a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Кузнецова И.А. "Использование игровых педагогических технологий на уроках в начальной школе.".Представление собственного инновационного педагогического опыта

Опубликовано: 2016-01-11 15:18:08

Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов Муниципальное общеобразовательное учреждение «Александровская средняя общеобразовательная школа» Лямб ирского муниципального района Республики Мордовия Кузнецовой И. А. Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он – засушенный цветок. В. А Сухомлинский. Актуальность и перспективность о п ыта В настоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося, внедрение различных инновационных программ, реализацию принципа гу манного подхода к детям. В современной школе возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах о бучения в частности. Считаю, что к таким активным формам обучения относятся игровые технологии. Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо- поисковом уровне, но и будничные шаги по обучению учебных предметов. Занимательность условного мира игры, делает положительно эмоционально окрашенной, а эмоциональность игрового действа активизирует все психологические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс. Актуальность игры в настоящее время повышается из- за перенасыщенности современного мира информацией. Во всем мире, и в России в частности, неизмеримо расширяется предметно- информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на учащихся огромный объем информации. Актуальной задачей школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Одной из форм обучения, развивающей подобные умения, является дидактическая игра, способствующая практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время. Игра – это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. Значение игры в обучении. Игра учит. В педагогическом процессе игра выступает как метод обучения и воспитания, передачи накопленного опыта, начиная уже с первых шагов человеческого общества по пути своего развития. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях: - в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; - как элементы более обширной технологии; - в качестве урока( занятия) и его части( введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля) ; - как технология внеклассной работы. Игра необычайно привлекательна для участников любого возраста. Школьники тратят массу сил, времени, творческой изобретательности на участие в играх, поэтому, став средством педагогики, игра может использовать весь этот потенциал в «конверсионных» целях. То есть, если вложить образовательное содержание в игровую оболочку, то можно решить одну из ключевых проблем педагогики — проблему мотивации учебной деятельности. Игровые технологии имеют огромный потенциал с точки зрения приоритетной образовательной задачи: формирования субъектной позиции ребёнка в отношении собственной деятельности, общения и самого себя. Концептуальные основы игровых технологий Психологические механизмы иг ровой деятельности опираются на фундаментальные потребности лич ности в самовыражении, самоутв ерждении, самоопределении, само регу ляции, самореализации. Игра форма психогенного по ведения, т. е. внутренне присущего, имманентного личности. Игра- пространство «внутрен ней социализации» ребенка, средство усвоения социальных установок. Игра- свобода личности в во ображении, «иллюзорная реализация нереализу емых интересов». Способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности. Содержание детских игр разви вается от игр, в которых основным содержанием является предметная деятельность, к играм, отражающим отношения между людьми, и, нако нец, к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и отношения между людьми. В возрастной периодизации де тей особая роль от ведена ведущей деятельности, имею щей для каждого возраста свое содержание. В каждой ведущей деятельно сти возникают и формируются соответствующие психические новообра зования. Игра является ведущим ви дом деятельности для младшего школьного возраста. Основные принципы организации игры: отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру; принцип развития игровой динамики; принцип поддержания игровой атмосферы( поддержание реальных чувств детей) ; принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности; для педагогов важен перенос основного смысла игровых действий в реальный жизненный опыт детей; принципы перехода от простейших игр к сложным игровым формам; логика перехода от простых игр к сложным связана с постепенным углублением разнообразного содержания игровых заданий и правил- от игрового состояния к игровым ситуациям, от подражания- к игровой инициативе, от локальных игр- к играм- комплексам, от возрастных игр- к безвозрастным, " вечным" . Понятие" игровые педагогические технологии" включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком- четко обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованны в явном виде и характеризуются учебно- познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций на уроках происходит по следующим основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в. качестве ее средства; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. Наличие теоретической базы опыта Игра- одно из замечательных явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Невольно чаруя и привлекая к себе как жизненное явление, игра оказалась весьма серьезной и трудной проблемой для научной мысли. В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин. Различные исследователи и мыслители зарубежья нагромождают одну теорию игры на другую- К. Гросс, Ф. Шилл ep, Г. Спенсер, К. Бюлер, 3. Фрейд, Ж. Пиаже и др. " Каждая из них как будто отражает одно из проявлений многогранного явления игры, и ни одно, по- видимому, не охватывает подлинной ее сущности. Особой известностью пользуется теория К. Гросса. Он усматривает сущность игры в том, что она служит подготовкой к серьезной дальнейшей деятельности; в игре человек, упражняясь, совершенствует свои способности. Основное достоинство этой теории, завоевавшей особую популярность, заключается в том, что она связывает игру с развитием и ищет смысл ее в той роли, которую она в развитии выполняет. В теории игры, сформулированной Г. Спенсером, который в свою очередь развил мысль Ф. Шиллера, источник игры усматривается в избытке сил: избыточные силы, не израсходованные в жизни, в труде, находят себе выход в игре. Но наличие запаса неизрасходованных сил не может объяснить направления, в котором они расходуются, того, почему они выливаются именно в игру, а не в какую- нибудь другую деятельность; к тому же играет и утомленный человек, переходя к игре как к отдыху. Трактовка игры как расходования или реализации накопившихся сил, по мнению С. Л. Рубинштейна, является формалистской, поскольку берет динамической аспект игры в отрыве от ее содержания. Именно поэтому подобная теория не в состоянии объяснить игру. Стремясь раскрыть мотивы игры, К. Бюлер выдвинул теорию функционального удовольствия( т. е. удовольствия от самого действия, независимо от результата) как основного мотива игры. Л. С. Выготский и его ученики считают исходным, определяющим в игре то, что человек, играя, создает себе мнимую ситуацию вместо реальной и действует в ней, выполняя определенную роль, сообразно тем переносимым значениям, которые он при этом придает окружающим предметам. Д. Н. Узнадзе видит в игре результат тенденции уже созревших и не получивших еще применения в реальной жизни функций действования. Снова, как в теории игры от избытка сил, игра выступает как плюс, а не как минус. Она представляется как продукт развития, притом опережающего потребности практической жизни. Ведущая педагогическая идея деятельности: «Технология игрового урока как одно из направлений личностно – ориентированного подхода к обучению» Мне кажется, что каждый педагог периодически попадает в ситуацию, когда кто- либо из учащихся никак не может понять новую тему. И чтобы ни делал учитель, все безрезультатно. Встает вопрос: как сделать так, чтобы все то, что мы говорим детям на уроке стало простым и ясным? Здесь неоценимую помощь мне ока зывает использование игровых технологий. Через игру ребенок познает окружающий мир, как в тематическом отно шении, так и в социальном. В игре он находит пути реализации своих способ ностей, осваивает новые виды деятельности, вырабатывая при этом оптималь ный алгоритм достижения поставленной цели, учится контролировать свою деятельность и самостоятельно строить траекторию своего развития. Игра позволяет лечить апатию и низкую мотивацию. Игровые уроки русского языка, математики, литературного чтения, окружающего мира позволяют ребенку раскрыть творческий потенциал, активизируя те стороны личности, которые при тради ционной системе обучения" дремлют" : воображение, символьное мышление, коммуникабельность. Учащиеся в процессе игры уходят от статичности в обу чении. Игровые технологии, используемые в обучении и развитии учащихся, по зволяют мне: проводить уроки в нетрадиционной форме; раскрывать креативные способности учащихся; дифференцированно подходить к оценке учебных компетенций уче ников; развивать коммуникативные навыки учащихся; обеспечивать свободный обмен мнениями; учитывать возрастные психологические особенности школьников; организовывать процесс обучения в форме состязания; облегчать решение учебной задачи; вовлекать всех учащихся в учебный процесс; ощущать значимость результата для каждого учащегося в отдельно сти; практически закреплять полученные знания; формировать мотивационную сферу учащихся; расширять кругозор детей; формировать навык совместной деятельности. Конфуций писал: " Учитель и ученик растут вместе" . Игровые формы уроков позволяют расти как ученикам, так и учителю. Оптимальность и эффективность средств. Я отбираю наиболее эффективные методы и приемы обучения, средства, способствующие активизации мыслительной деятельности школьников. Большое внимание уделяют дифференцированному обучению учащихся. При этом использую принципы научности и доступности. Из всего многообразия современных педагогических технологий предпочтение отдаю: - личностно- ориентированному обучению, так как в основе этого метода обучения лежит признание индивидуальности, самобытности каждого ребенка. Считаю, что образование – не только обучение, но и особая индивидуальная деятельность ученика; Человек – уникальная личность и именно это является одним из основных постулатов личностно- ориентированного обучения. Главными компонентами этого подхода являются признание уникальности каждого учащегося и его индивидуальной учебной деятельности. Здесь роль учителя состоит не в передаче знаний, умений и навыков, а в организации такой образовательной среды, которая позволяет ученику опираться на свой потенциал и соответствующую технологию обучения. Учитель и ученик создают совместную образовательную деятельность, которая направлена на индивидуальную самореализацию учащегося и развитие его личностных качеств. В 2008 г. на районном конкурсе «Учитель года- 2008 » обобщила свой опыт по теме: « Использование игро вых педагогических технологий на уроках в начальной школе. ». Результативность опыта. Проводимая работа позволяет мне получать высокие результаты подготовки учащихся, развивает творческие способности детей. Так п оказатель качества знаний учащихся по итогам внешнего( муниципального) мониторинга( 2 5. 04. 2011г. ) составил: по русскому языку – 78% , по математике – 86% . Наблюдается позитивная динамика качества знаний и уровня обученности преподаваемых предметов №п/ п Наименование предмета 2009- 2010 уч. год( 3 класс) 2010- 2011 уч. год( 4 класс) Качество знаний( % ) Уровень обуч. ( % ) Качество знаний( % ) Уровень обуч. ( % ) 1. Русский язык 77 100 7 8 100 2. Математика 85 100 86 100 3. Литературное чтение 77 100 8 7 100 4. Окружающий мир 85 100 89 100 5. Технология 96 100 98 100 6. Изобразительное искусство 96 100 98 100 7. Музыка 100 100 100 100 8. Физическая культура 100 100 100 100 Участие в проектно – исследовательской деятельности Муниципальный уровень: Видякина Ксения 4 класс, районный конкурс исследовательских, проектных и поисковых работ учащихся, победительница; Канева Ксения 3 класс, районный конкурс исследовательских, проектных и поисковых работ учащихся, участница; Куркова Анастасия 3 класс, районный конкурс исследовательских, проектных и поисковых работ учащихся, участница; Видякина Ксения 3 класс, районный конкурс исследовательских, проектных и поисковых работ учащихся, участница. Республиканский уровень: Фатькина Кристина 4 класс, республи канская орнитологическая акция, участница. Позитивные результаты внеурочной деятельности обучающихся по учебным предметам: Уровень Учебный год Количество участников Количество победителей и призёров Международный математический конкурс- игра «Кенгуру» 2009- 2010 уч. год 8 Фатькина Кристина 1место в школе, сертификат участия 2010- 2011 уч. год 9 Видякина Ксения, Коянкин Константин, Фатькина Кристина 1 место в школе, сертификаты участия Международный конкурс- игра «Русский медвежонок – языкознание для всех » 200 9- 20 10 уч. год 9 Куркова Анастасия 1 место в школе, Коянкин Константин и Фатькина Кристина 2 место в школе, сертификаты участия Межрегиональная развивающая олимпиада для младших школьников « Кленовичок »- 21 участник 2010- 2011 уч. год 21 Сертификаты участия Возможность тиражирования В целях обмена опытом с коллегами, я провожу открытые уроки, занятия творческих мас терских, выступаю на семинарах, засе даниях кафедры начального образования школы. Для родителей обучающихся провожу беседы на родительских собраниях, групповые и индивидуальные консультации, круглые столы по обмену опытом воспитания культуры здоровья в семье. Приложения, наглядно иллюстрирующие основные формы и приемы работы с учащимися Сайт: http: / / aleksandrovka. rm. narod. ru? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ?

Оставить комментарий: