«ФГОС НОО- плюсы и минусы реализации». Выступление на районном августовском совещании учителей 2015 год.
Игнатьева Наталья Борисовна, учитель начальных классов, методист МБОУ «Локнянская средняя общеобразовательная школа»
«ФГОС НОО- плюсы и минусы реализации»
Сегодня новые Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования уже легли в основу образовательного процесса первой ступени в каждой российской школе. Но их введению предшествовала большая работа не только авторов-разработчиков, но и кропотливая работа в школах Российской Федерации.
Не стало исключением и наше образовательное учреждение.
Педагогический коллектив нашей школы хорошо понимал значимость поставленной задачи, поэтому выбрал единственно верный, на наш взгляд, путь осуществления инновационной деятельности – компетентностный подход к образовательному процессу.
Какие же цели были поставлены перед начальным образованием в реализации образовательных стандартов нового поколения? В начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать. Ему должны привить две группы новых умений. Речь идет, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих основу умения учиться: это навыки решения творческих задач, навыки поиска, анализ информации. Во-вторых, речь идет о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии. Учителю, который до этого занимался с ребятами просто математикой как таковой, теперь на знакомом ему материале решает новые задачи.
Современные стандарты выдвигают Портрет выпускника начальной школы. Это любознательный, владеющий основами учиться, уважающий и принимающий ценности семьи и общества, умеющий слышать и слушать собеседника, выполняющий правила здорового образа жизни.
Что сделано за 4 года?
В соответствии с критериями готовности общеобразовательного учреждения к введению стандартов в школе была создана модель по его реализации: разработана и утверждена основная образовательная программа начального общего образования учреждения, утверждены локальные акты, составлены рабочие программы по учебным дисциплинам. Разработана соответствующая требованиям ФГОС нормативная база по системе оценки УУД, которая выступает одновременно и как цель, и как средство обучения. Новые стандарты вызвали много вопросов со стороны родителей. Только совместная кропотливая работа: беседы, родительские собрания, консультации позволили снять возникшие вопросы. В итоге, тесная связь с родительской общественностью помогла решать многие проблемы.
Многим учителям, особенно проработавшим в традиционной системе уже более 25 лет, было тяжело перестраиваться к новым требованиям. Задачи реальны при условии, если учитель будет принимать и внедрять инновационные технологии в практику школьной жизни, значит, будет самоизменяться.
Приоритетным направлением в организации учебного процесса стали групповые формы работы, что обеспечивает навыки работы в команде, развитие коммуникативной компетенции ребенка.
Изменения коснулись деятельности обучающихся. Самостоятельной работе детей на уроке отводим больше времени. Причем характер работы стал исследовательским, творческим, продуктивным. Мы формируем у обучающихся навыки самоконтроля и самооценки.
Отказались от репродуктивных методов и способов обучения. Активно начали развивать проектную деятельность младших школьников, осваивать средства педагогической диагностики. Как способ оценки образовательных достижений учащихся ввели в практику работы портфолио.
Исследовательская деятельность особенно актуальна для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.
Начато формирование пакета диагностического инструментария для внедрения и реализации ФГОС. В течение 4-х лет мы отслеживали и внедряли в своей деятельности технологии достижения планируемых результатов освоения программ начального образования. С первых дней ведём образовательный мониторинг.
В начале учебного года в классах проводится мониторинг готовности. В декабре во 2-4 классах, в мае в 1-4 классах проводится комплексная контрольная работа (по контрольно-измерительным материалам стандарта второго поколения).
Как показывает результат диагностических работ, школьники не боятся выполнять нестандартные задачи, они могут применять свои знания при решении практико-ориентированных заданий. Возможность выбора заданий, способов решения значительно снизила у детей уровень тревожности при их выполнении, повысила мотивацию к обучению.
Интерес к учению поддерживается внеурочной деятельностью учащихся. Этот вид деятельности впервые заложен в стандарты. Разработали модель взаимодействия школы и учреждений дополнительного образования, обеспечивающих организацию внеурочной деятельности. Часы, отводимые на внеучебную деятельность, используются по желанию и запросу учащихся и их родителей.
Предлагаются образовательные программы: спортивно-оздоровительная, культурно-нравственная, развитие интеллектуального потенциала. В программы включена проектная деятельность. На протяжении четырёх лет часы внеурочной деятельности проводят педагогами школы и специалистами ЦДО, ДШИ, КДЦ.
Считаю, что положительные результаты получены благодаря развитию информационно- образовательной среды.
-организовали информирование родительской общественности по ключевым вопросам введения стандарта (через родительские собрания, используем для этой цели школьный сайт);
-привлекаем учащихся к работе на компьютерной технике для решения учебных и учебно-практических задач;
-ведём электронные журналы.
Подготовили и реализуем график методической работы по подготовке учителей к введению ФГОС.
К учебно-воспитательному процессу привлечена помощь специалиста-логопеда, специалиста-психолога.
Опыт работы по введению ФГОС НОО обобщался на: районных семинарах, методических объединениях, педагогических советах, региональных конференциях.
Говоря о первых результатах работы, мы хотим обозначить и ряд проблем, с которыми столкнулись в ходе реализации ФГОС.
ЗАДАЧИ НА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД:
4 .Совершенствовать психолого-педагогический аспект сопровождения процесса формирования УУД обучающихся через:
- систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психологического развития в процессе обучения;
- формирование у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самообладанию;
- создание специальных социально-психологических условий для помощи детям, имеющим проблемы психологического плана в развитии, обучении.
средствами педагогического взаимодействия в сетевых сообществах, творческих группах, семинарах.
В целом опыт внедрения ФГОС второго поколения показал, что, концептуальные идеи, прописанные во всех материалах, пути реализации федерального государственного стандарта второго поколения актуальны и востребованы современной образовательной системой.
Уважаемые коллеги, помните, что современный учитель должен умело подойти к реализации нового стандарта второго поколения, чтобы обеспечить качественное образование. Но начинать надо с себя, и не надо бояться трудностей. Работать будет интересней. Просто надо принять это душой и сердцем. Успехов вам!