конспект НОД "Волшебный мир дерева" (экскурсия в мини-музей)
Документы для скачивания
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно- речевому направлению развития воспитанников № 4" Ручеёк" Конспект непосредственно- образовательной деятельности" Волшебный мир дерева" ( экскурсия в мини- музей) Образовательные области: " Познание », « Коммуникация », « Чтение художественной литературы », « Музыка », «Здоровье" Составитель: Горощенко О. Н. , воспитатель 1 категории Мариинск 2014г Экскурсия в мини- музей" Деревянное чудо" по теме: " Волшебный мир дерева" Цель: Обобщение, систематизация и расширение знаний о березе, умение использовать их на практике. Внедрение в практику работы методов и приемов музейной педагогики. Воспитание патриотизма, нравственности. Задачи: 1. Обучающие- Пополнять словарный запас воспитанников: лучина, светец, полено, береста, берестяная грамота, рисуночное письмо – пиктография, туесок, деготь, чага. - Отрабатывать речевые навыки воспитанников – использование интонаций, пауз, изменение силы голоса при чтении стихотворений, донесении информации до слушателей; образность речи. - Совершенствовать диалогическую, монологическую речь, навыки двустороннего контакта. 2. Раз вивающие- Раз вивать мышление, внимание, память, умение наблюдать, выделять главное. - Развивать познавательную активность. - Развивать моторику и сенсорные навыки( умение определять материал на ощупь, ис пользовать зрительный анализатор при рассмотрении лучины, бересты, чаги, дегтя, а также точность и координацию движений при написании рисуночного письма на бересте. - Развивать волю и самостоятельность. 3. Воспит ывающие- Б ережное отношение к природе, ответственность за свои поступки. - Воспитывать эстетические взгляды, чувство прекрасного. Ход экскурсии: - Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся с ними по разному и подарите дорогим гостям свои улыбки, и ваши улыбки солнечными лучиками вернуться к вам. Теперь у всех доброе, хорошее, весеннее настроение. - А вас, дорогие ребята, я приглашаю в мини- музей нашей группы, а называется он? . . . и он вновь открыл перед нами двери. А так как чудо всегда связано с волшебством, то сегодняшняя экскурсия называется" Волшебный мир дерева" . А почему дерево можно назвать чудом, вы скажите в конце экскурсии. - А для начала давайте медленно проговорим слово «дерево», прислушаемся к его звучанию. - Сколько слогов в слове? Какой слышится первый звук? Ка кой он по звучанию? - Назовите слова- родственники этого слова. ( Дерево – деревянный – древесный. ) – А скажите, что значит слово древний? ( Это значит было очень давно. ) - Правильно ребята, деревья появились очень- очень давно. Тогда, когда и человека на земле не было. Это были предки наших деревьев. Они были похожи на сегодняшние, но в то же время сильно отличались размером и своим видом. ( р ассматриваем) Д еревья- главные жители леса. - Как вы считаете, верно ли это и почему? ( Потому что без деревьев многие звери погибнут. Деревья дают не только корм животным, но и убежище. И человек без дерева тоже умрет. Ведь деревья дают кислород. А из древесины человек делает много нужных и полезных вещей. ) - Ребята, а сейчас располагайтесь поудобнее за столами. Сегодня у нас юными экскурсоводами будут: Влад Б. , Егор Е. , Полина С. , Кристина Г. - они помогут вам узнать много интересного. - А чтобы узнать, с каким же деревом мы сегодня познакомимся поближе, вам надо отгадать загадку. – В белом сарафане стала на поляне. Летели синицы, сели на косицы. – Молодцы, все правильно. А сейчас о березке расскажет экскурсовод Полина. – Береза – самое любимое, родное для каждого русского человека дерево. Его можно назвать символом России. На поляне, на пригорке, под окном, среди полей, Белокурые березки – образ Родины моей. В каждое время года( показывает указкой) береза красива по- своему. – Да, ребята, березу любили во все времена. Художники отображали красоту русской красавицы в своих картинах, поэты слагали стихи. А вы ведь тоже знаете стихи о березе. Я и Полина предлагаем вам поиграть в игру «Угадай и расскажи" . - Вам надо будет правильно определить время года и прочитать стихотворение, соответствующее этой фотографии. Готовы? – эти березы сфотографированы зимой. Белая береза под моим окном Принакрылась снегом, точно серебром. На пушистых ветках снежною каймой Распустились кисти белой бахромой. – А здесь весна. - А докажите? Не заботясь о погоде, в сарафане белом ходит. А в один из теплых дней Май сережки дарит ей. – Это летом сфотографированы березы. Ты до того, березонька, красива! И в полдень жаркий, и в часы росы, Что без тебя немыслима Россия, И я немыслим без твоей красы! – А на этой фотографии березы осенние, в золотом наряде. Стало вдруг светлее вдвое, Двор как в солнечных лучах – Это платье золотое у березы на плечах. – А скажите, в чем же волшебство было березки? - А что же еще нам расскажет Полина? Полина – Ре бята, а вы знаете, что в старину березу называли «весёлкой». Ведь от этой белоствольной красавицы исходит радость и веселье. Почитали березу, слагали о ней песни, девушки водили хороводы вокруг березоньки. В старину восхваляли березу вот такими словами: – Березка, березка девочек кричала, к себе призывала: «Идите вы, девочки, ой да на луг гулять, Зеленые веточки, ой да завивать». Близ тебя, березонька, красны девицы поют, Под тобой, березонька, красны девицы венки плетут. Радуйтесь, березы, радуйтесь, зеленые! К вам девушки идут, вам пироги несут! ( хоровод « Во поли березка стояла») – Спасибо тебе, Полина за твой рассказ о русской красавице! - А послушайте, что о березе вам расскажет экскурсовод Влад. Влад – Но березка не только радовала глаз. Она была еще доброй помощницей. В длинные, зимние вечера избы освещала лучина. ( Берет, показывает лучину. Предлагает детям тоже взять лучины. ) - Ребята, а может кто- нибудь знает, что такое лучина? – Ответы детей. Влад – Лу чина, это тонкая длинная щепка, полученная из полена. А делали такие лучины из березы, потому что березовая лучина горела ярко, не коптила и долго не сгорала. Ставили такую лучину в специальную подставку, которая называлась светец. – Ребята, а почему она называется светец? – Ответы детей. Влад- Этот светец ставили в то место, где нужен был свет. Вот так в старину коротали долгие зимние вечера. «Ты гори, моя лу чина»- пелось в народной песне. – А хотите увидеть, как в старину освещали избы? Как горит лучина? ( в кувшине стоит вода, предлагаю налить в поддон воду, обосновывая это тем, что угольки должны падать в воду, чтобы не было пожара. Воспитатель поджигает лучину, говоря о том, что надо стоять в кружочке, чтобы всем было видно. ) – Реб ята, а ведь есть народная прибаутка «Лучина». Давайте проговорим ее. Дети стоят вокруг пенечка, на котором стоит светец, проговаривают слова. «Лучина» Лучина, лучина, Я тебя сушила. Гори, гори ясно, Чтобы не погасла. Гори, гори ярко! Приедет Захарка. Сам на лошадке, Жена на коровке, Дети на кошках, Все в полусапожках. Гори, гори ясно, Дунем – и погасла! – Ребята, скажите, а сейчас используют лучины? - Спасибо Владу за такой интересный рассказ о чудо- лучине. –А давайте послушаем, что о березе нам расскажет экскурсовод Егор. Егор – А я вам расскажу о березовой чаге. ( п оказывает) Чага- это березовый гриб, который нарастает на стволе дерева. Такие наросты появляются на повреждённых участках дерева( в местах трещин, солнечных ожогов, отломленных веток, сучков) , куда попали споры гриба. Гриб может поразить как живые, так и мертвые деревья. Наряду с этим это ценный целеб ный продукт, который в народе на звали «лесной лекарь». Польза чаги широко используется в народной медицине, а полезные свойства чаги позволяют избавиться от многих проблем со здоровьем. Чага рекомендуется к употреблению при многих п роблемах желудка и кишечника. Регулярное употребление чая из березового гр иба успокаивает нервную систему. - Ребята, а сейчас я предлагаю вам самим приготовить чай из чаги, для этого необходимо. . . . . . - Хочу познакомить вас еще с одним удивительным средством, которое получают от березы- это березовый деготь. Деготь березовый – маслянистая, темная, характерно пахнущая жидкость. ( п оказать, рассмотреть) . Производство продукта. Верхнюю часть березовой коры, используемую для получения березового дегтя, собирают в начале лета с растущих деревьев. Собранную бересту помещают в емкость с трубкой, под которой разводят небольшой огонь, поджигают и саму кору, из которой и выделяется деготь. Образуется этот продукт в результате разложения вещества, окрашивающего бересту в белый цвет. Готовый деготь можно приобрести в аптек ах. ( показать деготь в различных упаковках) . Л ечении кожных заболеваний: чесотки, сыпи. . Он также входит в состав Мази Виш невского, дегтярного мыла и шампуня. А еще им смазывают колеса у телеги чтобы не скрипели. - А вот где еще использовали кору бере зы вам расскажет экскурсовод Кристина. Кристина- Верхний слой коры у березы называется береста. ( Показывает на чурке. ) В народе ее называют «плащ березы». Ведь береста предохраняет березу от холода и жары. Давно- давно, когда еще не было на Руси бумаги, вместо бумаги использовали бересту. Буквы выдавливали на бересте специальными острыми палочками. ( п оказывает) Береста может пролежать в земле сотни лет и не сгнить. И сейчас в древнерусских городах находят берестяные грамоты – это письма на бересте. По ним мы можем узнать, как жили наши далекие предки. Во время Великой Отечественной войны о бересте вспомнили опять. Ведь бумаги не хватало и дети на кусочках бересты учились писать, рисовать – А в нашем музее тоже есть кус очки бересты, сейчас я вам их раздам, возьмите их, рассмотрите внимательно и опишите. ( Обратить внимание детей на темную и светлую стороны бересты. ) - А вам хотелось бы составить свою берестяную грамоту. – Возьмите заостренные палочки( будьте осторожны, они острые) и выдавите на бересте, на темной стороне свое письмо. ( Дети заостренными палочками пишут письмо. ) - А пока наши ребята составляют свои грамоты, я хочу предложить гостям просмотреть паспорт н ашего мини- музея, ознакомиться с его содержанием и наш фотоальбом" Продуктивная деятельность в музее" . - Ребята, я смотрю, что некоторые закончили уже писать письмо, кто хочет рассказать о своей берестяной грамоте? – Так вот, ребята, мы сегодня с вами освоили древнерусский вид рисуночного письма, которое называется пиктография. - Спасибо Кристине за то, что она познакомила нас с новым видом бу маги. - А вы знаете, как надо заготавливать бересту? – Да, ребята, бересту надо снимать только с поваленных деревьев. ( показать фото) - А почему нельзя с живых деревьев снимать бересту? – Молодцы, ребята. Теперь вы узнали о бересте так много интересного. А знаете, как много дел у березы? Я буду называть эти дела, а вам надо вспомнить, есть ли среди сегодняшних экспонатов те вещи, которые относятся к этим делам. Первое дело – мир освещать, Д. – берут лучину. Это лучина, она освещала избы в старину. Второе дело – скрип утишать, Д. – Берут деготь. Им смазывали колеса у телеги, чтобы не скрипели. Третье дело – больных исцелять, Д. – Берут березовый веник, чагу, коробочку аптечную с листьями сушеными. Говорят: «Еще почки березовые заваривают при болезнях. Сок березовый целебный». Четвертое дело – чистоту соблюдать. Д. - Берут метелку из березовых прутьев. Могут назвать « голичок березовый », лопатку для уборки снега – основание сделано из березовой фанеры. Пятое дело – продукты сохранять. Д. - Берут изделие из бересты туесок. – Молодцы, вы были внимательны. И мы узнали, что никак без березы не прожить было ни в старину, ни сейчас. Вот мы и совершили экскурсию в волшебный мир березы и увидели, что волшебство есть, только надо захотеть увидеть его. А скажите мне, пожалуйста, что вы сегодня узнали нового? Что вам понравилось больше всего? Д. – Ответы детей. В. – А что бы вы хотели узнать в следующий раз? Д. – Ответы детей. В. - Хорошо, ребята, мы расскажем вам об этом, когда вы вновь придете в музей дерева. В. - И мне хочется поблагодарить сегодняшних экскурсоводов, которые провели экскурсию в волшебный мир березы. В следующий раз, таким экскурсоводом может стать любой из вас. А всех гостей мы тоже благодарим за то, что побывали в нашем музее. И приглашаем попробовать полезный чай, заваренный из чаги. - Этот целебный напиток пили всегда на Руси. Бодрость и силу давал он, а болезни прочь уносил.
- Развлечение "Михайлов день"
- Тематический план подготовки к 70-летию в Великой Отечественной войне МБДОУ "Зубово-Полянский детский сад №3 "Ручеек" комбинированного вида" на 2013-2015гг
- Презентация "В гостях у бабушки Арины"
- Конспект интегрированного занятия в старшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий
- АНКЕТА (для родителей) по выявлению тревожности у ребёнка.