a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Информацинно-телекоммуникативные технологии при подготовке детей к школе

Опубликовано: 0000-00-00 00:00:00

Информатизация общего образования в нашей стране уже имеет свою историю и традиции. Компьютер активно входит в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей.

Если информатизация школьного образования уже прошла несколько этапов, а вот вопрос об использовании современных ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста только начинается. И в настоящее время это обусловлено необходимостью значительных перемен в системе дошкольного образования.

Особо острой и актуальной проблема развития информационно-коммуникативных технологий стала в связи с вступившим в действие приказами Минобрнауки России от 23.11.2009г., №655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» и от 20.07.2011г.№2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования», Федеральным Законом «Об образовании» в РФ от 26 декабря №273-ФЗ, проектом Федеральными государственными стандартами дошкольного образования.

В данных нормативных документах четко определены требования к кадровому обеспечению: «педагогические работники должны обладать основными компетенциями в овладении информационно-коммуникационными технологиями и умением применять их в воспитательно-образовательном процессе».

Что же это такое - ИКТ в  образовании? Информационно-коммуникационные технологии в образовании это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.

К техническим средствам на базе ИКТ, которыми мы располагаем в нашем ДОУ, относятся: – компьютеры  – мультимедийный проектор; – сканер; – принтер; – цифровой фотоаппарат;  – проекционный экран.

Наш детский сад не располагает компьютерным классом, и деятельность с использованием ИКТ предполагает не работу «один ребенок – один компьютер, а работу «воспитатель – компьютер – дети». Мы используем в мультимедийный проектор и проекционный экран (для группы детей).

В своей работе по подготовке детей к школе (я постоянно работаю в подготовительной логопедической группе) информационно-коммуникационные технологии использую по следующим направлениям:  – в  воспитательно-образовательном процессе; – во взаимодействии  с семьями воспитанников.

Наиболее сложным  является внедрение информационных технологий в воспитательно-образовательный процесс. Это требует, во-первых, оснащенности ДОУ мультимедийным оборудованием, во-вторых, требует от воспитателя владения компьютерной грамотностью, творческого подхода, поиска новых нетрадиционных форм и методов обучения.

Использование возможностей ИКТ в образовательном процессе при подготовке детей к школе способствует: – активизации познавательной, творческой деятельности, повышению качественной успеваемости дошкольников; – достижению целей обучения и воспитания с помощью современных электронных учебных материалов; – развитию навыков самообразования и самоконтроля; – повышению уровня комфортности обучения; –снижению дидактических затруднений у учащихся; – повышению активности и инициативности, учащихся назанятиях; – приобретению навыков работы на компьютере. Таким образом, использование информационных технологий в учебно-воспитательном процессе не только целесообразно, но и позволит достичь одной из целей, которую ставит перед педагогами федеральные государственные требования – подготовка разносторонней развитой личности. Введение информационных технологий в программу подготовки детей к школе является мощным фактором обогащения интеллектуального, нравственного, эстетического развития ребенка, а значит, приобщения его к миру информационной культуры.

Применение информационных технологий (презентации, слайд-шоу, развивающие игры) на занятиях в ДОУ позволяет преодолеть интеллектуальную пассивность детей на занятиях, даёт возможность повысить эффективность образовательной деятельности педагога ДОУ.

Одним из основных средств расширения детских представлений являются презентации, слайд-шоу, развивающие игры. Это наглядность, дающая возможность педагогу выстроить объяснение на занятиях логично, научно, с использованием видеофрагментов. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему. Также можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения.

Использование мультимедийных презентаций  обеспечивает наглядность, способствующую восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста.

В презентации возможно одновременное использование графической, текстовой, аудиовизуальной информации. С помощью компьютера можно смоделировать такие ситуации, которые нельзя или сложно увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков живой и неживой природы, работу некоторых механизмов, транспорта и т.д.). Уже само использование ИТ повышает и интерес и внимание детей, формирует у ребенка мотивационную, интеллектуальную готовность к школьному обучению.

Использование компьютерных технологий - это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.

Ведь возможности компьютера неисчерпаемы. Он позволяет изменить способы управления образовательной деятельностью, погружая дошкольника в определенную игровую ситуацию, дает ребенку возможность запросить определенную форму помощи. Применение компьютерной техники позволяет сделать деятельность привлекательной и по-настоящему современной, осуществлять индивидуализацию образования, объективно и своевременно проводить анализ и проводить итоги деятельности.

Не менее  ценный аспект подготовки ребёнка к школе с помощью обучающих, развивающих  игр - это приобщение малыша к исследовательской работе. Компьютерные игры  устроены так, что процесс их освоения побуждает ребёнка пробовать, проверять, уточнять, делать выводы, корректировать свои действия в соответствии с текущей ситуацией. Компьютерные развивающие игры нам покупаю родители, и в этом году подарили на выпускной. Мы детям демонстрируем их на экране.

Итак, можно сделать следующий вывод: использование компьютера в качестве помощника в подготовке дошкольника к обучению в школе не только возможно, но и необходимо: оно способствует повышению интереса к учёбе, её эффективности и развивает ребёнка всесторонне, повышает эффективность обучения дошкольника за счет повышения уровня его индивидуализации и дифференциации.

Нельзя забывать о таком важном условии информатизации учебного процесса, как забота о сохранении здоровья воспитанников. Соблюдение гигиенических норм должно быть неукоснительным. Необходимо помнить, что для детей 5 - 6 лет продолжительность подобной учебной деятельности не должна превышать 10 минут.

 

Особую значимость ИКТ приобретают в работе с родителями. Одна презентация деятельности воспитателя с иллюстративным показом фрагментов из жизни группы (мы это показывали на выпускном утреннике) заменяет десятки бесед с родителями на тему успешности детей. Кроме того, любая семья может иметь фрагменты презентаций в своей домашней видеотеке и просматривать их неоднократно.

Огромные возможности получения информации о ДОУ родители имеют,  посещая сайт нашего детского сада. Правда, мы стали практиковать это недавно.

Также, я считаю, нформационные технологии являются самым современным инструментом для сбора и обработки информации. С помощью информационных технологий очень  удобно: – составлять списки детей; – собирать сведения о родителях; – вести диагностику развития детей; – создавать различные бланки документов; – оформлять родительские уголки; – делать консультации и рекомендации для родителей; – создавать всевозможные папки, стенды, различные папки- передвижки и др. («Школа для молодых родителей», «Поиграйте с детьми в пальчиковые игры», «Разучите с детьми»; «Нельзя приносить в детский сад»).

В  заключении хочется немного сказать о трудностях применения ИКТ в работе с детьми в ДОУ: 1. Одного переносного Ноутбука явно недостаточно, не у всех воспитателей есть свой ноутбук; 2. Пользоваться с выходом в Интернет принесенным из дома компьютером (Ноутбуком) не представляется возможным, так как в детском саду  нет выхода в Интернет.

Но есть и хорошие стороны: 1. Многие воспитатели проносят из дома Ноутбук и используют его для показа презентаций, разучивания музыкальных произведений для ближайшего праздника (использую CD диск и музыкой «минусовка»); 2. Используют личный фотоаппарат для фотографирования детей (праздник, режимные моменты и др.), детских работ. 3.Дети с удовольствием делятся уже просмотренными мультфильмами, принося их для совметсного просмотра в ДОУ на вечер досуга. 4. Родители, хоть и немного пополняют коллекции развивающих игр.

Из всего выше сказанного можно сделать заключение, что даже наличие хорошей материально-технической и ресурсной базы ДОУ не достаточно для того, чтобы процесс информатизации образования действительно имел позитивные результаты. Очень важно, чтобы мы, педагоги,  умели и, самое главное, имели возможность и желание использовать ИКТ в своей работе. Одно из главнейших условий успеха информатизации учебного и воспитательного процессов – овладение нами новыми для нас  формами работы.

Подводя итог, можно сказать, что работа педагога в I ступени не может обойтись сегодня без применения информационно-коммуникативных технологий. Очевидно, что в будущем, с расширением возможностей компьютера по переработке информации и разработкой искусственного интеллекта, а также нового программного обеспечения, компьютер станет не просто многофункциональным инструментом, но и активным участником предшкольного образования.

Оставить комментарий: