Кружковая работа
Документы для скачивания
Утверждаю:
Приказ_______ по МБДОУ
Урусовский д/с «Баягине»
от « « __________ 2013г.
_________ В.И. Азоркина
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дополнительного образования по разделу: «Изобразительная деятельность»
кружка « Радуга красок »
для детей 5 - 6 лет и 6 – 7 лет
Составлена на основе:
- художественно – экологической программы по изобразительному искусству «Природа и художник» (авт. Т.А. Копцевой, 2006);
- программы «Цветные ладошки» (авт. И.А. Лыковой, 2008)
и методических пособий:
- Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий/ Под ред. Р.Г. Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2007.
Программа рассчитана на 2 года обучения
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Урусовский детский сад «Баягине»
с. Урусово 2013г.
Пояснительная записка
- Направленность программы.
Представленная программа направлена на формирование у дошкольников художественной культуры как части духовной, на приобщение воспитанников к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого. Формирование «культуры творческой личности»: развитие в ребёнке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих ему самому реализоваться в различных видах и формах художественно – творческой деятельности.
- Причины создания программы.
Основной причиной для создания программы явилась концепция модели выпускника, утвержденная на базе ДОУ, с целью развития и совершенствования работы по направлению художественно – эстетического развития ребенка с превышением стандарта при реализации базисных задач изобразительной деятельности в эстетическом воспитании, обучении и развитии детей дошкольного возраста. Необходимость интегрированного подхода в художественно – эстетическом воспитании.
- Новизна программы заключается в реализации системы воспитания и обучения на базе ДОУ детей, способных к использованию многообразных художественных техник (в том числе и нетрадиционных) в самостоятельной творческой деятельности, в возможности интегрировать в художественно – эстетическое воспитание задачи экологического направления.
Актуальность. На сегодняшний день в теории и практике дошкольного художественного образования особое внимание уделяется методам развития детской художественной одаренности, в том числе и через интеграцию различных образовательных дисциплин. При этом часто акцент ставится на инициации самостоятельного творческого поиска детей (экспериментировании), применении нетрадиционных художественных техник, приобщению к мировому наследию. Одна из первостепенных актуальных задач данной программы: это наметить путь художественного развития ребенка, пристрастив его к самостоятельной изобразительной деятельности, облегчая его первые шаги в качестве художника подбором удобных и интересных образцов через освоение культурного мирового наследия.
Педагогическая целесообразность – становление активного практического интереса у детей к окружающей действительности в развивающей изодеятельности.
- Цель и задачи программы.
Цель – формирование у детей дошкольного возраста целостных представлений о природе как о живом организме. Решение экологических и эстетических задач воспитания подрастающего поколения средствами изобразительного искусства.
Задачи:
- Передача и накопление опыта эстетического (эмоционально – ценностного отношения к миру).
- Передача и приумножение опыта творческой деятельности.
- Обучение способам деятельности: формирование системы умений и навыков, необходимой детям для осуществления творческого процесса в различных видах художественной деятельности:
- в рисовании: совершенствовать технику рисования гуашевыми и акварельными красками (свободно экспериментировать, смешивая разные краски для получения задуманных цветов и оттенков); учить рисовать пастелью и восковыми мелками, тушью, пером, гелевой ручкой; создавать условия для самостоятельного выбора художественных инструментов и материалов, в соответствии с характером и спецификой задуманного образа (для пейзажных рисунков использовать акварель или пастель, для декоративного панно или орнамента – гуашь, для предварительных набросков или эскизов – уголь или простой карандаш); познакомить с нетрадиционными художественными техниками;
- в лепке: побуждать детей создавать динамичные выразительные образы и коллективные сюжетные композиции, самостоятельно выбирая тему, материал (глина, пластилин, солёное тесто), способы лепки (скульптурный, комбинированный, конструктивный, модульный, рельефный), приёмы декоративного образа;
- в конструировании с цветной бумагой, природными материалами.
- в аппликации инициировать самостоятельный выбор разных способов создания выразительного образа (обрывание, выщипывание или сминание бумажной формы для передачи фактуры, вырезание симметричное, силуэтное, модульная аппликация, свободное сочетание разных техник); усовершенствование содержание и технику прорезного декора (создание образа замка, ажурные цветы, эмблемы, символы); показать способ вырезания из бумаги, сложенной несколько раз по диагонали (снежинки, цветы, звёздочки); познакомить с новыми видами аппликации из природного материала (осенних листьев, цветочных лепестков, семян, соломки, бересты).
Задачи 2-х летнего обучения составлены на дидактическом принципе «каждая новая ступень вбирает в себя основное содержание предыдущих, раскрывая его на новом уровне сложности».
- Возраст детей, на которых рассчитана программа –5-7 лет.
- Сроки реализации программы.
Программа рассчитана на 2 года обучения.
- Формы обучения по данной программе
- Подгрупповые занятия;
- Индивидуальные занятия;
- Выставки;
- Тематические развлечения.
- Количество занятий общее 70, в учебном году - 35, в неделю -2 занятия, в месяц – 8 занятий, длительность одного занятия в группе 5-6 лет (первый год обучения) – 25 мин; в группе 6-7 лет (второй год обучения) – 30 мин.
- Рабочая программа составлена на базе программ и методических пособий:
- Копцева Т.А. Природа и художник. Художественно – экологическая программа по изобразительному искусству для дошкольных образовательных учреждений и учебно-воспитательных комплексов (вторая младшая, средняя, старшая и подготовительная группы). – М.: ТЦ Сфера, 2006;
- Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий/ Под ред. Р.Г. Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2007.
- Прогнозируемые результаты реализации программы.
В конце первого года обучения дети должны уметь:
В рисовании:
- Уметь различать произведения изобразительного искусства (живопись, книжная графика, дизайн).
- Выделять выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит, композиция).
- Знать особенности изобразительных материалов.
- Создавать изображения предметов (с натуры, по представлению); сюжетные изображения
- Использовать разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы
- Использовать различные цвета и оттенки для создания выразительных образов.
В лепке:
- Лепить предметы разной формы, используя усвоенные приёмы и способы.
- Создавать небольшие сюжетные композиции, передавая пропорции, позы и движения фигур.
В аппликации:
- Изображать предметы и создавать несложные сюжетные композиции, используя разнообразные приёмы вырезывания, обрывания бумаги мелкими пальцевыми движениями.
Специальные умения:
- Умение вести поисковую работу, самостоятельно или с родителями.
- Готовность быть активным на занятии.
- Способность проявлять свои познания в области изобразительного искусства, пытаться анализировать произведения различных видов искусства (живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно – прикладного искусства, дизайна), различать их образную специфику, выражать своё отношение к ним.
В конце второго года обучения дети должны уметь:
В рисовании:
- Знать разные виды изобразительного искусства: живопись, графику, скульптуру, дизайн, декоративно – прикладное искусство.
- Называть основные выразительные средства.
- Высказывать эстетические суждения о произведениях искусства.
- Создавать индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные, предметные и сюжетные композиции на темы окружающей жизни и литературы.
- Использовать в рисовании разные материалы и способы создания изображения.
В лепке:
- Лепить различные предметы, передавая их форму, пропорции, позы и движения фигур; создавать сюжетные композиции из двух – трех и более изображений.
- Выполнять декоративные композиции способами налепа и рельефа.
В аппликации:
- Создавать изображения различных предметов, используя бумагу разной фактуры и усвоенные способы вырезания и обрывания; создавать с их помощью сюжетные и декоративные композиции.
Специальные умения:
- Умение вести поисковую работу, самостоятельно или с родителями.
- Готовность быть активным на занятии.
- Способность проявлять свои познания в области изобразительного искусства, пытаться анализировать произведения различных видов искусства (живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно – прикладного искусства, дизайна), различать их образную специфику, выражать своё отношение к ним.
С целью выявления знаний и умений детей проводятся два раза в год диагностические занятия.
- · Диагностическое задание для первого года обучения: рисунок на свободную тему за ограниченное время (в начале года и в конце).
- · Диагностическое задание для второго года обучения: рисунок на свободную тему за ограниченное время и автопортрет «Я – художник» за ограниченное время (в начале года) и рисунок на свободную тему за ограниченное время (в конце года).
- Формы подведения итогов реализации дополнительной программы:
- организация выставок для родителей, детей, не участвующих в работе кружка,
- участие в тематических мероприятиях.
Программа составлена с учётом реализации межпредметных связей по разделам:
- «Ребенок и окружающий мир», так как, с одной стороны, при изображении того или иного предмета или явления дети первоначально его познают, изучают, рассматривают, что характерно для данной дисциплины, с другой стороны, формирование у детей дошкольного возраста целостных представлений о природе как о живом организме отвечает задачам экологического воспитания, что так же находится в области данной дисциплины.
- «Художественная литература», так как в большинстве случаев материал для детского творчества черпает основу и подпитывается в сказках, стихотворениях, рассказах.
- «Музыкальное воспитание», так как только в комплексе с музыкой возможна полная реализация задач художественно – эстетического воспитания, для развития целостности восприятия картины окружающего мира.
- Критерии оценки выполнения программы.
- Выполнение поставленной цели.
- Уровень реализации поставленных задач.
- Анализ знаний и умений детей, согласно требованиям программы.
- Анализ используемых методических разработок.
Учебно-тематический план
№ раздела темы |
Название раздела, темы, содержательной линии |
Количество часов на изучение раздела, темы |
Первый год обучения |
||
I |
Тематический блок «Мир природы (Царство волшебницы Флоры)» |
8 занятий 3,5 часа |
Сентябрь |
||
Тема: «Введение. Природа – волшебница, художник – зритель» - диагностика творческого развития детей. |
25 минут |
|
Тема: «Образы неба (Светлые и тёмные краски)». |
25 минут |
|
Тема: «Образы земли (Разноцветные горы)». |
25 минут |
|
Тема: «Образы деревьев (Семья деревьев)». |
25 минут |
|
Координационная работа воспитателя |
|
|
Работа с родителями |
|
|
Октябрь |
||
Тема: «Дары природы (Осенний урожай. Изобилие)». |
25 минут |
|
Тема: «Образы цветов (Цветик – многоцветик. Шестицветик». |
25 минут |
|
Тема: «Образы деревьев («Унылая пора, очей очарованье…»)». |
25 минут |
|
Тема: «Образы природы (Обобщающее занятие. Портрет волшебницы Флоры – царицы мира растений, деревьев и цветов)». |
25 минут |
|
Координационная работа воспитателя |
|
|
Работа с родителями |
|
|
II |
Тематический блок «Мир животных (Царство волшебницы Фауны)» |
10 занятий 4,5 часа |
Ноябрь |
||
Тема: «Образы подводного мира (Самое большое млекопитающее. Кит – гигант)». |
25 минут |
|
Тема: «Образы птиц (Птичье семейство)». |
25 минут |
|
Тема: «Образы насекомых (Бабочки и стрекозы любуются солнцем)». |
25 минут |
|
Тема: «Образы диких зверей (Семья белых медведей)». |
25 минут |
|
Координационная работа воспитателя |
|
|
Работа с родителями |
|
|
Декабрь |
||
Тема: «Образы земноводных животных (Лягушка – квакушка)». |
25 минут |
|
Тема: «Образы диких зверей (Дикие звери наших лесов)». |
25 минут |
|
Тема: «Образы домашних животных (Корова Бурёнка)». |
25 минут |
|
Тема: «Образы фантастических животных (Бумажные чудо – звери)». |
25 минут |
|
Координационная работа воспитателя |
|
|
Работа с родителями |
|
|
Январь |
||
Тема: «Образы животных в творчестве художников – анималистов». |
||
Тема: «Образы природы (Обобщающее занятие. Волшебница Фауна – царица мира животных)». |
||
III |
Тематический блок «Мир человека (Мир фантазий и увлечений)» |
9 занятий 4 часа |
Тема: «Я – художник (Живописец, график, скульптор, архитектор, дизайнер)». |
25 минут |
|
Координационная работа воспитателя |
|
|
Работа с родителями |
|
|
Февраль |
||
Тема: «Моя буква (Главная буква. Буква «Я»)». |
25 минут |
|
Тема: «Возраст человека: молодой – старый (Двенадцать месяцев)». |
25 минут |
|
Тема: «Образы природы в народных праздниках (Масленица)». |
25 минут |
|
Тема: «Образы времён года в искусстве (Костюм Зимы, Весны, Лета или Осени)». |
25 минут |
|
Координационная работа воспитателя |
|
|
Работа с родителями |
|
|
Март |
||
Тема: «Дом для Зимы, Весны, Лета или Осени (Замок – сосулька, терем – цветок и т.п.)». |
25 минут |
|
Тема: «Образы времён года в искусстве (Посуда)». |
25 минут |
|
Тема: «Весенние праздники (Первые цветы. Вербное воскресенье)». |
25 минут |
|
Тема: «Чудо – планета». |
25 минут |
|
Координационная работа воспитателя |
|
|
Работа с родителями |
|
|
IV |
Тематический блок «Мир искусства (В мире литературных образов)» |
8 занятий 3,5 часа |
Апрель |
||
Тема: «Любимые сказки (Волшебная палочка и/или Волшебная дверь в сказку)». |
25 минут |
|
Тема: «Волшебные предметы (Волшебный сосуд)». |
25 минут |
|
Тема: «Волшебные предметы (Ковёр – самолёт)». |
25 минут |
|
Тема: «Волшебные предметы (Шапка – невидимка)». |
25 минут |
|
Координационная работа воспитателя |
|
|
Работа с родителями |
|
|
Май |
||
Тема: «Сказочные герои (Богатыри и/или Варвара краса – длинная коса)». |
25 минут |
|
Тема: «Сказочные существа (Русалка, Водяной)». |
25 минут |
|
Тема: «Сказочные существа (Кентавр, Полкан)». |
25 минут |
|
Тема: «Обобщающее занятие (Итоговая выставка детских работ. Диагностический рисунок)». |
25 минут |
|
Координационная работа воспитателя |
|
|
Работа с родителями |
|
|
|
||
Второй год обучения |
||
I |
Тематический блок «Мир природы» |
8 занятий 4 часа |
Сентябрь |
||
Тема: «Введение (Рисунок на свободную тему)». |
30 минут |
|
Тема: «Образы неба (Краски неба и краски моего настроения изменчивы. Небесные переливы)». |
30 минут |
|
Тема: «Образы деревьев (Деревья долгожители. Баобаб, дуб)». |
30 минут |
|
Тема: «Образы земли и неба (Лестница в небо. Радуга)». |
30 минут |
|
Координационная работа воспитателя |
|
|
Работа с родителями |
|
|
Октябрь |
||
Тема: «Образы растений (Экзотические растения. Кактус, алое)». |
30 минут |
|
&nbs
Коментарии
vpavelSUP
написано 2017-01-29 19:36:33
Ответить Предыдущие материалы
|