a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ -ОСНОВА ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ.

Опубликовано: 0000-00-00 00:00:00

Документы для скачивания

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ- ОСНОВА ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ Умение сосредоточиться на звуке — очень важная особен ность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференци ровать на слух фонемы( звуки, из которых состоит наша речь. Это умение называется фонематическим слухом. Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно этому научить. Особен но необходимо развивать фонематический слух детям с рече выми проблемами. Порой малыш просто не замечает, что он неправильно произносит звуки. Цель игровых упражнений — научить его слушать и слышать. Вы вскоре заметите, что ре бенок начал слышать себя, свою речь, что он пытается найти правильную артикуляцию звука, исправить дефектное произ ношение. Игры для развития слухового внимания «Отгадай, что звучит». Взрослый за ширмой звенит буб ном, шуршит бумагой, звонит в колокольчик и предлагает ребенку отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясными и контрастными, чтобы малыш мог их угадать, сидя спиной к взрослому( если нет ширмы) . «Угадай, что делать». Ребенку дают в руки два флажка. Если взрослый громко звенит бубном, ребенок поднимает флажки вверх и машет ими, если тихо- держит руки на коле нях. Чередовать громкое и тихое звучание бубна рекоменду ется не более 4 раз. «Где позвонили? » Ребенок закрывает глаза, а взрослый тихо встает слева, справа, позади малыша и звонит в колокольчик. Ребенок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слы шен звук, и, не открывая глаза, рукой показать направление. После правильного ответа он открывает глаза, а взрослый поднимает и показывает колокольчик. Если ребенок ошибся. то отгадывает еще раз. Игру повторяют 4- 5 раз. «Угадай, кто сказал». Ребенка предварительно знакомят со сказкой «Три медведя». Затем взрослый произносит фразы из текста, меняя высоту голоса, подражая или Мишутке, или Настасье Петровне, или Михаиле Ивановичу. Ребенок подни мает соответствующую картинку. Рекомендуется нарушать последовательность высказывания персонажей, имеющуюся е сказке. Игры для развития фонематического слуха «Так ли это звучит? » Взрослый предлагает ребенку разло жить картинки в два ряда: в каждом ряду должны находиться изображения, названия которых звучат сходно. Если ребенок не справляется с заданием, взрослый помогает ему, предлагая ясно и отчетливо( насколько это возможно) произнести каж дое слово. Когда же картинки будут разложены, взрослый и ребенок вместе называют слова. Отмечают многообразие слов, их разное и сходное звучание. Примеры: лук — луг, роса — роза, плод — плот, дрова — трава. «Кто внимательный». Взрослый называет ряд гласных зву ков. Ребенок должен поднять соответствующий символ. На начальном этапе игра может проводиться с одним символом, затем с двумя и более, по мере усвоения ребенком навыков зву кового анализа и синтеза. Символами служат картинки с изо бражением положения губ при произнесении гласного звука. «Звуковые песенки». Взрослый предлагает ребенку соста вить звуковые песенки типа: АУ- дети кричат в лесу. Или ИА — как кричит ослик. Или УА — так плачет ребенок. Как мы удивляемся? ОО! и т. п. Сначала ребенок определяет первый звук в песенке, протяжно пропевая его, затем — второй. По том с помощью взрослого выкладывает звукокомплекс из сим волов, сохраняя последовательность, как в песенке. После этого «прочитывает» по символам составленную им схему. «Кто первый? » Взрослый показывает картинку, обознача ющую слово, которое начинается с ударного гласного[ а] , [ о] , [ у] или[ и] . Ребенок четко называет то, что нарисовано на кар тинке, выделяя голосом первый звук, например: « У- у- удочка ». Затем выбирает из звуковых символов тот, который соответ ствует начальному гласному в данном слове.

Оставить комментарий: