a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

23.03.2016г. Еремеева О.С. Методическое пособие "Обучение пересказу детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Опубликовано: 2016-03-23 21:15:46

Документы для скачивания

Добрый день уважаемые коллеги!

 

Вашему вниманию я представляю методическое пособие по теме Обучение пересказу детей старшего дошкольного возрастас общим недоразвитием речи с использованием компьютерных технологий. В настоящее время недостаточно изучено применение информационно - компьютерных технологий в процессе обучения пересказу детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Речь – важнейший психический процесс, обеспечивающий любому ребенку взаимодействие с социальным миром, возможность осмыслить себя и свои действия, выразить свои переживания другим людям. Связная речь предполагает достаточное овладение словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, то есть овладение грамматическим строем, а также практическое их применение, практическое умение пользоваться усвоенным языковым материалом. Связная речь — это такая речь, которая может быть вполне понята на основе ее собственного предметного содержания. Для того чтобы понять эту речь, нет необходимости специально учитывать ситуацию, в которой она произносится, все в ней понятно для другого из самого контекста: это контекстная речь. А речь маленького ребенка, сначала отличается обратным свойством: она не образует такого связного смыслового целого - такого «контекста», на основании которого можно было бы ее понять, поэтому и необходимо учитывать конкретную ситуацию, в которой находится и говорит ребенок. Смысловое содержание речи становится понятным в связи с этой ситуацией: это ситуативная речь. Итак, сначала речь ребенка связана с ближайшей действитель¬ностью, она рождается из той ситуации, в которой он находится, и целиком связана с ней. Контекстной речью ребенок овладевает в процессе обучения. У него вырабатывается потребность в новых речевых средствах, в новых формах построения — это зависит от содержания речи и характера общения.

   Теоретический анализ данных психолого-педагогической литературы показал, что формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи в дошкольном возрасте затруднено, вследствие нарушения лексического и грамматического компонентов, как одного из наиболее важных в структуре данной патологии. В связи с этим, мной было проведено исследование, цель которого: разработать систему упражнений по обучению пересказу детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием информационно-компьютерных технологий. Эксперимент проводился на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад сельского поселения «Село Хурба», Хабаровского края.

     В эксперименте участвовали 10 детей старшей группы. В ходе эксперимента решались следующие задачи:

1. Выявить состояние связной монологической речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи.

2. Разработать систему упражнений по обучению пересказу детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи с использованием компьютерных технологий. В соответствии с первой задачей мной было проведено обследование состояния связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи. При разработке содержания обследования я использовала методические рекомендации Владимира Петровича Глухова по обследованию связной речи детей с общим недоразвитием речи. Обследование состояния связной монологической речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи включало в себя задание на пересказ русской народной сказки «Лиса и рак»: Текст произведения прочитывался дважды; перед повторным чтением давалась установка на составление пересказа.

Анализ пересказов детей включал в себя следующие параметры:

• полнота передачи содержания текста; • отсутствие смысловых пропусков или повторов;

• соблюдение логической последовательности изложения; • наличие смысловой и синтаксической связи между предложениями, частями рассказа;

• отсутствие аграмматизмов.

Соответствие каждому из вышеперечисленных критериев оценивалось мной в 1 балл, при наличии стимулирующей помощи – 0.5 баллов. Несоответствие критериям при использовании стимулирующей помощи – 0 баллов. Итого, максимальный суммарный балл за задание составлял 5 баллов.

Для определения уровня связной монологической речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи мной были определены следующие критерии:

Высокий уровень (4 – 5 баллов): пересказ составлен самостоятельно; полностью передается содержание текста, соблюдается связность и последовательность изложения. Употребляются разнообразные языковые средства в соответствии с текстом произведения. При пересказе соблюдаются грамматические нормы родного языка.

Средний уровень (3.5 – 2.5 балла): пересказ составлен с некоторой помощью (побуждение, стимулирующие вопросы, повторные наводящие вопросы). Содержание текста передается близко к оригиналу. Отмечаются отдельные нарушения связного восприятия; единичные нарушения структуры предложения, либо пропуски отдельных элементов действия или целого фрагмента; неоднократные нарушения связности изложения, единичные смысловые несоответствия. Низкий уровень (2 и менее баллов): Пересказ составлен по наводящим вопросам. Связность изложения значительно нарушена. Отмечаются пропуски частей текста, смысловые ошибки. Нарушается последовательность изложения. Отмечается бедность и однообразие, употребляемых языковых средств, аграмматизмы.

Количественный анализ состояния пересказа у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи показал, что высокий уровень связной монологической речи не имеет никто из испытуемых, речевая продукция40 %детей отнесена мной к среднему уровню, 60 % детей по результатам обследования имеют низкий уровень связной монологической речи.

Качественный анализ полученных данных показал, что дети, имеющие средний уровень связной монологической речи допускали следующие виды ошибок:

• отдельные нарушения связного восприятия;

• единичные нарушения структуры предложения, либо пропуски отдельных моментов действия или целого фрагмента;

• неоднократные нарушения связности изложения;

• единичные смысловые несоответствия;

Качественный анализ речевой продукции детей, отнесенных нами к низкому уровню, показал наличие следующих ошибок:

• связность изложения значительно нарушена;

• отмечаются пропуски частей текста;

• нарушается последовательность изложения, смысловые ошибки;

• аграмматизмы;

Таким образом, в результате обследования состояния связной монологической речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи мной выявлено, что у 60 % детей имеются значительные трудности в пересказе, смысловой обработке текста, подборе необходимых лексических единиц. Полученные данные свидетельствуют о необходимости разработки системы упражнений по обучению пересказу детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи с использованиеминформационно-компьютерных технологий.

Выявленные мной на констатирующем этапе эксперимента ошибки позволили определить основныенаправления разработки системы упражнений по обучению пересказу детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи. В качестве типа пересказа, использованного в работе, мной использовались тексты цепной организации. Для обеспечения эффективности коррекционной работы, я условно разделила детей на две подгруппы. В первую подгруппу я включила детей, имеющих средний уровень развития связной монологической речи, а во вторую детей имеющих низкий уровень развития связной монологической речи. Необходимо отметить, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных упражнений и методов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.

Использование информационно-компьютерных технологий стало перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи, что предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ. Одним из актуальных направлений внедрения информационных технологий в образовательный процесс ДОУ являются мультимедийные презентационные технологии. Использование презентационных инструментальных средств позволяет мне привнести эффект наглядности в занятия и помогает ребенку, нуждающемуся в коррекционном обучении, усвоить материал быстрее и в полном объеме за счет привлекательной, интересной подачи информации. Чем ярче и разнообразнее представление информации, тем эффективней процесс ее усвоения.

Отличительные особенности, специфические свойства изучаемых предметов и явлений можно предельно реалистично продемонстрировать именно с помощью современных графических и видео технологий, мультимедийных презентаций. Мультимедийные презентации дают возможность представить информацию не только в удобной для восприятия последовательности, но и эффектно сочетать звуковые и визуальные образы, подбирать доминирующие цвета и цветовые сочетания, которые создают у дошкольников позитивное отношение к представляемой информации. Использование мультимедийных презентаций в коррекционно-образовательном процессе способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала. Анимация – очень важный элемент в презентации. Движение отдельных частей слайда привлекает внимание дошкольников, и они заостряют свое внимание на анимированной части информации.

Это повышает интерес к обучению и способствует более качественному усвоению нового материала. Разработанная мной система упражнений по обучению пересказу детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи была создана в форме игр-презентаций в программе MicrosoftPowerPoint. Данная программа позволяет создавать серию насыщенных информацией слайдов, оформленных в единый слайд с мультимедийными эффектами. Отличием таких упражнений от обычных презентаций является наличие особого алгоритма, который с помощью системы гиперссылок позволяет управлять процессом игры, обеспечивая обратную связь с ребенком. Разработанные мною цифровые образовательные ресурсы в форме игр-презентаций включались в структуру занятий, время нахождения детей за компьютером не превышало 5-7 минут в соответствии с нормами СанПин. Разработанная система упражнений по обучению пересказу детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи включала упражнения двух блоков: Первый блок – подготовительные упражнения. Второй блок - обучающий. Кроме того, я использовала компьютерную программу «Учимся говорить правильно», которая представляет собой серию упражнений, направленных на развитие и коррекцию фонематического слуха, навыков звукового и слогового анализа и синтеза, упражнения для развития связной речи.

Программа позволяет эффективно работать с детьми, имеющими различные речевые нарушения. В моей работе по обучению пересказу детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи я использовала задания уровня «Развитие связной речи». Разработанные мной цифровые образовательные ресурсы в форме игр-презентаций в программе MicrosoftPowerPoint позволяли варьировать задание на моделирование сюжета в процессе составления связного пересказа, на установление основных смысловых звеньев, их последовательности и взаимосвязи на основе применения современных компьютерных технологий. Виды упражнений подбирались в соответствии с уровнем речевого развития детей, сформированных умений и навыков: выбрать картинки, соответствующие смыслу услышанного рассказа; восстановление последовательности картинок; моделирование сюжета при помощи наглядных средств – отбор наглядности в соответствии с семантической соотнесенностью. Применение обучающих мультимедийных игр-презентаций позволило мне индивидуализировать процесс обучения пересказу детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи, подобрать материал по тематике и уровню сложности, по форме предъявления, расширяя разнообразие видов заданий и наглядного материала. Ход эксперимента мною длился с ноября 2010 года по апрель 2011 года.

В этот период мною было создано 24 игры-презентации к текстам. Обучение пересказу детей первой подгруппы осуществлялось на материале 12 текстов. Тексты выбирались мной с учётом возрастных и речевых возможностей детей. Для обучения пересказу детей второй подгруппы я взяла тексты, предложенные в методическом пособии Т.А.Ткаченко, в такой же последовательности, как их даёт автор, а также другие авторские тексты. За этот период мною было разработано 48 групповых занятий по обучению пересказу детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи. В ходе эксперимента мной была зафиксирована положительная динамика у каждого из 10 человек, а именно: дети овладели навыками построения связного монологического высказывания, научились делить текст на части: овладели навыками выделения начала, конца текста, выяснению важности каждой выделенной части; а также обучились наглядному моделированию смыслового содержания текста, что позволило им научиться пересказывать текст. С целью выявления эффективности системы упражнений по обучению пересказу детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи мной был проведен контрольный срез. Обследование состояния связной монологической речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи проводилось на материале обследования констатирующего этапа эксперимента.

Итак, качественный и количественный анализ полученных данных показал, что 30% детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи на контрольном этапе эксперимента имеют высокий уровень связной монологической речи. Полученные результаты были, достигнуты при создании системы упражнений по обучению пересказу, в которых были использованы информационно-компьютерные технологии, мультимедийные презентации. Эффективность обучения пересказу детей с общим недоразвитием речи как видно по диагностики, при использовании системы упражнений по обучению пересказу детей данной категории с использованием компьютерных технологий высока.

Таким образом, я считаю, что данные технологии имеют существенное влияние на развитие связной монологической речи дошкольников. Вместе с тем, вопросы развития связной монологической речи не исчерпываются рамками моего исследования, дальнейшего изучения требуют такие вопросы, как: изучение эффективных психолого-педагогических условий развития связной речи детей дошкольного возраста, и также проблемы преемственности дошкольных и школьных общеобразовательных учреждений в вопросах развития связной речи детей.

Коментарии
стогова елена написано 2016-09-10 20:46:47
понравилось,непременно применю на практике,спасибо.
Ответить
стогова елена написано 2016-09-10 20:46:51
понравилось,непременно применю на практике,спасибо.
Ответить

Оставить комментарий: