a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Представление опыта работы по теме «Проектная деятельность учащихся на уроках и во внеклассной работе» на заседании Научно-методического совета школы 2013 г.

Автор: Игнатьева Наталья Борисовна Опубликовано: 2016-03-13 15:19:17

Документы для скачивания

Проектная деятельность учащихся на уроках и во внеклассной работе: представление опыта работы учителя начальных классов МБОУ « Локнянская средняя общеобразовательная школа» Игнатьевой Натальи Борисовны Расскажи – и я забуду, Покажи – и я запомню, Дай попробовать – и я пойму. Конфуций В настоящее время начальное и среднее образование претерпевает большие изменения. С чем это связано легко понять, ведь меняется время, меняется мир, меняются дети. Они становятся более раскрепощёнными, свободно мыслящими, не подверженными шаблонам, с возможностями получать и использовать информацию сети Интернет. А чем занимаемся мы? Мы пытаемся до сих пор учить, руководствуясь девизом: «Делай как я! ». И в результате на выходе из начального звена мы получаем то, что ученик не умеет пользоваться арсеналом разных учебных средств в незнакомой, нестандартной учебной и жизненной ситуации. Ученик как бы усваивает знания, заучивает основные правила, законы, может даже проиллюстрировать их применение на каких- то простых примерах. Но, сталкиваясь с реальными жизненными ситуациями, он не может применить их, так как в школе он не участвует в деятельности, которая показывала бы применение полученных в ходе обучения знаний на практике. Самым слабым местом оказалось умение интегрировать знания, а также применять их для получения новых знаний, объясняющих явления окружающего мира. Кроме того, система образования должна подготовить людей, приспособленных к жизни в условиях информатизации и развития новых технологий. Информация становится основой, и поэтому для человека одним из самых важных умений будет умение найти её, переработать и использовать в определенных целях. Теоретическая база опыта. Метод проектов был разработан американскими философами и педагогами Дж. Дьюи и В. Х. Килпатриком, а также профессором Коллигсом. В России метод проектов был организован русским педагогом С. Т. Шацким, использован современными психологами и педагогами В. В. Давыдовым, А. К. Дусавицким, Г. М. Кучинским, Д. Б. Элькониным, Е. С. Полат. Актуальность. Необходимость развития активности и самодеятельности школьника, его способности к самостоятельному познанию нового и решению жизненных проблем. Сущность. В основе опыта лежит метод проектов, который был разработан американским философом и педагогом Дж. Дьюи и его учеником В. Х. Килпатриком. Су ть – стимулировать интерес учащихся к определённым проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Основополагающими принципами данного опыта являются: Учет возрастных особенностей младших школьников- проектная методика не только даёт возможность учащимся больше и глубже изучить тему, но и значительно расширяет их общий кругозор, учит общению, умению самостоятельно добывать и отбирать необходимый материал, даёт возможность развития не только коллективного творчества, но и индивидуальных талантов и способностей учащихся. Принцип сознательности и активности учащихся в обучении- обучение эффективно, когда учащийся проявляет познавательную активность, является субъектом образовательной деятельности.   Проектная деятельность способствует развитию познавательной активности и становлению ученика как субъекта учебной деятельности. Принцип научности- содержание образования включает объективные научные факты, теории, законы, которые могут быть найдены в различных источниках информации. Принцип связи обучения с практикой. Принцип системности и последовательности предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе, логике построения как содержания, так и процесса обучения. Принцип наглядности- эффективность обучения зависит от целесообразности привлечения органов чу вств к в осприятию и переработке учебного материала. Принцип развивающего и воспитывающего характера обучения   взаимосвязан с предыдущими принципами. Условия возникновения и становление опыта. Инновационный поиск новых средств организации образовательного процесса Основные компоненты опыта. Организация проектной деятельности, презентации детей,   диагностика до выполнения проекта и после выполнения проекта, анкетирование. Новизна. Учебно- проектная деятельность способствует формированию нового типа учащегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владеющего способами целенаправленной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, приобретению детьми опыта исследовательско- творческой деятельности. 1. Типы проектов. В их основе заложены следующие типологические признаки: Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная( практико- ориентированная) , ознакомительно- ориентировочная, пр. ( исследовательский проект, игровой, практико- ориентированный, творческий) ; Предметно- содержательная область:   моно проект( в рамках одной области знания) ; межпредметный проект. Характер координации проекта: непосредственный( жесткий, гибкий) , скрытый( неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов) . Х арактер контактов  ( среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира) . Количество участников проекта. Продолжительность проекта. 2. Необходимые условия для эффективной проектной деятельности учащихся. Провести подготовительную работу: Приступая к работе, ученик должен владеть необходимыми знаниями, умениями и навыками в содержательной области проекта. Новое знание для детей в ходе проекта учитель может дать, но в очень незначительном объеме и только в момент его востребованности обучающимися. Учащемуся понадобятся до определённой степени сформированные специфические умения и навыки проектирования для самостоятельной работы. Формирование специфических умений и навыков самостоятельной проектной деятельности целесообразно проводить не только в процессе работы над проектом, но и в рамках традиционных занятий, когда они осваиваются поэтапно как общешкольные. В рамках традиционных занятий используются специальные организационные формы и методы, уделяется отдельное внимание в канве урока. Например, проблемное введение в тему урока, постановка цели урока совместно с учащимися, совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе, самоанализ и самооценка, рефлексия. Следующие умения и навыки проектной деятельности нужно формировать в процессе работы над проектом или  вне его: а) мыследеятельностные: выдвижение идеи( мозговой штурм) , проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса( поиск гипотезы) , формулировка предположения( гипотезы) , обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия; б) презентационные: построение устного сообщения о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе; в) коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус; г) поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов; д) информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск; е) проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов, проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов. Каждый проект должен быть обеспечен всем необходимым: материально- техническое и учебно- методическое оснащение, кадровое обеспечение( дополнительно привлекаемые участники, специалисты) , информационные ресурсы( фонд и каталоги библиотеки, Интернет, аудио и видео материалы и т. д. ) . информационно- технологические ресурсы( компьютеры и др. техника с программным обеспечением) , организационное обеспечение( специальное расписание занятий, аудиторий, работы библиотеки, выхода в Интернет) , отдельное от урочных занятий место( не ограничивающее свободную деятельность помещение с необходимыми ресурсами и оборудованием) . При этом разные проекты потребуют разное обеспечение. Все виды требуемого обеспечения должны быть в наличии до начала работы над проектом. В противном случае за проект не надо браться, либо его необходимо переделывать, адаптировать под имеющиеся ресурсы. Недостаточное обеспечение проектной деятельности может свести на нет все ожидаемые положительные результаты. Учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся. Важно помнить, интерес к работе и посильность во многом определяют успех. В рамках проектной деятельности предполагается, что проблемный вопрос предлагают учащиеся. Но в условиях начальной школы допустимо представление вопроса учителем или помощь ученикам во время его формулирования. Обеспечить заинтересованность детей в работе над проектной задачей — мотивацию. Мотивация является незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно еще на старте педагогически грамотно сделать погружение в проектную задачу, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. Внимательно относиться к выбору основополагающего вопроса проекта. Весь проект имеет какой- либо основополагающий вопрос. Если этот вопрос интересен учащимся, то и проект будет успешен. При необходимости его нужно корректировать. Создавать группу не более 5 человек. Для работы над проектом класс разбивается на группы. Оптимально создавать группу не более 5 человек. Каждая из этих групп будет работать над одним из «проблемных вопросов». Этот вопрос словно гипотеза, только в отличие от гипотезы он имеет другую структуру. Гипотеза имеет вид «если… то», а проблемный вопрос не может содержать в себе предполагаемого ответа или новых терминов. Но он сужает рамки проектной задачи для данной группы до размеров их части работы. Например, в проекте «Смеху все возрасты покорны» основополагающий вопрос – «Где живет смех? ». А проблемные вопросы уже задают направление для деятельности групп. Например, одна из групп может работать с вопросом: «Какие произведения являются юмористическими? ». Цель работы данной группы – определить, что такое юмористическое произведение, их виды. Другая группа работает с вопросом «Почему нам нравятся юмористические произведения? ». Цель работы данной группы – провести опрос среди детей и взрослых на тему «Если Вам нравятся юмористические произведения, то почему? ». Третья группа работает с проблемным вопросом «Кто умеет веселиться? ». В их задачу входит поиск авторов, способных писать веселые произведения. Учесть и избежать «подводных камней». Первая опасность – подменить деятельность выполнением задания, сделать многое за детей, перепоручить родителям. Чтобы этого не случилось, учителю необходимо работать в стиле педагогической поддержки. Например, во время работы над ошибками учитель предлагает детям подумать, каковы причины ошибок в написании безударных гласных, проверяемых ударением. Выписав типичные ошибки на доску, учитель помогает детям увидеть их проблемы: кто- то не всегда верно подбирает родственные слова, кто- то затрудняется в выделении корня, кто- то, подбирая однокоренные слова, не замечает, что гласный в проверочном слове не в сильной позиции. Далее учитель предлагает детям найти пути решения этих проблем. Что можно придумать, предложить, сделать? «Если мы найдем выход, идею, придумаем то, что поможет нам решить проблему, и сделать то, что придумали – это будет наш проект. ( Далее рассказывает о сущности понятию «проект») . Учитель предлагает «мозговой штурм»: разделившись на группы, всерьез подумать, что можно сделать, при этом обязательно выслушать всех, обсудить все предложения. Можно выделить группу экспертов – они выберут из предложенных проектов один для реализации. Найти идею – самое главное и самое трудное. Если дети затрудняются, учитель сам предлагает 1- 2 предложения в группах( например, составить словарик родственных слов, создать наглядное пособие с передвижными частями слов, сочинить стихи рифмовки на поверочные слова, сделать бланк карточек, настольную игру и др. ) . Дети, оттолкнувшись от идеи учителя, предлагают свое или обсуждают предложенное, разворачивая замысел, часто меняя его. Учитель поддерживает инициативу детей, привлекает к обсуждению, к совместной работе. После того, как эксперты выбрали конкретный проект, дети придумывают ему «рекламное» название, например, «Банк моих проверочных слов» или «Банк МПС», «Игра «Домино корней» и т. д. Затем учащиеся составляют «звездочку обдумывания», т. е. графическое изображение проекта, в центре которого в прямоугольнике – название проекта. В прямоугольниках вокруг центрального прямоугольника- ответы на вопросы: для кого будем делать проект, кто будет делать, с кем, когда, из чего и т. д. Таким образом, в «звездочке» фиксируются цели, этапы проекта, распределение работы и др. Далее учитель организует реализацию замысла, поддерживает самостоятельность ребят, их сотрудничество, помогает подготовить защиту проекта. На заключительном этапе необходимо оценить на только продукт проекта, но и саму деятельность: что помогало, что в работе понравилось, что надо было изменить в совместной работе. Вторая опасность – при выполнении исследовательского проекта не превратить проект в реферат. Конечно, исследовательский проект предполагает изучение каких- либо научных работ, грамотное изложение их содержания. Но ученик должен иметь собственную точку зрения на рассматриваемое явление, собственный угол зрения, под которым он будет рассматривать реферируемые источники. Третья опасность – переоценка результатов проектной задачи и недооценка её процесса. Это связано с тем, что оценка дается по результатам презентации, а презентуется именно результат проектной задачи. Чтобы оценка была максимально объективной и разносторонней, необходимо внимательно отнестись к составлению и послед ующему анализу отчета учащегося  Данный опыт реализуется с января 2008 года. Этапы освоения методики организации проектной деятельности учащихся. № Этап Содержание деятельности Результат работы Оформление результата 1 Пилотный( сентябрь- декабрь 2009 г. ) 1. Изучение литературы по теме 2. Утвержде ние темы самообразования на 3 года «Проектная деятельность учащихся на уроках и во внеклассной работе » 3. Разработка и презентация мини- проектов о редких животных Псковской области. 3. Начало работы над проектом «Сохраним красоту Псковской природы». Изучены теоретические и методические аспекты технологии проектной деятельности Определены потенциальные проблемные моменты в организации проектной деятельности- Папка с материалами, статьями, ссылками по данной проблеме Школьная конференция по защите мини- проектов о редких животных Псковской области. 2 Эксперимент 1. Работа над проектом «Сохраним красоту Псковской природы». 2.            Проведение уроков- проектов. Отработка практико- ориентированного типа проектов Осуществлено овладение методикой организации проектной деятельности Методические материалы по подготовке проектов 3 Переход в режим функционирования 1. Отработка исследовательского типа проектов на основе проекта «Чипсы, кола и жвачка: польза или вред? » 2. Реализация различных типов проектов с целью внедрения проектной деятель ности в классно- урочную систем у( мини- проекты на уроках, проекты продолжительностью 5- 6 уроков) 3. Реализация социальных проектов 4.     Отработка информационного типа проектов, включая сетевые проекты( на сайте « Началка ») Определе на степень возможности сочетания проектной деятельности и классно- урочных форм организации учебного процесса. - Банк проектных работ учащихся 4. Распространение опыта 1. Проведение заседания школьного МО «Проектная деятельность на уроке» 2.          Разработка сетевого дистанционного проекта на сайте Centrsot. org 3.      Подготовка и проведение педагогического совета и НМС «Система организации проектной деятельности в начальной школе» 3.              Подготовка публикаций проектов на Псковики 4.              Участие в районном и региональном конкурс ах проектов с применением ИКТ 5.              Создание блога, ориентированного на проектную, исследовательскую деятельность учащихся. 6. Проекты учеников принимают участие во всероссийской конференции «Первые шаги в науку- 2» Осуществлено итоговое обобщение и теоретическое осмысление опыта Привлечение коллег к проектной деятельности 1 место в районном конкурсе и 2 место в региональном конкурсах проектов Участие в сетевом проекте( 69, 5 баллов из 70) Сертификаты участников всероссийской конференции «Первые шаги в науку- 2»   Публикация проектов на Псковики Создание сетевого дистанционного проекта на сайте Centrsot. org Оформлено обобщение опыта работы   Ежегодно Обучение коллег методике организации проектной деятельности учащихся( являюсь тьютором программы Intel) |     Система работы учителя. Работа над проектом «Чипсы, кола, жвачка: польза или вред? » Тема проекта тесно связана с углублением материала по предмету «Окружающий мир», с рисованием, литературным творчеством, внеклассной работой по здоровьесбережению, ин формационные технологии Вопросы, направляющие проект Основополагающий вопрос Как правильно питаться, чтобы быть здоровым и красивым? Проблемные вопросы: •Что важнее: вкусная или полезная еда? •Что такое питание? Какое питание должно быть правильным? •Какой режим питания нужно соблюдать? •Какие продукты наиболее предпочитаемы среди учащихся вторых классов? •Как влияет жевательная резинка на организм человека? Как частое и нерациональное использование жевательной резинки негативно отражается на здоровье человека? •Являются ли продукты фаст- фуда полезными для здоровья и красоты? •Можно ли утолять жажду газировкой? Учебные вопросы: •Из каких компонентов состоит пища? •Как правильно питаться? •Зачем человеку нужна разнообразная пища? •Как влияет питание на нашу жизнь? •Что можно узнать по данным на упаковке продуктов питания? •Какой режим дня и питания нужно соблюдать? •Все ли вкусные продукты полезны? •Что такое фаст- фуд? •Какие продукты наиболее предпочитаемы среди учащихся? •Почему постоянно жевать жвачку вредно? •Можно ли утолить жажду газировкой? Этапы проекта: 1 этап. Подготовительный Определение темы, цели, содержания проекта, формирование групп. В результате мозгового штурма «Фабрика идей» были определены группы" Исследователи" , «Художники», «Журналисты», «Артисты», " Оформители" . Выбор направлений в работе над проектом: группа" Исследователи" : проводила экспериментальную работу Группа «Журналисты»: анкетирование семей и интервьюирование учащихся и работников школы «Что такое здоровое питание? »; беседа со специалистами и людьми, знающими об организации правильного и рационального питания. Группа «Художники»: конкурс плакатов «Вкусной и здоровой пище – ДА, химии – НЕТ! »; изготовление коллажа из этикеток, оберток, упаковок продуктов правильного и неправильного питания; Группа «Артисты»: инсценировка стихотворения Н. Семенова «Спор овощей»; конкурс частушек о правильном питании, исполнение лучших частушек. Группа «Оформители» изготовление буклета «Здоровое питание для школьника». о формление презентаций Power Point 2 этап. Планирование Цель: выработка плана действий, распределение ролей, заданий по направлениям деятельности; изучение источников информации( книги, энциклопедии, интернет- материалы, беседы) 3 этап. Сбор информации Цель: анализ плана действий и полученных данных, уточнение дальнейших шагов по реализации проекта. 4 этап. Промежуточное обсуждение Работа с собранным материалом, его оформление. Цель: анализ достигнутых результатов. Чему научился, работая над проектом. Как ты выполнял свою работу? Появились ли у тебя свои идеи по продолжению проекта? 5 этап. Выполнение проекта 6 этап. Презентация проекта   Компетенции, формируемые учебным проектом Ценностно- смысловая компетенция: способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, уметь выбирать целевые установки для своих действий и принимать решения. Общекультурная компетенция: осведомленность учащегося об особенностях национальной и общечеловеческой культуры, знание духовно- нравственных основ жизни человека, социальных общественных явлений и традиций, умение воспринимать и усваивать идею единой научной картины мира. Учебно- познавательная компетенция: знание и умение анализа, планирования, рефлексии, самооценки познавательной деятельности, овладение креативными навыками продуктивной деятельности, владение измерительными навыками, умение использовать вероятностные, статистические и другие методы познания, умение отличать факты от домыслов. Информационная компетенция: умения и навыки по отношению к информации: самостоятельно искать, анализировать, отбирать, структурировать, преобразовывать, сохранять и передавать информацию. Коммуникативная компетенция: Умение устанавливать деловые контакты, проявлять инициативу, взаимодействовать в совместной деятельности с окружающими людьми и виртуально. Способность к эмпатии( умение сопереживать) Способность к самоконтролю( умение регулировать свое поведение собеседника, инициировать благоприятный психологический климат) Культура вербального и невербального взаимодействия( владение техникой речи, риторическими приемами, техникой ведения спора) Компетенция личностного самосовершенствования: забота о собственном здоровье, правила безопасной жизнедеятельности, внутренняя экологическая культура. Методические задачи учебного проекта Показать преимущества Икт- технологий для представления и обработки собранных материалов. Познакомить с технологией WikiWiki на примере работы на ПскоВики. Материалы по формирующему и итоговому оцениванию Лист самооценки работы группы Критерии оценивания презентации Лист оценивания презентации Индивидуальный анализ личного вклада участника Форма отзыва от одноклассников Дневник рефлексии Лист оценивания буклета Лист планирования исследовательской работы учащихся Дидактические материалы, разработанные учениками Анкетирование о газированных напитках Результаты анкетирования о газированных напитках 1 Результаты анкетирования о газированных напитках 2 Результаты анкетирования о газированных напитках 3 Результаты анкетирования о жевательной резинке 1 Результаты анкетирования о жевательной резинке 2 Результаты анкетирования о жевательной резинке 3 Результаты анкетирования о чипсах Описание экспериментальной работы с газировкой Материалы по сопровождению и поддержке проектной деятельности Рекомендации ученику при работе над проектом Памятка учащимся по поиску информации в интернете Памятка" Как работать над заданием" Виды проектов. Памятка учителю Лист контроля проекта. Памятка учащемуся Требования к проектам Материалы, используемые в ходе проекта Видеоролик о производстве жевательной резинки Видеоролик о производстве чипсов Видеоролик Опасный фастфуд Социальные сервисы, которые можно использовать для размещения материалов проекта http: / / www. letopisi. ru/ index. php- Скрибд https: / / www. blogger. com/ start- Создание блога Средства для хранения закладок: http: / / www. bobrdobr. ru – БобрДобр( русский интерфейс) http: / / Del. icio. us – Делишес( английский интерфейс) http: / / rumarkz. ru- Румарк( русский интерфейс) http: / / utx. ambience. ru- Цветные полоски( русский интерфейс) Социальные геосервисы: http: / / maps. google. com- ( гугл мэпс) Карты гугл http: / / wikimapia. org- ( викимапия) Карты гугл+ ВикиВики http: / / panoramio. ru –( Панорамио) фотосервис с возможностью привязки к цифровым картам Фотосе h висы: http: / / Flickr. com – Фликр( английский интерфейс) http: / / flamber. ru – Фламбер( русский интерфейс) Видеосевисы: http: / / youtube. com – Ютьюб( английский интерфейс) http: / / www. rutube. ru- Рутьюб( русскоязычный интерфейс) Что будет дальше? Далее предполагается использование на уроках фрагментов проектной деятельности, включающей в себя индивидуальную и групповую работу. В чём заключается педагогическая значимость проектно- исследовательской деятельности? Открывает возможности формирования жизненного опыта. Стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в самореализации, самовыражении. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир. Реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых, сочетая коллективное и индивидуальное. В течение этого времени мы все познавали мир, делали открытия, удивлялись, разочаровывались, совершали ошибки, исправляли их, приобретали опыт общения. Но каждый шёл путём открытий незнакомого, неизведанного ранее, а вместе мы делали одно дело: учились и учили друг друга. Разработка данного проекта – это путь к саморазвитию личности, через осознание собственных потребностей через самореализацию в творческой деятельности. Помимо работы с конкретной темой, предлагается широкий спектр личностных коммуникативных связей с ребятами в группе, с педагогами. в процессе творческой работы дети получают полное и глубокое удовлетворение от сделанного, развивается их творческая активность, определяется социальная позиция ребёнка. При этом познаётся особенность различных видов искусств: литературы, музыки, живописи. Хочется отметить положительные элементы, которые присутствуют в проектном методе обучения. Этот метод чётко ориентирован на реальный практический результат. Во время работы строятся новые отношения между учениками, а также между учителем и учащимися. Расширяется их образовательный кругозор, возрастает стойкий познавательный интерес. Работа над проектом помогает учащимся проявить себя с самой неожиданной стороны. У них есть возможность показать свои организаторские способности, скрытые таланты, а также умение самостоятельно добывать знания, что является очень существенным для организации процесса обучения в современной школе.  Результативность.  Данный опыт используется третий год. Нам удалось повысить степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности; способствовать развитию социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий, приобретению детьми опыта исследовательско – творческой деятельности. Способствует повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии. Использованная литература: 1. Брыкова О. В. Проектная деятельность в учебном процессе –М. , Чистые пруды, 2006 2. Поливанова К. Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя – М. , Просвещение, 2008 3. Серегина И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений – М. , АРКТИ, 200 7    

Оставить комментарий: