a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К МАТЕМАТИКЕ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Опубликовано: 0000-00-00 00:00:00

Актуальность: известно, что многие дети испытывают за¬труднения при усвоении математических знаний. «Математика всегда остаётся для учеников работой», - утверждал почти полтора века назад Д.И. Писарев. С тех пор восприятие математики мало изменилось. Математика продолжает ос¬таваться наиболее трудоёмким учебным предметом в школе. Об этом говорят и родители, и учителя, и сами ученики.
Дошкольники же не знают, что математика трудная дисциплина. И не должны узнать об этом никогда. Задача, стоящая перед нами, педагогами дошкольного учреждения существенно отличается от задачи учителя школы: она состоит не в передаче тех или иных математических знаний и навыков, а в приобщении де¬тей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чис¬то интеллектуальную, но познавательную и эмоциональную сферу ребёнка.
В федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования подчеркивается, что формирование элементарных математических представлений дошкольников входит в образовательную область "Познание" и предполагает развитие у детей познавательных интересов и интеллектуального продвижения посредством развития познавательно-исследовательской деятельности, формирования целостной картины мира и расширения кругозора.
Ведь именно познавательный интерес к математике является одним из условий формирования познавательных процессов дошкольников (мышления, памяти, речи, внимания и т.д), а, следовательно, и успешного обучения в школе.
Доказано, что подлинный познавательный интерес ребенка старшего дошкольного возраста является основой его учебной деятельности, так как: усвоение знаний зависит от того, насколько ребенок заинтересован деятельностью.
Если эта деятельность протекает успешно, то у ребенка усиливается желание больше заниматься ею, что благотворно сказывается на развитие его позна¬вательного интереса. Обладая огромной побудительной силой, интерес заставляет ребенка активно стремиться к познанию, искать способы и средства удовлетворения «жажды знаний».
Как сделать так, чтобы такое желание возникло? Ведь универсальных рецептов развития познавательной активности нет.
Актуальность вопроса и обусловила выбор мной инновационного проекта на тему: «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К МАТЕМАТИКЕ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ».
В основу моей системы работы легли следующие задачи:
- обеспечить достижение дошкольниками готовности к школе в области элементарных математических представлений;
- формировать и поддерживать у детей устойчивый интерес к получению знаний об элементарных математических представлениях;
- развивать интеллектуальные, познавательные и исследовательские способности детей, их воображение;
- поддерживать у детей инициативу, пытливость и самостоятельность;
- расширить кругозор дошкольников, повысить их общую культуру.
Эти задачи и определили мой подход к организации воспитательно-образовательной работы по этому направлению.
Для реализации проекта были намечены следующие направления работы:
1. создание предметно-развивающей среды в группе;
2.использование нетрадиционных методов работы по математическому развитию детей;
3.использование нетрадиционных занятий;
Как уже говорилось, непременным условием развития познавательного интереса у дошкольников к математике является предметно-развивающая среда.
Поэтому, я свою работу начала с создания предметно-развивающей среды в своей группе.
Особое внимание уделила, прежде всего, ее развивающему характеру. Одной из основных задач считаю обогащение среды такими элементами, которые бы стимулировали познавательную активность детей.
В группе продумана рациональная и целесообразная расстановка мебели с выделением различных зон и уголков.
Книжный уголок
Уголок строителей
Центр развивающих игр (дидактические игры, математические)
Уголок краеведения
Уголок изобразительной деятельности
Экологический уголок (природы )
Театрализованный уголок
Уголок «Песка и воды» Лаборатория
Логопедический уголок

Развитие познавательных процессов ребенка средствами развивающей среды видится мне,
- во-первых, в том, что каждому ребенку предоставляется возможность для его самовыражения и саморазвития, и,
- во-вторых, ему оказывается помощь в реализации своих замыслов, подсказанных предметным материалом без навязывания ему учебных задач.
Также развитию познавательного интереса способствует использование мной в работе с дошкольниками нетрадиционных методов по математическому развитию.
К данной группе методов относятся:
моделирование (например, предложить детям использовать модели (заместители) при воспроизведении такого же количества предме¬тов (купить в магазине шапок столько, сколько кукол; при этом количество кукол фиксировать фишками, так как поставлено условие - кукол в магазин брать нельзя),
элементарные опыты (Детям можно предложить, например, перелить воду из бутылочек раз¬ной величины (высокая, узкая и низкая, широкая) в одинаковые сосуды, чтобы определить: объем воды одинаков), занимательные проблемные ситуации (Например, формируя у дошкольников временные представления, мы можем предложить следующую проблемную ситуацию: «Золушке вовремя нужно вернуться с балла домой, а дворцовые часы вдруг остановились!»),
математические сказки, проектная деятельность и т.д.
Они побуждают детей к активной мыслительной и практической деятельности; мотивируют активность в самовыражении, поиске и нахождении ответа, проявлении догадки.
Немаловажную роль в развитии познавательного интереса играют нетрадиционные занятия:
Занятия-соревнования. (Выстраиваются на основе соревнования между детьми: кто быстрее назовёт, найдёт, определит, заметит и т. д.) ;
Занятия КВН. (Предполагают разделение детей на 2подгруппы и проводятся как математическая викторина);
Театрализованые занятия. (Разыгрываются микросценки, несущие детям познавательную информацию);
Занятия - сюжетно-ролевые игры. (Педагог входит в сюжетно-ролевую игру как равноправный партнёр, подсказывая сюжетную линию игры и решая таким образом задачи обучения) ;
Занятия-сомнения (поиска истины) (Исследовательская деятельность детей типа тает-не тает, летает-не летает);
Занятия-путешествия;
Занятия-сказки;
Занятия типа «Следствие ведут знатоки». (Работа со схемой, ориентировка по схеме с детективной сюжетной линией) ;
Занятия типа «Поле чудес». (Проводится как игра «Поле чудес» для читающих детей) ;
Работу по этому направлению провожу в тесном контакте с родителями.
В уголке для родителей помещаю информационные материалы, отражающие текущие события в группе и несущие конкретные знания и рекомендации. Вместе с родителями направляю свои усилия на создание благоприятных развивающих условий для детей в группе. Приглашаю на открытые занятия, чтобы они видели успехи своих детей. В индивидуальных доверительных беседах с родителями информирую их о результатах обследования детей, делая акцент на положительные моменты. Рекомендую родителям организовать совместные с детьми развивающие игры, постепенно создавать домашнюю игротеку.
Над данной проблемой работаю в течении трех лет. Работаю по программе «Детство», использую развивающие технологии Л. Г. Петерсон «Раз-ступенька, два - ступенька» (по программе «Школа 2100…»)
Перед каждым выпуском в школу дети проходят психолого-медико-педагогическую комиссию, результаты нас всегда радуют.
Анализ работы в течение трех лет (я работаю в подготовительной группе постоянно) показал, что уровень развития познавательной активности у детей с каждым выпуском выше, познавательные интересы стали более устойчивыми. 85% детей имеют высокий уровень развития. Дошкольники научились более длительно сохранять работоспособность, доводить начатое дело до конца. Они чаще стали обращаться с вопросами в процессе освоения материала, быстро и точно выполняют задания, проявляя при этом самостоятельность в поиске ответов на вопросы, навыки самоконтроля.
Я не утверждаю, что мне полностью удалось решить проблему развития познавательной активности детей, впереди еще много работы по этому направлению.
Тем не менее, наличие устойчивого познавательного интереса положительно сказывается на дальнейшем школьном обучении; на общем интеллектуальное развитии, в том числе и на формировании познавательных процессов личности.
Из наблюдений, бесед с учителями, принимающими от нас дошкольников в первый класс, уже сегодня можно утверждать, что у большинства моих воспитанников сформирован устойчивый интерес к познанию окружающего мира. Их самостоятельная поисков- познавательная деятельность осуществляется без принуждения, сопровождается положительными эмоциями.
Осознавая важность данной работы в развитии детей, я не останавливаюсь на достигнутом, буду продолжать совершенствовать педагогическое мастерство – заниматься подбором и апробацией новых методов, технологий по развитию познавательных способностей детей. Считаю, что подобная деятельность способствует развитию активной, самостоятельной и творческой личности.

Оставить комментарий: