a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

методическая тема "Приемы и методы, способствующие развитию творческих способностей у обучающихся в творческих объединениях.

Опубликовано: 2016-02-25 16:20:19

Документы для скачивания

Методическая тема: «Методы и приемы, способствующие развитию творческих способностей у воспитанников в детских объединениях». Развитие творческой активности детей в процессе дополнительного образования, является не только педагогической, но и широко социальной проблемой, практическое решение которой позволит во многом снизить влияние негативных факторов воспитания. Вот почему, педагогический коллектив МБОУ ДОД ДДТ в 2015- 2016 учебном году работает над единой методической темой: «Методы и приемы, способствующие развитию творческих способностей у воспитанников в детских объединениях». Цели исследования: - выявить педагогические условия развития творческих способностей на занятиях в учреждении дополнительного образования. - изучить возможности и интересы детей на занятиях. Задачи исследования: - определить условия благоприятствующие развитию интереса и творческих способностей на занятиях воспитанников в детских объединениях; - раскрыть возможности развития творческих способностей на занятиях; - выявить педагогические условия, наличие которых обеспечивает развитие творческих способностей в процессе дополнительного образования. Педагогический труд не творческим не бывает, и быть не может, ибо неповторимы дети, обстоятельства, личность самого педагога. Таким образом, педагогическая деятельность – это проявление постоянного разностороннего творчества В настоящее время в мире создано множество методик и программ, обучающих различным видам искусства, а также разработаны дидактические рекомендации к проведению этих занятий. Но большое количество вопросов остается раскрытыми неглубоко, они требуют более подробного изучения.   Творческий учитель – “это тот, кто открывает, умудряет, и ободряет”( Н. Рерих) . И менно таким творческим педагогом, который развивает способности воспитанников, учит открывать красоту, является Козлова Т. В. - педагог дополнительного образования детского объединения «Умелые руки». Для того, чтобы развивать у детей способности к творческому мышлению, педагог Козлова Т. В. старается постоянно создавать ситуацию творческой, учебной деятельности, способствующей раскрытию и развитию природных творческих дарований, ситуацию успеха, когда педагог ожидает успехов у детей и они действительно их добиваются, даже если считались не очень способными. Она целенаправленно развивает у обучающихся подвижность и гибкость мышления, учит их рассуждать, мыслить, самим делать выводы, находить новые оригинальные подходы к изготовлению продукта своей деятельности, обучая их посредством современных педагогических технологий, разработанных ею учебных заданий, упражнений. Большая часть работы на занятиях отводится активной форме обучения – коллективному творческому делу( КТД) , требующему объединения творческих усилий всех ее участников. Коллективная форма деятельности на ее занятиях приобретает особую актуальность при работе в конкретном материале, связанной с художественным оформлением панно, интерьеров. В коллективной деятельности как наиболее эффективной форме приобщения воспитанников к художественному труду наиболее полно реализуются особенности младшего подросткового возраста. Перспективность опыта в том, что в процессе коллективного творчества каждый ребёнок учится работать самостоятельно, и в то же время в коллективе детей он ощущает свои индивидуальные возможности и возможности товарищей в осуществлении общественно значимых целей. В коллективной работе у ребят формируются навыки совместной деятельности, накапливается опыт общения, межличностных отношений, координации совместных действий, которые пригодятся в дальнейшей жизни: учёбе, работе. Время, в которое мы живём, выдвинуло перед дополнительными образовательными учреждениями задачу воспитания свободной, творческой, образованной, культурной, разносторонней и активной личности. Поскольку труд остаётся главным условием жизни людей, а при рыночной экономике способность к труду становится товаром, к которому предъявл яются очень высокие требования. З анятия в кружках являются определённым вкладом как в умственное, нравственное, эстетическое развитие учащихся, так и в формирование у них готовности к труду. В объединении «Золотые ручки» педагог а Ершовой А. П. - воспитанники активно знакомятся с основой декоративно- прикладного искусства, возвращаются в моду вещи «ручной работы», а так же принимают активное участие в районных мероприятиях, которые способствуют «погружению» в удивительный мир искусства. Занятия в кружке вызываю т у обучаемых большой интерес, п ользуясь различной техникой без значительных финансовых затрат, они создают различные изделия: украшения из бисера, сувениры( брел ки, игрушки) , декоративные панно и т. д. На занятиях педагог используе тся такие активные ме тоды обучения, как коллективные, метод проекта, игровые технологии и другие современные педагогические технологии.   Сегодня, к сожалению, генетическая связь поколений во всех рукодельных работах утрачена, но дети при желании и при хорошем объяснении усваивают многое. К счастью, у детей такое желание имеется. Сегодня руководители детских объединений сталкиваются с другой проблемой- развитие мелкой моторики. Многие родители стараются развивать интеллектуальные способности своих детей, забывая о том, что «способности детей находятся на кончиках пальцев»( В. Сухомлинский) . Обучающиеся приходят в детские объ единения с очень слабыми руками, не умеют правильно держать иголку и нитку и практически не выполняют даже простейших рукодельных работ, но бывают и приятные исключения. В группе, как правило, лишь 3- 5 человек владеют элементарными навыками ручной работы. Все это накладывает свой отпечаток на занятия рукоделием в цело м. Изделия расположены по принципу «от простого к сложному» с учетом психомоторного развития воспитанников. Последовательность изучения различных способов подчиняется определенной логике. Многое зависит от психофизических особенностей группы в целом и каждого воспитанника отдельно. Пр и планировании занятий наши педагоги это обязательно учитывают. Из- за неодинаковой подготовленности детей и разнообразия способов работы невозможно предложить готовое планирование занятий. В группах есть дети с более высоким психомоторным развитием. Чтобы их искусственно не тормозить, им даются индивидуальные задания, но только в русле того, что делают другие обучающиеся. Методы обучения в кружке «Хореография» педагога Федоровой С. А. – это способы совместной деятельности педагога и учащихся, при помощи которых учащиеся осваивают специальные умения и танцевальные навыки, формируют эстетический вкус, развивают  творческие способности. Среди них ключевыми являются: 1.  Метод танцевального показа: аналитический и синтетический показ, демонстрация,  наблюдение. 2.  Метод устного изложения, комментирование, инструктирование, корректирование.    Формы устного изложения: информация, рассказ, беседа. 3.  Метод упражнений и заданий. 4.  Метод танцевально – практических действий, индивидуальные, групповые задания. 5.  Метод познавательной деятельности: иллюстративно – объяснительный, 6.  Репродуктивный, проблемный, частично – поисковый, исследовательский. Организация   деятельности самодеятельного хореографического коллектива осуществляется по следующим направлениям:   организаторская, учебно – тренировочная, образовательно – воспитательная, психолого – педагогическая, постановочно- репетиционная, концертно – исполнительская. Для развития творческих способностей  участников хореографического коллектива  необходима  система традиционных и инновационных методов и приемов  учебно- воспитательной  работы, осуществляемой в соответствии  с конкретными педагогическими задачами. Формирование творчества у детей на занятиях педагог осуществляет поэтапно: На I   этапе: - Старается научить детей активно подражать( учит на показе) . « Всё делаем как я. » На   II этапе: - Работает над формированием таких способов действия, которые направлены на создание простейших примеров творчества, на внесение изменений, вариаций в знакомый материал. Этот этап является самым продолжительным. На III этапе: - Побуждает детей к самостоятельному применению уже достигнутых умений, развивает твор ческую инициативу детей, вызывает ж елание импровизировать, развивает самостоятельную исполнительскую деятельность( без показа) . Работу по развитию творчески х способностей детей проводит как на коллективных занятиях, так и в форме индивидуальной работы. Учащиеся, занимающиеся в театральных кружках, таких как «Школьный театр» педагог Рыжайкина Е. А. , и «Театр и дети» педагог Лобанова Я. А. получают дополнительный стимул к саморазвитию, вырабатывают уверенность в себе, лидерские и организаторские качества, тренируют силу воли, умение держаться на публике. Театральные кружки становятся важной составляющей воспитательной работы. Театр как синтетическое искусство воспитывает в театральных деятелях логическое мышление, воображение, фантазию, коммуникативные способности, речевую культуру, заставляют заниматься самопознанием, овладевать собственным телом, речью, умением работать в коллективе и внимательно относиться к окружающим. Репетиции, работа над этюдами не менее важны, чем сам спектакль: идет последовательное знакомство детей с различными видами театра, происходит поэтапное освоение различных видов творчества по всем возрастным группам, совершенствуются артистические навыки воспитанников в плане переживания и воплощения образа, моделирования навыков социального поведения в заданных условиях. Поэтому приобщение ребенка к театрализованной деятельности требует целенаправленного руководства со стороны педагогов, чтобы помочь раскрыть его потенциальные возможности, осознать необходимость работы над ролью, вести себя на сцене непринужденно, уметь передать сущность своего персонажа. Для чего и нужна специальная актерская тренировка на играх- занятиях, цель которых- помочь детям овладеть средствами образной выразительности( интонацией, позами, жестами, мимикой, пантомимикой. Основная идея опыта работы педагогов- это помочь детям раскрыть свои потенциальные возможности, развить творческие способности средствами театра. Т ребовательное отношение к выбору произведения, его художественному оформлению, подготовке и проведению самого спектакля, не позволяет педагогам забыть, что детский спектакль- это первое приобщение детей к театру и искусству в целом. З аинтересовать ребенка сможет только увлеченный человек, поэтому главная цель педагогов- заинтересовать каждого воспитанника миром прекрасного, всячески поддерживая его малейшие успехи. На своих занятиях педагоги используют такие средства как игровые приемы, ситуации с элементами театрализации( этюды) , малые фольклорные формы( потешки, считалки, дразнилки и т. п. ) , упражнения псих о- и дыхательной гимнастики, техники речи и т. д. , направленные на создание в воспитательно- образовательном процессе непринужденной благоприятной обстановки. Знакомство детей с разными видами театров п едагог Лобанова Я. А. начала в средней группе( с 4 до 5 лет) и заметила, что встреча с театр ом особенно в адаптационный период, помогает малышам расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу, воспитывает доброту. Разыгрывая с детьми небольшие спектакли, изменяя голос и и нтонацию в соответствии с героями, педагог заметила, что дети могут разыгрывать хорошо знакомые им русские народные сказки( " Курочка Ряба" , " Колобок" , " Репка" и др. ) . Поэтому в результате проведенной педагогической диагностики, педагогом были выявлены склонности и способности каждого ребенка к театрально- игровой деятельности. Первоначальная диагностика показала: в группе есть дети( 45% ) с достаточно развитой речью, стремящиеся в игре строить диалоги с игрушками и сверстниками, используя собственную фантазию. А есть и те( 35% ) , кто в свободной игровой деятельности сопровождает движения игрушки песенкой, п ридуманной самостоятельно, а некоторые( 20% ) стремятся играть с игрушками и всегда желают участвовать в играх, быстро включаясь в песенные, игровые и танцевальные импровизации. Поэтому педагог объединила таких детей в театральный кружок" Театр и дети" и круж ковая работа осуществляется через все виды театров, воздействующих на воображение детей различными средствами: словом, музыкой, действием и т. д. Анализ результатов систематической работы с детьми показал, что постоянное участие воспитанников в муниципальных мероприятиях МБУДО «Дом детского творчества» способствовали р азвитию творческих способностей. З анятия в детских объединениях по интересам помо гают детям развить творческие способности, что позволяет им принимать активное участие в школьных, районных мероприятиях, выступать на районных творческих конкурсах( Форум" Одаренные дети" , " Шумбрат Мордовия, Моя! " и др. ) , занимать призовые места в творческих конкурсах. Итак, развитие творческих способностей детей средствами дополнительного образования- занятие трудоемкое, но увлекательное и результативное.  

Оставить комментарий: