Проект "Край берёзовый!"
Документы для скачивания
Тема проекта: «Образ русской природы в стихах С. А. Есенина»
Авторы проекта: Воспитатель старшей группы Кормышкина Марина Ивановна
Вид проекта: Творческо-исследовательский проект
Длительность проекта: Среднесрочный (реализуется в течение 2 недель)
Участники: Воспитатель, дети, родители
Постановка проблемы:
Одной из важных задач ДОУ является приобщение детей к книге, художественной литературе. Со знакомства с увлекательным миром книг начинается формирование полноценной личности ребенка. В детстве важно открывать для себя литературу с помощью родителей, воспитателей, библиотекарей через слово, интонацию. Важно посещать детские библиотеки, в которых собрана вся литература для детей. Свободное обращение со Словом, выразительное чтение стихов, неудержимая выдумка, игра – отличительные признаки художественной словесности детей. Дети обладают повышенной речевой одаренностью, постепенно убывающей к 7-8 годам. Качество речевого стиля достигаются тщательным отбором каждого слова через разучивание стихотворений о природе С. А. Есенина.
Цель проекта:
Популяризация чтения, поиск новых форм и путей вовлечения детей в просветительские и образовательные программы, способствующие повышению общей культуры подрастающего поколения.
Задачи проекта:
- Формировать у детей и родителей позитивное отношение к книге через развитие творческих способностей детей: посредством театрализованной деятельности, коррекции и развития эмоционально-волевой сферы.
- Приобщать детей к словесному искусству.
- Развивать художественное восприятие и эстетический вкус.
- Углублять и расширять представления детей о творчестве С. А. Есенина.
- Развивать любознательность и пытливость детского ума.
- Воспитывать любовь к природе, к Родине посредством чтения и разучивания произведений С. А. Есенина, прослушивания музыкальных произведений на слова поэта, знакомства с исторической родиной поэта.
План работы проекта по центрам:
п/н |
Название центра |
Мероприятия |
Ответств. |
Литературный |
|
Воспитатель |
|
Открытый показ |
|
Воспитатель |
|
Искусства и творчества |
«Русская Берёзка»;
В изумрудный, лёгкий сарафан» - рисование в технике «манная крупа + гуашь»
|
Воспитатель |
|
Драматического театра |
|
Воспитатель |
|
Конструирования |
|
Воспитатель |
|
Науки и природы |
|
Воспитатель |
|
Семья |
|
Воспитатель |
|
8. |
Открытая площадка (с приглашением родителей, коллег, учителей и педагога – психолога школы) |
|
Воспитатель |
III. Центр искусства и творчества:
- технике акварель: «Берёзовая роща»;
Образовательная деятельность: «Коммуникация»
Раздел: «Художественное творчество»
Тема: «Рисование пейзажа «В берёзовой роще»
Интеграция образовательных областей: «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Здоровье».
Программное содержание:
- Образовательные задачи: Продолжать знакомить детей со стихотворениями С. А. Есенина о русской берёзке; Знакомить детей с творчеством великих русских художников.
- Воспитательные задачи: Воспитывать интерес к музыкальным произведениям и произведениям художественной литературы и произведениям живописи; Воспитывать в детях чувство прекрасного; Воспитывать любовь к Родине, родной природе.
- Развивающие задачи: Развивать мышление и восприятие; Развивать творческое воображение детей; Развивать умение эмоционально воспринимать чувства поэта, выраженные в стихотворении; Развивать гортанно – лёгочный аппарат.
Материалы и оборудование:
üМузыкальный центр или ноутбук;
üТексты стихотворений С. А. Есенина о русской берёзке;
üРепродукции пейзажей Исаака Левитана (в электронном варианте для показа в формате MicrosoftPowerPoint);
üАудиозапись произведения на слова С. А. Есенина «Отговорила роща золотая…» музыка Г. Пономаренко; Запись пения птиц;
üБумага по количеству детей;
üПростые карандаши по количеству детей;
üАкварель по количеству детей;
üБаночки для воды;
üПодставки для кистей,
üСалфетки.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Мы продолжаем с вами изучать творчество русского поэта С. А. Есенина.Как никто другой Есенин сумел открыть красоту родной природы, взять за душу. Поэтому его стихотворения называют живым родником поэзии.
Я - русский человек, и русская природа Любезна мне, и я её пою. Я - русский человек, сын своего народа.
И с гордостью гляжу на Родину свою.
Наше Отечество, наша Родина - матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней испокон веков жили наши отцы и деды; Родиной мы зовем её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное, близкое; матерью мы зовём её потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережёт своих детей от всех врагов. Много есть на свете, кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать - одна у него и Родина. «Нет поэта без Родины», - говорил Есенин. И мы, наследники Есенина тоже любим свою родину, свой родной край.
Только в родимых краях бывает такое:
Солнце - самое яркое. Небо - самое голубое, Вода - самая чистая. Звезды - самые лучистые. Березки в родимых краях самые тонкие, А песни - душевные, звонкие.
Сегодня мы познакомимся с любимым деревом поэта. А что это за дерево, вы узнаете, прослушав несколько отрывков из стихотворений поэта.
(Чтение воспитателем отрывков из стихотворений С. А. Есенина о берёзе.)
***
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
***
Задремали звёзды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали шёлковые косы.
Шелестят зелёные серёжки,
И горят серебряные росы.
***
Отговорила роща золотая
Берёзовым весёлым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше не о чём…
Воспитатель: Что за дерево упоминается во всех услышанных вами произведениях?
(Берёза)
Воспитатель: Правильно, ребята, берёза. Есенин очень любил русскую природу, но из всех деревьев, самое любимое дерево поэта – берёзка. А скажите, какие чувства у вас возникали, когда вы слушали стихотворения С. А. Есенина?
(Ответы детей.)
Воспитатель: Как вы думаете, испытывал ли поэт такие же чувства, когда писал эти произведения?
(Ответы детей.)
Воспитатель: Действительно, ребята, все произведения Сергея Александровича пронизаны чувствами нежности, любви к родной природе, к русской берёзке. В одном стихотворении он тоскует по своим родным местам, берёзовым рощам:
Милые березовые чащи!
Ты, земля! И вы, равнин пески!
Перед этим сонмом уходящим
Я не в силах скрыть своей тоски.
А в другом произведении нежно, как будто бы о любимой девушке пишет:
Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали шёлковые косы.
Шелестят зелёные серёжки,
И горят серебряные росы.
Воспитатель: А в своём прекрасном произведении «Отговорила роща золотая…» Есенин сожалеет о том чего он так и не смог сделать в своей жизни. Это стихотворение легло в основу прекрасной песни, отрывок которой вы сейчас послушаете.
(Дети слушают отрывок музыкального произведения.)
Воспитатель: И в каждом своём произведении, какое бы оно ни было, поэт выражает свои искренние чувства. Сергей Александрович очень любил русскую берёзку, он олицетворял её с русской женщиной; такой же трогательной, доброй, красивой и сильной. А вы любите природу? Вам нравятся берёзы? Я хочу предложить вам путешествие, не простое путешествие, а волшебное. Отправимся мы свами в берёзовую рощу. А доставит нас туда паровозик.
(Физминутка. «Паровоз привёз нас в лес».)
Паровоз привёз нас в лес: Ходьба по залу с согнутыми
Чух-чух-чух! Чух-чух-чух! в локтях руками.
Там полным-полно чудес – удивлённо произносить «М-м-м» на
выдохе, одновременно постукивая
пальцами по крыльям носа.
Вот идёт сердитый ёж: Низко наклониться, обхватив руками
П-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф! грудь – свернувшийся в клубок ёжик.
Где же носик? Не поймёшь.
Ф-ф-р! Ф-ф-р! Ф-ф-р!
Вот весёлая пчела. Имитируют полёт пчелы.
Детям мёда принесла:
З-з-з! З-з-з!
Села к нам на локоток:
З-з-з! З-з-з! Укрепление связок гортани,
Полетела на носок: профилактика храпа.
З-з-з! З-з-з!
Ослик пчёлку испугал: Отмахиваются от пчёлки.
Й-а-а! Й-а-а! Й-а-а! Говорят тихим низким голосом.
На весь лес он закричал:
Й-а-а! Й-а-а! Й-а-а! Громко и высоко кричат.
Гуси по небу летят, Имитируют полёт гусей,
Гуси ослику гудят:
Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Кричат, как только опускают крылья.
Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у!
Устали? Нужно отдыхать, Дети садятся на ковёр и несколько раз. Сесть и сладко позевать. Громко зевают, стимулируя гортанно –
лёгочный аппарат и деятельность
головного мозга.
(Дети берут стульчики и рассаживаются за столы, которые стоят в другой половине группы. На экране фотография берёзовой рощи.)
Воспитатель: Ну, вот мы с вами оказались в берёзовой роще. Послушайте, как поют птицы.
(Включается аудиозапись с голосами леса.)
Воспитатель: Ребята, а ведь русской берёзой восхищались не только поэты и композиторы, но и русские художники. Посмотрите, какие пейзажи, посвящённые берёзовой роще, писал известный русский художник Исаак Левитан.
(Идёт просмотр репродукций на тему «Берёзовая роща».)
Воспитатель: Вам понравилась наша берёзовая роща?
(Ответы детей.)
Воспитатель: Вы видите перед собой краски, карандаши и листочки. Предлагаю вам нарисовать свою берёзовую рощу. Вспомните, стихотворения, которые вы сегодня услышали, картины и фотографии, которые вы увидели, и приступайте к работе.
(Дети рисуют самостоятельно. Если возникают трудности, воспитатель помогает им.)
Воспитатель: Посмотрите, ребята, какие вы молодцы! Какие прекрасные рисунки у вас получились!
(Проводит небольшой общий анализ работ.)
Воспитатель: Ну что ж, ребята, нам с вами пора возвращаться в нашу группу. Давайте попрощаемся с берёзовой рощей.
(Дети берут стульчики и проходят на свои места.)
Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше занятие?
- Что больше понравилось?
- С произведениями, какого поэта мы сегодня познакомились?
- Что отличает поэзию С. А. Есенина?
- Почему Россию мы называем – Наше Отечество, наша Родина, матушка Россия.
- О каком дереве мы сегодня с вами говорили?
- С каким музыкальным произведением вы познакомились?
- А какое русское народное произведение мы сегодня вспоминали?
- Куда мы с вами путешествовали сегодня?
- Что мы делали в берёзовой роще?
Воспитатель: Ребята, спасибо вам большое. Мне тоже очень понравилось наше с вами путешествие. Позвольте мне наше мероприятие закончить прекрасными строками:
У каждого листочка, у каждого ручья
Есть главное на свете - есть Родина своя!
Для ивушки плакучей нет реченьки милей,
Для беленькой берёзки опушки нет родней.
Есть ветка у листочка, овражек у ручья…
У каждого на свете есть родина своя.
И город, где родились, где радостно живем,
Края свои родные Россией мы зовём!
- в технике манная крупа + гуашь: «Одену я берёзки тонкий стан в изумрудный, лёгкий сарафан»
Образовательная деятельность: «Коммуникация»
Раздел: «Художественное творчество»
Тема: Рисование в технике Гуашь + Манная крупа – «Одену я берёзки тонкий стан, в изумрудный, лёгкий сарафан».
Интеграция образовательных областей: «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Здоровье».
Программное содержание:
- Образовательные задачи: Продолжать знакомить детей со стихотворениями С. А. Есенина о русской берёзке; Продолжать знакомить детей с различными формами нетрадиционного рисования.
- Воспитательные задачи: Воспитывать интерес к музыкальным произведениям и произведениям художественной литературы; Воспитывать в детях чувство прекрасного; Воспитывать любовь к Родине, родной природе.
- Развивающие задачи: Развивать мышление и восприятие; Развивать творческое воображение детей; Развивать умение эмоционально воспринимать чувства поэта, выраженные в стихотворении; Развивать мелкую моторику рук,
Материалы и оборудование:
- Музыкальный центр или ноутбук;
- Тексты стихотворений С. А. Есенина о русской берёзке;
- Рисунок берёзки, выполненный воспитателем в технике гуашь + манная крупа;
- Аудиозапись русского народного произведения «Во поле берёза стояла…»;
- Бумага, с предварительно нарисованной воспитателем в карандаше берёзой;
- Гуашь;
- Тарелочки с клеем ПВА по количеству детей;
- Тарелочки с манной крупой по количеству детей;
- Баночки для воды;
- Подставки для кистей;
- Салфетки.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Мы продолжаем с вами изучать творчество русского поэта С. А. Есенина. Мы свами уже знаем, что Сергей Александрович очень любил русскую берёзку, и посвятил ей много своих стихотворений. Давайте, вспомним некоторые из них.
(Ребята, рассказывают стихотворения, которые они выучили наизусть.)
Воспитатель: Молодцы. Ребята, вы уже путешествовали в берёзовую рощу и рисовали берёзки, научились изготавливать бумагу с изображением берёзки, а так же научились конструировать берёзу из бумаги, путём складывания в технике Оригами. Научились мы с вами очень многому. Сегодня, я хочу предложить вам нарисовать берёзку, но нарисовать её не обычным способом, а с помощью манной крупы. Вы знаете, что делают из манной крупы?
(Ответы детей.)
Воспитатель: Правильно, из этой крупы варят очень вкусную манную кашу. Но мы свами варить её не будем, а с её помощью сделаем вот такую красивую картину.
(Воспитатель показывает детям свой рисунок.)
Воспитатель: Посмотрите, ствол дерева выполнен чёрным карандашом, а вот крону я сначала покрыла манной крупой, приклеив клеем, а затем раскрасила её гуашью. Сегодня вы тоже научитесь рисовать такие картины. И я вам буду помогать. Специально для вас я нарисовала вот такие берёзки. Кроме того вы видите на своих столах тарелочки с клеем и манной крупой, а так же баночки с гуашью. Кто мне скажет, какого цвета гуашь?
(Ответы детей.)
Воспитатель: Правильно, зелёная. Ну что ж, прежде чем начать, я думаю, нам нужно немного поразмяться. Предлагаю вам потанцевать. Вспомните, какое произведение мы с вами недавно слушали и учились водить хоровод.
(Ответы детей.)
Воспитатель: Правильно, ребята, русское народное произведение «Во поле берёза стояла…» Давайте вспомним его.
(Воспитатель включает аудиозапись и вместе с детьми водит хоровод.)
- Во поле кудрявая стояла. Люли, люли, стояла. (2 р.) 2. Некому березу заломати, Некому кудряву заломати, Люли, люли, заломати. (2 р.) 3. Как пойду я в лес, погуляю, Белую березу заломаю, Люли, люли, заломаю. (2 р.) 4. Срежу я с березы три пруточка, Сделаю себе я три гудочка, Люли, люли, три гудочка. (2 р.)
- Пойду на новые сени, Люли, люли, на сени. (2 р.)
- Стану я милого будити, Люли, люли, будити: (2 р.) 7. «Встань ты, мой милый, проснися. Ты, душа моя, пробудися, Люли, люли, пробудися. (2 р.) 8. Вот тебе водица, умойся, Вот те полотенце, утрися. Люли, люли, утрися. (2 р.)
- Вот тебе кафтанчик, оденься, Люли, люли, оденься...» (2 р.)
(Дети садятся на стульчики.)
Воспитатель: Молодцы, ребята, красивый хоровод у нас получился. Ну а теперь давайте, начнём рисовать. Внимательно смотрите и слушайте – я буду вам показывать, а вы за мной повторять.
(Воспитатель выполняет работу, показывая детям и, сопровождая комментариями. А ребята повторяют за ним. После этого, воспитатель предлагает детям сделать выставку работ, похвалив при этом каждого ребёнка.)
Воспитатель: Ну вот, ребята, посмотрите, какая красивая выставка у нас получилась! Молодцы! Давайте ещё раз вспомним, чем мы сегодня занимались?
(Ответы детей.)
Воспитатель: Что ж, ребята, мне очень понравилось занятие, а вам?
(Ответы детей.)
VI. Центр Науки и природы:
- Презентация «Как изготавливают бумагу»;
А вы знаете, что бумагу изобрели в Китае? Китайцы делали ее из размоченных растительных волокон. В Европу бумага попала между 1000 и 1100 годами. Оказалось, что ее можно делать из дерева, тряпок и даже... из старой бумаги - макулатуры. Так оказалось, что бумагу можно было использовать дважды! Как же делают бумагу в наши дни?Бумагу производят на бумажных фабриках.
Основным сырьем для производства бумаги является древесная целлюлоза.
Целлюлозу получают из лесных пород: в основном из ели, сосны и березы, но используют также эвкалипт, тополь, каштан и другие деревья.
На фабрике машины сдирают с них кору, измельчают в щепки.
Самый экономичный способ получения древесной целлюлозы - механический:
на деревообрабатывающем предприятии лесоматериалы измельчаются до крошки, которая смешивается с водой. Бумага, изготовленная на основе такой целлюлозы, непрочна и чаще всего идет на производство, например, газет, туалетной бумаги.
Бумагу более высокого качества делают из целлюлозы, полученной химическим способом. Из такой древесной массы изготавливают бумагу для книг, брошюр и модных журналов, а также прочные оберточные материалы. В этом случае щепки сортируют по размеру на специальных ситах и отправляют в варку. Варят дерево в специальных машинах, куда добавляют кислоту.
Очищенную и разваренную древесину фильтруют и промывают, чтобы очистить от примесей. К обрабатываемой бумажной массе может быть добавлена макулатура, но лишь после удаления чернил. На этом этапе производства обрабатываемая масса, состоящая из древесных волокон и воды, называется бумажным сырьем. Затем на специальной перерабатывающей машине меняются форма и структура бумажных волокон. Для этого к бумажному сырью добавляют дополнительные вещества. Например, клеи - их присутствие в писчей бумаге отталкивает влагу. Или смолы - благодаря им, написанное на бумаге чернилами на водной основе, не растекается и легко распознается человеческим глазом
Бумажная масса, превращенная в кашицу, попадает в бумагоделательную машину. Сначала кашица выливается на сетку бумагоделательной машины. Эта сетка натянута на два вала, и все время вращается, перенося бумажную кашицу вперед. На сеточном участке начинается образование бумажного полотна, называемое формованием листа. Это происходит благодаря удалению воды из волокнистого материала. По мере продвижения бумажной массы по ленточному конвейеру часть содержащейся в ней воды вытекает через ячеистые отверстия, и бумажные волокна начинают сплетаться друг с другом, образуя так называемую рулонную ленту.
Сырая бумажная лента проходит через целый ряд валиков. Одни валики отжимают воду, другие, обогреваемые изнутри паром, высушивают ее, третьи полируют. В конце сеточного участка еще сырое бумажное полотно перемещается в секцию прессования, которую также называют "мокрым прессованием". Там бумажное полотно механически обезвоживается и еще больше уплотняется. Наконец ровная белая лента выходит из машины и наматывается в огромный рулон.
Потом эти рулоны отправляют в типографии или режут на листы. Так, переходя из машины в машину, дерево превращается в белую и чистую бумагу.
А знаете ли вы...
Для изготовления 1 тонны бумаги нужно 5,6 м3 древесины. Если учесть, что средний объем одного бревна (дерева) - 0,33 м3, то для производства 1 тонны бумаги (или, примерно, 500 – 600 книг) требуется 17 деревьев в возрасте 30 – 50 лет!!!
- Изготовление бумаги с узором «Русская берёзка».
Программное содержание:
- Образовательные задачи: Учить детей экспериментировать; Познакомить ребят с альтернативной и экологически безопасной техникой изготовления бумаги в домашних условиях.
- Воспитательные задачи: Воспитывать бережное отношение вообще и к деревьям в частности; Воспитывать любовь к экологии.
- Развивающие задачи: Развивать креативность мышления; Развивать воображение; Развивать мелкую моторику рук.
Методические приёмы: Беседа; Рассказ; Анализ новой информации; Эксперимент; Игровая деятельность (Физминутка).
Предварительная работа: Беседы: «Значение деревьев в жизни человека», «Из чего состоит книга?», «Какие бывают книги?»; Знакомство с процессом изготовления бумаги для книг в условиях крупных предприятий; Презентация «Как изготавливают бумагу»;
Материал и оборудование:
- Бумажные салфетки (белые, синие и два оттенка зелёного);
- Клей «ПВА»;
- Картофельный крахмал;
- Тёплая вода;
- Миска для перемешивания ингредиентов;
- Миксер;
- Экраны для мозаики;
- Марля (полотенце или носовые платки).
Ход образовательной области:
Воспитатель: Добрый день, ребята. Мы продолжаем с вами тему книги. На прошлой беседе вы узнали, из чего состоит книга, как добывается материал для книги. Выяснили, что для изготовления 500 книг требуется более 17 деревьев, возрастом не менее 25 – 30 лет. Так же познакомились со способами изготовления бумаги в условиях большого предприятия (фабрики или завода). А сегодня, я хочу познакомить вас с ещё одним способом изготовления бумаги. Мы с вами будем делать бумагу в домашних условиях. И нам для этого дерево не понадобится. А понадобится бумага, которая уже послужила человеку. Сегодня это будут бумажные салфетки. Для чего используются салфетки? (ответы детей)
Воспитатель: Куда обычно мы выкидываем использованные салфетки? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, ребята в мусорные мешки. А куда потом уносятся мусорные мешки? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно! В итоге мусоровоз вывозит их на свалку, которая очень плохо влияет на нашу окружающую среду – загрязняет воздух, воду, землю. Так вот, что если эти салфетки не выбрасывать, а делать из них бумагу. Как вы думаете, станет наша природа хоть чуточку чище? (ответы)
Воспитатель: Мы будем делать не простую бумагу – попробуем выложить на ней рисунок в виде берёзы. Ну что ж, начнём. Для того, чтобы изготовить бумагу нам понадобится:
- Бумажные салфетки (белые, синие и два оттенка зелёного);
- «ПВА»;
- крахмал;
- вода;
- для перемешивания ингредиентов;
- для мозаики;
- (полотенце или носовые платки).
По мере перечисления воспитатель выкладывает всё на стол. Воспитатель предлагает детям самим разорвать салфетки на мелкие кусочки. (развитие мелкой моторики рук.)
Далее воспитатель готовит раствор, показывая и объясняя всю последовательность детям. Когда воспитатель замачивает разорванные кусочки салфеток, он предлагает детям, пока раствор настаивается, поиграть.
(Динамическая пауза.)
Воспитатель: Ну вот, салфетки хорошо размокли, приступаем к следующему этапу.
(Добавляется клей и крахмал. Всё это воспитатель обговаривает детям. Воспитатель, совместно с детьми выкладывает массу на экран, создавая при этом на бело – голубом фоне зелёную крону дерева. Когда масса находится уже на экране, воспитатель может показать детям уже готовую бумагу.)
Воспитатель: Ну вот, ребята, наша бумага практически готова. Ей остаётся только подсохнуть. Займёт это примерно сутки. Так что мы с вами сейчас поставим экраны на окно, рядом с батареей, а завтра посмотрим, что у нас с вами получилось. Для изготовления бумаги можно использовать не только салфетки, но и коробки из-под молока, сока и т.д.
(воспитатель вместе с детьми относит бумагу на окно.)
Воспитатель: У меня к вам есть несколько вопросов:
- Вам понравилось то, что мы сегодня делали с вами?
- Ребята, чем мы сегодня с вами занимались?
- Из чего мы делали бумагу?
- Как изготовление бумаги из использованных предметов поможет сделать нашу природу чище?
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами выяснили, что чтобы изготовить бумагу не обязательно рубить деревья. Ведь деревья – это лёгкие нашей планеты. Они помогают нам дышать чистым воздухом, забирая из него вредные вещества и очищая его от грязи. И чем больше деревьев мы сохраним, тем легче и чище нам с вами будет жить на нашей планете. Ну что, ребята, наша с вами работа на сегодня подошла к концу. Большое спасибо за участие!
- Развлечение "Михайлов день"
- Тематический план подготовки к 70-летию в Великой Отечественной войне МБДОУ "Зубово-Полянский детский сад №3 "Ручеек" комбинированного вида" на 2013-2015гг
- Презентация "В гостях у бабушки Арины"
- Конспект интегрированного занятия в старшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий
- АНКЕТА (для родителей) по выявлению тревожности у ребёнка.