a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Рабочая программа по приобщению детей к истокам русской народной культуры этнографического кружка «Незабудка» для детей старшей группы (5-6 лет) на 2015 - 2016 учебный год

Опубликовано: 2016-02-03 10:52:18

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Аннинский детский сад №7 общеразвивающего вида Рассмотрено У тверждаю: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ и принято на педагогическом совете Заведующий МКДОУ от « 17 » 08 2015г. АДС № 7 ОРВ № 1 Приказ от « 17 » 08 2015г. Протокол № 1 № 32 Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Аннинский детский сад №7 общеразвивающего вида Рассмотрено У тверждаю: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ и принято на педагогическом совете Заведующий МКДОУ от « 17 » 08 2015г. АДС № 7 ОРВ № 1 Приказ от « 17 » 08 2015г. Протокол № 1 № 32 Рабочая программа по приобщению детей к истокам русской народной культуры этнографического кружка «Незабудка» для детей старшей группы( 5- 6 лет) на 2015- 2016 учебный год Разработали: Малявина Вера Николаевна, воспитатель Хаустова Светлана Викторовна, воспитатель Пояснительная записка Важнейшей задачей социально- коммуникативного развития детей дошкольного возраста является формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа об отечественных традициях и праздниках. Учебная рабочая программа разработана на основе парциальной программы О. Л. Князева, М. Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народно культуры» на основе этнографического музея «Незабудка». Данная программа направлена на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа. Она основана на формировании эмоционально- окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться. Погружение в определенный пласт культуры, личное участие ребенка в моделируемой ситуации способствует становлению исторического сознания, ощущению себя в потоке времени, осознанию себя продолжателем традиций предков. Основополагающее место в методике занимают специфические приемы работы с подлинной вещью- музейным предметом. Предмет – главное учебное пособие. Дети могут потрогать, пощупать музейный экспонат, а если это орудие труда – то и попробовать поработать. Программа направлена на интегрирование разных видов деятельности. Охватывает все основные направления его развития – познавательное, художественно- эстетическое, развитие речи, конструкторских навыков. Занятия проводятся один раз в неделю( 36 занятий и 5 развлечений) . Задачи: Воспитание любви к родному краю и бережное отношение к природе. Знакомство с малыми фольклорными формами. Закрепление понятий «дом», «жилище». Знакомство с интерьером русской избы, кухонной утварью. Знакомство с особенностями русской национальной одежды. Знакомство с декоративно- прикладным искусством. Знакомство с былинными героями, богатырями, воинами, героями – защитниками земли Русской. Героями и участниками ВОВ, землякам и- аннинцами. Формы работы. Творческий поиск. Опыты и эксперименты. Использования произведений русских поэтов, писателей, художников и местных авторов. Театрализованная деятельность. Игра. Фольклор – использование русских народных сказок и малых форм( потешки, поговорки, пословицы) . Продуктивная деятельность. К концу года дети могут. - Знать и называть сказочных героев, уметь узнавать их в произведениях. - иметь представления о народных промыслах( хохлома, дымка) . - Знать потешки, прибаутки, загадки, считалки. - Знать некоторые народные праздники и принимать в них участие. - Играть в народные подвижные игры и знать их правила. - Различать и называть интерьер русской избы. - Различать и называть кухонную утварь( ухват, кочерга, чугунок, сито, утюг) и посуду( самовар, кувшин, деревянная ложка) . - Знать и называть экспонаты русской избы( прялка, корыто, ступа) . - Знать и называть растения нашего края, занесенные в Красную книгу( кувшинка) . - Называть постройки различных видов и размеров: жилище людей( дом, многоэтажный дом, изба) ; дворовые постройки( гараж, сарай, курятник) , понимать их предназначение. - Узнавать русскую национальную одежду( сарафан, рубашка, кокошник, мужская сорочка) . Перспективно- тематическое планирование этнографического кружка М есяц № п/ п Тема Программное содержание сентябрь 1 «Золотое прибитюжье » Формировать представления о малой родине, о местных поэтах( А. Кузнецове, А. Тимашове) . Воспитывать любвь к поселку через художественное слово. 2 «Сто лет звонят колокола» Познакомить детей с историческим памятником архитектуры( проект архитектора С. Л. Мысловского) - Х ристово- Рождественским храмом. Вызвать чувство гордости за талантливых жителей нашего поселка, способствовать возрождению духовности. 3 «Своя хатка родная матка» Сформировать понятие, что дом, это не только жилице, но и любовь друг к другу, забота, сопереживание. Познакомить с литературным персонажем домовенком Кузей. Воспитывать доброту, желание прийти на помощь нуждающимся. 4 «Избушка, избушка, стань ко мне передом» Формировать понятие связи дома с душевным теплом, добром. Дать первичные представления о зодчестве. Воспит ывать доброжелательное отношение к сказочным персонажам. октябрь 1 «Русь деревянная» Формировать представление о русском деревянном зодчестве, модели дома. Знакомить с украшением дома( конек, полотенце, ставня, крыльцо) . Дать понятие солярных знаков. Воспитывать уважение к людям труда. 2 «Терем – теремок» Использую русские народные сказки и сказки Пушкина, формировать понятие о тереме, его устройстве( светелка, хоромы, палаты) . Учить сравнивать избу и терем. Развивать творческое воображение, через создание художественного образа. 3 Рассказ о праздновании «Сергея – капустника» фольклорное развлечение «Без капусты на столе пусто» Знакомство детей с календарно – обрядовыми праздниками и обычаями русского народа. 4 «Без печи хата не хата» Знакомство с убранством русской избы и ее хозяйкой. Дать возможность услышать особенности русской речи «хозяйки». Обогатить словарь детей пословицами и поговорками. Познакомить с экспонатами музея( ухват, кочерга) , макетом русской печи. ноябрь 1 «Закуток, бабий кут» Познакомить детей с частью русской избы – закутком. Продолжить знакомство с экспонатами музея: кочергой, ухватом, таганком, чугуном. Знакомить с русскими национальными блюдами. Приучать детей к гостеприимству. 2 «Посиделки на Покров»( календарно – обрядовое развлечение) Познакомить с календарно – обрядовым праздником, обычаями русского народа. 3 «Золотая хохлома. Деревянная ложка» Продолжать знакомить с народными промыслами. Довести до сознания детей художественную ценность хохломской посуды. Знакомить с историей возникновения хохломской росписи. Закрепить элементы росписи хохломской посуды. Развивать творческие способности. 4 «Старинная посуда» Продолжить знакомить со свойствами материалов – глины, бересты. Сравнивать старинную утварь с современной посудой. Закрепить способ лепки кувшина из целого куска. Воспитывать уважение к талантливым русским мастерам. декабрь 1 «Тульский печатный пряник» Познакомить детей с тульским печатным пряником, его изготовлением, украшением, печатной доской. Познакомить детей со сказкой А. Н. Корольковой «Белая лебедушка». Воспитывать бережное отношение к наследию, прививать любовь к национальным традициям. 2 «Сказки А. Н. Корольковой за русским самоваром» Знакомство с творчеством А. Н. Корольковой, с ее сказкой «Почему петух нарядный». Дать детям сведения об истории тульского самовара. Познакомить со старинным способом чаепития с блюдца. Продолжать знакомить детей с экспонатами музея и вводить их в крестьянский быт. Прививать любовь к сказкам, воспитывать уважение к талантливым землякам. 3 История создания детской игрушки. Традиционные текстильные куклы. Познакомить детей с историей и этнографией детской игрушки. Познакомить с приемами изготовления текстильной куклы. 4 «Все, все про Новый год» Познакомить детей с историей возникновения празднования Нового года на Руси. Познакомить с русским святителем Николаем Чудотворцем – прототипом Деда Мороза. Продолжать знакомить детей с традициями и обычаями русского народа. январь 2 «Святочные посиделки»( досуг) Познакомить с календарно – обрядовым праздником, обычаями русского народа. 3 Знакомство с творчеством А. С. Пушкина Познакомить детей с поэзией А. С. Пушкина, стихами о природе, сказками. 4 «Пар костей не ломит» С помощью сказочного персонажа, Иванушки, п ознакомить детей с устройством и полезными свойствами бани, дубовых и березовых веников, дать понятие о лечебных свойствах дерева. Продолжать знакомить с пословицами и поговорками, пополнить словарный запас: ушат, камелек, полох, коромысло. февраль 1 «Богатыри земли русской: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович» Познакомить с силой и мужеством былинных богатырей – защитников земли русской. Использую репродукцию картины В. Васнецова «Богатыри» воссоздать художественный образ богатырей. Воспитывать у детей гордость за русских богатырей. 2 «Богатыри земли русской: Дмитрий Донской». Продолжить знакомить детей с подвигами русских богатырей, с храбростью и мужеством русского народа. Развивать сопереживание художественному образу, умение выразить собственное отношение к нему. Воспитывать патриотические чувства. 3 «Богатырские потехи» спортивное развлечение Знакомство с русскими народными традициями, играми. Предоставить детям возможность применять навыки и умения, приобретенные на занятиях. Воспитывать уважительное отношение к защитникам нашей Родины. 4 «Богатыри земли русской: Александр Невский» Познакомит ь с подвигом богатыря – полководца Александра Невского и его знаменитым высказыванием «Кто с мечем к нам придет – тот от меча и погибнет». Через художественный образ дать детям возможность войти в ту эпоху. Развивать воображение в создании образа героя – богатыря в рисунке. Воспитывать патриотические чувства. март 1 История возникновения матрешки. Выставка «Чудо – руки мастеров». Познакомить с историей возникновения матрешки. Воспитывать уважение к мастерам и восхищение результатами их труда. В процессе посещения выставки выявить знания детей о прикладных ремеслах. 2 «Широкая Масленица» Подготовка к общесадовскому празднику « Масленица». Познакомить детей с днями масленичной недели. Рассказать о праздновании Масленицы на Руси. 3 «Сороки. Встреча весны» развлечение- посиделки Познакомить с календарно – обрядовым праздником, обычаями русского народа. 4 « Секреты бабушкиного сундука » Продолжать знакомить детей с экспонатами эт ографического музея, раскрыть секреты « бабушкиного сундучка ». Познаком ить с техникой вышивки тамбурным швом, аппликацией из лоскутков( лоскутное одеяло) . Прививать любовь и бережное отношение к предметам старины. апрель 1 История создания женской и мужской одежды. Познакомить с историей создания мужской и женской одежды. Посредством опытов показать способ окрашивания холста натуральными природными красителями. Используя иллюстрации книги П. Д. Помораева «Народный костюм Воронежской губернии», показать красоту праздничной одежды и отличие ее от будничной и современной. 2 «Выступает будто пава» Продолжать знакомить детей с одеждой Воронежской губернии- женским поневным типом и девичьим сарафаном. Сравнение женщины в праздничной одежде с образом птицы. Развивать эстетический вкус, и творческие способности. 3 Женский головной убор. Познакомить с особенностями женского и девичьего головного убора, их формой, украшениями. И спользуя иллюстрации, показать детям гармонию одежды и головного убора. На практике поучить детей разными способами покрывать платок. Воспитывать бережное отношение к старинным предметам. 4 Празднование Пасхи на Руси. Праздник « Пасхальный звон» Познакомить с календарно – обрядовым праздником, обычаями русского народа. май 1 Аннинцы – герои – защитники в годы ВОВ» Познакомить детей с подвигом нашего земляка Боброва Ивана Яковлевича в годы ВОВ. Дать детям понятие об увековечивании памяти героев – защитников в названиях улиц. Выявить знания детей о мемориале, воздвигнутом в честь аннинцев, погибших в годы войны. Воспитывать чувство гордости за наш народ и чувство уважения к ветеранам ВОВ. 2 Дымковская игрушка Продолжать знакомить с декоратив но- прикладными ремеслами русских мастеров, элементами дымковской росписи. Познакомить с местностью, где зародилось это чудо – ремесло. Воспитывать эстетический вкус и гармонию. 3 Семеновская и загорская матрешка. Используя художественное слово, познакомить детей с родиной матрешек – Загорск, Семеново, Полхов – Майдан, Тверь. Учить детей по форме и росписи выделять семеновскую и загорскую матрешку. Учить росписывать семеновскую матрешку. Прививать любовь к декоративно – прикладному искусству. 4 Старичок лесовичок Используя произведения живописи и художественное слово, познакомить детей с образом старичка – лесовичка или лешего, защитника леса. Воспитывать бережное отношение к природе. Календарно – обрядовые и этнографические развлечения и праздники. 1. «Без капусты на столе пусто» 2. «Посиделки на Покров» 3. «Святочные посиделки» 4. «Богатырские потехи». Спортивное развлечение. 5. Весенний праздник «Сороки. Встреча весны ».

Оставить комментарий: