«Организация образовательной работы по приобщению детей к художественной литературе, воспитанию в дошкольнике грамотного дошкольника»
Ничто так не характеризует степень развития общества,
Степень общественной культуры,
Как уровень читающей публики
В данный исторический момент.
Н.А Рубакин
Рубеж 20- 21 века ознаменовался кризисом чтения во всемирном масштабе. Выросло поколение «экранных» детей, не имеющих интереса к чтению. Книга как носитель духовности перестала воздействовать на юного читателя. Плоды этого мы начали пожинать сегодня: низкий уровень развития речи, воображения, восприятия, коммуникативных навыков, вообще нравственных устоев.
Аксиомой в данной проблеме является то, что мы не властны, да и не имеем права лишать детей того, что принес прогресс, как не имеем права не замечать и отрицать все то, что электронный мир таит в себе.
Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. Аудио- и видеотехника, дающая готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работать с ней: ведь книга требует систематического чтения, напряжения мысли. Поэтому современные дети предпочитают книге просмотр телевизора, компьютерные игры. А ведь художественная литература играет большую роль в личностном развитии человека. Входя в жизнь человека в раннем детстве, литература постепенно создает круг его нравственных суждений и представлений. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно и ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, т.к., расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи.
Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте.
Процесс общения ребенка-дошкольника с книгой – это процесс становления в нем личности. Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребенок должен любить книгу, тянуться к ней, воспринимать общение с ней как праздник. Ребенок-дошкольник является своеобразным читателем. Слово «читатель» по отношению к дошкольному возрасту условно. В действительности это слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста для чтения и кончая продолжительностью общения с книгой. Вкус, интерес к произведению, его трактовка, умение ориентироваться в круге детского чтения, создание системы чтения – все это во власти взрослого. От взрослого в большой степени зависит и то, станет ли ребенок настоящим, увлеченным читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве мелькнет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни. Система работы с детьми в детском саду включает цели, задачи, формы, методы любого направления работы с детьми.
Целью работы по приобщению детей к чтению в детском саду является: 1 Учить детей слушать чтение
2 Учить глубоко, постигать текст
3 Воспитывать грамотного читателя При осуществлении этой цели решаются задачи умственного, эстетического, нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Умственное воспитание – это развитие восприятия, мышления, развитие речи. Эстетическое воспитание – это развитие творческих способностей детей. Чтение особенно сказок формирует нравственный багаж ребенка. «У кого в детстве не было сказки, тот вырастает сухим, колючим человеком, и люди о него ушибаются как о лежачий на дороге камень и укалываются как о лист осота» - это высказывание И. Токмаковой.
Эти задачи решаются посредством различных форм работы с детьми:
1 Ежедневное чтение сказок, рассказов, стихов.
2 Самостоятельное рассматривание книг.
3 Организованные занятия.
4 Свободное общение воспитателя с детьми на основе художественной литературы.
5 Сотрудничество с родителями по данной проблеме. Процесс ежедневного чтения должен занимать не менее 30 минут в день (в зависимости от возраста). Целью ежедневного чтения является глубокое постижение текста детьми. Ежедневное чтение предполагает отбор произведений. Наиболее оптимальный вариант – объединение их на основе жанровой принадлежности и чередовании рассказов, сказок, стихотворений. 1-я неделя – чтение народных и авторских сказок; драматизация произведений или отрывков из сказок; рассматривание иллюстрированных изданий сказок. 2 – неделя - чтение стихотворений; 3 - неделя – чтение рассказов и повестей; рассматривание иллюстраций к отдельным произведениям; 4 – неделя – путешествие по страницам «толстой книги» ( встаршем дошкольном возрасте) После того как книжка прочитана, внимание детей зафиксировано на ее содержании, воспитатель показывает иллюстрации к ней. В зависимости от возраста детей воспитатель меняет приемы рассматривания художественных иллюстраций. В первой и второй младшей группе приемы рассматривания имеют целью узнавание ребенком персонажей, вещей: -Узнай, кто это? -Покажи, где, кто или что? В средней группе – соотнесение фраз текста с картинками: -Найди картинку к таким словам. - Какие слова подходят к этой картинке? В старшей группе – подведение ребенка к оценке цвета нарисованных предметов, выразительности жеста героя, расположение фигур: -Почему нравится тебе эта картинка? В подготовительной к школе группе – сравнение иллюстраций разных художников-иллюстраторов к одному и тому же произведению. Главная цель рассматривание иллюстраций во всех возрастных группах – вызвать детей на разговор. При рассматривании книг с ранних лет необходимо учить детей относиться к книге как величайшей ценности, правильно держать ее в руках, правильно перелистывать, знать ее место на книжной полке, помнить о том, что у книги есть автор и название. Организованные занятия по ознакомлению с художественной литературой детей разных возрастных групп организуются по-разному.
Чтобы осуществлять различные формы работы по приобщению детей к книге, в детском саду должны быть созданы определенные условия:
1 Наличие возрастного библиотечного фонда художественной литературы.
2 Наличие портретного фонда детских писателей
3 Наличие грамматических словарей для воспитателей.
4 Организация групповых книжных уголков.
В каждой возрастной группе детского сада устраиваются своеобразные информационные центры – уголки книг. Как правило, книги эти богато иллюстрированы, в хорошем состоянии. Состав книг в групповых книжных уголках время от времени обновляются или полностью, или частично не только потому, что книги изнашиваются, но и потому, что процесс воспитания детей требует их постоянного тематического обновления. Дети берут книги из книжного уголка по своему желанию и вкусу, но затем обязательно ставят на место.В старшем дошкольном возрасте должно быть организовано дежурство детей, которые выдают и получают книги, отвечают за их сохранность. Если обнаруживается потрепанная книга, воспитатель младшей и средней группы сам ее ремонтирует, желательно в присутствии детей. В старших группах к починке книг привлекаются и дети. В книжных уголках периодически организуются тематические книжные выставки.
Мы знаем, что художественная литература служит могучим средством умственного, нравственного и эстетического восприятия. Она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребёнка.
Дети дошкольного возраста – это слушатели, а не читатели и поэтому на взрослых лежит большая ответственность – донести до детей каждое художественное произведение как вид искусства, раскрыть его замысел, зарядить слушателей эмоциональным отношением к литературным персонажам; их поступкам и чувствам.
Процесс чтения – это совместная работа ума и души. Но я столкнулась с тем, что родителям, в силу своей занятости, некогда читать детям, отвечать на их вопросы. Общение с дошкольниками в семье недооценивается родителями и заменяется просмотром телепередач, интернетом. Поэтому я решила помочь родителям в литературном развитии ребёнка, в формировании у малыша читательского вкуса, отношения к книге как явлению культуры.
Для решения этой задачи надо:
- Быть партнером в решении этих задач.
В группе, я стала приобщать детей к познавательной литературе – это способствует развитию интеллекта и умственной активности ребёнка, так как 5 лет – это возраст «почемучек». В книжном уголке находились не только программные произведения, но и книги детей из дома, книги-вырубки (обложка по контуру главного героя), книги-панорамы (с движущимися фигурками), которыми дети сами манипулируют, рассказывая произведение. Сюда я поместила и сказки, и стихи, и альбомы с иллюстрациями. Организовывала различные инсценировки, показ сказок в театральном уголке, дети играли в настольно-печатные игры.
Так же был разработан план работы с книгой на год, рекомендации для родителей об организации домашнего чтения:
В результате этой работы, мы получили неплохой результат: дети слушали с интересом литературные тексты, старались понять характер героев и передать его в драматизациях, в небольших инсценировках. Чаще стали играть в театральном уголке, придумывая свои сюжеты и своих героев. Речь стала более выразительной, законченной.
Продолжая работу, я поставила перед собой новые задачи:
Более глубоко дети стали знакомиться с фольклорным искусством, большое внимание стало уделяться нравственным понятиям: правда и ложь, смелость и трусость, добро и зло, щедрость и жадность.
Чтение книги и беседа о ней, неотрывно связаны с развитием речи.
А значит, необходимо обратить внимание на:
Из бесед с детьми я выяснила, что дети стремятся к литературе, им нравится слушать произведения, стихи и даже придумывать свои сюжеты. Как известно, дети – фантазёры и эти их выдумки зарождают начало творческой мысли, творческой деятельности.
На полках появились новые дидактические игры, требующие умственных способностей, в театральном уголке – новые, придуманные детьми атрибуты к сказкам.
Большое внимание уделялось речевому дыханию, выразительности, громкости произносимых диалогов, умению передать интонацией, движением характеры героев.
У детей появилось желание самим узнать о том, что их волнует. Речь их заметно изменилась, они совместно рассматривали и обсуждали книги, даже спорили о прочитанном. Больше времени стало уделяться чтению литературы, а вместе с тем и развитию речи детей.
Одним из методов работы с детьми, в процессе ознакомления с художественной литературой, использую метод моделирования. Когда при ознакомлении детей со сказками, рассказами, стихами воспитатель моделирует объекты-главные герои , что позволяет повысить интерес к произведению, понять его содержание, последовательность событий в сказках. Так, при знакомстве детей с русскими народными сказками, используется модель "Волшебные кружочки". После рассказывания воспитателем сказки с использованием настольного или пальчикового театра, детям предлагается повторить сказку. После повторения сказки воспитатель предлагает детям сесть за стол. Каждому ребенку раздается листок с нарисованными кружками по количеству персонажей сказки. Предлагает их рассмотреть и поиграть в волшебников, превратив кружки в героев сказки. Воспитатель, напоминает содержание сказки и его героев, обсуждая с детьми их образы. Эти модели дети забирают домой, и рассказывают с помощью них сказку родителям. Также, для моделирования сказки, используем геометрические фигуры. Детям предлагается к каждому персонажу подобрать соответствующую геометрическую фигуру. В старшем дошкольном возрасте модели усложняются.
А также в своей работе я использую проектный метод, который открывает большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности всех участников образовательного процесса: детей, педагогов и родителей. В основе проектной деятельности лежит особый стиль взаимодействия всех участников образовательного процесса, обозначаемый словом "сотрудничество". Сотрудничают все: педагог- с родителями и детьми, дети - друг с другом, с родителями и педагогом.
Познавательно-исследовательская деятельность - это такая деятельность, в которой проявляется активность ребенка, впрямую направленная на освоение окружающего мира, его вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизация.
Но, работая с детьми, мы не можем не контактировать с родителями. Поэтому была проведена работа с родителями по приобщению детей к художественной литературе.
Наряду с составлением перспективного плана работы с родителями, было проведено анкетирование с целью выявления и отношения родителей к литературному развитию.
Обязательное включение родителей в организацию и проведение литературных викторин, праздников. Вовлечение родителей в оформление информационного пространства в группе, связанного с книгой (выставки книг, аннотирование, рекомендации о том, что читать детям). Оформление информации о книгах, которые читаются детям на занятиях.
Ничто так не характеризует степень развития общества,
Степень общественной культуры,
Как уровень читающей публики
В данный исторический момент.
Н.А Рубакин
Рубеж 20- 21 века ознаменовался кризисом чтения во всемирном масштабе. Выросло поколение «экранных» детей, не имеющих интереса к чтению. Книга как носитель духовности перестала воздействовать на юного читателя. Плоды этого мы начали пожинать сегодня: низкий уровень развития речи, воображения, восприятия, коммуникативных навыков, вообще нравственных устоев.
Аксиомой в данной проблеме является то, что мы не властны, да и не имеем права лишать детей того, что принес прогресс, как не имеем права не замечать и отрицать все то, что электронный мир таит в себе.
Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. Аудио- и видеотехника, дающая готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работать с ней: ведь книга требует систематического чтения, напряжения мысли. Поэтому современные дети предпочитают книге просмотр телевизора, компьютерные игры. А ведь художественная литература играет большую роль в личностном развитии человека. Входя в жизнь человека в раннем детстве, литература постепенно создает круг его нравственных суждений и представлений. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно и ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, т.к., расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи.
Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте.
Процесс общения ребенка-дошкольника с книгой – это процесс становления в нем личности. Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребенок должен любить книгу, тянуться к ней, воспринимать общение с ней как праздник. Ребенок-дошкольник является своеобразным читателем. Слово «читатель» по отношению к дошкольному возрасту условно. В действительности это слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста для чтения и кончая продолжительностью общения с книгой. Вкус, интерес к произведению, его трактовка, умение ориентироваться в круге детского чтения, создание системы чтения – все это во власти взрослого. От взрослого в большой степени зависит и то, станет ли ребенок настоящим, увлеченным читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве мелькнет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни. Система работы с детьми в детском саду включает цели, задачи, формы, методы любого направления работы с детьми.
Целью работы по приобщению детей к чтению в детском саду является: 1 Учить детей слушать чтение
2 Учить глубоко, постигать текст
3 Воспитывать грамотного читателя При осуществлении этой цели решаются задачи умственного, эстетического, нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Умственное воспитание – это развитие восприятия, мышления, развитие речи. Эстетическое воспитание – это развитие творческих способностей детей. Чтение особенно сказок формирует нравственный багаж ребенка. «У кого в детстве не было сказки, тот вырастает сухим, колючим человеком, и люди о него ушибаются как о лежачий на дороге камень и укалываются как о лист осота» - это высказывание И. Токмаковой.
Эти задачи решаются посредством различных форм работы с детьми:
1 Ежедневное чтение сказок, рассказов, стихов.
2 Самостоятельное рассматривание книг.
3 Организованные занятия.
4 Свободное общение воспитателя с детьми на основе художественной литературы.
5 Сотрудничество с родителями по данной проблеме. Процесс ежедневного чтения должен занимать не менее 30 минут в день (в зависимости от возраста). Целью ежедневного чтения является глубокое постижение текста детьми. Ежедневное чтение предполагает отбор произведений. Наиболее оптимальный вариант – объединение их на основе жанровой принадлежности и чередовании рассказов, сказок, стихотворений. 1-я неделя – чтение народных и авторских сказок; драматизация произведений или отрывков из сказок; рассматривание иллюстрированных изданий сказок. 2 – неделя - чтение стихотворений; 3 - неделя – чтение рассказов и повестей; рассматривание иллюстраций к отдельным произведениям; 4 – неделя – путешествие по страницам «толстой книги» ( встаршем дошкольном возрасте) После того как книжка прочитана, внимание детей зафиксировано на ее содержании, воспитатель показывает иллюстрации к ней. В зависимости от возраста детей воспитатель меняет приемы рассматривания художественных иллюстраций. В первой и второй младшей группе приемы рассматривания имеют целью узнавание ребенком персонажей, вещей: -Узнай, кто это? -Покажи, где, кто или что? В средней группе – соотнесение фраз текста с картинками: -Найди картинку к таким словам. - Какие слова подходят к этой картинке? В старшей группе – подведение ребенка к оценке цвета нарисованных предметов, выразительности жеста героя, расположение фигур: -Почему нравится тебе эта картинка? В подготовительной к школе группе – сравнение иллюстраций разных художников-иллюстраторов к одному и тому же произведению. Главная цель рассматривание иллюстраций во всех возрастных группах – вызвать детей на разговор. При рассматривании книг с ранних лет необходимо учить детей относиться к книге как величайшей ценности, правильно держать ее в руках, правильно перелистывать, знать ее место на книжной полке, помнить о том, что у книги есть автор и название. Организованные занятия по ознакомлению с художественной литературой детей разных возрастных групп организуются по-разному.
Чтобы осуществлять различные формы работы по приобщению детей к книге, в детском саду должны быть созданы определенные условия:
1 Наличие возрастного библиотечного фонда художественной литературы.
2 Наличие портретного фонда детских писателей
3 Наличие грамматических словарей для воспитателей.
4 Организация групповых книжных уголков.
В каждой возрастной группе детского сада устраиваются своеобразные информационные центры – уголки книг. Как правило, книги эти богато иллюстрированы, в хорошем состоянии. Состав книг в групповых книжных уголках время от времени обновляются или полностью, или частично не только потому, что книги изнашиваются, но и потому, что процесс воспитания детей требует их постоянного тематического обновления. Дети берут книги из книжного уголка по своему желанию и вкусу, но затем обязательно ставят на место.В старшем дошкольном возрасте должно быть организовано дежурство детей, которые выдают и получают книги, отвечают за их сохранность. Если обнаруживается потрепанная книга, воспитатель младшей и средней группы сам ее ремонтирует, желательно в присутствии детей. В старших группах к починке книг привлекаются и дети. В книжных уголках периодически организуются тематические книжные выставки.
Мы знаем, что художественная литература служит могучим средством умственного, нравственного и эстетического восприятия. Она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребёнка.
Дети дошкольного возраста – это слушатели, а не читатели и поэтому на взрослых лежит большая ответственность – донести до детей каждое художественное произведение как вид искусства, раскрыть его замысел, зарядить слушателей эмоциональным отношением к литературным персонажам; их поступкам и чувствам.
Процесс чтения – это совместная работа ума и души. Но я столкнулась с тем, что родителям, в силу своей занятости, некогда читать детям, отвечать на их вопросы. Общение с дошкольниками в семье недооценивается родителями и заменяется просмотром телепередач, интернетом. Поэтому я решила помочь родителям в литературном развитии ребёнка, в формировании у малыша читательского вкуса, отношения к книге как явлению культуры.
Для решения этой задачи надо:
- Быть партнером в решении этих задач.
В группе, я стала приобщать детей к познавательной литературе – это способствует развитию интеллекта и умственной активности ребёнка, так как 5 лет – это возраст «почемучек». В книжном уголке находились не только программные произведения, но и книги детей из дома, книги-вырубки (обложка по контуру главного героя), книги-панорамы (с движущимися фигурками), которыми дети сами манипулируют, рассказывая произведение. Сюда я поместила и сказки, и стихи, и альбомы с иллюстрациями. Организовывала различные инсценировки, показ сказок в театральном уголке, дети играли в настольно-печатные игры.
Так же был разработан план работы с книгой на год, рекомендации для родителей об организации домашнего чтения:
В результате этой работы, мы получили неплохой результат: дети слушали с интересом литературные тексты, старались понять характер героев и передать его в драматизациях, в небольших инсценировках. Чаще стали играть в театральном уголке, придумывая свои сюжеты и своих героев. Речь стала более выразительной, законченной.
Продолжая работу, я поставила перед собой новые задачи:
Более глубоко дети стали знакомиться с фольклорным искусством, большое внимание стало уделяться нравственным понятиям: правда и ложь, смелость и трусость, добро и зло, щедрость и жадность.
Чтение книги и беседа о ней, неотрывно связаны с развитием речи.
А значит, необходимо обратить внимание на:
Из бесед с детьми я выяснила, что дети стремятся к литературе, им нравится слушать произведения, стихи и даже придумывать свои сюжеты. Как известно, дети – фантазёры и эти их выдумки зарождают начало творческой мысли, творческой деятельности.
На полках появились новые дидактические игры, требующие умственных способностей, в театральном уголке – новые, придуманные детьми атрибуты к сказкам.
Большое внимание уделялось речевому дыханию, выразительности, громкости произносимых диалогов, умению передать интонацией, движением характеры героев.
У детей появилось желание самим узнать о том, что их волнует. Речь их заметно изменилась, они совместно рассматривали и обсуждали книги, даже спорили о прочитанном. Больше времени стало уделяться чтению литературы, а вместе с тем и развитию речи детей.
Одним из методов работы с детьми, в процессе ознакомления с художественной литературой, использую метод моделирования. Когда при ознакомлении детей со сказками, рассказами, стихами воспитатель моделирует объекты-главные герои , что позволяет повысить интерес к произведению, понять его содержание, последовательность событий в сказках. Так, при знакомстве детей с русскими народными сказками, используется модель "Волшебные кружочки". После рассказывания воспитателем сказки с использованием настольного или пальчикового театра, детям предлагается повторить сказку. После повторения сказки воспитатель предлагает детям сесть за стол. Каждому ребенку раздается листок с нарисованными кружками по количеству персонажей сказки. Предлагает их рассмотреть и поиграть в волшебников, превратив кружки в героев сказки. Воспитатель, напоминает содержание сказки и его героев, обсуждая с детьми их образы. Эти модели дети забирают домой, и рассказывают с помощью них сказку родителям. Также, для моделирования сказки, используем геометрические фигуры. Детям предлагается к каждому персонажу подобрать соответствующую геометрическую фигуру. В старшем дошкольном возрасте модели усложняются.
А также в своей работе я использую проектный метод, который открывает большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности всех участников образовательного процесса: детей, педагогов и родителей. В основе проектной деятельности лежит особый стиль взаимодействия всех участников образовательного процесса, обозначаемый словом "сотрудничество". Сотрудничают все: педагог- с родителями и детьми, дети - друг с другом, с родителями и педагогом.
Познавательно-исследовательская деятельность - это такая деятельность, в которой проявляется активность ребенка, впрямую направленная на освоение окружающего мира, его вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизация.
Но, работая с детьми, мы не можем не контактировать с родителями. Поэтому была проведена работа с родителями по приобщению детей к художественной литературе.
Наряду с составлением перспективного плана работы с родителями, было проведено анкетирование с целью выявления и отношения родителей к литературному развитию.
Обязательное включение родителей в организацию и проведение литературных викторин, праздников. Вовлечение родителей в оформление информационного пространства в группе, связанного с книгой (выставки книг, аннотирование, рекомендации о том, что читать детям). Оформление информации о книгах, которые читаются детям на занятиях.
Ничто так не характеризует степень развития общества,
Степень общественной культуры,
Как уровень читающей публики
В данный исторический момент.
Н.А Рубакин
Рубеж 20- 21 века ознаменовался кризисом чтения во всемирном масштабе. Выросло поколение «экранных» детей, не имеющих интереса к чтению. Книга как носитель духовности перестала воздействовать на юного читателя. Плоды этого мы начали пожинать сегодня: низкий уровень развития речи, воображения, восприятия, коммуникативных навыков, вообще нравственных устоев.
Аксиомой в данной проблеме является то, что мы не властны, да и не имеем права лишать детей того, что принес прогресс, как не имеем права не замечать и отрицать все то, что электронный мир таит в себе.
Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. Аудио- и видеотехника, дающая готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работать с ней: ведь книга требует систематического чтения, напряжения мысли. Поэтому современные дети предпочитают книге просмотр телевизора, компьютерные игры. А ведь художественная литература играет большую роль в личностном развитии человека. Входя в жизнь человека в раннем детстве, литература постепенно создает круг его нравственных суждений и представлений. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно и ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, т.к., расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи.
Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте.
Процесс общения ребенка-дошкольника с книгой – это процесс становления в нем личности. Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребенок должен любить книгу, тянуться к ней, воспринимать общение с ней как праздник. Ребенок-дошкольник является своеобразным читателем. Слово «читатель» по отношению к дошкольному возрасту условно. В действительности это слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста для чтения и кончая продолжительностью общения с книгой. Вкус, интерес к произведению, его трактовка, умение ориентироваться в круге детского чтения, создание системы чтения – все это во власти взрослого. От взрослого в большой степени зависит и то, станет ли ребенок настоящим, увлеченным читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве мелькнет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни. Система работы с детьми в детском саду включает цели, задачи, формы, методы любого направления работы с детьми.
Целью работы по приобщению детей к чтению в детском саду является: 1 Учить детей слушать чтение
2 Учить глубоко, постигать текст
3 Воспитывать грамотного читателя При осуществлении этой цели решаются задачи умственного, эстетического, нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Умственное воспитание – это развитие восприятия, мышления, развитие речи. Эстетическое воспитание – это развитие творческих способностей детей. Чтение особенно сказок формирует нравственный багаж ребенка. «У кого в детстве не было сказки, тот вырастает сухим, колючим человеком, и люди о него ушибаются как о лежачий на дороге камень и укалываются как о лист осота» - это высказывание И. Токмаковой.
Эти задачи решаются посредством различных форм работы с детьми:
1 Ежедневное чтение сказок, рассказов, стихов.
2 Самостоятельное рассматривание книг.
3 Организованные занятия.
4 Свободное общение воспитателя с детьми на основе художественной литературы.
5 Сотрудничество с родителями по данной проблеме. Процесс ежедневного чтения должен занимать не менее 30 минут в день (в зависимости от возраста). Целью ежедневного чтения является глубокое постижение текста детьми. Ежедневное чтение предполагает отбор произведений. Наиболее оптимальный вариант – объединение их на основе жанровой принадлежности и чередовании рассказов, сказок, стихотворений. 1-я неделя – чтение народных и авторских сказок; драматизация произведений или отрывков из сказок; рассматривание иллюстрированных изданий сказок. 2 – неделя - чтение стихотворений; 3 - неделя – чтение рассказов и повестей; рассматривание иллюстраций к отдельным произведениям; 4 – неделя – путешествие по страницам «толстой книги» ( встаршем дошкольном возрасте) После того как книжка прочитана, внимание детей зафиксировано на ее содержании, воспитатель показывает иллюстрации к ней. В зависимости от возраста детей воспитатель меняет приемы рассматривания художественных иллюстраций. В первой и второй младшей группе приемы рассматривания имеют целью узнавание ребенком персонажей, вещей: -Узнай, кто это? -Покажи, где, кто или что? В средней группе – соотнесение фраз текста с картинками: -Найди картинку к таким словам. - Какие слова подходят к этой картинке? В старшей группе – подведение ребенка к оценке цвета нарисованных предметов, выразительности жеста героя, расположение фигур: -Почему нравится тебе эта картинка? В подготовительной к школе группе – сравнение иллюстраций разных художников-иллюстраторов к одному и тому же произведению. Главная цель рассматривание иллюстраций во всех возрастных группах – вызвать детей на разговор. При рассматривании книг с ранних лет необходимо учить детей относиться к книге как величайшей ценности, правильно держать ее в руках, правильно перелистывать, знать ее место на книжной полке, помнить о том, что у книги есть автор и название. Организованные занятия по ознакомлению с художественной литературой детей разных возрастных групп организуются по-разному.
Чтобы осуществлять различные формы работы по приобщению детей к книге, в детском саду должны быть созданы определенные условия:
1 Наличие возрастного библиотечного фонда художественной литературы.
2 Наличие портретного фонда детских писателей
3 Наличие грамматических словарей для воспитателей.
4 Организация групповых книжных уголков.
В каждой возрастной группе детского сада устраиваются своеобразные информационные центры – уголки книг. Как правило, книги эти богато иллюстрированы, в хорошем состоянии. Состав книг в групповых книжных уголках время от времени обновляются или полностью, или частично не только потому, что книги изнашиваются, но и потому, что процесс воспитания детей требует их постоянного тематического обновления. Дети берут книги из книжного уголка по своему желанию и вкусу, но затем обязательно ставят на место.В старшем дошкольном возрасте должно быть организовано дежурство детей, которые выдают и получают книги, отвечают за их сохранность. Если обнаруживается потрепанная книга, воспитатель младшей и средней группы сам ее ремонтирует, желательно в присутствии детей. В старших группах к починке книг привлекаются и дети. В книжны