a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

«Метод проектов как инновационная форма организации целостного педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении».

Автор: Залешина Свнтлана Александровна Опубликовано: 2016-02-23 18:23:42

«Актуальные вопросы современной педагогики» Залешина Светлана Александровна, воспитатель Свердловская обл, г. Екатеринбург МАДОУ Детский сад №16 Секция: 4. Дошкольная педагогика. « Метод проектов как инновационная форма организации целостного педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении ». Современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того, что современные дети должны знать и уметь много больше, чем их сверстники 10- 15 лет назад. Как показывают статистические обследования, увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу, снизилась положительная мотивация к непосредственно – образовательной деятельности( НОД) . В дошкольных учреждениях постоянной заботой педагогов является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания. Одним из направлений инновационной деятельности становится педагогическое проектирование, которое рассматривается как система планируемых и реализуемых действий, а также характеристика условий и средств достижения поставленных целей и задач. На современном этапе развития дошкольного образования становится актуальным вопрос создания системы работы по внедрению в образовательный процесс ДОУ метода проектов. Метод проектов предполагает создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно со взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать его и преобразовывать. [ 2, c. 197] Метод проектов основан, с одной стороны, на взаимодействии со взрослыми, а с другой – на основе постоянно расширяющихся самостоятельных действий ребенка( собственных проб, поиска, выбора, манипулирования предметами и действиями, конструирования, фантазирования, наблюдения- изучения- исследования) . В проектной деятельности ребенок чувствует себя субъектом, поскольку получает возможность быть самостоятельным инициативным, активным деятелем, который ответственен за результат деятельности, свои поступки. В основе проектной деятельности лежат развитие познавательных интересов детей, умение самостоятельно применять полученные представления в типичных ситуациях, ориентироваться в информационном пространстве, восполнять недостающие знания и обретать умения, развитие критического мышления. [ 1, с. 43] Руководство проектной деятельностью ведет к изменению позиции педагога. Из транслятора готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих воспитанников и помогает ребенку приобретать универсальные культурные способы действий( умения) , универсальные компетентности, помогающие ему действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности. Проекты могут быть разных видов и классифицируются по разным основаниям: по предметно- содержательной области, по характеру доминирующей в проекте деятельности, по количеству участников, по продолжительности. По предметно- содержательной области различаются монопроекты, содержание которых ограничивается рамками одной образовательной области, и интегрированные проекты, в которых решаются задачи из разных образовательных областей программы. По характеру доминирующей в проекте деятельности возможны проекты( Е. С. Полат) : творческо- игровые( с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по- своему поставленные проблемы) ; исследовательско- творческие( дети исследуют, экспериментируют, анализируют, а результаты выдают в виде дневников наблюдений, исследовательских карт, коллажей по результатам экспериментов) ; информационно- практические( дети осваивают новую информацию и реализуют её в создании различных предметов, подкрепляя это практикой в реальной жизни( выращенный на подоконнике лук) , в оформлении группы( поделки к Новому году) , в подготовке к сюжетно- ролевой игре( атрибуты, сделанные руками детей) , во взаимодействии с детьми более младших групп( книжки с детскими рассказами и рисунками, коллажи с правилами умывания, детские диафильмы и т. д. ) творческо- продуктивные( оформление результата в виде детского праздника, ролевой игры, театрализованной игры) . По количеству участников проекты могут быть индивидуальными, парными, групповыми, коллективными, массовыми. Для дошкольных учреждений рационально использование коллективных и групповых проектов. В коллективных проектах учувствуют все дети возрастной группы, сообща решая поставленную проблему. Групповые проекты предполагают небольшую подгруппу детей- участников. Для парных проектов возможно объединение двоих детей или ребенка или родителя. По длительности реализации проекты могут быть краткосрочными( мини- проекты) , средней продолжительности и долгосрочными. Для детей младшего дошкольного возраста характерны небольшие по длительности и простые по результату продуктивной деятельности мини- проекты, организуемые чаще при участии родителей или совместно с родителями. Для детей старшего дошкольного возраста проектная деятельность становится более продолжительным занятием, она может активно развиваться, приостанавливаться на какое- то время и снова нарастать по мере активности детей. [ 2, с. 198] Метод проектов включает в себя несколько этапов, выделенных Н. Ю. Пахомовой, и только при их соблюдении можно говорить о том, что реализуется проектная деятельность в детском саду: погружение в проект; организация деятельности; осуществление деятельности; презентация результатов. Рассмотрим их более подробно относительно выполняемых действий со стороны воспитателя и детей. [ 3, с. 55] Таблица 1 Взаимодействие воспитателя и детей в проектной деятельности Воспитатель Дети Погружение в проект Формулирует проблему проекта, сюжетную ситуацию, цель и задачи Осуществляют присвоение проблемы на личном уровне, вживаются в ситуацию, принимают, уточняют и конкретизируют цели и задачи Организация деятельности Создает условия для самостоятельной деятельности детей. Предлагает и организует( помогает) : - группы детей; - распределяет роли, ответственность; - планирование детской деятельности по решению задач проекта; - предполагаемые формы презентации результатов, итогов работы. Осуществляют распределение по группам с помощью взрослого. Распределяют роли, обязанности. Планируют свою работу и работу всех участников проекта. Выбирают формы и способы презентации полученных результатов. Осуществление деятельности При косвенном участии: - при необходимости консультирует, отвечает на вопросы, подсказывает, советует; - деликатно контролирует; - обогащает знания детей, повышает их эрудицию; - репетирует с детьми презентацию, обсуждает, помогает; Активно и самостоятельно при косвенном участии воспитателя: - выполняют свою работу в рамках выбранной роли и обязанностей; - консультируются, задают вопросы, ищут поддержки и одобрения; - ищут необходимые и недостающие знания; - фантазируют; - готовят презентацию. Презентация Обобщает полученные результаты проекта и подводит его итоги. Оценивает умения детей и совместную деятельность дошкольников. Поощряет каждого участника, подобрав ему свою номинацию. Демонстрируют: - понимание проблемы, цели и задачи; - умение планировать и осуществлять работу; - найденные способы решения проблемы; - самоанализ деятельности и ее результата; - взаимную оценку друг друга в деятельности, способность выбрать лучших участников. Литература: Атеманская Ю. В. , Богославец Л. Г. Современные педагогические технологии. – СПб. : ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2011. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения/ П од ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. - СПб. : Питер, 2014. - 464 с. : ил. –( Серия «Учебник для вузов») . Веракса Н. Е. , Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. - М. , 2008.

Оставить комментарий: