a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Обучение детей творческому рассказыванию.

Опубликовано: 0000-00-00 00:00:00

Документы для скачивания

Консультация для педагогов на тему: «Обучение творческому рассказыванию дошкольников» Среди всех видов связной монологической речи творческое рассказывание является наиболее сложным. Современная педагогика называет творческими такие рассказы детей, в которых ими придуманы, вымышлены определенные образы или действия. Подобные рассказы составляются на основе детского воображения, которое, по данным психологов, предполагает значительную аналитико- синтетическую деятельность мозга. Основная функция воображения – преобразование полученного опыта вследствие различных комбинаций пережитых впечатлений. Возможность составлять полноценные творческие рассказы возникает у ребенка только в старшем дошкольном возрасте. В этот период запас знаний и сведений об окружающей действительности, могущий стать содержанием словесного творчества дошкольника, существенно возрастает. Фонетическая и грамматическая стороны языка и речи оказываются, в основном, сформированными. Помимо речевой готовности к словесному творчеству, в возрасте 5- 6 лет у дошкольника формируются определенные предпосылки: возрастает активность, интеллектуальность и внутренняя опосредованность внимания; произвольность и образность памяти; логика и понятийность мышления; управляемость воображения и т. д. Отправным моментом в обучении составления творческих рассказов служит сюжетная картина. Почему? 1. Дети любят рассматривать такие картины; с одной картиной педагог может работать несколько занятий( картина, воздействуя на эмоции детей, вызывает у них мотивацию к занятиям, интерес, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых) . 2. Сюжетная картина обеспечивает наглядную опору, которая является основой для активного, продолжительного диалога взрослого и ребенка, что позволяет стимулировать различные аспекты речевой и мыслительной деятельности ребенка. 3. Рассматривая сюжетную картину, ребенок 5- 6 лет легко составляет исходный рассказ. А затем, по заданию взрослого, пользуясь той же картиной, дошкольник может произвести некоторые трансформации сюжета в своем воображении и составить новый рассказ, подобный исходному. Выполнить это задание с наглядной опорой ребенку гораздо легче, чем придумать историю целиком. Для рассматривания и составления рассказа нужно выбрать такие картины, которые вызывали бы у детей яркую эмоциональную реакцию; побуждали к размышлению; сти мулировали воображение; способ ствовали заинтересованному общению ребенка и взрослого. Использование сюжетных картин в качестве наглядной опоры предполагает работу по 10 видам творческого рассказывания. Составление рассказа с добавлением последующих событий; Составление рассказов с заменой объекта; Составление рассказа с заменой действующего лица; Составление рассказа с добавлением предшествующих событий; Составление рассказа с добавлением предшествующих и последующих событий; Составление рассказа с добавлением объектов; Составление рассказа с добавлением действующего лица; Составление рассказа с добавлением объектов и действующего лица; Составление рассказа с изменением результата действия; Составление рассказа со сменой времени действия. Работа по сюжетной картине состоит из 6 этапов: I. Анализ содержания картины. Начальный этап работы по картине включает в себя установление места действия, времени действия, свойств объекта и предметов, целей действия каждого персонажа, причинно- следственных связей между объектами и явлениями. II. Активизация психических процессов, необходимых для творческого рассказывания. Большое значение для воспитания навыков творческого рассказывания имеет подготовка психологической базы, а именно, развитие интереса, внимания, памяти, инициативности, воображения, мышления. III. Составление исходного рассказа по картине. Цель данного этапа – на доступном материале выработать, закрепить, либо улучшить у ребенка навык составления связного рассказа, чтобы затем перенести этот навык на творческий рассказ. Благодаря наглядной опоре в виде сюжетной картины, ребенку немного проще составить исходный рассказ, чем творческий. ( Во время формулирования предложений рассказа взрослый при необходимости помогает ребенку, исправляет неточности, добавляет слова и выражения) . IV. Планирование творческого рассказа. От успеха на данном этапе достижение главной цели по воспитанию навыков творческого рассказывания. Эта работа заключается в: - трансформации сюжета в соответствии с видом творческого рассказывания; - обсуждение замысла; - построение плана изложения( можно в графическом изображении) ; - выбор зачина, кульминации, развязки истории; - составление «предикативной» цепочки; - установление объекта для прямой речи; - придумывание заголовка к рассказу. V. Составление творческого рассказа с учетом всех необходимых языковых средств. Качество речи при составлении творческого рассказа определяется наличием точных слов, образных сравнений, грамотных и четких предложений, связей предложений и частей рассказа, выразительности, интонирования, акцентирования наиболее значимых слов, плавности речи, фонетической четкости каждой фразы. ( Следует уточнить слова, с которых ребенок начнет рассказ. Затем необходимо обсудить финальные слова, в которых определяется мораль, либо основной смысл высказывания. При работе над связностью детского рассказа взрослому желательно уточнить слова для связи предложений) . VI. Анализ и оценка творческого рассказа. При анализе рассказов для ребенка очень важны такт, корректность, доброжелательность оценки взрослого. Для оценки следует использовать такие слова: «хорошо», «очень хорошо», «следует поучиться». В дальнейшей работе по развитию творческого рассказывания у дошкольников можно использовать следующий стимульный материал: - пиктограммы; - опорные сигналы; - фигурки от киндерсюрпризов; - настольные игрушки; - предметы- заменители; - предметные картинки. Список литературы 1. Ткаченко Т. А. Программа «Развитие связной речи у дошкольников 4- 7 лет». – М. , 2008. 2. Ткаченко Т. А. Обучение творческому рассказыванию по картинам. – М. , 2008. 3. Федоренко Л. П. , Фомичева Г. А. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М. , 1984.

Оставить комментарий: