Проект «Дошкольник в мире экономики». Зимина Т.В.
Документы для скачивания
МБДОУ детский сад «Улыбка« комбинированного вида. ПРОЕКТ: «Дошкольник в мире экономики». Воспитатель: Зимина Т. В. г. Ардатов. Тема проекта: «Дошкольник в мире экономике». 1. Тип проекта. По доминирующей в проекте деятельности: информационно – практика – ориентированный; ролево – игровой. По содержанию: познавательный. По число участников проекта: дети, педагоги, родители. По времени проведения: долгосрочный. Характер контактов: в рамках ДОУ. 2. Актуальность проблемы. Вся страна пришла в движение – заговорили о рыночной экономике, об экономической «революции», о новых взаимоотношениях между потребителями и производителями, о пользе рекламы и т. п. Сегодняшнее молодое поколение живет в иных экономических условиях. Детей повсюду окружает реклама, а в их лексикон включается все больше слов финансовой среды. Ребенок сталкивается с экономическими понятиями, соприкасается с социальной деятельностью, бытом, узнает о труде, профессиях родных и близких, о финансовом положении семьи и у нег возникает множество вопросов. Нынешним дошкольникам предстоит жить в двадцать первом веке. Это они будут осваивать новую картину мира, складывающуюся, в том числе из экономики. Это потребует от них умений правильно ориентироваться в жизни, самостоятельно, творчески действовать, а значит строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию у них предпосылок реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным. Экономическое образование надо начинать как можно раньше, желательно уже с дошкольного возраста, так как экономическое воспитание дошкольников не только приближает ребенка к реальной жизни, обучая его ориентироваться в происходящем, но и формирует деловые качества личности, что обеспечивает преемственность в обучении между детским садом и школой. Поэтому данная проблема была выбрана мной в качестве образовательного проекта. 3. Цели проекта: Способствовать развитию реального экономического мышления, интереса к экономическим знаниям. 4. Задачи: * Познакомить с элементарными экономическими понятиями; * Формировать экономическое сознание детей, экономическое мышление; * Развивать логическое мышление, наблюдательность, пополнять словарный запас; * Создать условия для характерного формирования элементарно экономических знаний; * Воспитывать у детей умение применять на практике в жизни полученные знания по экономике; понимать и ценить окружающий предметный мир, как результат труда людей. 5. Методическое обеспечение проектной деятельности. Е. А. Алябьева «Дни этики в детском саду» М: . 2011г А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду». И здательство. «Просвещения»1985г. Н. П. Ильчук, В. В. Гербова «Хрестоматия для дошкольников». И здательство АСТ, 1996 Т. В. Галанова «Развивающие игры с малышами »Я рославль, Академия развития, 2005г З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова «Развивающие игры дошкольного возраста». М осква. «Просвещения» 1991г. Журнал воспитатель ДОУ № 12, 2012г. Журнал воспитатель ДОУ№5, 2010г. Воспитатель ДОУ№10, 2012г. Воспитатель ДОУ№1, 2013г. 6. Предлогаемый результат. 1. Приближенность знаний к реальной действительности, начала экономического мышления. 2. Интерес к социальным явлениям, происходящим в общественной жизни. 3. Знания о новых процессах. 4. Обагощенный словесный запас, связанный с областью экономики, трудовой деятельностью людей совместных профессий. 5. Приобрение таких качеств, как умение честно выигрывать, соревноваться, радоваться успехам. 6. Умение общаться, сохранять чувство собственного достоинства, быть ответственным, доводить начатое дело до конца. 7. Здоровый интерес к деньгам, осознание правил их честного приобретения, взаимосвязи понятий «Тру – деньги», понимание купли продажи. 7. Практический выход. * И нформирование родителей о задачах и содержании экономического воспитания детей в детском саду и семье; * участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей в дошкольном учреждении( экономические ярмарки, праздники, конкурсы) ; * консультация для родителей, «Экономическое воспитание дошкольников», Познакомить родителей со статьей: «Экономическое воспитание дошкольников». * создание обогащённой развивающей среды в группах: - наличие денежной единицы" Журавка" ; - проведение бесед, рассказывание историй и сказок, сюжетно- ролевых игр, создание игровых ситуаций; создание картотек игр; * совместные с детьми размышления на темы: «Что такое экономика? », «Что мы знаем об экономике? », «Что хотим узнать? », «Как мы будем это узнавать? »* проведение экономических ярмарок, аукционов, развлечений, тематических занятий. 8. Гипотеза проекта: Если в систему экономической работы включать раннее экономическое воспитание, то это послужит организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром, формируя у него экономическое мышление. 9. Методы проекта: У тренний круг, беседа, рассказывание историй и сказок, сюжетно- ролевая игра, игра- драмматизация, проблемные ситуации, изготовление поделок для последующей продажи на ярмарке: " Ярмарка игрушек" , " Аукцион" . 10. Этапы реализации проекта. I этап. Организационный. Дети привносят в игры свой жизненный опыт общественных, социальных, экономических отношений. У всех детей этот опыт разный, у кого- то более богатый, у кого- то более скудный. Возникла идея: познакомить дошкольников со значением экономических терминов, дать им элементарные знания из области экономики: А нализ проблемы: что уже есть и что нужно сделать; подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литератур ы по выбранной тематике проекта; подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации воспитательно- образовательного процесса экономической направленности. II этап. Планирование реализации проекта. определение задач воспитательно- образовательной работы; разделение на творческие группы реализации задуманного; объединение результатов коллективной деятельности в логике общего замысла; III этап. Реализация проекта. занятия для изучения появления денежных единиц, освоения экономической природы вещей, ознакомления с разнообразными формами реализации продуктов труда; экскурсии в банк, магазины и т. д. ; организация и проведение сюжетно ролевых игр «Магазин», «Банк», «Кафе», «Супермаркет» и т. д. ; сюжетно- дидактические игры моделирующие жизненные ситуации: операции купли- продажи, производства и сбыта готовой продукции «Обмен», «Маленькие покупки», «Маршруты товаров», «Что быстрее купят? » и т. д. ; использование сказок экономического содержания; совместная деятельность по изготовлению товара IV этап. Презентация результатов. Диагностика. Проведение презентации проекта совместно с родителями «Ярмарка», Проведение интеллектуальной игры «Что, где, когда! , конкурсы и викторины. 11. Содержание проектной деятельности. Предоставлено тематическим планированием формирующего этапа.
МБДОУ детский сад «Улыбка« комбинированного вида. ПРОЕКТ: «Дошкольник в мире экономики». Воспитатель: Зимина Т. В. г. Ардатов. Тема проекта: «Дошкольник в мире экономике». 1. Тип проекта. По доминирующей в проекте деятельности: информационно – практика – ориентированный; ролево – игровой. По содержанию: познавательный. По число участников проекта: дети, педагоги, родители. По времени проведения: долгосрочный. Характер контактов: в рамках ДОУ. 2. Актуальность проблемы. Вся страна пришла в движение – заговорили о рыночной экономике, об экономической «революции», о новых взаимоотношениях между потребителями и производителями, о пользе рекламы и т. п. Сегодняшнее молодое поколение живет в иных экономических условиях. Детей повсюду окружает реклама, а в их лексикон включается все больше слов финансовой среды. Ребенок сталкивается с экономическими понятиями, соприкасается с социальной деятельностью, бытом, узнает о труде, профессиях родных и близких, о финансовом положении семьи и у нег возникает множество вопросов. Нынешним дошкольникам предстоит жить в двадцать первом веке. Это они будут осваивать новую картину мира, складывающуюся, в том числе из экономики. Это потребует от них умений правильно ориентироваться в жизни, самостоятельно, творчески действовать, а значит строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию у них предпосылок реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным. Экономическое образование надо начинать как можно раньше, желательно уже с дошкольного возраста, так как экономическое воспитание дошкольников не только приближает ребенка к реальной жизни, обучая его ориентироваться в происходящем, но и формирует деловые качества личности, что обеспечивает преемственность в обучении между детским садом и школой. Поэтому данная проблема была выбрана мной в качестве образовательного проекта. 3. Цели проекта: Способствовать развитию реального экономического мышления, интереса к экономическим знаниям. 4. Задачи: * Познакомить с элементарными экономическими понятиями; * Формировать экономическое сознание детей, экономическое мышление; * Развивать логическое мышление, наблюдательность, пополнять словарный запас; * Создать условия для характерного фо рмирования элементарно экономических знаний; * Воспитывать у детей умение применять на практике в жизни полученные знания по экономике; понимать и ценить окружающий предметный мир, как результат труда людей. 5. Методическое обеспечение проектной деятельности. Е. А. Алябьева «Дни этики в детском саду» М: . 2011г А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду». И здательство. «Просвещения»1985г. Н. П. Ильчук, В. В. Г ербова « Хрестоматия для дошкольников». И здательство АСТ, 1996 Т. В. Галанова «Развивающие игры с малышами »Я рославль, Академия развития, 2005г З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова «Развивающие игры дошкольного возраста». М осква. «Просвещения» 1991г. Журнал воспитатель ДОУ № 12, 2012г. Журнал воспитатель ДОУ№5, 2010г. Воспитатель ДОУ№10, 2012г. Воспитатель ДОУ№1, 2013г. 6. Предлогаемый результат. 1. Приближенность знаний к реальной действительности, начала экономического мышления. 2. Интерес к социальным явлениям, происходящим в общественной жизни. 3. Знания о новых процессах. 4. Обагощенный словесный запас, связанный с областью экономики, трудовой деятельностью людей совместных профессий. 5. Приобрение таких качеств, как умение честно выигрывать, соревноваться, радоваться успехам. 6. Умение общаться, сохранять чувство собственного достоинства, быть ответственным, доводить начатое дело до конца. 7. Здоровый интерес к деньгам, осознание правил их честного приобретения, взаимосвязи понятий «Тру – деньги», понимание купли продажи. 7. Практический выход. * И нформирование родителей о задачах и содержании экономического воспитания детей в детском саду и семье; * участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей в дошкольном учреждении( экономические ярмарки, праздники, конкурсы) ; * консультация для родителей, «Экономическое воспитание дошкольников», Познакомить родителей со статьей: «Экономическое воспитание дошкольников». * создание обогащённой развивающей среды в группах: - наличие денежной единицы" Журавка" ; - проведение бесед, рассказывание историй и сказок, сюжетно- ролевых игр, создание игровых ситуаций; создание картотек игр; * совместные с детьми размышления на темы: «Что такое экономика? », «Что мы знаем об экономике? », «Что хотим узнать? », «Как мы будем это узнавать? »* проведение экономических ярмарок, аукционов, развлечений, тематических занятий. 8. Гипотеза проекта: Если в систему экономической работы включать раннее экономическое воспитание, то это послужит организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром, формируя у него экономическое мышление. 9. Методы проекта: У тренний круг, беседа, рассказывание историй и сказок, сюжетно- ролевая игра, игра- драмматизация, проблемные ситуации, изготовление поделок для последующей продажи на ярмарке: " Ярмарка игрушек" , " Аукцион" . 10. Этапы реализации проекта. I этап. Организационный. Дети привносят в игры свой жизненный опыт общественных, социальных, экономических отношений. У всех детей этот опыт разный, у кого- то более богатый, у кого- то более скудный. Возникла идея: познакомить дошкольников со значением экономических терминов, дать им элементарные знания из области экономики: А нализ проблемы: что уже есть и что нужно сделать; подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литератур ы по выбранной тематике проекта; подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации воспитательно- образовательного процесса экономической направленности. II этап. Планирование реализации проекта. определение задач воспитательно- образовательной работы; разделение на творческие группы реализации задуманного; объединение результатов коллективной деятельности в логике общего замысла; III этап. Реализация проекта. занятия для изучения появления денежных единиц, освоения экономической природы вещей, ознакомления с разнообразными формами реализации продуктов труда; экскурсии в банк, магазины и т. д. ; организация и проведение сюжетно ролевых игр «Магазин», «Банк», «Кафе», «Супермаркет» и т. д. ; сюжетно- дидактические игры моделирующие жизненные ситуации: операции купли- продажи, производства и сбыта готовой продукции «Обмен», «Маленькие покупки», «Маршруты товаров», «Что быстрее купят? » и т. д. ; использование сказок экономического содержания; совместная деятельность по изготовлению товара IV этап. Презентация результатов. Диагностика. Проведение презентации проекта совместно с родителями «Ярмарка», Проведение интеллектуальной игры «Что, где, когда! , конкурсы и викторины. 11. Содержание проектной деятельности. Предоставлено тематическим планированием формирующего этапа. Месяц. Неделя. Тема занятий. Программное содержание. Ноябрь 1неделя. Чтение сказки о деньгах К. И. Чуковского «Муха- Цокотуха». Учить детей слушать воспитателя внимательно, понимать содержание прочитанного, развивать отзывчивость, воспитывать понятие о деньгах, о из значении и умении их потратить. 2неделя. Занятие «Деньги». Познакомить с историей возникновения денег, их предназначением; познакомить с монетами, денежными единицами разных стран; упражнять в ориентировке на листе бумаги; упражнять в ориентировке в пространстве; продолжать учить работать в команде; воспитывать бережливость, развивать речь детей, расширять кругозор. Знеделя. Сюжетно ролевая игра: «Аптека». Объяснить детям, что в аптеке делают лекарства, отпускают по рецепту врача больным, советуют, что купить при различных заболеваниях. 4 Неделя. Дидактическая игра: «Купи другу подарок». Научить подбирать монеты разного достоинства, в сумме составляющих цену подарка. Декабрь. 1неделя. Чтение сказки о рекламе Ш. Перро «Кот в сапогах». Учить детей понимать содержание прочитанной сказки, развивать умение отвечать на вопросы по прочитанной сказки, воспитывать внимательность, усидчивость. Объяснить детям понятие «Реклама». Для чего она нам нужна. 2неделя. Дидактическая игра: «Кому что нужно». Закрепить знание детей о предметах труда людей разных профессий человека, развивать помять детей, воспитывать уважение к профессии взрослых. Знеделя. Сюжетно ролевая игра: «Магазин «. Расширить знания детей о работе продавца в магазине. Воспитывать умение делать покупки; развивать речь детей. Учить детей правилам общения с деньгами. 4 Неделя. Занятие: « Инфляция». Учить детей понимать такие слова, как «Инфляция», «Экономика», Деньги». Р азвивать у детей творческие способности и воспитывать внимательность. Январь 1неделя. Дидактическая игра: «Найди такую же». Учить детей сравнивать предметы, находить в них признаки сходства и различия, воспитывать наблюдательность, смекалку, связную речь. 2неделя. Чтение пословиц и поговорок на тему: «Экономическое воспитание дошкольников». Учить детей слушать и понимать чему учат пословицы, развивать память и умение проговаривать отдельные фразы, воспитывать усидчивость. З неделя. Занятие «Поможем открыть супермаркет Буратино». Систематизировать знания детей о разнообразии товаров, что все их можно разместить водном супермаркете, группируя по определенным признакам. Познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями. Научить определять разницу между «хочу» и «надо». Развивать познавательные интересы, фантазию, воображение. 4 Неделя. Беседа: «что такое экономика» Объяснить детям, для чего нам нужна экономика, как правильно экономить. Учить детей высказывать свои мысли. Воспитывать внимательность и усидчивость, умения дослушивать воспитателя до конца. Февраль. 1 неделя. Чтение народной сказки о труде: «теремок». Учить детей уважать чужой труд, развивать умение обсуждать и отвечать на вопросы по прочитанному. Воспитывать у детей трудолюбие и желание всего добиваться самим. 2неделя. Дидактическая игра: «Кто что производит». Подчеркнуть, что для выполнения различных работ необходимы определенные знания и умения. З неделя. Занятие: «Как домовенок учил Диму экономить». Учить детей экономии, развивать знания о том, что за воду, электроэнергию, газ, нужно платить. Воспитывать бережное отношение к природе не выходя из дома. 4 Неделя Сюжетно ролевая игра: «Парикмахерская». Объяснить детям работу парикмахера; развивать знания о профессии парикмахера. Учить детей расплачиваться за оказанную услугу. Воспитывать правила поведения в общественных местах. Март. 1неделя. Дидактическая игра: «Хочу и надо». Познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями. Научить определять разницу между «Хочу», «Надо». 2неделя. Занятие «Древние времена». Ознакомить детей с понятиями «обмен», «деньги», «купюра», «номинал», «монета», рассмотреть особенности создания денег, познакомить с их разновидностями, способствовать развитию интереса к экономической сфере жизнедеятельности. З неделя. Чтение сказки о потребностях и возможностях: «Сказка о рыбаке и рыбки» А. С. Пушкин. Учить детей понимать содержание сказки, делать выводы из прочитанного, развивать интерес к сказкам. Воспитывать у детей понятие того, что не все в жизни можно достичь за счет чужого труда, для этого нужно потрудиться самому. 4 Неделя Сюжетно ролевая игра: «Почта». Люди пишут друг другу письма, посылают телеграммы, открытки, люди несут на почту и бросают в большой почтовый ящик. Конверты покупают на почте. Почтовый работник взвешивает посылку, ставит печать на ней. Апрель 1неделя. Чтение сказки о рекламе: «Новое платье короля». Продолжать объяснять детям, что такое реклама, для чего она нам нужна. Развивать умение отвечать полным ответом на вопросы по прочитанному. Воспитывать умение создавать рекламу. 2 неделя. Экскурсия с детьми в аптеку. Учить детей правилам поведения в общественных местах, развивать умения делать самим покупки. Воспитывать уважение к профессиям взрослых. З неделя. Дидактическая игра: «Где пригодится». Уточнить использование данного продукта. 4 Неделя Занятие: «В поисках клада». Закрепить знания цифр 1, 2, 3. Упражнять в порядковом счете до 3. Развивать умение сравнивать группы предметов, закрепить понятие «Надо», Развивать логическое мышление, внимание, связную речь; Формировать элементарные экономические понятия; воспитывать уважительные отношения друг к другу. Май 1неделя. Чтение сказки отражающий труд людей: « Федорино горе». К. И. Чуковский. Учить детей трудиться и уважать труд других, воспитывать соблюдения чистоты и аккуратности и развивать память и речь детей. 2 неделя. Сюжетно ролевая игра: «Кафе». В кафе работают официанты. Посетители платят за еду в кассу. Им выдают чек. Объяснить детям значения кафе. З неделя. Инсценировка по сказке: «Теремок». Учить детей театрализации, развивать умение входить в роль. Воспитывать желание уважать и беречь труд других. 4 Неделя Интегрированное занятие на основе сюжетно ролевой игры: «Магазин игрушек». Развивать игровой опыт детей. Освоение первоначальных представлений ролевого взаимодействие.
- Развлечение "Михайлов день"
- Тематический план подготовки к 70-летию в Великой Отечественной войне МБДОУ "Зубово-Полянский детский сад №3 "Ручеек" комбинированного вида" на 2013-2015гг
- Презентация "В гостях у бабушки Арины"
- Конспект интегрированного занятия в старшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий
- АНКЕТА (для родителей) по выявлению тревожности у ребёнка.