a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Из опыта работы воспитателя Жарниковой Г.М. на тему: "Развитие математических способностей у детей через игровую деятельность"

Опубликовано: 0000-00-00 00:00:00

Опыт работы воспитателя  Жарниковой Г.М. на тему: « Развитие математических способностей у детей через игровую деятельность».

 

Актуальность избранной мной темы на современном этапе очевидна, потому что  в наше время, в век «компьютеров» математика в той или иной мере нужно огромному числу людей различных профессий, не только математикам. Особая роль математики - в умственном воспитании, в развитии интеллекта. Это объясняется тем, что результатами обучения математики являются не только знания, но и определенный стиль мышления. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Упущения здесь трудно восполняемы. Психологией установлено, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте от 5 до 11 лет. Запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенными. Поэтому, математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям, и не только в обучении математике. Одна из основных задач дошкольного образования - математическое развитие ребенка. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это еще и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками и словами.

Цель. Выявление структуры способностей дошкольников к математическим видам деятельности, формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.

Задачи. Развивать у ребёнка интерес к математике в дошкольном возрасте.  Приобщение к предмету в игровой и занимательной форме.                                                                

Технология реализации опыта.

Знакомство детей с новыми материалами я осуществляю на основе деятельного подхода, постигаю путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. Развиваю вариативного и образного мышления, творческих способностей детей. Особую роль при этом отвожу нестандартным дидактическим средствам. Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд,  игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, я воздействую на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. Однако если для воспитанника цель - в самой игре, то для взрослого, организующего игру, есть и другая цель - развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности. В этом, между прочим, одно из основных противоречий игры как средства воспитания: с одной стороны - отсутствие цели в игре, а с другой - игра есть средство целенаправленного формирования личности. В наибольшей степени это проявляется в так называемых дидактических играх. Характер разрешения этого противоречия и определяет воспитательную ценность игры: если достижение дидактической цели будет осуществлено в игре как деятельности, заключающей цель в самой себе, то воспитательная ее ценность будет наиболее значимой. Если же дидактическая задача решается в игровых действиях, целью которых и для их участников является этой дидактической задачи, то воспитательная ценность игры будет минимальна. Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса,   уточнению и формированию математических знаний детей. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер. Предлагаю детям игры - головоломки, ребусы, кроссворды, загадываю загадки, задачи шутки, разучиваю стихи, считалки, использую счётные палочки, набор цифр, тетради с математическими заданиями, шаблон с геометрическими фигурами. Дети с удовольствием играют в шашки. У них развивается мышление, внимание, память, смекалку, сообразительность. Детям интересно играть в математические игры, они интересны для них, эмоционально захватывают детей. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Работая с детьми, я каждый раз нахожу новые игры, которые разучиваем и играем. Ведь эти игры помогут детям в дальнейшем успешно овладевать основами математики и информатики.

Перспективный план ( 2010 – 2011 )

№ Содержание Сроки

1 Д/игра « Геометрическое лото» Сентябрь
2 Занятие « Путешествие по реке» Октябрь
3 Консультация для родителей «Конструирование из счётных палочек» Ноябрь
4 Занятие «Как лягушка болото искала» Декабрь
5 Занятие « Весёлые друзья» Январь
6 Д/игра « На что похоже» Февраль
7 Консультация для родителей « Какие игрушки покупать ребёнку» Март
8 Занятие « Новости из Простоквашино» Апрель
9 Развлечение « Мы дружим с цифрой 5» Май

Перспективный план ( 2011 – 2012 )

№ Содержание работы Сроки
1 Занятие « В стране Угадайке» Сентябрь
2 Д/игра « Исправь ошибку» Октябрь
3 Консультация для родителей «С математикой в сказку» Ноябрь
4 Занятие « Городок сказок» Декабрь
5 Д/игра « Почини одеяло» Январь
6 КВН с участием д е т е й Февраль
7 Занятие « Стрекоза и Муравей» Март
8 Консультация для родителей «Формирование мышление у детей старшего дошкольного возраста» Апрель
9 Математический праздник « От 0 до 10» Май

Перспективный план ( 2012 – 2013 )

№ Содержание Сроки
1 Д/игра « Танграм» Сентябрь
2 Занятие « Математический аукцион» Октябрь
3 Консультация для родителей « Как организовать интеллектуальные игры дома» Ноябрь
4 Развлечение « Теремок» Декабрь
5 Занятие « Дом дружбы» Январь
6 КВН с участием родителей Февраль
7 Занятие «Посылка из Виндрейского леса» Март
8 Консультация для родителей « Ребёнок и компьютер» Апрель
9 Д/игра « Весёлые соседи» Май

Список используемой литературы:

1. Волонина В.В. «Занимательная математика» - Санкт – Петербург, 1996г.
2. Иванова Е.Ю. « 100 игр, сценариев и праздников» - ФГУИППВ, 2004г.
3. Жикалкина Т.К. « Игровые и занимательные задания по математике» - Москва, 1989г.
4. Ерофеева Т.И. « Дошкольник изучает математику» _ Москва, 2005г.
5. Калинеченко А.В. Методические подходы к организации и проведению занятий по математике.// « Ребёнок в детском саду» , 2007, №3.
6. Малышева Е., Генденштейн Л. « Энциклопедия развивающих игр».
7. Михайлова З.А. « Математическое развитие дошкольников»- « Детство – пресс, 2000г.
8. Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников»- Москва, 1990г.
9. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. « Игралочка»- Москва, 2004г.
10. Программа развития и воспитания детей в детском саду « Детство», 2008г.
11. О. Узорова, Е. Нефедова «1000 упражнений для подготовки к школе» - ООО «Издательство Астрель», 2002г.
12. Юзбекова Е. А. « Ступеньки творчества». « Просвещение », 1990г.

Оставить комментарий: