Современные образовательные технологии в оздоровительной работе с детьми в контексте ФГОС ДОУ
Современные образовательные технологии в оздоровительной работе с детьми
в контексте ФГОС ДОУ
В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей стоит очень остро. Ведь здоровье детей – это будущее нашей страны. Однако здоровье не существует само по себе, постоянное и неизменное. Оно нуждается в тщательной заботе с самого раннего детства. Результаты статистики свидетельствуют, что уже в дошкольном возрасте здоровых детей практически нет. Конечно, причин тому множество: экологические, социальные, генетические, медицинские. Одна из таких причин невнимание взрослых к здоровью детей. Иначе говоря, мы любим свое дитя, усердно лечим, когда оно заболеет, а в повседневности не используем весь арсенал средств и методов для предупреждения заболевания. Не следует забывать, что дошкольный возраст самое благоприятное время для формирования основ здорового образа жизни, т. е. выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников приемам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.
Основной целью оздоровительной работы считаем:
Создание устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих.
Задачи:
Предполагаемые итоги комплексной оздоровительной работы
Первым этапом оздоровительной деятельности в новом учебном году является обследование состояния здоровья каждого ребенка, в том числе физическое развитие и функциональное состояние детского организма, проводится комплексная оценка состояния здоровья ребенка, определение группы здоровья, даются соответствующие рекомендации узкими специалистами (хирург, ЛОР, окулист) .
На каждого ребенка, кроме паспорта здоровья, составляется индивидуальная карта здоровья, которая является формой фиксации состояния здоровья ребенка по наблюдениям педагогов. В карту вносятся экспертные оценки по исследуемым факторам на начало, середину и конец учебного года. Предыдущие данные являются диагностическими для последующих на основании которых разрабатываются индивидуальные оздоровительные мероприятия, кроме того ведется общая диагностическая карта по оздоровительной работе, экспертиза которой проводится в трех уровнях (высокий, средний, низкий). На основании проведенных диагностик составляется мониторинг оздоровительной работы за год.
В начале цикла составляется перспективный план, так же составляются тематический план, план воспитательно-оздоровительной работы на год, на неделю.
Оздоровительно-воспитательную работу данного проекта мы разделили на три направления:
Система физкультурно-оздоровительных мероприятий делится на три группы:
Целью первой группы является повышение адаптационных возможностей организма ребенка к неблагоприятным воздействиям внешней среды, создание условий для последующей работы.
В систему профилактической группы входят:
- закаливание /воздух, вода, солнце/
- здоровое питание
- фитотерапия
- ароматерапия
Ко второй группе физкультурно-оздоровительных мероприятий – интенсивной – относятся:
- оздоровительный бег
- утренняя гимнастика
- дыхательная гимнастика
- точечный массаж, самомассаж, дренаж
- офтальмотренаж (зарядка для глаз)
- кинезиологическая гимнастика
- пальчиковая гимнастика
- динамические паузы
- лечебная физкультура
Одной из форм, проведения занятий лечебной физкультурой является работа физкультурно-оздоровительного кружка «Гимнастика для здоровья». Достижения результатов этой формы работы предполагает решение следующих задач:
Занятия физкультурно-оздоровительного кружка строились в системе, опираясь на рабочую программу, разработанную руководителем данного кружка и принятой на педагогическом Совете.
Результаты работы физкультурно-оздоровительного кружка были показаны на «Днях открытых дверей» для родителей в середине и в конце учебного года.
К третьей специальной группе относятся:
- музыкотерапия (проводится совместно с музыкальным руководителем)
- арттерапия
- песочная игротерапия
- бассейн
- теннис
Педагогически целесообразной моделью формирования ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста выступает интеграционная деятельность, т. е. система оздоровительных интегрированных, игровых познавательных занятий, кружковая работа (о которой мы уже рассказали, партнерская совместная деятельность педагога и ребенка. Вся интеграционная деятельность построена с применением нетрадиционных методик оздоровления. Разрабатывая оздоровительные интегрированные и игровые познавательные занятия, мы использовали парциальные программы и технологии, названные выше.
Оздоровительные занятия способствуют решению следующих задач:
- сохранение и укрепление здоровья детей, развитие сенсорных и моторных функций;
- формирование двигательной активности, профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата, зрения, простудных заболеваний;
- привитие навыков элементарного самомассажа, точечного массажа, дренажа;
- развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;
- формирование гармоничной личности (умение дружить, чувство уважения, доброты, самокритичности) .
В структуру оздоровительных занятий по развитию двигательной активности тесно вплетены различные виды деятельности: комплексы ОРУ, аэробики, ритмической гимнастики; наряду с дыхательными и двигательными упражнениями ребенок поет, танцует, импровизирует. Синтез различных видов деятельности подчинен одной цели – мотивации здорового образа жизни и формированию здоровья.
Нами были разработаны циклы оздоровительных интегрированных занятий.
«Радуга здоровья»;
«Самые ловкие, самые быстрые, самые смелые… »
«Путешествие в Спортландию» и т. д.
Цикл игровых познавательных занятий реализует следующие задачи:
- формирование первоначальных представлений о строении тела и функциях органов человека
- развитие умения обосновывать и соблюдать правили гигиены;
- развитие творческого, критического мышления, вариативных представлений о поведении человека в различных ситуациях;
- постоянное внимание к речевой культуре через проблемные, обобщающие вопросы и задания, ориентированные на самостоятельность суждений и действий;
- развитие интеллектуальных функций: мышления, память, воображение, восприятие, ориентировки в пространстве и т. д.
Занятия познавательного цикла знакомят детей со строением тела человека, безопасным поведением в быту и на природе. В структуру познавательных игровых занятий были включены дидактические игры, игры по системе ТРИЗ, самостоятельные исследования и опытно-экспериментальная деятельность, «круглые столы», викторины, а так же элементы фитотерапии, арттерапии, музыкотерапии и т. д. Педагогами были разработаны циклы познавательных занятий:
«Я здоровье берегу, сам себе я помогу… »;
«Познай самого себя»;
«Путешествие в страну Здоровья»;
«Волшебные травы» и др.
Говоря о совместной работе с семьей, хочу подчеркнуть, что ни одна даже самая лучшая оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей. Совместную работу с семьей, педагоги строят на следующих основных положениях:
Оно достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка понятны не только нам, как педагогам, но и родителям, если семья знакома с основным содержанием, методами и приемами оздоровительной работы.
В этих целях широко используются:
- информация для родителей на стендах, папках-передвижках;
- анкетирование;
- консультации;
- устные журналы и дискуссии;
- семинары-практикумы;
- «Дни открытых дверей» для родителей с просмотром разнообразных занятий, закаливающих процедур;
- физкультурные досуги и праздники с участием родителей;
- участие в семейном клубе «Здоровая семья».
В результате проводимой комплексной оздоровительной работы, получены следующие результаты:
– Положительная динамика в снижении заболеваемости (см. мониторинг) ;
- Повышение процента посещаемости (см. мониторинг) ;
-Положительный результат в общем оздоровлении детей (см. мониторинг) ;
- Достигнут оптимальный уровень двигательной активности детей;
- Соблюдается общественная и личная гигиена в повседневной жизни.
И в заключении хочется отметить, что осуществляя оздоровительную деятельность, педагоги проводят большую работу по созданию благоприятных условий для развития позитивных личностных качеств детей для поддержания их эмоционально-комфортного состояния, ориентируются не только на усвоение детьми знаний и представлений, но и становлении их мотивационной сферы здорового образа жизни, учитывают, что дети, изучая себя, особенности своего организма, получая и используя знания о нетрадиционных методах оздоровления психологически и физически готовиться к тому, чтобы проводить активную деятельность в формировании и сохранении своего здоровья и здоровья окружающих.