МНЕМОТЕХНИКА КАК ПРИЕМ ОБУЧЕНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
Документы для скачивания
МНЕМОТЕХНИКА КАК ПРИЕМ ОБУЧЕНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
Дети дошкольного возраста отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания. Одним из способов планирования связанного высказывания служит метод наглядного моделирования.
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Мнемотехника– это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
В основе Метода лежит принцип замещения: реальный предмет замещается другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком.
Мнемотехника – помогает развивать:
-ассоциативное мышление
-зрительную и слуховую память
-зрительное и слуховое внимание
-воображение
-связную речь
-мелкую моторику рук
Моделирование при обучении связной речи представляет применение знаковой символики при заучивании стихотворения, пересказе текстов, описании одежды, обуви, овощей и фруктов, сочинении сказок, составление рассказов по картине (серии картин). При использовании наглядного моделирования дети знакомятся с графической моделью.
Элементы модели — условные заместители — символы разнообразного характера:
— геометрические фигуры;
— символические изображения предметов (контуры, силуэты, пиктограммы);
—планы и условные обозначения.
Для младших дошкольников в качестве символов-заместителей можно использовать геометрические фигуры, формой и цветом напоминающие замещаемый предмет (оранжевый треугольник — лиса, белый круг — заяц, серый круг — мышонок, зеленый треугольник — елочка). Важно, чтобы дети усвоили внешний признак, выделяемый как основной (цвет, размер), служащий отправной точкой для построения логики рассказа (сказки) с помощью заместителей.
На последующих этапах дети выбирают заместители без учета внешних признаков объекта. В этом случае они ориентируются на качественные характеристики: злой, добрый, трусливый, смелый и т.д.
Положительный образ, как правило, замещается светлыми тонами, отрицательный — темными.
Для успешного закрепления материала можно использовать дидактические игры: «Назови предмет», «На что похоже?», Подбери пару», «домики свойств», «Путаница».
Этапы работы при обучении пересказу
- Этап 1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
- Этап 2. Осуществляется перекодирование информации – преобразование из абстрактных символов в образы.
- Этап 3. Пересказ сказки с опорой на символы, т. е. происходит отработка метода запоминания.
- Этап 4. Делается графическая зарисовка -мнемотаблица.
- Этап 5. Каждая таблица может быть воспроизведена ребёнком при её показе ему.
Моделирование сказок Работу целесообразно начать с повторения хорошо знакомых детям сказок: «Репка», «Теремок», «Колобок», «Три медведя».
Предварительная работа:
—вспомнить и назвать героев сказки, уточнить их количество, детали одежды;
—рассмотреть картинки из сказки;
—обыграть сказку;
—нарисовать или вылепить героев сказки.
После проведения предварительной работы можно предложить детям условные заместители персонажей сказки: круги, полоски, квадраты, треугольники.
В следующий раз можно использовать геометрические фигуры одинакового размера, но разного цвета и предложить детям выбрать нужные из них. С помощью условных заместителей дети быстро составляют модель сказки и без труда пересказывают ее.(сказки «Дюймовочка», «Красная шапочка» и т. д.)
При обучении детей приемам запоминания используются схемы, мнемотаблицы, которые служат опорой для запоминания словесного материала. При этом включаются в работу не только слуховые, но и зрительные анализаторы.
Работа над составлением описателыных рассказов
Начать составлять описательные рассказы можно с подбора трех-четырех признаков (название предмета, цвет, форма, размер), постепенно увеличивая количество пунктов плана рассказа. Это можно использовать для рассказа по темам: «Овощи», «Фрукты», «Времена года», »Игрушки», «Домашние и дикие животные», «Птицы», «Транспорт», «Человек».
Например, схемы для составления рассказов об овощах (фруктах) сначала состояли из четырех признаков:
—что это? (лук, горох, баклажан...);
—цвет (зеленый, красный...);
—форма (овальный, круглый...);
— величина.
По мере овладения детьми навыка составления описательного рассказа количество признаков постепенно увеличивается до 12.
Использование технологий моделирования при заучивании стихотворений:
• Чтение стихотворения воспитателем.
• Беседа о прочитанном.
• Рассказывание стихотворения воспитателем с параллельным выставлением моделей.
• Рассказывание стихотворения детьми с опорой на модели (по цепочке).
• Рассказывание стихотворения одним ребенком с одновременным подбором и выставлением моделей.
Похожая работа проводится по описательным рассказам.
Необходимое условие работы с использованием технологии моделирования быть последовательным и терпеливым. Главное заинтересовать ребенка!
- Развлечение "Михайлов день"
- Тематический план подготовки к 70-летию в Великой Отечественной войне МБДОУ "Зубово-Полянский детский сад №3 "Ручеек" комбинированного вида" на 2013-2015гг
- Презентация "В гостях у бабушки Арины"
- Конспект интегрированного занятия в старшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий
- АНКЕТА (для родителей) по выявлению тревожности у ребёнка.