a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

17.03.2016 Консультация для педагогов "Речевая развивающая среда.Основные ее направления" Подготовил: воспитатель Купина А.Ю.

Опубликовано: 2016-03-19 18:12:35

МБДОУ «Детский сад с. Купино » КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ: «РЕЧЕВАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА. ОСНОВНЫЕ ЕЁ НАПРАВЛЕНИЯ » Подготовила: в оспитатель Купина А. Ю 2016 «Создание речевого центра в группе» «Оснащение речевых центров в группах детского сада» «Организация речевого центра в группе» Хорошая речь- важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому мы заботимся о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых форм русского языка. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно, важное значение, имеет правильное, четкое произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости. Уже давно доказано, что на развитие ребенка- дошкольника большое влияние оказывает окружающее пространство, его наполняемость. Педагоги, работающие с детьми- логопатами, давно пришли к выводу, что речевые уголки должны быть в группах, должны привлекать к себе внимание детей, желание играть, именно в данном отведенном пространстве. Речевая развивающая среда должна способствовать реализации следующих факторов: - восприятие речи взрослых; - наблюдение за языком; - вовлеченность в активную речевую среду; - диалог между взрослыми. Речевая развивающая среда – это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка. Цель построения речевой развивающей среды – насыщение окружающей среды компонентами, обеспечивающими развитие речи ребенка дошкольного возраста. Задачи построения речевой развивающей среды: - обеспечение возможности восприятия и наблюдения за правильной речью; - обеспечение богатства сенсорных представлений; - обеспечение возможности самостоятельной индивидуальной речевой деятельности ребенка; - обеспечение комфортного состояния ребенка в проявлении речевых реакций; - обеспечение возможности исследования и экспериментирования в языковой системе. Компоненты РРС: речь педагога, методы и приемы, оборудование. Наполнение речевой развивающей среды определяется приоритетной линией речевого развития детей каждого возраста. РРС 1ой младшей группы: • Грамотная, педагогически целесообразная речь педагога; • Методы и приемы, направленные на развитие речи как средства общения( поручения, подсказ, образец, сопряженная речь) ; • Методы и приемы, направленные на формирование умения слушать и слышать( чтение, рассказы) ; • Самостоятельное рассматривание картинок, игрушек, книжек и др. ( на развитие инициативной речи) . РРС 2ой младшей группы: • Грамотная, педагогически целесообразная речь педагога; • Методы и приемы, направленные на развитие речи как средства общения( поручения, подсказ, образец обращения, образец взаимодействия посредством речи в разных видах деятельности) ; • Методы и приемы, направленные на формирование умения слушать и слышать( разговоры, чтение, рассказы) ; • Организация «уголка интересных вещей»( стимулирование самостоятельного рассматривания картинок, игрушек, книг, предметов для развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений детей об окружающем) . РРС средней группы: • Грамотная, педагогически целесообразная речь педагога; • Методы и приемы, направленные на развитие речи как средства общения( удовлетворение потребности в получении и обсуждении информации, формирование навыков общения со сверстниками, знакомство с формулами речевого этикета) ; • Методы и приемы, направленные на формирование умения слушать и слышать( выслушивание детей, уточнение ответов, подсказ, рассказы воспитателя – акцент на стимулирование познавательного интереса) ; • Организация деятельности в «уголке интересных вещей»( наборы картинок, фотографий, открыток, лупы, магниты и др. для развития объяснительной речи) . РРС старшей и подготовительной групп: • Грамотная речь педагога; • Методы и приемы, направленные на развитие речи как средства общения( знакомство с формулами речевого этикета, целенаправленное формирование всех групп диалогических умений, умений грамотного отстаивания своей точки зрения) ; • Методы и приемы, направленные на формирование навыков самостоятельного рассказывания( поощрение рассказов детей, трансформация высказываний в связные рассказы, запись и повторение рассказов, уточнения, обобщения) ; • Организация деятельности в «уголке интересных вещей»( пополнение уголка – акцент на расширении представлений детей о многообразии окружающего мира, организация восприятия с последующим обсуждением) . • Создание индивидуального «авторского речевого пространства» каждого ребенка. Речевой уголок желательно разме стить рядом с книжным уголком. Оформление уголка должно быть эстетичным, привлекательным для детей, и вызывать стремление к самостоятельной деятельности. Игровой материал должен быть доступным для ребенка. Не следует перегружать уголок оборудованием. Неотъемлемым атрибутом речевого уголка должна быть игрушка – “одушевленный персонаж”, который помогает решать такие важные коррекционные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительность, достижение эмоциональной устойчивости, саморегуляции, вызывать у детей речевой интерес, побуждать к речевой активности. Зона речевого развития должна соответствовать общему оформлению группы. Ей можно придумать название, например «Уголок речи и грамотности», «Учимся говорить правильно», или просто выделить место. В её оформлении необходимо проявить индивидуальность, творчество, чтобы детям хотелось пользоваться представленными материалами и пособиями. Например, её героем может стать добрый гном, который будет учить правильно говорить, или кукла с большим язычком, будет показывать артикуляционную гимнастику, и наоборот, иностранец или инопланетянин, которого дети научат красиво говорить на русском языке. Наполнение речевого уголка должно отражать все направления работы по развитию речи: - развитие словаря ребёнка- работа над грамматическим строем речи( обучение различным способам словообразования, формирование грамматически правильной речи) - развитие связной речи( составление описательных и творческих рассказов, пересказы, описание картин и предметов, работа с загадками, пословицами и поговорками, стихами) - воспитание звуковой культуры речи( совершенствование диафрагмально- речевого дыхания, развитие слухового внимания и фонематического слуха, закрепление в речи чистого звукопроизношения, работа над просодическими компонентами речи) - подготовка к обучению и обучение грамоте( знакомство со звукобуквенным анализом и синтезом, деление сло в на слоги, анализ предложения) - развитие мелкой моторики. - знакомство с художественной литературой( можно выделить отдельно в книжный уголок) Рекомендации: Создавая развивающую среду группы, очень важно учитывать комфорт и эстетику обстановки. Оформление должно быть привлекательным эстетичным для детей и вызывать у них стремление к самостоятельной деятельности. Оборудование речевого уголка должно обеспечивать разнообразную речевую деятельность в совместной деятельности. Необходимо воспитывать бережное отношение к дидактическому материалу, научить детей поддерживать порядок в уголке. В течение года пополнять разнообразными играми, пособиями речевую среду для тематического планирования. Общие рекомендации: 1. Организация и размещение предметов развивающей среды должны отвечать возрастным особенностям детей и их потребностям. Среда организована так, что у ребенка есть самостоятельный выбор: с кем, как, во что играть. Подбор оборудования и материалов для группы определяется особенностями развития детей конкретно- и возраста и характерными для этого возраста сензитивными периодами( характерными особенностями возраста) . Создать условия для самостоятельной активной целенаправленной деятельности( игровой) 2. Речевая среда должна быть динамичной, т. е. не может быть построена окончательно. Примерно раз в два месяца часть материалов необходимо заменять, переставлять оборудование. В группе нужно сделать коробочку «запасник ценных вещей», где в неглубоких коробках, ящиках сосредоточены разные полифункциональные предметы, материалы, куски ткани, которые позволяют детям самостоятельно изменить пространственную ср еду с позиции своих интересов. 3. Содержание речевой среды должна быть наполнена развивающим содержанием: «зона ближайшего развития», т. е. в речевой уголок должно быть включено приблизительно 15% материалов, игр, ориен тированных на старший возраст. 4. Составляющая характеристика для каждой группы- это грамотная, педагогическая целесообразная речь педагога. 5. Использовать такой прием в организации деятельности в речевом уголке, как «Уголок интересных вещей»( наборы картинок, фотографий, лупы, магниты и др. для развития объясните льной речи) со средней группы. 6. Организация «альбомов», запись высказываний детей, связные рассказы( по темам) для старшего дошкольного возраста. 7. Пополнять речевую среду тематическими настольными, словесными играми, интересными пособиями, конспектами НОД, совместной деятельности по познавательно- речевому развитию.

Оставить комментарий: