Агрессивное поведение у детей дошкольного возраста
Документы для скачивания
Агрессивное поведение у детей дошкольного возраста.
- Определение.
В отношениях между людьми проявляются самые разные качества их личности. Некоторые из них мешают взаимопониманию. Одно из них - агрессивность.
Агрессивность - это черта личности, которая выражается в стремлении к наступательным или насильственным действиям, направленным на нанесение ущерба или на уничтожение объекта наступления.
- Природа агрессивности.
Агрессивность свойственна и животным, и людям. Это врождённое качество. Древнему человеку, как и животным, агрессивность помогала выжить. Позже появились правила поведения, позволяющие людям мирно существовать. Но агрессивность продолжает дремать в каждом. Когда и в какой форме она может выплеснуться, зависит от обстоятельств. Некоторые люди умеют её подавлять. Другие остаются агрессивными, но проявляют агрессию более тонко: через словесные оскорбления, злословие. Третьи проявляют агрессию открыто, в том числе и физическую.
- Виды агрессии.
- Физическая: нападение и причинение физических страданий другому существу;
- раздражение: готовность к проявлению вспыльчивости, резкости, грубости при малейшем возбуждении;
- вербальная: угрозы, крики, ссоры, ругательства;
- косвенная: сплетни, злобные шутки, битьё кулаками по столу, топанье;
- негативизм: отвергание общепринятых правил;
- обида, зависть, ненависть к окружающим.
- Направленность агрессии:
- на окружающих людей вне семьи (сверстников, врачей, педагогов);
- на близких людей без проявления агрессии вне семьи;
- на животных - кошек, птиц, насекомых;
- на себя - своё тело или личность: выдёргивание волос, сдирание кожи, кусание ногтей, отказ от еды в подростковом возрасте;
- на внешние объекты - поедание несъедобного, порча имущества, разрушение предметов;
- на символические или фантазийные объекты: коллекционирование оружия, увлечение компьютерными играми агрессивного содержания.
- Цели агрессивного поведения:
- причинение боли жертве, её страдания;
- месть за перенесённое страдание;
- причинение ущерба;
- власть над другим человеком. Для примера: когда я спросила мальчика из подготовительной группы, почему он любит играть в террористов, он ответил, что он, имея ещё и оружие, может сделать с человеком всё, что хочет, а он - ничего;
- получение материальных благ;
- разрядка, разрешение внутреннего конфликта;
- самоутверждение;
- защита от реальной или воображаемой угрозы;
- завоёвывание авторитета в группе сверстников;
- привлечение внимания.
В дошкольном возрасте агрессивное поведение может проявиться в швырянии и порче предметов и игрушек, вызывающем поведении, а в младшем школьном возрасте – в драках, насмешках и ругательствах в адрес одноклассников.
Особую опасность для общества представляет агрессия, направленная на других людей.
Мы привыкли считать, что агрессия несёт исключительно отрицательный заряд. Но в ней кроется и положительный потенциал. При правильном воспитании у ребёнка могут сформироваться такие положительные качества как целеустремлённость, желание самоутвердиться и отстоять свою позицию. Можно предположить, как сложится дальнейшая жизнь агрессивного человека: неприятности и конфликты в семье и на работе. Отсюда нелюбовь окружающих. Такому человеку трудно найти своё место в жизни.
Работая психологом в школе, я сталкивалась со случаями, когда подростки не хотят жить. У них был выявлен повышенный уровень агрессивности. Замечено было, что у них существовали проблемы в семье. Отсюда возникает вопрос: а правильно ли мы воспитываем своих детей? Чем раньше мы задумаемся об этом, тем лучше.
- Причины агрессивного поведения.
- Врождённые факторы. Это родовые травмы, нарушения внутриутробного развития, травмы и заболевания головного мозга (опухоль, эпилепсия, шизофрения). Из числа подростков, совершивших убийства, 12% были невменяемы.
- Окружающая среда.
- Воспитание в семье.
Многое в семье зависит от матери. Многие лица с криминальным прошлым не были привязаны к матери в младенческом возрасте. Напротив, младенцы, надёжно привязанные к матерям, позже проявляют больше дружелюбия и готовности к сотрудничеству.
Жестокое обращение и халатное отношение к своим родительским обязанностям приводит к к сильным страданиям младенца и формируют у него склонность к вспышкам гнева, а затем - трудности в социальной адаптации. Агрессивные дети часто вырастают в семьях, где мало интересуются развитием ребёнка и предпочитают наказание заботе и терпеливому объяснению. Если ребёнок чувствует себя незащищённым, то в его душе рождаются многочисленные страхи. Стремясь справиться со своими страхами, ребёнок прибегает к защитно- агрессивному поведению. Другим возможным способом преодоления страха может стать направление агрессии на себя (аутоагрессия): саморазрушительные фантазии, робость, идеи самонаказания.
«Спасибо родителям, что лупили - нормальным человеком вырос». Это часто приходится слышать от взрослых, которые бьют своих детей. Но гораздо чаще нормальные люди из забитых детей в таких семьях не вырастают, потому что боль, унижение - плохие воспитатели. На Востоке говорят: воспитывать битьём - всё равно, что носить воду в дырявом кувшине. Как ни старайся, всё равно прольётся.
Побои, нанесённые в детстве, никогда не забываются. Если ребёнок научится подчиняться, то его психика будет надломленной. Он будет безвольным, жестоким, озлобленным, научится хитрить, изворачиваться, сваливать вину на других. Ещё хуже, когда выросшие дети берут в руки топор или нож и мстят обидчикам за жестокое обращение.
Выявлено, что жестокое обращение с детьми вызывает у них повышение уровня агрессивности, а недостаточный присмотр за детьми- асоциальную направленность.
Причиной агрессивности у детей является социальная запущенность, судимость и плохое поведение родителей, частая смена ими работы, наличие друзей с отклоняющимся поведением.
7. Как наказывать детей?
Наказание будет эффективным, если оно последовательно, адекватно поступку и сопровождается доброжелательным объяснением. В качестве наказаний могут быть использованы лишение поощрений, временная изоляция от сверстников, а не демонстрация враждебного отношения.
- Советы родителям
- Помните, что запрет или повышение голоса- самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Лишь поняв причины агрессивного поведения и сняв их, вы можете надеяться, что агрессивность ребёнка будет снята.
- Дайте ребёнку возможность выплеснуть свою агрессию, сместить её на другие объекты. Разрешите ему поколотить подушку или «разорвать» портрет его врага и вы увидите, что в реальной жизни агрессивность в данный момент снизилась.
- Показывайте ребёнку пример положительного поведения. Не допускайте в нём вспышек гнева или нелестные высказывания в адрес друзей, строя планы мести.
- Пусть ваш ребёнок в каждый момент времени чувствует, что вы любите, цените и принимаете его . Не стесняйтесь лишний раз его приласкать и пожалеть. Пусть он видит, что он нужен и важен для вас.
- Развлечение "Михайлов день"
- Тематический план подготовки к 70-летию в Великой Отечественной войне МБДОУ "Зубово-Полянский детский сад №3 "Ручеек" комбинированного вида" на 2013-2015гг
- Презентация "В гостях у бабушки Арины"
- Конспект интегрированного занятия в старшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий
- АНКЕТА (для родителей) по выявлению тревожности у ребёнка.