a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Языковое погружение как эффективная технология обучения дошкольников эрзянскому языку (Языковое гнездо)"

Опубликовано: 2014-05-05 10:43:36

«Языковое погружение как эффективная технология обучения дошкольников эрзянскому языку (Языковое гнездо)»

 

Миганова Раиса Ивановна

Старший воспитатель МБДОУ д/с «Теремок»

комбинированного вида

 

Актуальность

В дошкольном образовании как первой ступени формирования и становления личности ребенка важным компонентом содержания обучения и воспитания является национально-региональный компонент.

Поэтому, в нашем дошкольном учреждении планомерно проводится работа по приобщению дошкольников к эрзянскому языку и культуре своего народа. Хочется воспитать детей, которые осознавали бы себя частью великой страны, любили её, дорожили её прошлым, знали свой мордовский язык , изучали его и общались на нем. Социально-этнический состав нашего дошкольного образовательного учреждения включает в себя представителей национальных групп, постоянно проживающих на территории г.Ардатова: русские-170 детей; мордва-58 детей.

Целью нашей работы по реализации регионального компонента является приобщение дошкольников к культуре мордовского народа в процессе социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического, физического развития.

Данный компонент реализуется в примерном региональном модуле программы дошкольного образования. (О.В.Бурляева и др.):

«Мы в Мордовии живем».

Программе дополнительного образования: «Обучение детей мордовским языкам в ДОУ РМ, (Программа и методические рекомендации). А.И.Исайкина.

И в адаптированной программе учрежденского уровня: «Родной край».

 

Для реализации данного компонента в ДОУ созданы специальные условия:

«Мини-музей национального быта», где дети получают возможность не только посмотреть, но и потрогать своими руками предметы быта, изделия старины. В экспозиции нашего музея разместились предметы русского и мордовского быта: печка, прялка, утюги, ухваты, сундук , лапти.

     - Экологический центр «Мир природы» насыщен нетрадиционными играми и пособиями, что позволяет вести работу по ознакомлению с природой родного края, растительным и животным миром Ардатовского района и Республики Мордовия.

-Национальные мини-уголки в группах, где размещены куклы в национальной одежде, государственная символика, предметы декоративно-прикладного искусства соотетствие с возрастными особенностями детей.

 

 

В своей работе с детьми по реализации национально-регионального компонента мы используем следующие формы работы:

-Кружковая работа, познавательные беседы, игры. - Все виды творческой художественной деятельности детей. - Народные праздники. - Экскурсии, целевые прогулки. - Посещение музеев, детской библиотеки; - Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей)    Региональный компонент включен во все виды деятельности детей: игровую, трудовую, познавательную и творческую, затрагивает все образовательные области, при этом учитывается как интеграция самих образовательных областей, так и интеграцию регионального содержания с обязательной частью программы.

 

     На занятиях познавательного цикла знакомим детей с государственной символикой, историей своего города, людьми, прославившими наш город.

В ознакомлении детей с народной культурой все глубже входят электронные образовательные ресурсы. В ходе компьютерных презентаций дети знакомятся с предметами старины, которые не могут увидеть непосредственно, знакомим с искусством других народов.

Прослеживая связь между стариной и днем настоящим, сопоставляя поступки и дела людей, способствуем формированию и развитию личности ребенка, ее творческой активности.

Особый интерес у детей вызывают экскурсии в краеведческий музей им. Воронина, музей С.Д.Эрьзи с.Баево. Каждая экскурсия проходит в вопросно-ответной форме в соответствии с возрастными особенностями детей дошкольного возраста.

       Одним из основных методов нашей работы по региональному компоненту являются экскурсии и целевые прогулки, во время которого дети узнают больше о своем городе, учатся видеть изменения, происходящие в нем.

     Большую роль в приобщении детей к истокам народной культуры играют народные и православные праздники. Они создают особый ритм духовной жизни человека, обращая его культурно-историческим традициям нашего народа. Поэтому, в нашем детском саду стало традицией проведение таких праздников, как «Рождество», «Святки», «Масленица», «Пасха», «Троица». Знакомясь с народными и православными праздниками, ребенок осваивает бесценный культурный опыт поколений. Ярким, запоминающимся событием для наших воспитанников стало праздничное мероприятие с участием детей и взрослых «Рождество», с приглашением Владыки Венеамина, Епископа Ардатовского и Атяшевского. На таких мероприятиях особенно ощущается связь времен, каждая минута общения со взрослыми благотворно влияет на дошкольников.

  

Также в нашем детском саду работает кружок "Тештине" по обучению детей мордовскому языку, который ведет воспитатель Митякина В.Д.

Работа ведется по программе А.И.Исайкиной.

Закрепление изученного происходит в процессе общения с детьми в свободное время, во время праздников, утренников, развлечений. На этих мероприятиях дети демонстрируют свои успехи в знании языка перед детьми детского сада и родителями. Семья является главным источником народных традиций.

Поэтому активно взаимодействуем с родителями: они собирают экспонаты для музея, участвуют в народных праздниках, шьют костюмы, оформляют развивающую среду.

Совместно с родителями пытаемся сохранить национальные традиции и культуру, полюбить язык своего народа. -Каждый год организуем выставки совместных работ детей и родителей: «Рождественская сказка», «Пасхальное яйцо»дети вместе с родителями участвуют в фольклорных праздниках таких как: "Рождество", "Масленица" и др.

Все это сближает поколения, укрепляют детско-родительские отношения.

Это и есть начало нравственно-патриотического воспитания: ведь любовь к Родине рождается из чувства любви к родителям, своей семье.

Результатом работы с детьми нашего дошкольного учреждения по реализации национально-регионального компонента стали:

  1. Республиканский семинар руководителей учреждений дошкольного образования «Сохранение мордовских языков и приобщение детей к культуре мордовского народа». («Поволжский центр культур финно-угорских народов», МО РМ, Администрация Ардатовского муниципального района), 2012г.

 

2.Районный праздник «Эрзянь келесь теке сэнь менелесь». (Управление образования администрации Ардатовского района);

 

3.Межрайонная конференция «Духовно – нравственное воспитание в системе образования».

Проект на тему: «Национальные ценности – основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания в дошкольном учреждении». (Московская патриархия, Мордовская митрополия, Ардатовская епархия, МО РМ, Управление образования Ардатовского муниципального района), 2012г.

Проекты:

«Ардатов – город мой родной»;

«История и традиции предков Мордовии»;

«Каляда – маляда»;

«Семейные традиции вчера и сегодня»;

«Зеленая аптека Мордовии»;

«Народные игры и игрушки в воспитании детей».

 

Дети участвуют в конкурсах "Пластилиновая ворона", "Рождественская звезда", где выступаем с мордовскими танцами, песнями, спектаклями – занимаем призовые места. В муниципальном конкурсе чтецов «Люблю тебя, мой край родной» заняли 1-е место. И, самое главное, наш детский сад стал призером республиканского конкурс «Лучшая модель этнокультурного образования ДОУ Республики Мордовия» в 2013 году.

 

С октября 2014 года наше дошкольное учреждение является республиканской пилотной площадкой для реализации проекта «Языковое погружение как эффективная технология обучения детей дошкольного возраста родному языку (Языковое гнездо)». (Приказ Министерства образования РМ от 26.02.2014г.»Об открытии республиканской экспериментальной площадки в МБДОУ Детский сад «Теремок» комбинированного вида Ардатовского муниципального района»)

       Это новое направление в российской национальной политике и, соответственно, в двуязычном воспитании дошкольников – возрождение языков коренных национальных меньшинств.

     Многие национальные регионы России (в том числе и Республика Мордовия) выбирают в качестве нормы общение двуязычие. Из этого следует: русский и национальные (в данном случае эрзянский) языки должны быть развиты в высокой степени у всего населения.

     Раннее обучение дошкольников второму языку также имеет большое значение для воспитания подрастающего поколения в духе дружбы, взаимопонимания, уважения к другим народам и странам.

   Языковое гнездо – это группа в дошкольном учреждении, где весь воспитательно-образовательный процесс осуществляется на эрзянском языке, на котором дети не разговаривают дома, в семье, но который принадлежит к историческому наследию одного из финно-угорских народов, в данном случае – эрзянском.

     Приоритетные направления деятельности языкового гнезда полностью соответствуют Федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования, но основным языком образования выступает эрзянский язык. Дети между собой говорят на русском языке, причем приветствуется общение на целевом языке.

     В данный момент в детском саду реализуется 1 этап эксперимента – это подготовительно-информационный.

Проект реализуется в 1 младшей группе, где воспитатели и персонал постоянно разговаривают с детьми на эрзянском языке.

В помещении групповой комнаты создана развивающая среда, стимулирующая общение (уголки, воспроизводящие условия эрзянской избы).

Воспитатели прошли соответствующую подготовку для работы по данной методике в г.Саранске.

Участие в проекте со стороны родителей исключительно добровольное, они осведомлены о том, как работает «Языковое гнездо», как формируется двуязычие у ребенка, каких результатов можно достичь в обучении.

Знание двух и более языков дает много преимуществ ребенку в жизни. У детей, говорящих на двух языках, есть возможность знать две культуры, общаться с большим количеством разных людей и возможность экономического преимущества в будущем.

 

И мы очень надеемся, что проводимая нами работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю; испытывать гордость и уважение за свою нацию, культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями, научит любоваться природой, бережно относиться к ней.

 

 

 

Оставить комментарий: