a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Мастер-класс для музыкальных руководителей «Технология работы с фонограммами в вокальной деятельности дошкольников» Булатова О.Д.

Опубликовано: 2016-04-03 12:28:37

Документы для скачивания

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №7 г. Шебекино Белгородской области» Методическая разработка по теме: мастер- класс для музыкальных руководителей « Технология работы с фонограммами в вокальной деятельности дошкольников» Подготовила: Булатова О. Д. музыкальный руководитель высшей квалификационной категории 2016 Цель: ознакомить музыкальных руководителей с современными технологиями в вокальной деятельности с дошкольниками для квалифицированного использования в своей работе: - упражнений, развивающих артикуляционный аппарат, дыхательную систему, ритмический и интонационный слух в сопровождении фонограммы «+ » и «- «; - разучивание песенного репертуара с музыкальным сопровождением под фонограмму( формирование артистических способностей, эмоциональной сферы, творческой активности) . Задачи: - представить участникам мастер- класса примеры современных технологий по развитию музыкальных способностей дошкольников; - повысить уровень профессиональной компетенции музыкальных руководителей по использованию музыкальных фонограмм; - обмен педагогическим опытом. Материалы и оборудование: средства ТСО, ММС, аудиозаписи музыкального репертуара, методическая литература. ХОД МЕРОПРИЯТИЯ Ведущий: Добрый день, уважаемые коллеги. Как настроение? Предлагаю его поднять. Любое музыкальное занятие очень полезно начинать с валеологических песенок- распевок. Этот способ приветствия помогает снять эмоциональное напряжение, восстановить силы, создать комфортную атмосферу. Например, автор из Санкт- Петербурга Иванов А. А. , рекомендует свои распевки с использованием фонограмм в различных вариантах. Д авайте сядем поудобнее и выпрямим спины. Ведущий предлагает прослушать распевку «Здравствуйте» А. Иванова в сопр овождении фонограмм трёх видов: Здравствуй, солнце золотое, Здравствуй, небо голубое. Здравствуй, тоненький дубок, Здравствуй, маленький дубок! Мы живём в одном краю, Всех я вас приветствую! Сначала попевка проигрывается на фортепиано. Затем в записи звучит вариант фонограммы в сопровождении только голоса. Второй вариант звучит с голосом в сопровождении двух музыкальных инструментов: фортепиано и скрипки. Третий вариант записан с помошью голоса и инструментального ансамбля. Все варианты исполняются гостями мастер- класса. Ведущий: А вот пример валеологических песенок- распевок автора М. Лазарева. Текст можно положить на любую мажорную мелодию. Главное – исполнять с позитивным настроением. Доброе утро! Доброе утро! ( поверну т ь ся друг к другу) Улыбнись скорее! ( развес т и руки в стороны) Будет веселее! ( хлопать в ладоши) М ы погладим лобик, носик и щечки( движения по тексту) . Будем мы красивыми, ( постепенно поднима т ь руки вверх) Как в саду цветочки! ( фонарики) Разотр ем ладошки( движения по тексту) . Сильнее, сильнее! А теперь похлопаем с мелее, смелее! Ушки мы теперь потрем( потере т ь ушки) И здоров ье сбережем! ( развес т и р уки в стороны) Улыбнемся снова, б удьте все здоровы! Ведущий: Настроение улучшилось? Ответы педагогов. Ведущий: А теперь поиграем с нашим дыханием. Выполним дыхательную разминку. Итак, подул холодный «Зимний ветер». Исходное положение- основная стойка. Глубокий вдох носом, выдох со звуком «у- у- у». «К нам в окно влетела пчела». Исходное положение- основная стойка. Г лубокий вдох, выдох через сжатые зубы со звуком «з- з- з». «Щенок хочет с нами поиграть». Исходное положение- основная стойка. Глубокий вдох, выдох со звуком «рр- рр». Все упражнения выполняются по 3 раза. Ведущий: К современным технологиям по развитию певческих навыков относятся речевые игры. Игровой метод позволяет поддерживать интерес дошкольников к собственному голосу. Дети учатся управлять им, развивают свои природные особенности. Педагогам предлагается речевая игра «Сенокос». Распределяются роли Зайца, Мухи, Комара, Лисы. Артисты выходят в круг и выполняют действия по тексту нараспев( по звукам мажорного лада вверх и вниз) : Старый заяц сено косит, А лиса сгребает. Муха сено к возу носит, А комар кидает. Довезли до сеновала. С воза муха закричала: «На чердак я не пойду, Я оттуда упаду, Ноженьку сломаю, Буду я хромая. «косит» Ж «сгребает» Ух «носит» Ах «кидает» Ох вращение колёс Тр- р   движение головы вправо- влево притопы 4 прыжка на одной ноге «хромает» Ведущий: большое значение в работе по развитию музыкальных способностей имеют фонопедические упражнения. Давайте представим себе пробуждение природы. Как это происходит? Гости выполняют звукоподражания по текст у: Листочки на ветках шуршали, « Ш- ш- ш» с разной силой Капельки в гости звали. Капельки к ним прилетели «Кап- кап- кап» с нисходящей интонацией И звонкую песню запели. От звона проснулся ветер «У- у- у» с изменением звуковысотности И разбудил всех на свете: Кошку, а с ней и котёнка, «Мяу» в разных регистрах Спавшего в люльке ребёнка, «Уа- уа- уа» Болотных зелёных лягушек «Ква- ква- ква» И даже ворчливых старушек. «Бу- бу- бу» в низком регистре Злую собаку, «Гав- гав- гав» зло Назойливых мух. «З- з- з» громко Вскоре проснулся петух. Звонко пропел он: «Ку- ка- ре- ку» И заблестела роса на лугу. «О- о- о» в высоком регистре Солнышко тоже проснулось «А- а- а» с восходящей интонацией И ласково всем улыбнулось. Улыбнуться всем Ведущий: поиграем в «Эхо»( голосовая игра) . Я – ваш дир ижёр. Делим всех присутствующих на две группы. Каждая группа повторяет фразу по- разному, по моей команде. Фраза: «Лежебока рыжий кот отлежал себе живот». Первая группа Вторая группа Громко Тихо Быстро Медленно Говорить и хлопать Говорить и топать Тихо Громко Говорить и топать Говорить и хлопать Медленно Быстро Петь в восходящей октаве Петь в нисходящей октаве Ведущий: Займёмся ритмодекламацией. Опять две группы отвечают на мои вопросы с разной интонацией: удивлённо, грозно, радостно. Гости: 1. Кто живет под потолком? Гном, гном, гном. Дети: 2. У него есть борода? Да, да, да Гости: 1. Как встает он по утрам? Сам, сам, сам Дети: 2. Кто с ним утром кофе пьет? Кот, кот, кот Гости: 1. И давно он там живет? Год, год, год Дети: 2. Кто с ним бегает вдоль крыш? Мышь, мышь, мышь Гости: 1. Ну, а как его зовут? Скрут, скрут, скрут Дети: 2. Он капризничает, да? Ни – ког – да! Ведущий: давайте в ыполним речевую зарядку стоя. Все движения выполняются по тексту. Речевая зарядка способствует координации речи и движений, улучшает настроение, развивает память и мышление. Мы ногами – топ- топ- топ; А руками – хлоп- хлоп- хлоп; Головою – круть- круть- круть; Постучали в грудь- грудь- грудь. Пяточками – топ- топ- топ; По коленкам – шлёп- шлёп- шлёп; Мы конфетку – ам- ам- ам; И погладим по бокам; А потом животики; Улыбнулись ротики! Ведущий: Современный вокальный репертуар включает пение под фонограмму. Это сложный вид песенного репертуара. Он требует тщательной подготовительной работы и содержит несколько основных правил, которые обязан знать и выполнять музыкальный руководитель, использующий эту методику. Предлагаю вашему вниманию разучить песню «Детский сад» автора Геннадия Жилко( 1 куплет и припев) . В записи звучит предлагаемый фрагмент. Затем Ведущий исполняет мелодию со словами в сопровождении фортепиано. Песня имеет яркую мелодику, простой ритм, поэтому легко запоминается после первого прослушивания. Педагоги повторяют вместе с Ведущим. Затем гостям предлагается пропеть вариант с фонограммой «+ ». Когда музыканты запомнили мелодический и ритмический рисунок куплета и припева, тогда им предлагается исполнить вариант фонограммы «- «. Соответственно, в работе с детьми над песнями под фонограмму, исполнение в минусовом варианте можно использовать только после достаточного разучивания мелодии в сопровождении музыкального инструмента и под плюсовую фонограмму. Точно так же проводится разучивание «Песенки друзей» автора А. Савиной. Мелодия песни очень ритмичная, поэтому гостям предоставляются различные шумовые музыкальные инструменты для исполнения в оркестре в качестве аккомпанемента. На такой позитивной ноте заканчивается мастер- класс.

Оставить комментарий: