Аллергия
Аллергия - это неестественный ответ организма на вещество, чаще всего абсолютно безвредное для большинства детей. Если у ребенка отмечается аллергия на какое-то вещество, контакт с которым произошел в результате вдыхания, проглатывания, прикосновения или внедрения в кожу, оно вызывает необычную реакцию.
В основном детские аллергии - не более чем досадные мелочи, но иногда они могут стать причиной болезни, быть исключительно опасными и даже представлять угрозу жизни ребенка. Для родителей и для тех, кто ухаживает за детьми, очень важно знать об этих различиях.
Нужно помнить о двух факторах. Первый: если у вас в детстве была аллергия, вероятно, и у вашего ребенка объявится аллергия к чему-либо. Второй: ваш ребенок преспокойно может получать что-нибудь наподобие антибиотика или неоднократно прикасаться к какому-то растению, но вдруг ни с того ни с сего выдаст на них аллергическую реакцию. Она всегда своеобразна, и если похоже на то, что у вашего ребенка она развилась, то, по-видимому, ТАК ОНО И ЕСТЬ, пусть даже раньше ничего похожего не было.
Существуют десятки типов реакций на десятки различных аллергенов (веществ, к которым у ребенка может быть аллергия). Ниже описаны примеры, требующие проведения мероприятий неотложной помощи.
Если ребенок съел или проглотил нечто, что решительно не понравилось его организму, очевидно, на протяжении нескольких последующих часов его будет тошнить (см. главу 23 об отравлениях). Если у него аллергия на это вещество, то реакция может наступить гораздо быстрее.
Допустим, ребенок принимает лекарство, тот же пенициллин, и у него обнаруживаются аллергические симптомы. Вы должны немедленно прекратить курс несмотря на то, что было рекомендовано продолжать его до конца. Позвоните и поговорите с врачом, сообщив ему, что" вы уже сделали, и прислушайтесь к тому, что он подскажет.
(Всегда советуйтесь со своим врачом относительно возможных последствий приема лекарства, которое он хочет назначить ребенку, - особенно если у того ранее наблюдались аллергические реакции на что-то либо есть признаки экземы или астмы.)
КАКИХ ПРИЗНАКОВ ОЖИДАТЬ
Все может начаться с зуда на губах или зуда по всему телу.
У ребенка могут появиться слабо выраженная сыпь на теле или грубые рубцы и отеки на некоторых, а то и на всех частях тела - это называется "уртикарией" или "крапивницей". Таким образом организм привлекает внимание к тому, что ему не нравится, что находится внутри или возле него.
Могут возникнуть отеки на губах, языке, в полости рта, а также на руках или глазах.
Может отмечаться стридор 1 (см. главу 5 об астме).
Иногда отеки увеличиваются настолько, что перекрывают воздухоносные пути и ребенок может перестать дышать. Это неотложный случай, требующий медицинского вмешательства. Ребенок будет напуган, и чем больше он напуган, тем труднее ему дышать.
Однако если пища или какое-то другое проглоченное ребенком вещество начинает перевариваться до того, как организм его отвергнет, реакция наступает медленнее, и она не столь драматична, но столь же серьезна. Первое, на что может пожаловаться ребенок, - на "колики" (боли) в животе, нередко на фоне тошноты, рвоты или поноса. Это напоминает пищевое отравление, но здесь его должны сопровождать и другие вышеупомянутые симптомы.
Если все эти симптомы - выраженные, у ребенка может развиться шок (см. главу 27 о шоке).
ПОМНИТЕ - ШОК ВЫГЛЯДИТ ТАК
Лицо ребенка может сделаться очень бледным или серым
Его кожа на ощупь прохладная и липкая
Пульс у ребенка может стать учащенным и слабым
Ребенок может быть напуганным и беспокойным
Он может чувствовать сильную жажду
Он может зевать и ловить воздух ртом
Ребенок может говорить, что все кружится
Он может потерять сознание
ЧТО ДЕЛАТЬ
Если язык и горло отекают и ребенку трудно дышать, высоко взбейте ему подушки, особенно если у него одышка, или сами выберите какое-то другое наиболее удобное положение. Чем удобнее ему будет, тем спокойнее он будет себя вести.
Если он потеряет сознание, быстро положите его на ровную поверхность и освободите его воздухоносные пути. Внимательно следите за дыханием. Если оно остановится, немедленно приступайте к "азбуке" элементарной реанимации.
А - ВОЗДУХОНОСНЫЕ ПУТИ (свободны ли они?)
В - ДЫХАНИЕ (дышит ли ребенок?)
С - ЦИРКУЛЯЦИЯ (бьется ли его сердце?)
Расскажите ребенку, что происходит и что вы собираетесь предпринять. Если вы имеете дело с малышом, постарайтесь не показывать своей паники.
Посмотрите, не можете ли вы найти кого-нибудь, кто вызвал бы по телефону "скорую помощь" (см. главу 1 о подготовке и практических советах). Если рядом с вами никого нет и телефон в доме отсутствует, попросите соседа вам помочь. Но помните: не оставляйте ребенка одного.
Если вам кажется, что ребенка может тошнить, поверните его в положение "выздоравливающего".
Профилактика (предупреждение)
Некоторые врачи считают, что потребление "готовой пищи" - одна из причин развития аллергических реакций у детей, хотя аллергия на продукты встречается достаточно редко. Если у вашего ребенка ИМЕЕТСЯ аллергия на какую-нибудь конкретную еду, он - и вы - быстро о том узнаете, так как это обычно проявляется очень драматично. Некоторым детям абсолютно противопоказаны ракообразные (моллюски), яйца, молочные продукты, пшеница, орехи, шоколад и ягоды - такие, как клубника.
Если это моментально не становится очевидным, вам нужно выявить, на что у вашего ребенка аллергическая реакция. Может быть, целесообразно показать его специалисту по аллергии, который попытается выяснить, какой именно продукт порождает подобную проблему. Врачу потребуется, чтобы вы завели список всего, чем кормите ребенка за день. Тем точнее он и вы определите, что же это такое, следя за возникновением аллергической реакции.
Потом врач может провести отдельные простые кожные пробы (в больнице). Вам полезно, а иногда жизненно важно знать, существуют ли особые вещества, которых надо избегать. Например, если у вашего ребенка аллергия к пенициллину, ему следует носить специальный браслет, чтобы всем было ясно, что ему НЕЛЬЗЯ давать этого лекарства даже при неотложном состоянии.
Вы можете захотеть попробовать акупунктуру (иглоукалывание), которая в идеальном варианте сочетается с гомеопатией. Врачи, пользующиеся этими альтернативными методами лечения, если у них есть хорошие рекомендации, зачастую отличаются большим мастерством. Акупунктура может быть очень эффективной для некоторых детей с аллергическими нарушениями и предотвратить рецидивы, но результаты ее сказываются медленнее по сравнению с результатами ортодоксальной медицины. Они порой так же действенны, как прием лекарств, которые выписывает врач; иногда намного лучше.
АНАФИЛАКТИЧЕСКИЙ ШОК
Так называется мощная аллергическая реакция на вещество, которое попадает в организм ребенка. Это вещество может быть в инъекции (особенно часто у детей, например, при иммунизации) или проникнуть с укусом насекомого (см. также "Укусы" в главе 22 о нетяжелых повреждениях и болезнях), а может оказаться пищей, к которой у ребенка аллергия. Анафилактический шок обычно развивается за несколько секунд и представляет собой неотложное состояние, требующее медицинской помощи.
Иногда шок отмечается после приема пенициллина, если вы не знали заранее, что у ребенка на него аллергия. При возникновении первых подозрительных признаков немедленно ПРЕКРАТИТЕ ПРИЕМ ПРЕПАРАТА - даже если врач рекомендовал не прерывать курс и довести его до конца. Посоветуйтесь со своим врачом перед тем, как возобновить то же лечение.
Вполне вероятно, что другие вещи, включая некоторые продукты питания, не вызывающие подозрения, провоцируют у ребенка аллергическую реакцию, но в этих случаях она разворачивается медленнее и протекает не столь тяжело (см. выше).
КАКИХ ПРИЗНАКОВ ОЖИДАТЬ
Через несколько секунд после инъекции (или укуса, или поглощения пищи) у ребенка разовьются все признаки шока (см. главу 27 о шоке).
ПОМНИТЕ - ШОК ВЫГЛЯДИТ ТАК
• Лицо ребенка может сделаться очень бледны; серым
• Его кожа на ощупь прохладная и липкая
• Пульс у ребенка может стать учащенным и слабым
• Ребенок может быть напуганным и беспокойным
• Он может чувствовать сильную жажду Он может зевать и ловить воздух ртом
• Ребенок может говорить, что все кружится Он может потерять сознание
• Ребенок может жаловаться, что его тошнит, или действительно у него начнется рвота.
• Ему трудно дышать, он может задыхаться.
• У него может наступить приступ чихания.
• Может появиться зуд, а кожа приобретет ярко-красный цвет.
• Лицо ребенка может стать отечным, особенно вокруг глаз, на коже могут выступить большие красные пятна, называемые "крапивницей".
• Пульс будет учащенным и слабым.
• Ребенок может потерять сознание.
ЧТО ДЕЛАТЬ
Это - абсолютно неотложное состояние.
Вы должны как можно быстрее доставить ребенка в больницу. Наберите номер "скорой помощи" и сообщите, что произошло.
Если ребенок еще в сознании, разговаривайте с ним спокойно, скажите, что к нему едет врач и вы хотите, чтобы он лежал (поскольку именно это положение поможет ему больше всего).
Однако, если у него трудности с дыханием, несмотря на то что он в шоке, вам надо его посадить при условии, что он не чувствует слабости или его не тошнит; в последнем случае придайте ему положение "выздоравливающего". Постарайтесь выбрать максимально удобное положение, но внимательно следите за ребенком, чтобы быть уверенным в его безопасности.
Если он потеряет сознание, освободите ему воздухоносные пути и проверьте дыхание. Обнаружив, что оно прекратилось, немедленно начинайте "азбуку" элементарной реанимации, проводите ее до приезда "скорой помощи".
А - ВОЗДУХОНОСНЫЕ ПУТИ (свободны ли они?)
В - ДЫХАНИЕ (дышит ли ребенок?)
С - ЦИРКУЛЯЦИЯ (бьется ли его сердце?)
За последнее время отмечено небольшое увеличение детской смертности от аллергических приступов. Это беспокоит специалистов по аллергии, и многие из них считают, что родителям таких детей следовало бы иметь дома нужное лекарство, а не ждать, пока его доставят по экстренному вызову. Вам будет спокойнее, если обучиться им пользоваться. И почему бы тогда не сходить и не проконсультироваться с врачом? Помните, если у вашего ребенка серьезная аллергия на какое-либо вещество, например пенициллин, ему следует носить специальный браслет (типа "медик-алерт"), где об этом сказано.
Комплекс упражнений
Примерный комплекс упражнений для исправления осанки и профилактики её нарушений у детей 5-7 летнего возраста.
Построение в шеренгу. Встать в положение "Основная стойка": голова прямо, плечи развёрнуты, живот подтянут, ноги выпрямлены. Показать правильное положение в основной стойке. Исправить осанку у детей, пройдя спереди и сзади вдоль шеренги.
Упражнения в ходьбе по кругу
Обычный шаг с сохранением правильной осанки (25-30 шагов). Стоя вне круга, проверить и исправить осанку каждого проходящего мимо ребёнка.
"Журавлик". Ходьба с высоким подниманием пми54бедра (руки на поясе) 20-25 шагов. Следить за правильным положением тела: спину держать прямо, локти отводить назад, носок согнутой ноги оттягивать.
"Вырастаем большими " Ходьба на носках (руки вверх, "в замке") 20-25 шагов. Следить за тем, чтобы колени и лопатки были выпрямлены, шаги мелкими. Выше подниматься на носках, тянуться вверх.
"Мишка косолапый". Ходьба на наружном крае стопы. Говорить на каждый шаг (руки на поясе): "Мишка косолапый по лесу идёт, шишки собирает, песенки поёт. Шишка отскочила прямо Мишке в лоб. Мишка рассердился и ногою - топ!" Следить за тем, чтобы дети держали спину прямо, не наклоняли голову. Ноги ставить точно на наружный край стопы, слегка приводя носки внутрь, пальцы должны быть подвижны. Локти отводить назад. При выполнении упражнения рекомендуется, чтобы дети сами произносили стихи.
Ходьба с ускорением и переходом в бег.
Ходьба с последующим замедлением. Следить за тем, чтобы дети бежали легко на носках, поднимая выше колени. Руки согнуты в локтях. При ходьбе следить за правильностью осанки детей.
Дыхательное упражнение. Отводя плечи назад, вдох - на 2 шага, выдох - на 4 шага. Вдох глубокий через нос. Выдох - через губы, сложенные трубочкой.
Упражнения в положении "стоя"
"Воробушек". Круги назад 6-8 раз согнутыми в локтях руками. Отводя локти назад, сближать лопатки.
"Лягушонок". Из И. П. - ноги на ширине плеч, руки перед грудью. Привести кисти к плечам (ладони вперёд, пальцы врозь) и, говоря хором "квак", вернуться в И. П. (4-6 раз). В положении "кисти к плечам", локти должны быть прижаты к бокам.
"Большие круги" . Круги назад выпрямленными в стороны руками (кисти сжаты в кулаки) - 6-8 раз. Следить за тем, чтобы дети не опускали руки ниже уровня плеч.
"Мельница". Поочерёдное приведение рук за затылок и спину (6-8 раз). Плечи развёрнуты, локти отведены назад, голова прямо.
"Резинка". Разгибая в локтях согнутые перед грудью руки - вдох. Вернуться в И.П., произнеся звук "ш-ш-ш" - выдох. При отведении рук в стороны сближать лопатки, не отпускать руки ниже уровня плеч.
"Вместе ножки - покажи ладошки". Поднимаясь на носки, отвести плечи назад и повернуть ладони вперёд. Вернуться в И. П., расслабляя мышцы рук (4-6 раз). Держать спину ровно и не выпячивать живот.
"Потягивание". Подняться на носки, левая рука вверх, правая назад. Удерживаться 1-2-3 сек. Вернуться в И.П., расслабив руки (4-6 раз). Плечи развёрнуты, колени выпрямлены, живот подтянут.
Упражнения в положении "лёжа на спине"
"Здравствуйте - прощайте". Сжать кулаки и согнуть стопы на себя. Разжать кулаки, оттянуть носки до отказа (6-8 раз). При оттягивании носков рекомендуется слегка разводить пятки.
"Волна". "Согнуть ноги и подтянуть колени к животу. Выпрямить. Пауза 3-5 секунд и отпустить ноги (4-6 раз). Следить за тем, чтобы локти были прижаты к коврику. Носки во время упражнения должны быть оттянуты.
"Пляска ". И.П. - лёжа, руки под затылком, ноги приподняты. Развести ноги врозь и вернуться в И. П. (6-8 раз) Следить за тем, чтобы локти были прижаты к коврику.
Упражнения в положении "лёжа на животе"
"Воробышек". Круги назад локтями рук, приведёнными к плечам (5-8 раз). Голова приподнята.
"Рыбка". Поднять голову и отвести плечи назад. Приподнять руки и ноги: пауза расслабления 6-8 секунд (3-4 раза). Следить за тем, чтобы дети не прогибались в пояснице.
"Лягушонок". Руки из-под подбородка привести к плечам ладонями вперёд. Поднять голову и развести ноги. Медленно вернуться в И. П. (6-8 раз).
Построение, ходьба обычным шагом (1-2-3 круга). Проверка правильности осанки в положении "стоя" и в движении.
Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста.
Болезни позвоночника - одна из основных причин потери трудоспособности, ухудшения качества жизни и инвалидизации. Очень часто предрасполагающими факторами этой патологии являются различные нарушения осанки, проявляющиеся ещё в детском возрасте. Совершенно очевидна актуальность воспитания правильной осанки у детей, своевременное выявление нарушений и их активное устранение.
Осанка считается нормальной, если голова держится прямо, грудная клетка развёрнута, плечи находятся на одном уровне, живот подтянут, ноги разогнуты в коленных и тазобедренных суставах.
Осанка человека не только сказывается на красоте его фигуры, всём внешнем облике, но и оказывает прямое влияние на его здоровье.
При её ухудшении нарушается функция дыхания и кровообращения, затрудняется деятельность печени и кишечника, снижаются окислительные процессы, что ведёт к понижению физической и умственной работоспособности. Дефекты осанки часто вызывают нарушения зрения (астигматизм, близорукость) и морфо-функциональные изменения в позвоночнике, ведущие к сколиозам, кифозам и остеохондрозу.
Формирование осанки у человека продолжается в течение всего периода роста. Уже к концу первого года жизни у ребёнка образуются четыре естественных (физиологических) изгиба позвоночника: шейный и поясничный - выпуклостью вперёд, грудной и крестцово-копчиковый - выпуклостью назад. Крестцово-копчиковый кифоз формируется первым, ещё на этапе внутриутробного развития. Когда ребёнок научится понимать и удерживать головку, появится шейный изгиб (лордоз) позвоночника. Грудной кифоз формируется во время сидений малыша, а поясничный лордоз, когда он начинает ползать, становиться на ноги и ходить.
Чёткие, естественные изгибы позвоночника образуются к 6-7 годам жизни ребёнка. Они играют очень важную роль в предохранении внутренних органов и головного мозга от толчков и сотрясений, так как позвоночник приобретает способность пружинить при движениях стоп.
У детей дошкольного возраста дефекты осанки выражены обычно нерезко и не являются постоянными. Наиболее частый дефект - вялая осанка, для которой характерны чрезмерное увеличение шейного и грудного изгибов позвоночника, слегка опущенная голова, опущенные и сдвинутые вперёд плечи, запавшая грудная клетка, отстающие от спины (крыловидные) лопатки свисающий живот; нередко ноги слегка согнуты в коленных суставах. На основе вялой осанки позднее могут сформироваться плоская, круглая и кругло-вогнутая спина, а также боковые искажения (сколиотичная осанка) или комбинированное искажение.
Дефекты осанки могут отрицательно влиять на состояние нервной системы. При этом маленькие дети становятся замкнутыми, раздражительными, капризными, беспокойными, чувствуют себя неловкими, стесняются принимать участие в играх сверстников. Дети постарше жалуются на боли в позвоночнике, которые возникают обычно после физических или статических нагрузок, на чувство онемения в межлопаточной области.
Поскольку на рост и формирование осанки оказывают влияние условия окружающей среды, родители и сотрудники дошкольных учреждений, должны контролировать позы детей при сидении, стоянии, ходьбе.
Важное значение имеют:
• Своевременное правильное питание;
• Свежий воздух;
• Подбор мебели в соответствии с длиной тела;
• Оптимальная освещённость;
• Привычка правильно переносить тяжёлые предметы;
• Привычка правильно сидеть за столом;
• Расслаблять мышцы тела;
• Следить за собственной походкой.
Главным действенным средством профилактики дефектов осанки является правильное и своевременно начатое физическое воспитание.
Специальные упражнения для формирования правильной осанки должны входить в утреннюю гимнастику детей уже с 4-х лет. С этого же возраста необходимо воспитывать навыки правильной осанки: при сидении на стуле и за столом.
Особенно портит осанку неправильная поза при письме, чтении, просмотра телевизора, играх на компьютере. Высота стола должна быть на 2- 3 см выше локтя опущенной руки ребёнка. Высота стула не должна превышать в норме высоту голени. Если ноги на достают до пола, то следует подставить скамейку, чтобы ноги в тазобедренных и коленных суставах были согнуты под прямым углом. Садиться на стул нужно так , чтобы вплотную касаться спинки стула, сохраняя поясничный изгиб (лордоз). Расстояние между грудью и столом должно быть равно 1,5- 2 см (ребром проходит ладонь), голова слегка наклонена вперёд.
Отрицательное влияние на формирование осанки оказывает излишне мягкая постель. Матрац должен быть жёстким (ватным) и обязательно ровным, таким, чтобы в середине его не образовывалось провала, а подушка - невысокой (15- 17 см ). Сон на мягкой постели с высоким изголовьем затрудняет дыхание.
Воспитание ощущений нормальной осанки приобретается посредством многократного повторения правильного положения тела: лежа, сидя, стоя. С этой целью рекомендуется включать в комплекс утренней гимнастики и самостоятельных занятий:
• Упражнения, стоя у зеркала. Ребёнок перед зеркалом несколько раз нарушает осанку и снова с помощью взрослого её восстанавливает, развивая и тренируя мышечное чувство;
• Упражнения у вертикальной плоскости (стена без плинтуса, дверь, фанерный или деревянный щит). Ребёнок становится к плоскости, прикасаясь к ней пятками, икрами, ягодицами, лопатками и затылком. Даются различные динамические упражнения: отведение рук, ног в стороны, поднимание на носки, приседания. Дети выполняют несколько статических упражнений: напряжение мышц - от 3 до 6 сек., расслабление - от 6 до 12 сек.
• Упражнения с предметами на голове (кубики, подушечки, наполненные песком, мелкой галькой, опилками), установленными на темени, ближе ко лбу, способствуют воспитанию рефлекса правильного держания головы и умения напрягать и расслаблять отдельные группы мышц. К этим упражнениям относятся: ходьба, при этом руки сводятся перед грудью и разводятся в стороны; ходьба на носках, полусогнутых ногах; ходьба на коленях; ползание на четвереньках; приседания, не уронив при этом положенный на голову предмет.
• Упражнения на координацию движений. Здесь весьма полезны упражнения в равновесии и балансировании: стойка на одной ноге, ходьба по бревну, скамейке с предметом на голове и повороты.
Все эти упражнения способствуют развитию чувства правильной позы тела, развивают статическую выносливость мышц шеи и спины, воспитывают сознательное отношение к своей осанке.
Следует проводить и профилактику плоскостопия, так как уплощение стопы нарушает опорную функцию ног, что сопровождается изменением костного скелета таза и позвоночника. Упражнения для профилактики плоскостопия проводятся в начале и в конце комплекса оздоровительной гимнастики.
Примерный комплекс упражнений для профилактики осанки у детей 5-7 летнего возраста.
Построение в шеренгу. Встать в положение "основная стойка": голова прямо, плечи развернуты, живот подтянут, ноги выпрямлены. Показать правильное положение в основной стойке. Исправить осан-ку детей, пройдя спереди и сзади вдоль шеренги.
Упражнения в ходьбе по кругу
Обычный шаг с сохранением пра-вильной осанки (25-30 шагов). Стоя вне круга, проверить и исправить осанку каждого про-ходящего мимо ребенка.
"Журавлик". Ходьба с высоким подниманием бедра (руки на по-ясе) 20-25 шагов. Следить за правильным положе-нием тела: спину держать прямо, локти отводить назад, носок согну-той ноги оттягивать.
"Вырастаем большими". Ходьба на носках (руки вверх, "в замке") 20-25 шагов. Следить за тем, чтобы колени и лопатки были выпрямлены, шаги мелкими. Выше подниматься на носках, тянуться вверх.
"Мишка косолапый". Ходьба на наружном крае стопы. Говорить на каждый шаг (руки на поясе): "Мишка косолапый по лесу идет, шишки собирает, песенки поет. Шишка отскочила прямо Мишке в лоб. Мишка рассердился и ногою - топ!". Следить за тем, чтобы дети держа-ли спину прямо, не наклоняли го-лову. Ноги ставить точно на на-ружный край стопы, слегка приво-дя носки внутрь, пальцы должны быть подвижны. Локти отводить назад. При выполнении упражне-ния рекомендуется, чтобы дети хо-ром произносили стихи.
Ходьба с ускорением и перехо-дом в бег. Ходьба с последующим замедле-нием. Следить за тем, чтобы дети бежа-ли легко на носках, поднимая выше колени. Руки согнуты в локтях. При ходьбе следить за правильностью осанки детей.
Дыхательное упражнение. Отводя плечи назад, вдох - на 2 шага, выдох - на 4 шага. Вдох глубокий через нос. Выдох - через губы, сложенные трубочкой.
Упражнения в положении "стоя"
"Воробышек". Круги назад 6-8 раз согнутыми в локтях руками. Отводя локти назад, сближать лопатки.
"Лягушонок". Из И. П. - ноги на ширине плеч, руки перед гру-дью. Привести кисти к плечам (ладони вперед, пальцы врозь) и, говоря хором "квак", вернуться в И. П. (4-6 раз). В положении "кисти к плечам" локти должны быть прижаты к бокам.
"Большие круги". Круги назад выпрямленными в стороны ру-ками (кисти сжаты в кулаки) - 6-8 раз. Следить за тем, чтобы дети не опускали руки ниже уровня плеч.
"Мельница". Поочередное приве-дение рук за затылок и спину (6-8 раз). Плечи развернуты, локти отведе-ны назад, голова прямо.
"Резинка". Разгибая в локтях со-гнутые перед грудью руки - вдох. Вернуться в И. П., произнося звук "ш-ш-ш" - выдох. При отведении рук в стороны сближать лопатки, не опускать руки ниже уровня плеч.
"Вместе ножки - покажи ладош-ки". Поднимаясь на носки, отвес-ти плечи назад и повернуть ладо-ни вперед. Вернуться в И. П., рас-слабляя мышцы рук (4-6 раз). Держать спину ровно и не выпя-чивать живот.
"Потягивание". Подняться на носки, левая рука вверх, правая назад. Удерживаться 1-2-3 сек. Вернуться в И. П., расслабив руки (4-8 раз). Плечи развернуты, колени вып-рямлены, живот подтянут.
Упражнения в положении "лежа на спине"
"Здраствуйте-прощайте". Сжать кулаки и согнуть стопы на себя. Разжать кулаки, оттянуть носки до отказа. (6-8 раз). При оттягивании носков рекомен-дуется слегка разводить пятки.
"Волна". Согнуть ноги и подтя-нуть колени к животу. Выпря-мить. Пауза 3-5 сек. и отпус-тить ноги (4-6 раз). Следить за тем, чтобы локти были прижаты к коврику. Носки во время упражнения должны быть оттянуты. ,,
"Пляска". И. П. - лежа, руки под затылком, ноги приподняты. Развести ноги врозь и вернуться в И. П. (6-8 раз). Следить за тем, чтобы локти были прижаты к коврику.
Упражнения в положении "лежа на животе"
"Воробышек". Круги назад лок-тями рук, приведенными к плечам (5-8) раз. Голова приподнята.
"Рыбка". Поднять голову и отве-сти плечи назад. Приподнять руки и ноги: пауза напряжения 4-6 сек. Опустить руки и ноги: пауза расслабления 6-8 сек. (3-4 раза). Следить за тем, чтобы дети не прогибались в пояснице.
"Лягушонок". Руки из-под под-бородка привести к плечам ладо-нями вперед. Поднять голову и развести ноги. Медленно вер-нуться в И. П. (6-8 раз).
Построение, ходьба обычным ша-гом (1-2-3 круга). Проверка правильности осанки в положении "стоя" и в движении.
Организация закаливания детей в группе.
Уважаемые родители, предлагаем Вам перечень мер, которые мы используем для оздоровления Ваших детей в условиях нашего детского сада.
Воздушные ванны
• В отсутствии детей организуем сквозное проветривание групповой комнаты и спальни в соответствии с установленным графиком;
• В присутствии детей организуем угловое проветривание групповой комнаты и спальни. При этом строго следим за тем, чтобы дети не находились в непосредственной близости к открытому окну;
• Тщательно следим за тем, чтобы дети на протяжении всего дня находились в облегчённой одежде (при температуре воздуха не ниже 18-20? С);
• Проводим утреннюю гимнастику в хорошо проветренной группе и в соответствующей одежде (х/б носки, облегчённая одежда);
• Организуем дневной сон без маек, если температура в спальне составляет 18? С и выше. Температура под одеялом достигает 38-39? С. проснувшись, ребёнок получает контрастную ванну с разницей в 18-20? С. Это отличный тренинг для терморегуляционного аппарата;
• В течение дня неоднократно предлагаем детям походить босиком по покрытому и непокрытому полу.
Водные процедуры
• Организуем ходьбу босиком по мокрой солевой дорожке, ребристой доске после дневного сна;
• Обучаем детей обширному умыванию прохладной водой: мытьё рук до локтя, растирание мокрой ладошкой груди и шеи. По окончании водной процедуры каждый ребёнок самостоятельно вытирается махровой салфеткой или полотенцем;
• Организуем полоскание рта и горла водой после каждого приёма пищи, постепенно снижая температуру воды на 1? С, доводя до 18? С.
Организация сна детей
• Проветриваем спальню перед сном детей не менее получаса;
• Организуем одевание и раздевание детей только в групповой комнате (помним про контрастную ванну);
• Через 15 минут после того, как засыпает последний ребёнок, открываем форточку. За 30 минут до пробуждения закрываем её;
• Следим за соблюдением тишины со стороны персонала во время сна детей;
• Подъём организуем по мере пробуждения детей.
Организация детей на прогулку
• Воспитатель первой выводит подгруппу детей, которые оделись быстрее, т. о. предупреждаем перегревание детского организма. Другую подгруппу на прогулку сопровождает помощник воспитателя;
• Следим за тем, чтобы дети были одеты по погоде. В случае потепления убеждаем детей надеть меньше одежды;
• Организуем прогулки при температуре воздуха не ниже 20? С в безветренную и сухую погоду, регулируя время пребывания детей на воздухе;
• Во избежании переохлаждения обязательно организуем двигательную деятельность: подвижные, спортивные, народные игры, общеразвивающие упражнения, а также два раза в неделю проводим занятия по физической культуре на воздухе.
При организации оздоровительной работы также используется дыхательная гимнастика и адаптогены (элеутерококк, шиповник).
Уважаемые родители!
Помните, что с детьми, ослабленными после болезни, проводятся щадящие процедуры: температура воды используется выше, чем обычно.
При температуре воздуха в группе ниже 18? С закаливание не проводится.
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ от 27.06.2001 N 229
О национальном календаре профилактических прививок календаре профилактическихпрививок по эпидемическим показаниям
В целях реализации Федерального закона "Об иммунопрофилакти-ке инфекционных болезней" от 17.09.98 № 157-ФЗ и обеспечения эпиде-миологического благополучия населения Российской Федерации по ин-фекциям, управляемым средствами специфической профилактики
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, Главным врачам центров госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации обеспечить организацию проведения профилактических прививок с 01.01.2002 года в соответствии с национальным календарем профилактических прививок (приложение N1) и календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям (приложение N2).
2. Государственному научно-исследовательскому институту стандартизации и контроля медицинских иммунобиологических препаратов им. Л.А. Тарасевича Минздрава России до 01.11.2001г. представить на утверждение в Министерство здравоохранения Российской Федерации тексты инструкций по применению отечественных и зарубежных вакцин в соответствии с национальным календарем профилактических прививок и календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям.
3. Считать приказ Минздравмедпрома России и Госкомсанэпиднадзора России от 03.06.96 /21.05.96 N226/79 "О введении профилактических прививок против гепатита "В" и Минздрава России от 18.12.97 N 375 "О ка
- Презентация "Хлеб- в нем наша сила и здоровье" Еремина С.В.
- Тематический план подготовки к 70-летию в Великой Отечественной войне МБДОУ "Зубово-Полянский детский сад №3 "Ручеек" комбинированного вида" на 2013-2015гг
- Презентация "В гостях у бабушки Арины"
- Конспект интегрированного занятия в старшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий
- АНКЕТА (для родителей) по выявлению тревожности у ребёнка.