Охрана здоровья детей
В детском саду имеется программа "Здоровье".
Законодательно-нормативное обеспечение
1. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.92
2. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.1249-03
3. Приказ №186/272 от 30.06.1992г. «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях»
4. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования РФ от 14.03.2000 №65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения».
5. Федеральный закон от 30.03.99 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
6. Устав
Основные цели программы «Здоровье»
• Охрана жизни и укрепление психофизического здоровья детей;
• Воспитание у дошкольников представления о здоровом образе жизни;
• Обучение дошкольников навыкам грамотного созидания своего здоровья.
Работа по обучению детей здоровому образу жизни (ЗОЖ) на основе здоровьесберегающих технологий осуществляется в нескольких направлениях:
• Диагностика развития дошкольников;
• Организация условий для двигательной активности детей;
• Лечебно-профилактическая работа;
• Воспитание у детей потребности в ЗОЖ;
• Использование комплекса психопрофилактических и психогигиенических средств и методов;
• Совместная работа окольного образовательного учреждения с семьями по воспитанию здорового ребенка, работа с родителями.
Ожидаемые результаты
1. Формирование осознанного положительного отношения детей к здоровому образу жизни.
2. Снижение уровня заболеваемости.
3. Повышение компетентности педагогов в использовании здоровье сберегающих технологий в условиях работы ДОУ.
4. Установление единства в подходе к оздоровлению детей в дошкольном учреждении и дома (работа с родителями)
Основные направления программы
Профилактическое
1. Обеспечение благоприятного течения адаптации.
2. Выполнение санитарно - гигиенического режима.
3. Решение оздоровительных задач средствами физической культуры.
4. Проведение социальных, санитарных и специальных мер по профилактике и распространению инфекционных и паразитарных заболеваний.
Организационно-педагогическое:
1. Организация здоровье сберегающей среды в ДОУ.
2. Определение показателей физического развития, двигательной подготовленности воспитанников, объективных и субъективных критериев здоровья методами диагностики.
3. Изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик.
4. Систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских кадров.
5. Пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей, родителей, сотрудников.
6. Проведение с детьми познавательных бесед валиологического характера.
7. Организация консультативного клуба для родителей «Здоровячок»
8. Организация родительского клуба по основам безопасности жизнедеятельности «Островок безопасности»
9. Организация консультативного клуба для родителей (трудные и неполные семьи)
Коррекционно-профилактическое:
1. Коррекция отклонений в речевом развитии детей (занятия с учителем-логопедом)
2. Коррекция отклонений в физическом развитии детей (организация работы с детьми по профилактике плоскостопия, нарушений осанки, кружковая работа с детьми)
3. Коррекция отклонений в психическом развитии детей (занятия с педагогом-психологом)
Оздоровительно-профилактическое:
1. Организация осмотра детей в детском саду узкими специалистами
2. Оказание помощи детям и родителям в адаптационный период (работа педагога-психолога)
3. Анализ состояния здоровья детей (проводит старшая медсестра)
4. Своевременное проведение профилактических прививок по плану. Контроль за состоянием здоровья детей в после прививочный период (проводит старшая медсестра)
5. Контроль за выполнением врачебных рекомендаций воспитателями групп.
6. Проведение оздоровительных мероприятий и контроль за их выполнением.
7. Оказание скорой помощи при неотложных состояниях.
8. Создание оптимальных условий воспитания и обучения, организация оздоровительных режимов для детей в соответствии с образовательными программами,
9. Сбалансированное питание (картотека блюд)
Физкультурно-оздоровительное:
1. организация рациональной двигательной активности детей
2. реализация системы эффективного закаливания
3. применение психогигиенических и психопрофилактических средств и методов (психогимнастика, дыхательная гимнастика, психомышечные тренировки и тп.).
4. интеграционные физкультурные занятия, введение дополнительных занятий по хореографии, ритмопластике;
5. профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата;
6. культивирование у детей осмысленного и преобразовательного отношения к собственному физическому и духовному здоровью;
7. расширение адаптивных возможностей детского организма, повышение его жизненной устойчивости и сопротивляемости;
8. обучение дошкольников двигательным умениям и навыкам;
9. достижение высокого уровня физического развития детей.
По данному напрвлению работы используются:
Н.В. Полтавцева. Программа «Из детства в отрочество». Ульяновск. 2000.
Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ/ Под ред. З.И. Бересневой.-М.: ТЦ Сфера,2004.
Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду/ В.И. Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А. Ноткина и др.; под ред. Т.И. Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.М. Гурович: Изд.3-е,перераб.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2007.
Технологии:
Н.В.Полтавцева. Программа «Из детства в отрочество». Ульяновск. 2000.
Т.И.Осокина, К.А. Тимофеева. Гимнастика в детском саду. М.,Просвещение, 1969
Н.В. Полтавцева, Н.А. Гордова. Физическая культура в дошкольном детстве: пособие для инструкторов физкультуры и воспитателей, работающих с детьми 5-6 лет/-2- е изд. – М.: Просвещение,2007.
Н.В. Полтавцева, Н.А. Гордова. Физическая культура в дошкольном детстве: пособие для инструкторов физкультуры и воспитателей, работающих с детьми 4-5 лет/-2-е изд. – М.: Просвещение,2005.
Физкультурные минутки: (материал для проведения физкультурных пауз) /О.В. Узорова, Е.А. Нефедова, М.: Астрель: АСТ: Транзиткнига, 2006.
Организация физкультурно-оздоровительной работы:
1. Создание условий для двигательной активности детей
- создание условий (оборудование физкультурного зала, спортивных уголков в группах, спортивной площадки на территории детского сада, спортинвентарь)
2. Система двигательной деятельности
- утренняя гимнастика
- прием детей на улице в теплое время года
-физкультурные занятия
-двигательная активность на прогулке
-подвижные игры
-динамические паузы на занятиях
-гимнастика после дневного сна
- физкультурные досуги, забавы, игры
- игры, хороводы, игровые упражнения
3. Система закаливания
- прием детей на улице в теплое время года
-облегченная форма одежды
-ходьба босиком в спальне до и после сна
-одностороннее проветривание во время сна (+17,+19)
-воздушные ванны
-обширное умывание
Работа с детьми:
• Проведение закаливающих мероприятий (солнечные и воздушные ванны, обширное умывание, сон при открытых фрамугах, прогулки на свежем воздухе),
• Организация игровых и познавательных занятий, развлечений по ЗОЖ, ОБЖ.
• Проведение утренней и оздоровительной гимнастики после сна, физкультурных занятий в физкультурном занятии и на свежем воздухе с использованием дыхательных упражнений, проведение оздоровительного бега (весна-лето) и дозированной ходьбы (осень-зима),
• Проведение Дня здоровья, недели безопасности жизнедеятельности, каникул;
• Использование пальчикового игротренинга, элементов игрового массажа в работе с детьми, физкультминуток;
• Использование музтерапии (целебные звуки, вокально-двигательные фрагменты) на музыкальных занятиях,
• Использование психогимнастики на музыкальных занятиях,
• Музсопровождение режимных моментов, музоформление фона занятий.
Работа с родителями:
• Консультирование,
• Анкетирование, опросы,
• Передвижная библиотека,
• Наглядная пропаганда,
• Консультативный пункт
• «Телефон доверия» (на группах)
Работа с педагогами:
• Разработка программы оздоровления и осуществления контроля за выполнением оздоровительных мероприятий;
• Поиск, изучение и внедрение эффективных технологий и методик оздоровления;
• Проведение педагогических советов, семинаров-практикумов, методических объединений, производственных и медико-педагогических совещаний по анализу состояния здоровья детей, физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, по внедрению здоровье сберегающих технологий и совершенствованию предметно-развивающей среды;
• Проведение инструктажа по охране жизни и здоровья детей,
• Обеспечение условий для предупреждения травматизма в ДОУ (соблюдение ТБ при организации учебного процесса и свободного времени),
• Упорядочение учебной нагрузки и активного отдыха детей (соблюдение двигательного режима в течение дня),
• Обеспечение музыкального сопровождения режимных моментов, музоформления фона НОД
- Презентация "Хлеб- в нем наша сила и здоровье" Еремина С.В.
- Тематический план подготовки к 70-летию в Великой Отечественной войне МБДОУ "Зубово-Полянский детский сад №3 "Ручеек" комбинированного вида" на 2013-2015гг
- Презентация "В гостях у бабушки Арины"
- Конспект интегрированного занятия в старшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий
- АНКЕТА (для родителей) по выявлению тревожности у ребёнка.