a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

ДОКЛАД НА РАЙОННОМ МЕТАДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ РОЛЬ ПЕДАГОГА В РАЗВИТИИ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА

Опубликовано: 2016-03-23 14:47:47

Документы для скачивания

МБДОУ Кадошкинский детский сад комбинированного вида «Теремок» ДОКЛАД НА РАЙОННОМ МЕТАДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ РОЛЬ ПЕДАГОГА В РАЗВИТИИ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА Подготовил: Архипова В. А. воспитатель средней группы 2013 В современном образовательном пространстве педагог обеспечивает гармоничное соотношение в протекании процессов индивидуализации и социализации ребенка во взаимодействии с группой детей. Педагогу необходимо быть нацеленными на то, что «воспитание должно обеспечивать гармонию человека с самим собой через определение им гармонии с другими, обществом, природой, человеческой деятельностью». Деятельность педагога – это, прежде всего, грамотная организация учебных действий учеников, обучение умению грамотно обучаться. Во- первых, нужно сначала создать мотив, движимый внутренним импульсом – интересом самих участников, без которого деятельность учеников не превратится в активный и самостоятельный процесс. Во- вторых, продумать цель изучения того или иного учебного вопроса. В – третьих, определив и представив себе цель учебной деятельности учеников, педагог продумывает, какими средствами( методами, способами и действиями) ему целесообразнее пользоваться, чтобы достичь назначенной цели. Применение педагогических технологий в образовании – это четкое определение педагогом целей и задач взаимодействия с ребенком и пошаговое структурированное определение путей и способов их реализации. Решая проблему воспитания в коллективе, педагог основывается на следующих принципах: - творческая реализация каждого воспитанника как фактор развития коллективного сотворчества; - учет индивидуальных особенностей детей при определении ролевого места во взаимодействии коллектива; - управленческая режиссура в постановлении процесса коллективной деятельности; - комфортность пребывания ребенка в коллективе сверстников. Реализация данных принципов осуществляется педагогом, который обладает особым комплексом личностных и профессиональных качеств. Мастерство и профессионализм такого педагога включают умения организовать групповое взаимодействие, определить его драматургию( содержание) , спроектировать личный вклад каждого ребенка, исходя из его индивидуальных возможностей, в достижение коллективного результата, помочь в регулировании взаимоотношении детей, а также анализировать и корректировать происходящее. Педагог- режиссер является для ребенка источником разнообразного опыта. К такому человеку каждый ребенок охотно обращается за помощью, столкнувшись с проблемами в совместной деятельности. Проявляя полное доверие к детям, педагог и воспитатель этого типа тонко чувствует эмоциональный настрой группы, принимает его и становится активным участником группового взаимодействия. Успешность деятельности педагога режиссерской направленности обусловлена выбором соответствующей модели взаимодействия с детьми. Следует отметить, что в практике образовательных учреждений наблюдаются разные модели педагогического взаимодействия, имеющие неодинаковые последствия для развития личности в коллективе. Рассмотрим модель, в которой педагог занимает позицию субъекта, а ребенок – объекта деятельности. Эту модель чаще называют учебно- дисциплинарной, моносубъектной. Организуя взаимодействия с детьми по такой модели, педагог берет на себя роль авторитарного руководителя, неукоснительно требуя от детей выполнения всех заданных им нормативов, образцов поведения и деятельности. При таком взаимодействии возникает коллектив пассивных исполнителей, послушных воле педагога, лишенных возможности проявить инициативу и творчество. Эта модель не позволяет раскрыться каждому участнику коллективной деятельности, индивидуальность ребенка практически не развивается, личностное начало нивелируется – коллектив в данном случае становится средством унификации личности. Иные последствия для развития личности и коллектива имеет личностно- ориентированная модель, в которой педагог и ребенок выступают равными субъектами взаимодействия. В такой модели отношения строятся на основе взаимопринятия и взаимопонимания. Демократический стиль руководства детской деятельностью позволяет педагогу оказать помощь каждому ребенку в поиске своего места в коллективной деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями и склонностями. Личностно- ориентированная модель взаимоотношений предполагает установку педагога на партнерство в общении, признание им прав детей на собственную точку зрения. Это способствует возникновению коллектива, в котором каждый ребенок чувствует свою защищенность и уверенность в том, что его услышат, поймут и дадут возможность самовыразиться. Понимание ценности личности ребенка позволяет педагогу максимально использовать возможности каждого для достижения общезначимой цели. В данном случае коллектив становится условием развития индивидуальной неповторимости личности. Источником динамичного развития такого коллектива личностей выступает творчество как процесс индивидуальной и групповой самореализации. Задача воспитателя заключается в планировании для каждого ребенка индивидуальной перспективы развития, которая гармонировала бы с творческой жизнью детского коллектива. Важно создавать и поддерживать настрой, при котором индивидуальное сотворчество перерастает в коллективное, и наоборот. Развитие педагогом детского коллектива как творческого сообщества личностей представляет собой процесс организации последовательно сменяющих друг друга или сосуществующих разновидностей совместной деятельности детей. В свою очередь, проектирование каждого вида совместной деятельности – это проектирование процесса решения коллективным способом конкретных задач по достижению индивидуально и коллективно значимого результата. Педагог является ключевой, ведущей фигурой в процессе обучения и воспитания детей. На первом этапе обучения педагог является основным авторитетом для школьников, если ему удастся закрепить эту позицию, то впоследствии он станет незаменимым наставников в становлении и развитии детского коллектива. Детский коллектив не может развиваться автономно, без участия педагога, поэтому на первых стадиях развития коллектива детей педагогу необходимо осознать важность и необходимость своей позиции и выстаивать свою деятельность, исходя из первоцели. Для успешного развития детского коллектива педагогу необходимо проанализировать свои профессиональные методы, приемы и способы педагогического воздействия. Ведь роль педагога в развитии детского коллектива является не назидательной, а созидательной. В процессе предъявления требований большое значение имеет приучение детей к соблюдению установленных в образовательном учреждении норм и правил, выработка навыков и привычек поведения. Вот почему важней шим компонентом этой методики является «организация упражнений в пра вильном поступке»( А. С. Макаренко) . Словесные требования не дают дол жного эффекта. Детям не надо говорить о недостатках в их поведении, в учебной работе, а упражнять, учить практически всему. В процессе предъявления требований необходимо учитывать социально – психологический климат в коллективе и общественное мнение детей. Только со здавая условия для стимулирования, активной деятельности детей, можно постепенно усложнять требования к повышению их успеваемости и разно образной коллективной деятельности. Итак, педагогическое требование — это предъявление ре бенку культурной нормы отношения к человеку, труду, науке, прекрасно му, обществу. Оно всегда должно быть доведено до логического конца. Требование должно постоянно подкрепляться четкой инструктивной программой дей ствий. Требование должно соответствовать зоне актуального развития ребенка. При предъявлении требования необходимо концентрировать вни мание ребенка на детали его выполнения. При предъявлении требования педагогу необходимо выполнение ряда условий, а именно: — корректность формы предъявляемого требования; — установление личностного контакта с ребенком; — тон произносимого требования; — разумность и целесообразность требования. Задача педагога, конечно, в том, чтобы войти в контакт с каждым своим воспитанником, но она и в том, чтобы обеспечить каждого ребенка возможностью педагогически целесообразного, парного и многостороннего, удовлетворяющего его духовно- нравственного, индивидуально–личностного общения. Необходимо создать систему подвижного, творческого, взаимообогащающего и взаимоудовлетворяющего парного взаимодействия. Система парного общения, ставшая привычной, помогает завоевать доверие ребенка, проникнуть в его внутренний мир, помочь ему в сложном и трудном деле самостановления. Педагог является для ребенка источником разнообразного опыта. К такому человеку каждый ребенок охотно обращается за помощью, столкнувшись с проблемами в совместной деятельности. Проявляя полное доверие к детям, педагог этого типа тонко чувствует эмоциональный настрой группы, принимает его и становится активным участником группового взаимодействия. Развитие детского коллектива педагогом как творческого сообщества личностей представляет собой процесс организации последовательно сменяющих друг друга или сосуществующих разновидностей совместной деятельности детей. В свою очередь, проектирование каждого вида совместной деятельности – это проектирование процесса решения коллективным способом конкретных задач по достижению индивидуально и коллективно значимого результата. Лутошкин А. Н. выделяет пять стадий развития детского коллектива: - «песчаная россыпь»- в таких группах отсутствуют авторитетные люди, хорошие организаторы, вокруг которых могли бы сплотиться ребя та; «мягкая глина»- в группе еще нет коллектива, нет опыта, не все понима ют друг друга, не все готовы прийти другому на помощь, нет дисципли ны, ей( группе) особенно нужен хороший вожак, который смог бы повес ти за собой; - «мерцающий маяк»- в таком коллективе есть на кого опереться, авторитетные организаторы, актив. Однако активность ко манды всплесками, да и то не у всех; - «алый парус»- товарищеские взаимоотношения н искренняя заинтересованность делами друг друга и всего коллектива со четаются с принципиальной и взаимной требовательностью; - «горящий факел»- дружба, взаимопонимание, ответ ственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив. В коллективе детей, достигнувшем высокого уровня сотрудничества, педагог преимущественно занимает позицию советника, консультанта. Предоставляя возможность для детского самоуправления, педагог помогает в разрешении спорных вопросов и стимулирует стремление детского сообщества к сотрудничеству и сотворчеству. Таким образом, современная гибкая педагогическая технология организации детского коллектива позволяет реализовать гуманистические идеи сотрудничества, сотворчества, совместной развивающейся деятельности детей и взрослых, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, возможностью личностной самореализации и самовыражения. Выбор ролевых позиций педагога напрямую зависит от его профессиональных качеств. В позиции педагога проявляется его личность, характер социальной ориентации, тип гражданского поведения и деятельности. Одну из ведущих ролей в формировании детского коллектива играет стиль педагогической деятельности. От стиля педагогической деятельности зависит, каким будет коллектив. Существуют различные стили педагогической деятельности: авторитарный, попустительский, демократический, общение на основе вовлечение в совместную деятельность и др. , использование которых в большей мере зависит от степени мастерства педагога и его личностных особенностей. Развитие ученического коллектива — сложный и противоречивый процесс, осуществляемый с различной степенью интенсивности. В нем возможны остановки, движение вспять. Однако в целом это не стихийный, а педагогически управляемый процесс. Современная гибкая педагогическая технология организации детского коллектива позволяет реализовать гуманистические идеи сотрудничества, сотворчества, совместной развивающейся деятельности детей и взрослых, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, возможностью личностного самовыражения и самореализации. Таким образом, воспитательное взаимодействие детей и педагогов имеет большое значение в становлении детской личности и индивидуальности. Оно не противостоит и не противоречит воспитанию в коллективе, а, наоборот, обогащает его, является его необходимым дополнением. Индивидуально- личностное взаимодействие обеспечивает индивидуализацию воспитания в целостном педагогическом процессе.

Оставить комментарий: