Консультация для педагогов по теме "Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста и возможности применения здоровьесберегающих технологий для формирования здоровьесберегающего поведения дошкольников"
Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста и возможности применения здоровьесберегающих технологий для формирования здоровьесберегающего поведения дошкольников
Старший дошкольный возраст (6 – 7 лет) характеризуется как период существенных изменений в организме ребенка и является определенным этапом созревания организма. В этот период идет интенсивное развитие и совершенствование опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем организма, развитие мелких мышц, развитие и дифференцировка различных отделов центральной нервной системы.
Характерной особенностью данного возраста является так же развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи.
Для деятельности ребенка 6 – 7 лет характерна эмоциональность и большая значимость эмоциональных реакций. Психическое развитие и становление личности ребенка к концу дошкольного возраста тесно связаны с развитием самосознания. У ребенка 6 – 7 летнего возраста формируется самооценка на основе осознания успешности своей деятельности, оценок сверстников, оценки педагога, одобрения взрослых и родителей. Ребенок становится способным осознавать себя и то положение, которое он в данное время занимает в семье, в детском коллективе сверстников.
У детей старшего дошкольного возраста формируется рефлексия, т. е. осознание своего социального «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций.
В качестве важнейшего новообразования в развитии психической и личностной сферы ребенка 6 – 7 летнего возраста является соподчинение мотивов. Осознание мотива «я должен», «я смогу» постепенно начинает преобладать над мотивом «я хочу». Ребенок 6 – 7 летнего возраста стремится к самоутверждению в таких видах деятельности, которые подлежат общественной оценке и охватывают различные сферы.
Осознание своего «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций к концу дошкольного возраста порождает новые потребности и стремления, способствующие формированию осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, у детей появляется устойчивый интерес к своему здоровью (В.Г.Алямовская, М.Л. Лазарев, С.А. Козлова, О.А. Князева, С.Е.Шукшина и др.).
Именно в старшем дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия посредством применения здоровьесберегающих технологий укрепляется здоровье, формируется привычка к здоровому образу жизни, общая выносливость работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности. Деятельность взрослого, направленная на сохранение и укрепление здоровья, составляет содержание физического воспитания, что обеспечивает малышу физическое развитие. Подвижные игры, игровые движения, - естественные спутники жизни ребенка, обладающие великой воспитательной силой, формирующие физические и личностные качества ребенка. Но не все педагоги ДОУ в работе с детьми организуют народные подвижные игры, динамические паузы на занятиях по всем направлениям деятельности также в режимных моментах. Поэтому стало необходимым применение технологии здоровьесбережения всеми педагогами ДОУ для сохранения и сбережения здоровья дошкольников.
Формирование здорового образа жизни и здоровьесберегающего поведения детей дошкольного возраста проводится с учетом психологических и физических возможностей, возрастных особенностей детей. У детей дошкольного возраста вырабатывается определенный гигиенический стереотип поведения ребенка, формируются осознанные гигиенические понятия, навыки, мотивации здорового образа жизни, личной гигиены, режима дня, самообслуживания, сохранения и укрепления здоровья, культурно-гигиенического поведения.
Таким образом, проблема приобщения старших дошкольников к формированию здоровьесберегающего поведения на осознанном уровне становится особенно важной и актуальной. Это подтверждено психолого-педагогическими исследованиями В.В.Давыдова, М.И.Лисиной, А.И.Сильвестру, С.В. Петериной, Т.А.Мироновой и др.
При работе по формированию здоровьесберегающего поведения у детей старшего дошкольного возраста основной упор обычно делается на внедрение здоровьесберегающих технологий.
Вопросам применения здоровьесберегающих технологий в педагогической практике посвящен ряд исследований (В.А Деркунская, В.И. Ковалько, В.Д. Сонькин, Н.К. Смирнов, Е.П. Митина и др.).
Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Здоровьесберегающая педагогическая технология, по мнению В.Д. Сонькина, - это:
- условия нахождения ребенка в детском саду (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
- рациональная организация образовательного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
- соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
- необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Здоровьесберегающие педагогические технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым дошкольники учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Они должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.
Технологии бывают:
- Здоровьесберегающие – это обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания
- Оздоровительные- физическая подготовка, закаливание, гимнастика, массаж.
- Технологии обучения здоровью – это включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла.
- Воспитание культуры здоровья - образовательная деятельность по развитию личности воспитанников, мероприятия вне занятий, фестивали, конкурсы и т.д.
Эффективность позитивного воздействия на здоровье детей различных оздоровительных мероприятий, составляющих здоровьесберегающую технологию, определяется не столько качеством каждого из этих приемов и методов, сколько их грамотной “встроенностью” в общую систему, направленную на благо здоровья детей и педагогов и отвечающую единству целей и задач. При этом семья является активным участником воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
Выделяют следующие формы реализации работы по формированию здоровьесберегающего поведения старших дошкольников:
- Познавательные беседы с детьми, опытно-экспериментальная деятельность.
- Беседы с родителями.
- Игровая деятельность.
- Проведение развлечений.
Основными средствами являются:
-Информирование родителей.
-Вовлечение родителей в совместную работу, создавая радостную атмосферу совместного с ребёнком дела.
-Обогащение предметно-развивающей среды дидактическими пособиями.
Авторы отмечают, что наряду с обеспечением необходимых условий для сохранения и укрепления здоровья детей, в дошкольном учреждении должна быть простроена система педагогической работы по формированию у дошкольника осознанного, преобразовательного отношения к своему здоровью.
По мнению Чубаровой С., Козловской Г., Еремеевой В. структура программы, разработанной для формирования здоровьесберегающего поведения, может включать различные разделы в зависимости от конкретных условий дошкольного учреждения. Она может включать:
- профилактическую работу:
- по профилактике гриппа и простудных заболеваний
- по профилактике отклонений в физическом развитии (в том числе нарушений осанки)
- обще -оздоровительную работу
- санитарно-просветительскую работу: с коллективом, с родителями, с детьми.
Митина Е.П. отмечает, что целесообразно разрабатывать модель работы, которая может включать в себя следующие компоненты:
- Здоровьесберегающая инфраструктура ДОУ, решение проблем экологии детского сада, окружающей среды.
- Рациональная организация учебно-воспитательного процесса в ДОУ:
¾ соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему нагрузки;
¾ использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям детей;
¾ строгое соблюдение всех требований к использованию ТСО;
¾ рациональная организация образовательной деятельности по физическому воспитанию;
¾ индивидуализация обучения и воспитания;
- Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми:
¾ полноценная эффективная работа всех групп здоровья;
¾ организация занятий по ЛФК;
¾ проведение динамических пауз, физкультминуток в совместной организованной образовательной деятельности;
¾ работа спортивных секций, ритмика;
¾ система эффективного закаливания;
¾ обеспечение рационального питания.
- Просветительская воспитательная работа с детьми:
¾ насыщение образовательной среды информацией о здоровье человека и способах его укрепления, уроки валеологии с детского сада;
¾ беседы, консультации, профилактика вредных привычек;
¾ проведение дней здоровья, совместных праздников, конкурсов и т.д.;
¾ включение дошкольников в работу ученического валеологического совета.
- Организация системы просветительской и методической работы с педагогами, специалистами, родителями:
¾ курсы, лекции, семинары;
¾ изучение литературы;
¾ проведение совместных спортивных соревнований, занятий по профилактике вредных привычек и т.д.
- Профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья детей:
¾ профилактика нарушений осанки, зрения, переутомлений и т.д.;
¾ выполнение рекомендаций врачей, витаминизации;
¾ регулярный анализ и обсуждение на педсоветах, данных о состоянии здоровья детей ДОУ, полученных в ходе медицинских осмотров, диспансерного обследования;
¾ регулярный анализ результатов наблюдений за состоянием здоровья, ведение карт здоровья ребенка;
¾ создание системы комплексной педагогической, психологической и социальной помощи детям;
¾ применение комплекса психогигиенических и психопрофилактических средств и методов снятия напряжения, стрессов;
¾ зонирование образовательного пространства ДОУ в виде игровых комнат, тренажерных залов, игровых зон.
Использование здоровьесберегающих технологий для формирования здоровьесберегающего поведения предполагает:
- воспитательно-образовательную деятельность с дошкольниками: занятия, беседы, праздники и развлечения, в свободной игровой деятельности.
- организованную работу с родителями: родительские собрания, консультации, стендовая информация, буклеты, презентации, занятия;
- обмен опытом среди педагогов ДОУ.
Итак, основной целью работы с детьми по формированию у дошкольника осознанного, преобразовательного отношения к своему здоровью является формирование у них осознанного отношения к здоровью как ведущей ценности и мотивация к здоровому образу жизни, накопление знаний о здоровье, становление валеологической компетенции ребёнка как готовности самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения в непредвиденных ситуациях, а также оказание элементарной медицинской, психологической помощи.
Свое исследование возможностей формирования здоровьесберегающего поведения у детей старшего дошкольного возраста мы проводили с детьми старшего дошкольного возраста МБДОУ д/с № 107. Целью экспериментально-практического исследования являлосьопределение содержания и методов формирования здоровьесберегающего поведения у детей старшего дошкольного возраста через осознание и контроль своего поведения.
Исследование состояло из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.
В ходе проведения исследования мы использовали следующие методики:
¾ Методику обследования детей на предмет выявления уровня представлений о здоровьесберегающем поведении в форме беседы.
¾ Графическую методику «Кактус» для исследования эмоционально-личностной сферы ребенка.
Результаты входной диагностики исследования показали, что необходима систематическая и целенаправленная работа с детьми старшего дошкольного возраста по формированию представлений о здоровьесберегающем поведении, практических умений по применению этих представлений в повседневной жизни.
В своей работе по формированию здоровьесберегающего поведения мы определили три основных тематических направления работы:
«Лабиринт Здоровья» (формирование системы знаний о здоровье и здоровом образе жизни; формирование нравственной культуры, самопознания, умений и навыков по физическому и нравственному самосовершенствованию и саморазвитию).
«Страна Витаминия» (созданию мотивации ведения ЗОЖ и формированию навыков правильного и культурного питания детей старшего дошкольного возраста).
«Азбука здоровья» (проведение организованных занятий и совместной со взрослыми деятельности, направленной на передачу детям элементарных знаний о своём организме, о своём месте в окружающем мире, формирование осознанного отношения к своему здоровью).
Во многом подкрепляла работу в детском саду работа дома с родителями, так как ни одна, даже самая лучшая оздоровительная программа, не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей.
Сравнительные результаты входной и итоговой диагностик показали, что у детей экспериментальной группы произошли положительные изменения в уровне знаний, умений и навыков и поведения на разных ступеньках приобщения к здоровому образу жизни. Таким образом, систематическая работа по формированию здоровьесберегающего поведения у детей старшего дошкольного возраста привела к положительной динамике и оказалась эффективной.
Применение здоровьесберегающих технологий детьми дошкольного возраста приучают осознанно относиться к своему здоровью; непосредственная образовательная деятельность по физической культуре, утренняя гимнастика, психогимнастика, народные подвижные игры, дыхательные упражнения способствуют развитию речи у дошкольников физических качеств, формированию патриотических чувств, просмотр презентаций знакомит дошкольника с разнообразием мира информационных технологий.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
ЗАМАЛЕТДИНОВА Римма Абдулахатовна, инструктор по физической культуре, МБДОУ Детский сад № 107 «Светлячок», г. Ульяновск.
Литература
- Алябьева, Е.А. Психогимнастика в детском саду [Текст] / Е.А.Алябьева. – М., 2008. – 218 с.
- Бабенкова, Е.А. Здоровьесберегающие технологии в образовании [Текст]/ Е.А. Бабенкова // Образование и воспитание детей и подростков : гигиенические проблемы: материалы науч.-практ. конф. с междунар. участием (Москва, октябрь 2010 г.). - М., 2002. - С. 39.
- Волошина, Л. Организация здоровьесберегающего пространства [Текст] / Л.Волошина // Дошкольное воспитание, 2004. - №1. - С.114-117.
- Деркунская, В. А. Формирование основ здорового образа жизни у старших дошкольников [Текст] / Деркунская В.А., Никонец И.И., Шитикова Т.Л. // Детский сад: теория и практика. - 2011. - № 10. - С. 12-19.
- Митина, Е.П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра [Текст] / Е.П.Митина // «Начальная школа», 2006. - № 6. - С. 56.
- Стожарова, М. Ю. Формирование здоровьесберегающего поведения детей пятого года жизни [Текст] / Стожарова М.Ю., Краснова Р.С., Гаврилова И.А. // Детский сад: теория и практика. - 2011. - № 10. - С. 26-35.
- Терновская, С.А., Теплякова, Л.А. Создание здоровьесберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / С.А.Терновская, Л.А.Теплякова // Методист. - 2005. - №4. - С.61-65.
- Чубарова, С., Козловская, Г., Еремеева, В. Новые здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании детей [Текст] / С.Чубарова, Г.Козловская, В.Еремеева // Развитие личности .- 2004.-№2. - С.171-187.