогулке важно, что говорят о погоде взрослые. Обычно, выходя гулять, я весело сообщаю: «сегодня хороший морозец», «ветер, но он нам не страшен» - т.к. положительное отношение к любой погоде передаётся и ребёнку. Если же взрослые высказывают тревогу и неудовольствие по поводу сильного мороза, ветра, то это не может остаться незамеченным ребёнком. Но в основном отношение ребёнка к прогулке определяется её содержанием, в частности, представляемой ему возможностью упражняться в различных видах движений.

 Совместные игры детей, катания с горок на санках, на дощечках, ходьба на лыжах, катание на коньках делают прогулку особенно привлекательной. Комплексное развитие прохладного воздуха и физических упражнений является эффективным методом закаливания, тренировки важнейших функций организма. Прогулка, достаточно длительная проводимая ежедневно – важнейшее средство оздоровления ребёнка, его полноценного и физического развития. Если погода неблагоприятная, то прогулку я сокращаю, но не отменяю.

 

Структура прогулки выглядит следующим образом:

Каждый из обязательных компонентов прогулки занимает по времени от 7 до 15 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей.

Последовательность их проведения варьируется в зависимости от

предшествующей деятельности детей (например, после физкультурного занятия целесообразнее в начале прогулки провести наблюдение, после занятий по математике и развитию речи — подвижные игры);

от времени года (в холодный период времени предусматривается проведение игр с большой подвижностью детей);

от индивидуально-возрастных особенностей детей (в младшем возрасте целесообразнее начать прогулку с наблюдения);

от познавательных интересов детей.

Обязательно я вношу в план цели таких структурных компонентов прогулки как: наблюдение (за живой и неживой природой), трудовая деятельность, подвижная игра.

 Объединение детей каждый раз осуществляется по-разному. В одном случае в наблюдении участвует вся группа, в другом я привлекаю внимание стоящих рядом детей,  какому-то событию (например: на участок прилетела стайка птиц), не отвлекая остальных от самостоятельной деятельности. Я осознаю, что пока все дети соберутся, птицы улетят.

 Если ребята выходят на участок после занятий, на котором рассматривали птиц и слушали рассказ о том, как нелегко приходится пернатым зимой, мы вместе с ними помогаем птицам, насыпав для них корм в кормушку. Таким образом, нам предоставляются широкие возможности для творчества. В моём арсенале разнообразные виды наблюдения, и я могу выбирать из них по своему усмотрению. Например : одни виды наблюдений провожу сразу, без подготовки, другие требуют предварительной работы: заранее обговариваю содержание бесед, продумываю сюрпризные моменты.

 Беседу о времени года начинаю уже при сборах на прогулку, обращаю внимание малышей на их тёплые вещи, а затем продолжаю разговор на участке о приметах холодной зимы: ветер завывает, гонит позёмку по земле, солнце не видно, пасмурно, хмуро, птицы замолкли. В следующий раз, когда будет солнечная погода, показываю детям красавицу – зиму в ярких лучах солнца, в сверкании голубоватых пышных сугробов.

 Планируя тот или иной вид наблюдений, я чётко знаю, какую задачу буду решать на прогулке. Закрепление, уточнение представлений, полученных во время наблюдений, я успешно осуществляю в ходе дидактических заданий, которые провожу в форме игры. Это может быть  выполнение поручений типа: «покажи», «принеси», «назови дерево» и т.п.  А также выполнение игровых действий  «Раз, два, три! К берёзе беги!». Также  могу дать дидактические задания на корректировку звукопроизношений: «спой песенку ветра «Вввв! Уууу!», на выполнение дыхательных упражнений «Подуй на снежинку…и т.д.»

Планируя труд на участке, указываю форму труда дошкольников – индивидуальные или групповые поручения, или коллективный труд (совместный, общий).

В течение прогулки провожу две - три игры. Подбирая игры для дневной прогулки, учитываю предыдущую деятельность детей. После спокойных занятий (рисования, лепка) рекомендую игры более подвижного характера. Провожу их со всей группой в начале прогулки. После физкультурных и музыкальных занятий рекомендуются игры средней подвижности. Проводить их нужно в середине или конце прогулки.

В течение года провожу примерно 10 – 15 новых игр (в течение месяца разучиваем одну игру, а на неделю планирую одну игру, но уже знакомую детям).

Кроме этого могу организовать игры-эстафеты, сюжетные, подвижные игры, народные, хороводные.

Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха от предшествующего проводимого занятия, от состояния детей, их желаний, от времени проведения прогулок.

  Нельзя ограничиваться созданием условий для прогулок. Нужно заботиться о том, чтобы каждому ребёнку было интересно.

 Практика показала, что с этим не всё благополучно. Значительную часть времени дети, устав от игры, не знают, чем себя занять, безучастно стоят возле меня, ожидая моего указания к действию. Но и после этого самостоятельная деятельность их оживает ненадолго.

 В целях насыщения прогулки интересными делами я вношу наблюдения и дидактические задания, совместно со мной трудовые действия и подвижные игры. При этом значительная часть времени отводится самостоятельной деятельности детей.

 

Индивидуальная работа направлена не только на совершенствование физических качеств, но и на развитие психических процессов, закрепление материала по всем разделам программы, формирование нравственных качеств.

Для самостоятельной деятельности детей создаю условия: атрибуты, выносной материал, орудия труда для трудовой деятельности.

Материалы и оборудование, используемые для организации самостоятельной деятельности детей: ледянки, санки, формочки, лопатки, ведёрки, палочки для рисования на снегу, вожжи, султанчики, флажки, кегли, лыжи, клюшки, оборудование для экспериментов, игрушки из бросового материала.

Большое значение придаётся профилактике травматизма во время проведения прогулок. Постройки должны быть прочными, гладкими.

Яркий солнечный день – и все малыши сразу же, выйдя на прогулку, начинают играть. Одни бегают друг за другом среди снежных валов, другие скатываются с горки, третьи уже выглядывают из снежных домиков и т.д.. Все заняты, занята и я. Я слежу, чтобы дети не толкали друг друга у горки, подсказываю, где взять коляски для кукол, советую перевезти мячи, снежки в машине. Так одновременно замечаю, кто оставил на дороге санки с куклой, кто потерял лопатку, кто упал – кого необходимо быстро поднять, кому срочно надо помочь достать платок или натянуть на руку варежку. Несмотря на такую ежеминутную занятость, я не имею право пройти мимо тех детей, которым скучно. Объединив их в небольшую подгруппу, я рассказываю о заботливой матушке – зиме, которая надела ёлкам пышные шубы и огромные шапки из снега. И вдруг дети неожиданно замечают игрушечного медвежонка, сидящего под одним из деревьев (его я заранее вынесла и посадила под дерево). Оказывается, он нечаянно забрёл в детский сад. Радостные возгласы привлекают внимание многих малышей, и вот уже почти вся группа готова строить для медвежонка берлогу в снежном валу, да не одну.

 Однако может случиться иначе. На моё предложение построить снежную горку для кукол откликается много детей. Но одни тут же увлекаются игрой, других заинтересовывает большая ворона, усевшаяся на дереве. И мне приходится работать с небольшой подгруппой, обучая каждого правильно действовать лопаткой, поощряя словом, улыбкой, поддерживать желание действовать до конца. С некоторыми детьми приходится заниматься индивидуально, выбирая для этого подходящий момент.

 Воспитательно-образовательная работа с детьми на прогулке не может быть построена по какой-то одной, раз и на всегда,  заданной теме. Так, начало прогулки зависит от многих обстоятельств.

 Вышли дети на улицу, а кругом белым-бело. Падают  пушистые хлопья снега. И сразу же все включаются в наблюдение за снегопадом. В холодную пасмурную погоду, чтобы поднять настроение малышей, я предлагаю поиграть в подвижные игры. Например : «кошки-мышки»; «беги ко мне»; «берегись - заморожу»; «по ровненькой дорожке»; «снежинки и ветер»; «зима пришла» и многие другие.

 Таким образом, мои дети стали активно участвовать в наблюдениях за объектами и явлениями природы, сами находят интересное в окружающей их действительности, делятся своими ощущениями. Появились организаторы игровой деятельности. Научились многим подвижным играм, в которые играют самостоятельно. Повысилось двигательная активность детей на прогулке.

Ещё одно важное направление – это работа с родителями. В холлах ДОУ на информационных стендах размещаем консультации следующего содержания: «Прогулки зимой», «Схема, как одеть ребенка при разных температурных режимах», «Как одеть ребенка, чтобы он не замерз, или откуда берутся простуды», «Прогулки во время и после болезней».

Зимние прогулки всегда приносят огромную радость детям. Многие с осени начинают с нетерпением ждать снега, чтобы покататься на санках, скатиться с горки на ледянке, покидаться снежками и построить снежные башни и лабиринты.

В заключение, хочу сказать, что роль воспитателя заключается в организации условий для самостоятельной деятельности (необходимое оборудование участка, выносной материал: атрибуты, игрушки, и пр.).

Чтобы обеспечить необходимые условия для детей, педагогу надо знать интересы каждого малыша.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оставить комментарий: