a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

17.03.2016 "Речевое развитие детей в детском саду (на занятиях и в течение дня)" Подготовил: воспитатель Нестеренко И.Е.

Опубликовано: 2016-03-19 18:30:36

Речевое развитие детей в детском саду( на занятиях и в течение дня) Подготовила: воспитатель Нестеренко И. Е. В период от рождения ребенка до 7 лет формируются и активно развиваются речевые умения и навыки. Речевой навык – это речевое действие, достигшее степени совершенства, способность осуществить оптимальным образом ту или иную операцию. Речевые навыки включают внешнее оформление( произношение, членение фраз, интонирование) и внутреннее( выбор падежа, рода, числа и т. п. ) . Речевое умение – особая способность человека, которая становится возможной в результате развития речевых навыков. А. А. Леонтьев считает, что речевые умения носят творческий характер и представляют собой комбинирование языковых единиц, применение их в любых ситуациях общения. Различают четыре вида речевых умений: 1. Умение говорить, т. е. излагать свои мысли в устной форме; 2. Умение аудировать( понимать речь в ее звуковом оформлении) ; 3. Умение излагать свои мысли в письменной речи; 4. Умение читать( понимать речь в ее графическом изображении) . Развитие речи детей напрямую связано с культурой речи воспитателей и всех окружающих. Недостатки в речи воспитателей: многословие( воспитатель не умеет просто и ясно выразить свою мысль, задание; среди многих фраз дети не могут уловить главное) ; чрезмерная лаконичность речи( дети слышат только краткие распоряжения, замечания – в этом случае им нечему учиться) ; слишком частое употребление слов с уменьшительно- ласкательными суффиксами( при неумеренном их использовании теряется эмоциональный оттенок слова) ; небрежное, неряшливое произношение звуков, слов( недоговариваются окончания, невнятно произносятся согласные) ; монотонность речи, которая утомляет детей, снижает интерес; бедность языка( ограниченный запас слов, однообразные обороты речи – это плохой пример для детей) ; злоупотребление лишними словами( «вот», «ну», «значит», др. ) ; орфоэпические ошибки( неправильное ударение в словах, диалектное произношение, др. ) Задачи развития речи в дошкольном возрасте: формирование звуковой культуры и грамматического строя речи( правильного произношения и построения словосочетаний, предложений) ; обогащение словаря и развитие связной речи дошкольников на разных возрастных этапах( правильное употребление слов, их сочетание) ; обучение детей дошкольного возраста общению( точно выражать свои мысли, выразительно говорить и выбирать языковые средства, которые в определенной ситуации способствуют достижению коммуникации) ; знакомство с речевым этикетом. Таким образом, целью работы с дошкольниками является не просто речевое развитие, а формирование культуры речи. Методы работы по развитию речи дошкольников: Метод обучения по образцу( имитационный) : обучение произношению, интонациям; составление предложений по образцу, выразительное чтение наизусть; составление текстов разного типа( описание, повествование, рассуждение) ; пересказ литературных произведений. Метод проблемный: вопросы, творческие задания, упражнения, дидактические игры и др. Метод коммуникативный: беседы( например: как вести себя с незнакомым взрослым человеком; о чем хотели бы узнать; что хотели бы увидеть) ; создание речевых ситуаций( например: заблудился в парке; потерялся в магазине; встреча с незнакомым взрослым; с незнакомым мальчиком или девочкой) ; ролевые игры, экскурсии; совместный труд и другие виды деятельности, побуждающие высказаться. Речевые упражнения, словесные игры, чтение и обсуждение литературных произведений, инсценировки, игры- драматизации, коллективные рассказы, игры- соревнования, литературное творчество, индивидуальная работа с ребенком – все виды образовательной деятельности должны повторяться, чтобы дети могли прочно усвоить произношения звуков и слогов, новые слова и их значения, а также грамматические правила. Для определения содержания и методов обучения родному языку, для осуществления дифференцированного и индивидуального подхода к детям необходим диагностика разных аспектов речевой деятельности дошкольников – особенностей фонетических, лексических, грамматических навыков связной речи. Приемы работы на разных этапах развития речи детей Дети младшего дошкольного возраста Развитие звуковой стороны речи дошкольников младшей группы От звукового оформления зависит ясность речи, сила ее воздействия на слушателей, поэтому с детьми младшего дошкольного возраста необходима целенаправленная работа, которая включает упражнения со всеми элементами фонетики, мелодико- интонационной стороной речи. Во время игр и занятий нужно обучать детей правильно пользоваться голосом: не кричать, не говорить раздраженно, не перенапрягать голосовые связки, так как это может привести к срыву голоса. В младшем дошкольном возрасте огромное внимание уделяется развитию звуковой культуры речи. Для отработки дикции( отчетливого и ясного произношения слов, слогов и звуков) используются разнообразные упражнения: шутки- чистоговорки; потешки; поговорки; фразы, содержащие определенную группу звуков; упражнения на договаривание слогов, называние слов, сходных по звучанию( мышка – мишка) . Приемы работы по развитию звуковой стороны речи: Артикуляционные упражнения( их рекомендуется чередовать и проводить ежедневно как зарядку, особенно в младшей группе) : « Веселый язычок »( пощелкать языком, сделать язык широким – узким и т. п. ) ; « Чистим зубки »( улыбнуться, открыть рот, кончиком языка с внутренней стороны" почистить" поочередно нижние и верхние зубы) ;   « Месим тесто »( улыбнуться, пошлепать языком между губами –" пя- пя- пя- пя- пя" , покусать кончик языка зубками – чередовать эти два движения) ; « Чашечка »( улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму" чашечки" , т. е. слегка приподнять кончик языка) , « Дудочка »( с напряжением вытянуть вперед губы – зубы сомкнуты) ;  « Заборчик »( улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы) ; « Маляр »( губы в улыбке, приоткрыть рот, кончиком языка погладить –" покрасить" нёбо) ;  « Лошадка »( вытянуть губы, приоткрыть рот, поцокатъ" узким" языком, как цокают копытами лошадки) ;   « Пароход гудит »( губы в улыбке, открыть рот, с напряжением произнести долгое" ы- ы- ы. . . " ) ; « Слоник пьёт »( вытянув вперёд губы трубочкой, образовать" хобот слоника" , " набирать водичку" , слегка при этом причмокивая) ; « Индюки болтают »( языком быстро двигать по верхней губе- " бл- бл- бл- бл. . . " ) ; « Орешки »( рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щёки, на щеках образуются твердые шарики –" орешки" ) ; « Качели »( улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхние зубы, кончик языка за нижние зубы) ; « Блинчик »( улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу) ; « Вкусное варенье »( улыбнуться, открыть рот, широким языком в форме" чашечки" облизать верхнюю губу) ; « Шарик »( надуть щеки, сдуть щеки) ; « Барабанщик »( улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхними зубами: " дэ- дэ- дэ. . . " ) и др. Упражнения на развитие речевого дыхания( чтобы научиться выговаривать такие звуки, как «С», «З», «Ш», «Ж», «Р», ребенок должен уметь делать достаточно сильный вдох) : « Одуванчик »( прогулке найти одуванчик и подуть на цветок так, чтобы слетели все пушинки) ; « Бабочка, лети! »( дуть на бумажных бабочек, которые подвешены на нитке к чему- либо на уровне лица ребенка, чтобы они «летели»; дуть можно не более 10 секунд, с паузами, чтобы не закружилась голова) . Игры со звукоподражанием: «Кто в домике живет? »; «Исполни песенку ветра, мотора, жука …»; «ОТГАДАЙ, КТО К НАМ ПРИШЕЛ»: – « Му – Му –у » – кто это мычит? – «Мяу – мяу» – кто пришел? – А кто спрятался и пищит «пи- пи- пи»? – « Ко- ко- ко » – кто теперь? – « Ква- ква- ква » – а это кто? – «Ку- ку, ку- ку» – чей это голос? – «Тик- так, тик- так» – а это что? И так далее. Меняя высоту голоса, взрослый просит определить, какая мышка( кошка, собачка и т. д. ) пищит: большая или маленькая. Дидактические игры: « Угадай кто позвал? » «Телефон», «Гуси- лебеди и волк», «Жуки»( условия последней игры: малыши в хороводе изображают комнату, а несколько ребят выступают в роли жуков, которые весело жужжат и залетают в комнату, вдруг от ветра хлопает форточка( дети в хороводе хлопают в ладоши) , жуки начинают жужжать громко, тревожно и улетают) . Чистоговорки( упражнения на отработку дикции – отчетливое и ясное произношение слов, слогов и звуков) : «Бы- бы- бы — идет дым из трубы»; « Ду- ду- ду, растут яблони в саду»; « Ду- ду- ду, живет уточка в пруду»; « Жи- зы, жи- зы, жи- зы- зы, есть козлята у козы»; фразы со звуками Ш и Ж: «Ша- ша- ша — мы купаем малыша»; « Шу- шу- шу — дам грибочек малышу»; « Ши- ши- ши — где гуляют малыши? »; « Жа- жа- жа — мы увидели ежа»; « Жу- жу- жу — мы грибок дадим ежу? »; « Жи- жи- жи — где грибы берут ежи? ». Скороговорки( упражнения на отработку дикции) : « Проворонила ворона вороненка», «Около кола колокола», «Шесть мышат в камыше шуршат», «У Сани едут сани сами», «Во дворе – трава, на траве – дрова», другие. За гадки: «Лежит под крылечком, хвост колечком» и др. Пословицы и поговорки: «Семь раз отмерь», «Без труда не вынешь рыбку из пруда». Игры- драматизации: например, перед чтением басни «Квартет» необходимо изобразить персонажей: «проказницу- мартышку», « осла », «козла», «косолапого мишку». Стихи и считалки: Слушая стихотворение, дети произносят звукоподражательные слова: На лугу паслась корова – « Му- у- у, му- у- у ». Полосатый шмель летел – « З- з- з, з- з- з ». Летний ветерок подул – « Ф- ф- ф, ф- ф- ф ». Колокольчик зазвенел – «Динь, динь, динь». Стрекотал в траве кузнечик – « Тр- р- р, тц- с- с ». Еж колючий пробегал – « Пх- пх- пх ». Птичка маленькая пела « Тиль- ль, тиль- ль ». И сердитый жук жужжал – «Ж- ж- ж, ж- ж- ж». Рекомендуется заучивать с детьми небольшие поэтические тексты: Простокваша Простокваши дали Клаше, Синичка, синичка – Недовольна Клаша: Воробью сестричка. Не хочу я простокваши, Воробей- воришка Дайте просто каши! Залез в амбаришко, – Дали вместо простокваши К левать просо Каши Клаше нашей: Своим носом. Ела, ела Клаша кашу Вместе с простоквашей. А поела – встала, «Спасибо» сказала. Формирование грамматического строя речи: Чаще всего затруднения у младших дошкольников вызывают следующие грамматические формы: 1. Окончание сущ. мн. ч. Р. п. ( ов) : не матрешков, а матрешек; тортов – это правильно; петель; тефтелей, шарфов; ружей. 2. Образование мн. ч. существительных, обозначающих детенышей животных: не львенки, а львята. 3. Образование ср. ст. прилагательного: например, резкий – резче; сладкий – сладче; дорогой – дороже; при помощи других корней, например, хороший – лучше; плохой – хуже. 4. При образовании глагольных форм: наст. и прошедшего времени с чередующими звуками( скачет- скакал) ; повелительное накл. ( поезжай) ; спряжение глаголов и т. п. Упражнения: Назовите детенышей: львица и …, волчица и …, свинья и …, собака и …, лошадь и …, корова и …, кошка и … Назовите ласково и нежно: кошка, птенец, щенок… Словарная работа На первом этапе словарь ребенка представляет собой набор отдельных слов, причем неупорядоченный набор, поэтому развитие речи включает не только обогащение словаря, но и воспитание у детей внимания к содержательной стороне слова, к его значению( семантике) . Руководство развитием детского словаря рекомендуют начинать не с обучения новым словам, а с активизации имеющегося у детей словарного запаса — с обращения к их опыту. Ребенок иногда объясняет смысл слова с точки зрения детской логики, поэтому надо работать над отработкой умения употреблять слова в соответствии с их действительным смыслом. В. В. Вересаев описывает, как в детстве он был удивлён, когда человек, которого называли сыном кухарки, оказался большим мужчиной с рыжими усами. Он думал, что «сыном» может быть лишь маленький мальчик, придавая, таким образом, этому слову своё, особое значение. Упражнения: Назовите предметы по указанным признакам( «Что это? », «Кто это? ») . Назовите характерные признаки предметов: цвет, форму, величину( «Какой? ») . Назовите действия, связанные с движением игрушек, животных, их состоянием, действия человека( «Что делает? », «Что с ним можно делать? ») . Назовите одним словом( платье, рубашка – это одежда и др) . Опишите ручей( чистый, голубой, серебристый, быстрый, лучистый, звонкий, прозрачный, освежающий, бурлящий, журчащий, холодный) . Опишите осень( золотая, поздняя, ранняя, пестрая, теплая, хмурая, холодная, радостная, багряная, солнечная, дождливая) . «Придумай слово»: То, что делает человек( спит, прыгает, работает) . Что можно шить? ( платья, одежду) . Штопать? ( носки, одежду) . Двигать? ( стол, стул) . Что бывает круглым? ( мяч, шар) . Что бывает низким? ( стул, кровать) . Что бывает высоким? ( шкаф, рост) . Веселый( какой? ) – добрый, искрящиеся глаза. Грустный( какой? ) – печальные глаза, опущенные уголки рта. Дети среднего дошкольного возраста Развитие звуковой стороны речи Чистоговорки( сочиняют дети) . Скороговорки: «Карл у Клары…», «Во дворе – трава, на траве – дрова». Загадки: «На шесте дворец, во дворце певец», «Днем спит, а ночью летает и прохожих пугает». Пословицы и поговорки. Игры- драматизации. Стихи и считалки. Формирование грамматического строя речи Упражнения: Измени слово и произнеси его как просьбу, приказ, совет: не портить, почистить, закупорить, не корчить. Назовите то, что изображено на картинках, употребив слова пара: чулки( чулок) , носки( носков) , ботинки, валенки; много: абрикосы, апельсины, помидоры, бананы, яблоки( абрикосов, апельсинов, помидоров, бананов, яблок) . Словарная работа Один из важных приемов словарной работы с дошкольниками — это работа с семантическим полем слова. Семантические поля — это отношения слов между собой, система этих отношений. Слова связываются между собой не только по формальным признакам, но и по смыслу: Упражнение: подберите слова, которые связаны по смыслу со словом игла: «игла для шитья», «игла хвойного дерева»: «игла» в значении «лист хвойного дерева»: дерево — ствол — ветви — хвоя — зеленая — пушистая — растет — опадает. « игла для шитья » — входит в другое семантическое поле: шить — вышивать— пл атье — рубашка — одежда — узор; острая — тонкая. Комплексная работа над семантикой слов, формирование представлений, что одним словом могут называться разные предметы( явление полисеми и) , что об одном и том же можно сказать различными словами( синонимами) , что существуют слова, противоположные по смыслу( антонимы) . Упражнения: «Кто( что) может быть легким, тяжелым, добрым, веселым? », «Как сказать по- другому? », «Почему меня так называют? », «Продолжи цепочку слов». «Как сказать по- другому? », «Что вы видите вокруг? », «Найди точное слово». Игровые упражнения: «Скажи точнее», «Кто скажет больше слов? », «Назовите как можно больше головных уборов»! ! ! ! Развитие связной речи Задание: составляем устное коллективное письмо Знакомство со структурой письма, лексикой: отправитель, адрес, адресат, почтовый ящик, конверт, дата. Закрепление знаний о речевом этикете( приветствие, уважаемый, дорогой, уменьшительно- ласкательные формы обращений, обращения Вы- ты) ; Развитие связной речи при составлении текста письма «Письмо заболевшему другу»; «Письмо детям из другого города» «Письмо больному мальчику, о котором узнали из телепередачи» Что бы вы рассказали другу( о себе, о своей жизни, о мире) ? О чем бы вы спросили его? Какие пожелания высказали? Как бы вы закончили письмо? Описание сказочных персонажей в процессе инсценирования сказок «Муха- Цокотуха», «Теремок»; заучивания фрагментов сказки «Кошкин дом»; рассказывания сказок «Репка», «Колобок»; чтения сказок К. И. Чуковского воспитателем Дети старшего дошкольного возраста Словарная работа Упражнения по выстраиванию семантических оппозиций: определите, как соотносятся слова: человек — дом( живое существо, соотносится со словом, обозначающим жилище этого существа) и продолжите цепочку: медведь — …( берлога) ; волк — …( нора) ; собака — …( будка) ; белка — …( дупло) . самолет — летит( средство передвижения — способ передвижения) : лодка — …( плывет) ; машина — …( едет) . собака — лает( животное — как оно «говорит») : кошка — …( мяукает) ; утка — …( крякает) ; гусь — …( гогочет) ; петух — …( кукарекает) ; птица — …( поет) . Подбор слов, близких по своему значению: Подберите слова, связанные с характеристикой движения: идти, шагать, брести, плестись, тащиться, волочиться. Подберите слова, обозначающие процесс словесного общения: сказал, спросил, ответил, прошептал, закричал, объяснил, запутал. Работа над антонимами: Дети находят антонимы в пословицах, поговорках. Подберите слова противоположного значения: свежий хлеб —( черствый) ; свежая газета — вчерашняя; свежая рубашка — грязная. Продолжите словосочетания: «Подушка мягкая, а скамейка. . . ( жесткая) . Пластилин мягкий, а камень. . . ( твердый) ». Составьте словосочетания из слов одного и другого ряда: ручка, игла, молния, спинка, ножка, лист, звонок –– острый, старый, тяжелый, легкий, глубокий, мягкий, мелкий, полный. Развитие связной речи Создание устного рассказа( текста, включающего описание и повествование) : «Разговор двух кочанов капусты» в ходе беседы по вопросам: Представьте себе кочан капусты и опишите его. Чем могут отличаться 2 кочана капусты? Где они могут встретиться? Что расскажут они о себе друг другу? Что можно из них приготовить? Поздравления: с Новым годом, с днем рождения… Каким должно быть обращение? Как будет звучать поздравительный текст? Что можно пожелать в праздник, в день рождения? Как бы вы подписали поздравление? Какой бы подарок вы могли приготовить? Какими словами можно сопровождать вручение подарка? Работа над литературными произведениями Вопросы для обсуждения сказки, рассказа: Какие мысли рождает название сказки( рассказа) ? После чтения текста скажите: О чем узнали, слушая содержание? Совпали ли ваши ожидания? Объясните незнакомые слова, метафоры в процессе чтения. Опишите место действия в разных эпизодах. Используйте прием устного словесного рисования или создайте иллюстрацию на бумаге. Кратко передайте последовательность событий. Назовите героев. Опишите, как вы их себе представляете. Оцените их поступки. На кого из героев ты хотел быть похожим? Чему учит произведение читателей? Приемы работы со сказками: На раннем этапе передать последовательность событий, используя картинки( «Гадкий утенок» Андерсена) ; выбери картинки, следующие друг за другом.   Расскажи сказку от имени одного из персонажей( надо передать не только события, но и чувства, мысли героя) .   Продолжи или закончи сказку( рассказ) . Восприятие миниатюры М. М. Пришвина «Бал на реке»: Желтые лилии раскрыты с самого восхода солнца, белые раскрываются часов в 10. Когда все белые распустятся, на реке начинается бал. Беседа: Опишите картину, которую вы себе представили. Почему писатель назвал эту картину словом «бал»? Объясните, что значит «бал»? Что общего между балом и описанной картиной природы? Развитие речи в повседневном общении Разговорная речь детей формируется во время разговора воспитателя с ними в повседневной жизни. Разговор педагога с детьми имеет большое воспитательное значение для установления хороших взаимоотношений между ними, влияние на поведение ребёнка. На его умственное и речевое развитие. Для развития детей большое значение имеет индивидуальное общение воспитателя с ребёнком. Чем меньше возраст детей, тем больше они нуждаются в индивидуальном общении с взрослым. Ребёнок, впервые пришедший в детский сад, сначала чувствует себя стеснённо. Он ещё не привык к новым людям, к новой обстановке. Он ещё не запомнил, как зовут воспитательницу, не знает, как и когда можно подойти к ней и поговорить. В личном общении с воспитателем ребёнок быстрее осваивается с новыми для него условиями жизни и находит своё место среди сверстников. Ребёнок, давно посещающий детский сад, в личном общении с воспитателем ищет ответ на свои вопросы, удовлетворяет свою любознательность относительно того, что он видит вокруг себя – дома и на улице. Он ищет случая поделиться с воспитателем всем тем, что его волнуется, радует, огорчает. Такое общение даёт ребёнку удовлетворение. Чрезвычайно важно в течение дня найти время и место для разговора с каждым ребёнком отдельно или в маленькой группе. Надо поговорить с ребёнком так, чтобы у него осталось удовлетворение, даже радость оттого, что его выслушали. Если в разговоре воспитатель проявляет живой интерес, искрений к ребёнку, к содержанию его речи, то он чувствует себя смелее, увереннее и доверчиво рассказывает обо всём, что его интересует. Разговор с ребёнком даёт воспитателю возможность ближе его узнать его внутренний мир, интересы, уровень развития речи. Разговор воспитателя с ребёнком должен продолжить в спокойной обстановке, а не на ходу. Внимание к одному ребёнку не должно отвлекать от других детей. В детском саду в течение дня есть такие периоды для индивидуального разговора. Это утренние часы, вечернее время, когда дети начинают постепенно расходиться по домам, самостоятельные игры и занятия на прогулке. Кроме того, во время ухода за малышами( умывание, одевание, укладывание спать и т. д. ) воспитатель имеет возможность поговорить с каждым. Иногда разговоры возникают по инициативе ребёнка, который подходит с каким- нибудь вопросом или сообщением. Но нельзя ожидать таких случаев. Воспитатель должен сам быть инициатором интересных разговоров. Чтобы разговор имел положительные результаты, необходимо знать, каковы интересы ребёнка, любимые игры и занятия, какие события происходят у него в семье. Если воспитатель знает домашнюю жизнь ребёнка, если он видит, чем живёт каждый ребёнок в детском коллективе, то ему легко найти тему для разговора. Дети дошкольного возраста – пытливые маленькие «исследователи»; их интересуют самые различные явления: кто что делает, как работают машины, которые они видят на улице, как, и из чего сделаны предметы, почему бывает гром, радуга и т. д. со всеми вопросами они обращаются к взрослым за ответом. Воспитателю детского сада эти вопросы раскрывают интересы и мысли детей. Не на каждый вопрос детей можно ответить просто и понятно: иногда вопрос ребёнка относится к той области, которая ещё недоступна его пониманию. Детей удовлетворит, если воспитатель спокойно объяснит им, что вопрос они задали очень трудный; когда они будут учиться в школе, они об этом узнают. Может быть, и воспитатель не имеет необходимых знаний, чтобы ответить на вопрос, который задали дети. «Я прочитаю в книге или я поговорю со знающими людьми и тогда расскажу». В повседневном общении воспитатель обогащает словарь детей. Воспитатель не должен упускать случая, подсказать ребёнку правильное название предмета, качества или действия и в повседневной их деятельности. Во время еды воспитатель должен точно называть блюда, которые подаются детям, а не заменять разнообразные наименования обобщёнными словами: первое, второе, третье блюдо. Ежедневное одевание и раздевание детей даёт воспитателю возможность закрепить в их памяти точные названия предметов одежды, их качеств( цвет, материал, качество, узнаваемые на ощупь) . Так, во время умывания воспитатель пользуется названиями действий: умываться, открываться, закрывать кран( глагольный словарь) ; названиями предметов туалета и домашнего обихода: мыло, пена, мыльница, полотенце, раковина, зубная щётка и т. д. ; названиями частей лица и тела: лицо, лоб, щёки, подбородок, нос, уши, шея, руки, пальцы, ладони, локоть; названиями признаков: холодная, тёплая, свежея( вода) , чистое( полотенце) , чисто, аккуратно, правильно, сухо и т. д. Уход за растениями и животными в уголке природы является в то же время поводом активизации словаря, относящегося к явлениям природы( например: ствол, стебель, лист, почка, бутон; гладкий, шероховатый, блестящий, тёмно- зелёный, светло- зелёный и т. д. ) . Воспитатель должен не только сам называть предметы, но и задавать детям вопросы: «Что ты делаешь? Что ты строишь? Что ты надеваешь кукле? Какие у тебя дома игрушки? И т. д. Оправдывает себя приём поручений: воспитатель поручает кому- либо из группы показать новичку или малышу аквариум или картинки в альбоме, комнатные растения, игрушки и рассказать об этих предметах. В повседневной жизни воспитатель должен работать над культурой речи детей. Нельзя проходить мимо грубости в речи, невежливого тона. Воспитатель указывает, напоминает, как надо разговаривать друг с другом, с взрослыми, приводить хорошие примеры, даёт детям поручения узнать что- либо, передать вежливо попросить какую- нибудь вещь и т. п. Пути исправления грамматических ошибок и формирование грамматической правильной речи Ребёнок должен слышать грамматически правильную речь, потому что он подражает речи окружающих. Если взрослые говорят неправильно, то и ребёнок будет говорить так же. В детском саду ребёнок должен слышать речь, отвечающую грамматическим нормам русского языка. Требуется постоянное внимание к грамматической стороне речи детей и исправление ошибок в ней. Это необходимо для того, чтобы дети усвоили правильные грамматические формы, в то же время исправление ошибок способствует тому, что дети начинают осознавать, как надо правильно говорить. Следовательно, исправлять ошибки детей надо так, чтобы ребёнок различал, как он сам говорит и как воспитатель, чтобы в дальнейшем сам исправил ошибку, или будет стараться говорить правильно. На занятиях это происходит успешнее всего; вне занятий не всегда обстановка благоприятная для исправления ошибки. При исправлении ошибки не следует повторять её, а нужно предложить ребёнку послушать, как надо правильно говорить, предупредив его о том, что он сказал неверно; пусть ребёнок повторит за воспитателем правильное слово или предложение. В тех случаях, когда какие- либо грамматические ошибки широко распространены в речи детей группы, следует проводить специальные дидактические игры или дидактические упражнения. Дидактическая игра требует использовать приобретённые ранее знаний в новых обстоятельствах. В этих играх ребёнок должен самостоятельно разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, отгадывать по описанию, по признакам сходства и различия, группировать предметы по различным свойствам, признакам, самостоятельно придумывать рассказ и т. д. в игре ребёнок преодолевает трудности умственной работы легко, не замечая. Что его учат. Дидактическая игра – доступный, полезный, эффективный метод воспитания самостоятельности мышления у детей. Таким образом, речь в основном формируется в дошкольном детстве. На занятиях и в повседневной жизни. Воспитатель упражняет детей в чётком произношении слов, в  правильном использовании интонационных средств выразительности, учит говорить громко, не спеша, развивает фонематический и речевой слух. Ребёнок успешнее овладевает речью, когда с ним занимаются не только в детском саду, но и в семье. Правильное понимание родителями задач воспитание и обучения, знание некоторых методических приёмов, используемых воспитателем в работе по развитию речи детей, несомненно, поможет им в организации речевых занятий дома. Пропаганда знаний среди родителей по вопросам речевого развития детей осуществляется воспитателем прежде всего в беседах и на консультациях, вывешиваются небольшие заметки, статьи по развитию речи детей дошкольного возраста в уголке для родителей. Воспитатель может рекомендовать для заучивания с детьми дома стихи, загадки, пословицы, потешки, считалки, чистоговорки, скороговорки; посоветовать какие книги следует читать детям разного дошкольного возраста. Интересным и полезным для молодых родителей являются собрания, на которых выступают, и делается своими впечатлениями о воспитании речи в условиях семьи сами родители. Полезны открытые занятия по развитию речи. Где могли бы присутствовать родители, использование папок- передвижек. Следует советовать родителям беречь ещё не окрепший голосовой аппарат ребёнка: не допускать чрезмерно громкой речи, особенно в холодную погоду, приучать дышать через нос, предупреждать хронический насморк( родительские собрания с медсестрой) . Воспитатель, проводя с родителями беседы и консультации о том, как помочь ребёнку овладевать правильным звукопроизношением подчёркивает, что чрезмерное форсирование речевого развития не рекомендуется. Вредно нагружать малыша сложным речевым материалом, заставлять повторять непонятные ему слова, заучивать сложные по форме, содержанию и объёму стихотворения, учить правильно произносить звуки, которые в силу неподготовленности артикуляционного аппарата ему ещё не доступны. Воспитатель объясняет родителям к чему может привезти перегрузка ребёнка непосильным для него речевым материалом( заикание, неправильное произношение звуков и др. ) Важно, обращать внимание родителей на то, что в общении с ребёнком, особенно в раннем и младшем дошкольном возрасте, нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искажённо, употреблять вместо общепринятых слов усечённые слова или звукоподражания. Отрицательно сказывается на речи ребёнка частое употребление взрослым слов с уменьшительно ласкательными или ласкательными суффиксами, а также слов, недоступных для его понимания или сложных в звуко- слоговом отношении. Если ребёнок неправильно произносит какие – либо звуки. Слова не следует передразнивать его, смеяться или наоборот хвалить. В семье обычно поправляют ребёнка, когда он неправильно произносит тот или иной звук и ли слово, но делают это не всегда верно. Воспитатель указывает родителям на то, что к исправлению речевых ошибок надо подходить очень осторожно. Нельзя ругать малыша за его плохую речь и требовать, чтобы он немедленно и верно повторил трудное для него слово. Исправлять ошибки надо в тактичной форме, доброжелательно. Занимаясь с ребёнком дома, читая ему книгу, рассматривая иллюстрации, родители нередко предлагают ему пересказать содержание сказки( рассказа) , ответить, что изображено на картинке. Дети легко справляются с такими заданиями, но при этом допускают речевые ошибки. В беседе не следует перебивать ребёнка, надо предоставить ему возможность закончить высказывание. А затем указать на ошибки. Дать образец. Нельзя уклоняться от вопросов ребёнка, хотя порою на них трудно ответить сразу. В таких случаях родители могут пообещать ему дать ответ, когда он поспит( поест, уберёт игрушки) и. д. взрослый в это время подготовиться к рассказу. Педагог советует родителям обязательно выслушивать ребёнка до конца, когда он делится своими впечатлениями об увиденном во время прогулки, о прочитанном ему книге, о просмотренном мультфильме. Воспитатель подчёркивает, что в семье для ребёнка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения, правильно и чётко произносить звуки и слова, интересно рассказывать.

Оставить комментарий: