a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Обобщение опыта работы по речевому развитию детей дошкольного возраста

Опубликовано: 0000-00-00 00:00:00

В 2008 году я закончила Зубово- Полянский педагогический колледж и мне была присвоена квалификация воспитателя дошкольного учреждения с углубленной подготовкой в области семейного воспитания и английского языка. В этом же году я была принята на работу в наш детский сад. Влившись в коллектив и вни кнув в работу, я узнала, что воспитател и не только реализуют программу, по которой работает детский сад, но ещё имеют своё направление в работе с детьми, которому уделяют большое внимание при планировании работы. В данном саду уже велась углубленная работа по физкультурно- оздоровительн ому направлению, экологическому воспитанию, художестве нному творчеству и национально- патриотическому воспитанию. По совету старшего воспитателя Кидяшовой Елены Юрьевны и педагога- стажиста Трунькиной Светланы Александровны я решила изучить проблемы речевого развития детей дошкольного возраста и выявить те методы, приёмы, которые помогут повысить речевую активность детей. Старшие педагоги помогли мне подобрать необходимую литературу для изучения – вот с этого и началась моя работа по по вышению речевой активности детей. Актуальность проблемы развития ре чи всегда будет иметь место в воспитании личности ребенка дошкольного возраста, так как р ечь является инструментом общения, которое является необходимым инструментом познания. Недоразвитие речевой функции оказывает неблагоприятное влияние на обучение детей в школе и вызывает задерж ку в умственном развитии детей. Развитие речи тесно связано с развитием мышления ребенка. Освоение языка, его грамматического строя дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями. Важнейшей предпосылкой для решения речевых задач в детском саду является правильная организация обстановки, в которой бы у детей появилось желание говорить, называть окружающее, вступать в речевое общение. Исходя из важности и актуальности темы, целями работы по данному направлению были определены: Подготовка детей к полноценному овла дению устной речью и в конечном итоге, к успешному обучению в школе. Создание оптимальных условий для преодоления проблем, связанных с нарушением речи. Основными задачами деятельности по речевому развитию стали: изучение уровня речевого развития и определение основных направлений и содержания работы; систематическая работа по данному направлению оценка результатов помощи детям и определение степени их речевой готовности к школьному обучению; диагностика результативности речевой работы, ( проведение мониторинга) . Для решения поставленных задач был составлен план деятельности в соответствии с содержанием образов ательной области «Коммуникация» конкретнее – развитие всех компонентов устной речи детей: развитие словаря; формирование грамматической стороны речи; воспитание звуковой культуры речи; формирование разговорной( диалогической) речи; обучение рассказыванию( монологической речи) ; ознакомление с художественной литературой; подготовка детей к обучению грамоте. Главная цель речевого воспитания состоит в том, чтобы ребенок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел гибко их применять в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными способностями. Оценивается деятельность ребенка не только по конечному результату, но и процессу его достижения. Основой любых достижений и успехов является системный подход во всех начинаниях, посильная нагрузка на каждого ребенка, учет его психофизического состояния и использование педагогом различных методов и приёмов работы с детьми. На занятиях по развитию речи для активизации речевой активности детей старшего дошкольного возраста я использовала игровые упражнения на восприятие, переживание и выражение эмоциональной поддержки, на преодоление замкнутости, социальной изолированности через формирование чувства принадлежности к группе и адекватной самооценки. В качестве разминки, сре дств вкл ючения в работу, я использовала побуждения: «Покажи, как кипит чайник», «Изобрази, как шелестит листва», потому что детей необходимо обучать восприятию и выражению основных эмоций. Эти упр ажнения я включаю в ход занятия, в его середину. Они выполняют функцию переключения, двигательной и эмоциональной разрядки, активного отдыха. Большое внимание на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста я уделяю словесным играм, цель которых – обогащение словарного запаса, формирование грамматической правильности речи, интонационной выразительности и, главное, развитие умения использовать уже имеющиеся средства в речевой деятельно сти. Ценность таких игр – в том, что дети не только получают и анализируют языковую информацию, но и оперируют ею, что стимулирует их собственную речевую активность. Также в ходе занятий я использую приём «Сказка по кругу». Я начинаю рассказывать историю, а дети продолжают. Кроме тог о, что я, как и все воспитатели, планомерно провожу непосредственно образовательную деятельность по речевому развитию и решаю задачи обучения, предусмотре нные образовательной областью « Коммуникация», большое внимание я уде ляю и другим формам работы с детьми, в ходе которых реализую работу по речевому развитию. Од ним из направлений в моей работе является устное народное творчество. Народная педагогика на протяжении многих веков создавала и собирала замечательные «жемчужины»- частушки, потешки, прибаутки, песенки и сказки, в которых реальный мир предметов и действий представлен ярко, художественно и, что очень важно- п онятно даже для самых маленьких детей. Отрадное явление: в последние годы возрастает интерес к фольклористике. Общество как будто почувствовало живительную силу обновления, ее можно почерпнуть в неиссякаемых источниках народности. Народность- приоритет фольклорного жанра. Главная особенность фольклорных форм- приобщение к вечно юным категориям материнства и детства. Не случайно слово «фольклор», будучи английского происхождения, переводится буквально как народная мудрость. Фольклор для детей- разновидность фольклористики и раздел художественной литературы для детей. Особенность его- он соединяет в себе стихи, песни, игровые приёмы, танец. Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт. Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяет с самого раннего детства побуждать к речевой активности, поэтому в своей работе по речевому развитию я уделяю именно фольклору. . Детский фольклор русского народа необычайно богат и разнообразен. Он представлен героическим эпосом, сказками, многочисленн ыми произведениями малых жанров: колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, посло вицы и поговорки и, конечно же, сказки. Заложенные в фольклорные языковые формы обеспечивают баланс традиционности и индивидуальности в речевом творчестве, и их включение в педагогический процесс совершенно необходимо. Изучив и проанализировав опыт работы О. Л. Князевой, М. Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», М. Осениевой «Знакомство детей с русским фольклором», С. И. Мерзляковой «Фольклор- музыка- театр», М. Н. Мельникова «Русский детский фольклор», я определила следующие задачи: 1. Воспитывать интерес детей к устному народному творчеству. 2. Посредством живого образного языка учить пониманию слов и выражений, развивать выразительность, интонацию, силу голоса, диалогическую и монологическую связную речь. 3. Раскрыть перед детьми смысл пословиц и поговорок, которые открывают правила поведения, моральные нормы. 4. Расширять знания об окружающем мире посредством русского фольклора. 5. Развивать умение разыгрывать сказки по ролям. 6. Развивать интерес к народным играм. Учить использовать фольклор в самостоятельной игровой и театрализованной деятельности. Реализа цию поставленных задач я начала с систематизации фольклорного материала по устному народному творчеству. Совместно с Лябушевой Полиной Сергеевной был разработан проект «Единство традиций и обычаев русского и мордовского народа », который б ыл успешно реализован. В ходе которого мы знакомили детей с традициями и обычаями русского и мордовского народа, фольклором. Заключительным мероприятием в рамках го дового проекта было развлечение: «На нашей ярмарке смех да веселье». В программу были включены песни, хороводные игры, частушки, скороговорки. Также я оформила альбом, который так и называется «Устное народное творчество». В нем собраны потешки, поговорки, загадки, колыбельные и т. д. для детей дошкольного возраста. Хорошим помощником для повышения речевой активности детей служит сюжетно- ролевая игра. Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через сюжетно- ролевую игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, сюжетно- ролевая игра является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни. В этой игре находят выражение основные потребности ребен ка- дошкольника, а также идёт развитие речи детей. Сюжетно- ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, подражает гудению самолета, голосам зверей и т. д. Среди всего многообразия детских игр наибольшее значение имеет сюжетно- ролевая игра. Она отличается тем, что действие ее происходит в некотором условном пространстве. Детская комната вдруг превращается в больницу или в магазин. А играющие дети берут на себя соответствующие роли( врача, продавца) и действуют от имени этих ролей. В ролевой игре это всегда парные или допол нительные роли, поскольку любая роль предполагает другого участника: ребенок может быть врачом, только если рядом есть больной, покупателем, только если есть продавец, и т. п. Поэтому ролевая игра — это деятельность коллективная: она обязательно предполагает других участников и прежде всего сверстников. Именно называние предметов новыми именами, обозначение действий, совершаемых с этими предметами, дает новый смысл каждой отдельной вещи, действию, поступку. Когда дети играют, они не только действуют, жестикулируют и манипулируют с игрушками, они еще всегда объясняют, что именно они делают. Без таких объяснений, придающих новый смысл предметам и действиям, невозможно ни принятие роли, ни создание условного пространства игры. Причем речь ребенка, объясняющая игру, должна быть кому- то адресована. Игровое действие должно иметь партнера или зрителя, которому необходимо объяснить, что означает тот или иной предмет или действие. Играя в больницу, обязательно следует договориться, кто врач, а кто больной, где шприц, а где градусник, когда врач дает таблетки, а когда слушает пациента. Без такой договоренности и без взаимного понимания игровая ситуация перестает существовать и рассыпается. Однако умение играть в ролевые игры предполагает достаточно высокий уровень речевого развития. Известно, что дети, плохо владеющие речью, не могут играть в сюжетно- ролевые игры: они не умеют планировать сюжет, не могут взять на себя роль, их игры носят примитивный характер( в основном это манипуляции с предметами) и распадаются под влиянием любых внешних воздействий. Сюжетно- ролевая игра оказывает специфическое воздействие на становление речи. В её процессе детей следует постоянно побуждать к общению друг с другом и комментированию своих действий, что способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя речи. Необходимым условием успешного развития речи детей в сюжетно- ролевой игре является подбор разнообразных игрушек, нередко в ходе игры дети используют и предметы- заместители. Мы очень хотели, чтобы дети в нашей группе иг рали в сюжетно- ролевые игры, так как благотворное вл ияние на развитие речи очевидно, поэтому мы большое внима ние уделили созданию предметно- развивающей среды и игровых центро в. Дети часто играли в сюжетно- ролевые игры: «Больница», «Магазин», «Семья», «Парикмахерская», «Шофёры», «Почта» и др. Для всех этих игр было изготовле но оборудование и сшиты костюмы( фотоальбом прилагается) . Не могу не сказать о значимости театрализованной деятельности для речевого развития детей. У каждого педагога, как мне кажется, есть любимый вид деятельности в работе с детьми. Так для меня это драматизация. В детстве я сама посещала драм- кружок при районном доме культуры и даже мечтала стат ь актрисой. Мне очень нравится, что работая воспитателем в детском саду, я имею возможность проявить своё актерское мастерство и певческие навыки, так как в садике всегда на утренниках разыгрываются целые театрализованные представления с участием детей и взрослых. В ходе работы с детьми я очень часто прибегаю к драматизации сказок. В младших группах я показываю сказки детям: «Теремок», «Колобок», «Репка» «Маша и медведь», в старших группах обучаю детей обыгрывать этих же сказочных персонажей. Увиденное и пережитое в самодеятельных театральных представлениях расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказывать о спектакле своим друзьям и родителям. Всё это несомненно способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме. Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет сформировать опыт нравственного поведения. В нашей группе имеется богатый материал для театрализованных игр: пальчиковые куклы, тряпичные куклы, а трибуты для игр, сказочные герои, вырезанные из дерева, вылепленные из слоен ого теста и т. д. На родительском со брании в 2010г мы показали дра матизацию музыкальной сказки «Теремок». Детям очень понравился этот вид деятельности, а родители были приятно удивлены способностям своих детей. Стараясь активизировать речь детей в разных видах деятельности, с согласия родителей я выбрала подгруппу детей, которые посещали кружок « Funny English ». Кружок провод ился один раз в неделю в течение двух лет. Мной постоянно велся журнал учёта посещаемости детей, был разработан перспе ктивный план работы на два года, согласно программе обучения дошкольников английскому языку М. В. Штайнепрайса. Основной акцент при работе с деть ми делается на усвоение лексики, а не грамматики английского языка. Всё обучение велось в игровой форме, поэтому детям нравилось заниматься. Ещё на занятие « приходили» сказочные персонажи и помогали освоить новую лексику. Я часто на занятии по кружку использовала дидактические игры те же самые, что и на занятиях по развитию речи, дети улавливали аналогию в проведении игр и закрепляли в понимании лексическое значение русских слов и запоминали английские слова. На родительском собрании в 2012 г я показала родителям воспитанников праздник «К нам пришла весна», в сценарии которого были стихи, пальчиковые и музыкально- ди дактические игры, как на русском, так и на английск ом языке. А также драматизацию сказки «Колобок» на английском языке. Одним из важнейших направлений в деятельности педагога по развитию речи детей является взаимодействие с родителями. Ребенок много времени находится вне детского сада: в кругу семьи, со сверстниками во дворе и т. д. Ребенок успешнее овладевает речью, когда с ним занимаются не только в ДОУ, но и в семье. Правильное понимание родителями задач воспитания и обучения, знание некоторых методических приемов, используемых воспитателем в работе по развитию речи детей, несомненно, поможет им в ор ганизации речевых занятий дома. За пять лет работы я не раз выступала с докладом на родительских собраниях по следующим темам: «Сюжетно- ролевая игра как средство повышения речевой активности детей дошкольного возраста», «Особенности речевого развития детей 4- 5 лет», « Влияние художественной литературы на речевое развитие детей 5- 6 лет», в уголке для родителей размещала консультации по теме работы, проводила анкетирование с родителями, оформляла папк и- раскладушки. Видя заинтересованность педагога в работе с детьми, получая систематически информацию, касающуюся речевого развития детей, родители тоже становились более активными, начинали осознавать важность речевого развития и помогали в изготовлении дидактического материала, который использовался на занятиях и в свободной игровой деятельности. В 2011 и в 2012 г я выступала на августовских педагогических чтениях на темы: «Пути и средства повышения речевой активности детей старшего дошкольного возраста» и «Театрализованная деятельность, как средство повышения речевой активн ости детей дошкольного возраста ». А также готовила доклад на круглый стол во время обучения на курсах по теме: «Английский язык и дошкольник» В данный момент я работаю с детьми раннего возраста. Речевая функция у всех детей развита неодинаково, но 2- 3 года это с е нзитивн ый период для речевого развития, поэтому свою работу по повышению речевой активности детей я веду через включение устного народного творчества( потешки, поговорки, пестушки) в режимные моменты. Дети эмоционально откликаю тся на ласковое к ним обращение, вс лушиваются в напев колыбельных, повторяют за мной фразы и предложения, что благотворно влияет на обогащение словарного запаса. Своё направление в работе я намерена продолжать, надеюсь, что мне это удастся.

Оставить комментарий: