Инновационный педагогический опыт воспитателя Юрловой Ларисы Васильевны
Документы для скачивания
Инновационный педагоги ческий опыт воспитателя Юрловой Ларисы Васильевны МБДОУ д/ с «Улыбка» комбинированного вида г. А рдатов Я работаю по теме: «Опытно- исследовательская деятельность в познавательном развитии детей 5- 6 лет». Актуальность: Одним из важнейших требований воспитания и образования, согласно ФГТ, является достижение каждым ребёнком оптимального уровня развития с учётом индивидуальных возможностей. Познавательно- исследовательская деятельность даёт возможность реализовать это требование. Дети получают возможность добывать информацию об изучаемых явлениях, проявляя собственную исследовательскую активность, что делает процесс обучения максимально эффективным. Задачи: развивать познавательную инициативу( любознательность) ; формировать понятие об основных формах упорядочения опыта( причинно- следственных, классификационных, пространственных и временных отношений) ; развивать восприятие, мышление и речь в процессе активных действий по поиску связей, вещей и явлений; расширять кругозор детей посредством выведения их за пределы практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу. Занятия организую не в форме урока, а в форме партнёрской деятельности взрослого с детьми, развёртывающейся как исследование вещей окружающего мира, решение спорных исследовательских задач. Эта форма доступна и привлекательна для детей, они получают возможность самостоятельно действовать и мыслить, делать выводы. На занятиях познавательного цикла использую следующие типы исследования: 1. Опыты( экспериментирования) с предметами и их свойствами. В группе есть мини- лаборатория с простейшими приспособлениями( спиртовка, пробирка, колба, штатив) . Внимание детей привлекается демонстрацией необычного эффекта, который обсуждается, делается вывод. Проводятся такие опыты: «состав и свойства почвы», «условия жизни растений», «движение воздуха», «свойства воды» и др. 2. Коллекционирование( классификационная работа) . Такую работу провожу совместно с родителями воспитанников. Очень ярко и интересно проходят презентации домашних коллекций: «транспорт и его виды», «домашние и дикие животные» и др. 3. Путешествия по карте( представление о пространстве мира, частях света и родной стране) . В группе есть различные карты, глобус. Для «путешествий» мною были взяты такие темы как: «Северные земли и их обитатели», «Часть света- Австралия», «Столица Мордовии- город Саранск» и др. 4. Путешествия во времени. Дети знакомились с понятиями «древность», «старина», «наше время». Рассматривая тему «История письма», дети писали палочками на пластилине, гусиным пером, чернильной ручкой, прослеживая историю возникновения современных ручек. Дети посещают музеи города, где рассматривают предметы старины, узнают о принципе их работы( керосиновая лампа, ткацкий станок, утюг с углями) и др. Занятия с элементами опытно- исследовательской деятельности проходят живо и интересно, очень много дают детям, удовлетворяют естественную любознательность дошкольника. Во время работы у детей задействованы все органы чувств: ребёнок вслушивается, вглядывается, трогает, нюхает, пробует. Обогащается его активный словарь. Дети овладевают орудийными действиями, что развивает руку малыша. Итогом работы по использованию опытно – исследовательской деятельности стало открытое занятие «Земля, воздух и вода – наши добрые друзья» с использованием ИКТ( прилагается) , проведённое мной на районном семинаре «Познавательное развитие детей 5- 6 лет в условиях ФГТ», создание и реализация проекта «По страницам Красной книги» совместно с родителями воспитанников. Планирую продолжать работу по данной теме, накапливать материал и новые разработки. Приложение Интегрированное занятие по познавательному развитию с элементами опытно – исследовательской деятельности « Земля, воздух и вода – наши верные друзья ». ( с использованием ИКТ) . Программное содержание: Цель: Обобщить знания детей об основных природных компонентах. Привить основы здорового образа жизни, доказать их необходимость на наглядном примере. Задачи: Образовательные: Формировать у детей знания о свойствах воды, воздуха, о значении солнечного света для всего живого на земле. Развивающие: Развивать любознательность, мышление, речь. Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к природным богатствам, интерес к окружающей жизни. Методы: практический, игровой, наглядный, словесный, решение проблемной задачи. Приёмы: экспериментирование, театрализация, рассказ, показ, постановка проблемного вопроса. Предварительная работа: Изучение свойств воды, воздуха, почвы. Разучивание стихов, песен. Подготовка фото – презентации. Оборудование: горшок с землёй, лопатка для рыхления, лейка, стаканы с водой( холодной, горячей) , соком, льдом, 2 трубочки, желтый картон, ножницы, посылка. Микрофон с усилителем, вентилятор, мультимедийное оборудование, магнитофон. Интегрируются образовательные области: « Познание», « Социализация», «Коммуникация», «Физическая культура», « Здоровье», «Труд». Ход занятия: Воспитатель: Придумано кем- то и просто и мудро При встрече здороваться: «Доброе утро! » «Здравствуйте»- скажем мы солнцу и птицам «Здравствуйте»- милым, улыбчивым лицам «Здравствуйте, девочки! » «Здравствуйте, мальчики! » «Здравствуйте, взрослые! » «Здравствуйте, здравствуйте все! » Ребята, очень приятно, что у всех сегодня хорошее настроение, значит будет удачный день. ( Входят девочка и мальчик, они держат в руках цветочный горшок) Мальчик: Говорил я тебе, что поливать нужно чаще, а ты меня не слушала. Девочка: Поливала я его, он все равно не растет. Что же делать? Ой, здравствуйте, ребята! Мальчик: Здравствуйте, взрослые! Воспитатель: О чем это вы спорите? Мальчик: Вот хотели цветок вырастить, а он не растет никак. Наверное, мы что- то делали не так. Что же теперь делать? Кто нам поможет? Девочка: А может вы, ребята, знаете, кто может нам помочь? Дети: Конечно, знаем. Здесь никак не обойтись без помощи земли, воды, воздуха и солнца. Воспитатель: Давайте отправимся к ним за советом. Путь туда нелегкий, но мы сильные, крепкие, выносливые. ( Дети двигаются, проговаривая слова) По солнышку, по солнышку, дорожкой луговой( Ходьба на месте) Идем по мягкой травушке весеннею порой( Ходьба с высоким подниманием бедра) Щебечут птички звонкие( Ходьба, руки вверх) Порхают мотыльки( Взмахи руками) Желтеют одуванчики( Руки круглые вверху) Синеют васильки( Покачивание головой) Воспитатель: Ребята нужно остановиться. Кто- то нас встречает. Кто это? Дети: Земля. Земля: Здравствуйте, ребята! Я – земля кормилица. Думаю, не просто так вы ко мне пришли. Наверное, вам что- то нужно? Девочка: Да, мы пришли к тебе за советом. Мы хотели вырастить цветок, посадили семечко, но оно не прорастает. Ты, земля, можешь нам помочь? Земля: Конечно, могу. Но сначала расскажите, что вы знаете обо мне. Ребенок 1: Земля – это огромный шар, состоящий на 70% из воды и только на 30% из суши. Ребенок 2: Суша – это 6 континентов или материков: Северная и Южная Америка, Африка, Австралия, Евразия и Антарктида. Ребенок 3: Примерно одна треть суши населена людьми, некоторые районы густо населены, а некоторые( например, пустыня) безлюдны. Ребенок 4: Четвертую часть поверхности суши занимают горы. Климат там очень суровый и людей живет там очень мало. Земля: Молодцы! Вы очень много знаете. А скажите теперь, почему меня зовут землей- кормилицей? Дети: Потому что на земле все растет. Земля: Правильно. А теперь отгадайте- ка мои загадки. 1. Растет на грядке зеленая ветка, на ней красные детки. ( Помидор) 2. Дом зеленый тесноват, узкий, длинный, гладкий. В доме рядышком сидят круглые ребятки. ( Горох) 3. Что копали мы в земле, жарили, варили? Что в золе мы испекли? Ели да хвалили? ( Картошка) Земля: Молодцы! Справились со всеми заданиями. А теперь слушайте мой совет: чтобы семечко проросло, почву в горшочке нужно подкармливать полезными витаминами или удобрениями. А чтобы вам вырасти большими и сильными, нужно употреблять в пищу больше овощей и фруктов. В них много витаминов. Воспитатель: Спасибо, тебе земля. Куда же нам идти дальше? Земля: А дальше идите к воде. Без нее цветку не вырасти. Воспитатель: Как же нам попасть к воде? Давайте с вами поразмышляем, что же такое вода. Какой она бывает? Песенка «Что такое вода? » Но какой вода бывает? Кто ответит на вопрос? О водичке все мы знаем И утрем любому нос: Это дождик и сосулька, Белый снег и гладкий лед, Ручеек и речка… Каждый пусть запомнит и поймет. Вода: Я волшебница- водица, без меня вам не умыться. Смею вам я доложить, без меня вам не прожить. Мальчик: Здравствуй, вода! Мы пришли к тебе за советом. Вот посадили семечко в горшок, а оно не прорастает. Земля нам посоветовала удобрить почву, а что нам скажешь ты? Сможешь нам помочь? Вода: Думаю, что смогу, если вы расскажете всем о моих волшебных свойствах. Воспитатель: Мы многое знаем о воде. 1. Вода прозрачная, а другие жидкости( например, сок) не прозрачны. 2. Вода не имеет вкуса, она безвкусна, а сок имеет вкус. 3. Если воду нагреть, она превращается в пар, а пар опять превращается в воду. А если воду сильно охладить, она превращается в лед. А если нагреть, лед опять превращается в воду. Вода: Хорошо, разгадали все мои секреты. А скажите, где вы можете отыскать меня в природе? Дети: В природе путешествует вода Она не исчезает никогда. То в снег превратиться, то в лед Растает – и снова в поход. По горным вершинам, широким долинам Вдруг в небо взовьется, дождем обернется. Вокруг оглянитесь, в природу вглядитесь Все вместе – Нас окружает везде и всегда Эта волшебница наша вода. Вода: Ну, молодцы! А теперь я хочу с вами немного поиграть. Я буду спрашивать, а вы, если со мной согласны, отвечайте: «Это я, это я, это все мои друзья». А если не согласны, то молчите. 1. Кто из вас купается, спортом занимается? 2. Кто из вас, скажите братцы, забывает умываться? 3. А кто любит закаляться, водой холодной обливаться? 4. И еще один вопрос: кто себе не моет нос? Молодцы, справились со всеми заданиями. Вы умные и внимательные. И вот вам мой совет: Умывайтесь, закаляйтесь Плаванием занимайтесь. И поверьте, что тогда Здоровы будете всегда. А чтобы ваше семечко проросло, нужно не забывать поливать его теплой водой… А теперь идите к воздуху. Воспитатель: Вот задачка так задачка: как же к воздуху дойти? Он же воздух- невидимка, как дорожку нам найти? ( Дует ветер) Воздух: Я по всей земле гуляю, тучи быстро разгоняю, Неизвестно где живу, налечу, деревья гну, Засвищу – по речке дрожь, озорник я – не уймешь. Девочка: Здравствуй, ветер. Ты нам очень нужен. Мы посадили семечко, но оно не прорастает. Земля посоветовала удобрить почву, вода – полить землю в горшочке. А ты можешь нам помочь? Воздух: Что же? Я помогу вам. А вы знаете, что представляет из себя воздух? И что такое ветер? Ребенок 1: Воздух – это смесь нескольких газов. Один из них кислород, который необходим нам для питания. Ребенок 2: Воздух, который окружает землю, находится в постоянном движении. Это движение называется ветром. Воздух: Молодцы! А скажите: 1. На какой звук начинается слово «ветер»? 2. А какой это звук? Расскажите о нем. ( Согласный, губной, звонкий, мягкий) 3. А сколько слогов в слове «ветер»? 4. А почему два слога? 5. А сколько всего звуков в слове «ветер»? 6. А какой бывает ветер? ( Теплый, холодный, тихий, сильный, ураганный) Воспитатель: А так писал о ветре А. С. Пушкин: Ветер, ветер – ты могуч, Ты гоняешь стаи туч. Гордо реешь на просторе И волнуешь сине море. Воздух: Много вы знаете о ветре, молодцы. А теперь я хочу с вами поиграть. Игра «Собери слово»( Дети из отдельных букв собирают слово «ветер») Воздух: Я совет вам свой дарю и напоследок говорю: Свежим воздухом дышите и цветок свой берегите. Воспитатель: Ветер дал нам хороший совет. А кто же еще нам поможет? Конечно же солнышко, без него нам не обойтись. Давайте позовем солнце на помощь. Дети: Выйди, выйди, солнышко! Посвяти щедрее, улыбнись нам ласково, сделай всех добрее. Солнце: Я соткано из зноя, несу тепло с собою Я реки согреваю, природу пробуждаю. Смотрю с утра в оконце и называюсь «солнце». Здравствуйте, ребята! Что у вас случилось? Мальчик: Здравствуй, солнышко! Но где ты? Мы тебя не видим. Мы посадили цветок и хотим его вырастить. Земля посоветовала удобрить почву, вода – полить, ветер сказал, что нужен свежий воздух. А ты, солнышко, сможешь нам помочь? Солнце: Набежала большая туча и я не могу выбраться. Если вы мне поможете, то и я поделюсь с вами своим советом. Воспитатель: Ребята, давайте скорее выручать солнце, а то без него никуда. ( Дети делают аппликацию солнца на магнитной доске) Солнце: Большое вам спасибо за то, что выручили меня. Теперь я согрею всех и всем станет тепло и радостно. Теперь моя очередь помочь вам. Поставьте свой цветок на солнечное место, чтобы ему тоже было тепло и радостно. Воспитатель: Спасибо тебе, солнышко. Вот и собрали мы все советы наших добрых друзей. А теперь давайте вспомним, что нужно для того, чтобы вырастить красивый цветок. Дети: 1. Хорошо удобренная почва. 2. Чистая, теплая вода. 3. Свежий воздух. 4. Солнечный свет. Воспитатель: Вы очень хорошо запомнили. И мы с вами можем теперь вырастить свой цветок. ( Стук в дверь. Приносят посылку. В ней письмо и фрукты. ) Письмо: Дорогие ребята! Мы посылаем вам наши подарки. Эти сочные плоды выросли на плодородной земле, на свежем воздухе, политые родниковой водой, согретые ласковым солнцем. Кушайте на здоровье! А еще умывайтесь, закаляйтесь, дышите свежим воздухом, занимайтесь спортом. Растите сильными, крепкими и здоровыми. Земля, вода, воздух, солнце. Воспитатель: Наши друзья рассказали нам все, чтобы вырастить цветок и чтобы нам быть сильными и крепкими. А еще, дети, нужно жить в дружбе и согласии со всем окружающим миром. Любить и беречь родную природу. Дружить с землей, водой, воздухом и солнцем и, конечно, друг с другом. ( Поют песню «Дружба крепкая») .
- Развлечение "Михайлов день"
- Тематический план подготовки к 70-летию в Великой Отечественной войне МБДОУ "Зубово-Полянский детский сад №3 "Ручеек" комбинированного вида" на 2013-2015гг
- Презентация "В гостях у бабушки Арины"
- Конспект интегрированного занятия в старшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий
- АНКЕТА (для родителей) по выявлению тревожности у ребёнка.