a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация для воспитателей "Игры для развития разных видов восприятия дошкольников в поисково-познавательной деятельности"

Опубликовано: 2016-02-04 14:20:20

Этой теме я посвятила много лет своей работы.

Хочется поделиться опытом работы с детьми младшего дошкольного возраста в поисково-познавательной деятельности. В младших группах планируется процессуальное экспериментирование. Наиболее эффективным методом приобщения детей к природе является постоянные повторяющиеся за животными, растениями, объектами и явлениями неживой природы в сочетании с играми, играми-забавами, чтением детских книг, поговорок, потешек.

   Сезонные изменения (осень, зима, весна, лето) очень разнообразны и удивительны, не даром поется «У природы нет плохой погоды». Малыши познают мир экспериментируя и исследуя, делая новые открытия.

   Осень приносит детям свои подарки- шишки, листья разных форм и окрасок, веточки, камешки, травы, песок. Дети с интересом рассматривают через увеличительное стекло (лупу). Разноцветные султанчики в руке ребенка вызывает большой интерес и вопросы. Почему они колышутся? Определяя, что есть ветер.

После дождя камушки изменяют цвет. Дети собирают несколько понравившихся камушков в группу, а там удивление, восторг: камушки изменили цвет, потому что они сухие.

За осенью идет зима. Зима тоже приносит много удивительного, интересного. Это цветные льдинки, где формируются представления о свойствах воды (замерзает на холоде, растворяет краски). Сколько радости, восторга приносит первый снег. Подбросит ребенок снег на лопатке, он рассыпался «облачком», лепить из него нельзя (сыпучий). Снег липнет к лопатке (мокрый) можно лепить снежки, делать гору для кукол, слепить снеговика, принесли в группу, положили в таз, растаял, это чудо.

Воспитатель и дети вместе делают вывод: что снег и лед тают в тепле. Формируется представление, что в снеге и льде есть другие частички пыли, земли и т.д.- что снег и лед грязный.

Весна принесла еще больше радости. Тепло, светит яркое солнышко. Дети узнают , что в тени стенка дома холодная, а на солнце теплая, ладошки нагреваются на солнышке. Рассмотрев мелкие предметы из дерева, металла, стекла называют их, определяя материал из которого они сделаны. Играя, в группе в игру «Чудесный мешочек» дети определяют холодные предметы, выясняют, из чего они сделаны. Взрослый предлагает подержать некоторое время предметы в руках и определить какими они стали (теплыми, они согрелись в руках). Аналогично достают из мешочка предметы из дерева и стекла. Дети делают вывод, что металлические предметы самые холодные, деревянные теплее.

Также дети узнают свойства материалов - бумаги, древесины, ткани, глины. Сколько положительных эмоций получили малышки на занятии ознакомлении с телом человека и пространственном расположении его частей. Дети рисовали свой портрет в зеркале, обводя маркером контуры своего тела и его частей, лица и его частей.

Дошкольный возраст- это период активного роста и развития ребенка, стремящегося все потрогать руками, рассмотреть даже попробовать на вкус. Это доказывает то, что дети познают мир чувственно. Давно доказана взаимосвязь речевой, сенсорной и двигательной областей коры головного мозга. Чем больше получает ребенок информации через различные анализаторы, тем лучше ребенок будет функционировать, тем богаче будет его опыт.

Для развития слухового восприятия в играх «Найди одинаковый звук», «Звучащие конфетки» дети определяли различные наполнители. Для развития осязания игры «Волшебные коврики», Чудесные мешочки у Деда Мороза», где дети определяли предметы разной формы, величины, фактуры. Для развития вкусового восприятия игры «Вкусовые стаканчики» определяли по вкусу, способу обработки (сырой, вареный, саленный) называли продукты, которые схожи с тем, которыми его угостили. Мимикой и жестами показывали свои ощущения. Для развития обоняния проводится игра «Душистые палочки», «Душистые объекты», дети нюхали различные предметы и угадывали их по запаху и относили к объекту съедобному или не съедобному. Для развития зрительного восприятия и мелкой моторики «Разноцветные прищепки» дети создавали с помощью прищепок образы предметов - иголки ежа, лучики солнышка и т.д.

И так закончился один год, где было много опытов и экспериментов, которые дети младшей группы получили первоначальные представления познавательно-исследовательской деятельности. Ценность эксперимента заключается в том, что у ребенка развиваются способности к определению проблемы и самостоятельному выбору пути ее решения, стимулирует развитие творческого потенциала дошкольника, его эмоциональных, интеллектуальных, волевых качеств.

Дети перешли в другую группу и в этом возрасте исследовательская деятельность выделяется кА особый вид деятельности, позволяющий детям упорядочить свои представления о разных сферах жизни.

«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».                      

                                           К.Е. Тимирязев.

В этом, на мой взгляд, заключается актуальность темы детского экспериментирования, будем развиваться дальше.

Оставить комментарий: