a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Игрушка в жизни ребенка

Автор: Войлочникова Галина Васильевна Опубликовано: 0000-00-00 00:00:00

Игрушка в жизни ребенка

Давайте вспомним наше детство... Что прихо­дит сразу? Конечно, мамины теплые руки, и... лю­бимый плюшевый мишка (кукла, зайчик и т. д. — у каждого свое). Именно с игрушками у большин­ства людей ассоциируется детство. Но, кроме лич­ной ценности для каждого из нас, игрушка обла­дает ценностью общечеловеческой, так как пред­ставляет собой творение не менее грандиозное, чем компьютер. Кроме того, нет в мире учителя и воспитателя более грамотного и более веселого одновременно. Поэтому относиться к выбору иг­рушек, по крайней мере взрослым, нужно очень серьезно.

Итак, начнем с самых маленьких. В первые дни и месяцы своей жизни возможность познания ре­бенком окружающего мира ограничена. Весь мир для малыша заключается в маме, ее улыбке. И через общение с ней ребенок знакомится с пер­выми предметами и игрушками. В этот период ма­лышу необходимы всевозможные кольца из рези­ны, погремушки, подвески. Они должны быть яр­кими и находиться в поле зрения ребенка, так как игрушка должна привлекать внимание ребенка. Чуть позже, с развитием хватания, малыш дол­жен иметь возможность действовать с предметом: стучать им, кидать его. Хорошо, если игрушка бу­дет звучащей. В 6—9 месяцев можно добавить так называемые игрушки-вкладыши, которые позво­ляют ребенку развиваться интеллектуально. По­степенно в предметный мир малыша можно вво­дить животных и пупсов из резины. У них должны быть крупные составные части и хорошо прорисо­ванные детали лица. В 9—12 месяцев можно пора­довать ребенка заводными игрушками-забавами: клюющими курочками, барабанящими зайцами. В 10—12 месяцев ребенку уже нужны пирамидки из 3—5 колец и кубики. Многих родителей насто­раживает то, что в этот период ребенок буквально все тянет в рот. Не пугайтесь: во-первых, у малы­ша просто режутся зубки, а во-вторых, рот явля­ется для ребенка таким же средством познания, как и руки, и глаза. Вам необходимо лишь помнить о гигиене игрушек.

В возрасте от 1-го года до 3-х лет малыш стано­вится более самостоятельным, у него появляется возможность самостоятельно передвигаться. Но ра­дость малышу — проблемы родителям! Чтобы ваши любимые вазы, сервизы и книги и дальше продолжали служить вам — уберите их с глаз ре­бенка, не провоцируйте его на «подвиги». В этот период уже можно купить ребенку меховую игруш­ку, с которой он будет замечательно засыпать. А большая коробка и ваша помощь помогут малы­шу запомнить, что игрушки надо убирать.

К 3-м годам малыш начинает усваивать функ­циональное назначение предметов. А где, как не в игре, он может наиболее четко усвоить, что на сту­ле сидят, а едят с тарелки? Поэтому необходимо расширить набор детских игрушек посудой и ме­белью. Она должна по размеру приближаться к детской, но быть более легкой. Ребенок стремится жить взрослой жизнью, так помогите ему. Игру­шечное отображение реальной жизни позволит ре­бенку легко освоиться далее в коллективе сверст­ников и полноценно развиваться как эмоциональ­но, так и интеллектуально.

К 3-м годам игрушки, живущие у ребенка, дол­жны увеличиться в размерах: большая кукла, боль­шая машина, большой игрушечный зверь. В набор игрушек необходимо включать и всевозмож­ные пирамидки, конструкторы. Эти игрушки сами подсказывают ребенку, как с ними действовать. Например, пирамидка с конусообразным стержнем не позволит ребенку хаотично нанизать колечки, он должен будет понять принцип сбора пирамид­ки. Или всем нам известные матрешки. Если хотя бы одну из них ребенок поместит неправильно — матрешки не будут неразлучными сестрами. Так­же в этот период нужно вводить в жизнь ребенка различные настольно-печатные игры.

К 4—5-ти годам живейший интерес у ребенка начинают вызывать всевозможные наборы семей, солдатиков, зверушек. Ребенок начинает придумы­вать с ними различные варианты игр. Вообще, в этом возрасте ребенку начинают быть доступными все виды игрушек: и куклы, и строительный материал, и головоломки, и атрибуты профессиональ­ной деятельности, и различные технические игруш­ки. Игровые предпочтения начинают делиться по половому признаку: мальчики выбирают машин­ки и оружие, а девочки — кукол и все, что с ними связано. Но и у тех, и у других продолжает разви­ваться интерес к различным видам мозаики и лото. К 6-ти годам у ребенка просыпается интерес к мо­делированию, конструированию, т. е. к тем играм, которые позволяют ему что-нибудь смастерить сво­ими руками.

Все вышеперечисленные игрушки можно отнес­ти к, так называемым, «готовым формам», т. е. эти игрушки изготовлены фабричным способом и в них уже заложено функциональное назначение. Но су­ществует еще одна, не менее важная группа — пред­меты-заместители. Она включает в себя, с точ­ки зрения взрослого, совершенно ненужные вещи, а точнее — мусор. Но для ребенка это наиценней­ший материал для развития фантазии и творче­ства. Это всевозможные лоскутки, тряпочки, ко­робочки, обрубки дощечек или палочек, кружоч­ки, обломки чего-нибудь и т. д. Введение этих предметов целесообразно с 2— 3-х лет, так как именно в этот период происходит развитие активной речи, а предметы-заместители ставят малыша перед необходимостью называния их реально существующим и принятым по отноше­нию к тому или иному предмету словом. Кроме того, они способствуют расширению жизненного про­странства за счет введения воображаемой ситуации (это замечательное «как будто»).

Вы скажете: «Все это хорошо, но каждая из перечисленных игрушек стоит денег и не каждая семья может себе их позво­лить!» Да, это, несомненно, так. Но важно запом­нить правило: Игрушки надо выбирать, а не со­бирать! Естественно, вы не сможете не купить свое­му ребенку какие-то игрушки. Но при желании все игрушки можно сделать своими руками — и выг­лядеть для ребенка они будут не менее красивыми и ценными, чем купленные в магазине. Включайте свою фантазию — и у вас все получится. Во-первых, папа из обрезков дерева может изготовить ве­ликолепную кукольную мебель; смастерить машин­ку, во-вторых, мама может пошить из остатков пря­жи или ткани великолепную куклу и одежду для нее, в-третьих, лото и головоломки можно выре­зать самим из газет и журналов. С одной стороны, это экономия бюджета, а с другой — хорошая воз­можность сплочения семьи.

Хотелось бы остановить­ся еще на одном моменте — выборе игрушек. Если вы хотите купить своему ребенку новую игрушку, руководствуйтесь 4-мя правилами. Иг­рушка должна быть:

  1. безопасной (просмотрите качество изготовле­ния, материал, из которого она сделана);
  2. эстетичной на вид;
  3. соответствующей возрасту;
  4. многофункциональной (чем больше действий ребенок сможет выполнить с игрушкой, тем луч­ше. Естественно, это правило не касается погрему­шек для малышей).

В заключение необходимо напомнить вам, доро­гие родители, что никакая, даже самая лучшая, игрушка не может заменить живого общения с любимыми папой и мамой!

 

Оставить комментарий: