a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Доклад из опыта работы <<Воспитание основ экологической культуры через интеграцию образовательных областей.>>

Опубликовано: 0000-00-00 00:00:00

Документы для скачивания

Экологическое воспитание- это воспитание нравственности, духовности, интеллекта.   Человек и природа- философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза эколог ического кризиса, а может быть, и катастрофы нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех. Природа своеобразно реагирует на насильственное вторжение человека в её территорию: на планете стремительно исчезают различные виды животных и растений, а освободившиеся места заполняются вредными и опасными организмами, в том числе болезнетворными; характерно в последнее время увеличение аллергических и нервно- психических заболеваний, растёт количество детей, имеющих врождённые аномалии. Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. И у меня возникло желание охранять природу от её неоправданно варварского уничтожения и загрязнения, воспитывать в детях бережное к ней отношение. И начинать нужно с самых маленьких. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству. Рыбе- вода, птице- воздух, зверю- лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу- значит охранять Родину" .  Я поставила перед собой следующую цель: - воспитание гуманного отношения к природе( нравственное воспитание) . Задачи: формировать систему экологических знаний и представлений( интеллектуальное развитие) ; развив ать эстетические чувства( умение увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, ж елание сохранить её) . участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы. Все составляющие подобного комплексного подхода к экологическому воспитанию в условиях дошкольного учреждения существуют не обособленно, а взаимосвязано. Так, гуманное отношение к природе возникает в процессе осознания того, что окружающий нас мир неповторим, уникален, нуждается в нашей заботе, и закрепляется в процессе практической деятельности по уходу за комнатными растениями, обитателями живого уголка и т. д. Раскрыть перед детьми красоту природы и научить увидеть её дело сложное. Для этого я сама должна уметь жить в гармонии с природой, а дети должны быть готовы подражать каждое его движение. Они очень наблюдательны и внимательны к словам воспитателя, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание. Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой я личным примером демонстрирую детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участ вую в природоохранной деятельности. В нашем детском саду проводится большая работа по экологическому воспитанию дошкольников.  У нас имеется природоведческая литература, пособия, схемы, таблицы, дидактические пособия, игры экологического содержания.  В группе создан уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе. Для ознакомления дошкольников с ростом и развитием растений в зимнее – весеннее время создала огород на окне, где совместно с детьми выращиваем лук, че снок, цветочную рассаду, зелень. Работу по созданию и выращиванию «огорода на окне» я оформила в форме «Домика в деревне»- где все как настоящее: есть и дедушка с бабушкой, и домик, и грядки. У детей есть возможность в течени и длительного периода наблюдать за растениями. Ухаживать за ними, делать зарисовки и осуществлять опытно- экспериментальную деятельность. А помогают им в этом сказочные персонажи. Изготовила экологическое панно с помощью которого наблюдаем за сезонными изменениями в природе. На нём дети могут самостоятельно выстраивать сюжет картины природы с помощью специальных картинок. На территории детского сада имеется экологическая тропа с описанием природных объектов, небольшая полянка с лекарств енными растениями: календула, ромашка и обитающие на нём разные насекомые: б абочки, божьи коровки, гусеницы. Очень радует глаз цветущие растения на клумбе. И они подобраны так, что в течение сезона одни цветы сменяются другими. Здесь дети стараются позаботиться о цветах: рыхлят, поливают, полят, опрыскивают. На примере сорняков можно объяснить многие биологические особенности растений, влияние человека на растительные сообщества. Экскурсии- один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. На экскурсиях я знакомлю детей с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Благодаря экскурсиям развивается наблюдательность, возникает интерес к природе. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств. Прогулки также широко используются для экологического воспитания детей. Я знакомлю детей с изменениями природы по сезонам( продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей) . На прогулках я организую игры с природным материалом( песок, вода, снег, листья, плоды) . Для таких игр на участке имеем такое оборудование, как ящик с песком, совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого используются разнообразные игровые упражнения" Найди по описанию" , " Что, где растёт" , " Узнай и назови" , " Вершк и- корешки" , " Загадки о животных" на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных( по звукам, следам и т. д. ) Для накопления эмоцианально- положительного опыта общения с природой, я организую праздники, развлечения. Данное содержание наиболее тесно интегрируется с такими образовательными областями, к ак ” Художественное творчество ”, ” Социализация ”, ” Труд ”, ” Коммуникация ”, “ Музыка ” “ Чтение художественной литературы. ” Часто в ходе НОД я использую художественную литературу. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Прежде всего я использую литературу, рекомендованную программой детского сада. После чтения с детьми провожу беседу, задаю вопросы, вижу в глазах детей сочувствие, сопереживание или радость, восторг. Очень приятно, когда дети задают вопросы, где проявляется у них забота и любовь о друзьях наших меньших: " А его кто- нибудь спасёт? " , " А они не замёрзнут? " , " А почему ему никто не помог? " Очень важно донести до детей смысл произведения. Так же поощряю желание детей отражать свои впечатления от изменений в природе в разнообразной продуктивной деятельности( рисунки, поделки из природного материала) ; в уголке самостоятельной художественной деятельности, в зависимости от времени года, помещаю обводки, контуры( фруктов, овощей, грибов, деревьев, зверей, птиц, снежинок) ; рассматриваем репродукции. Использую наблюдения природы, е ё звуки и классическую музыку для того, чтобы помочь детям на эмоцианальном уровне воспринять и лучше осознать осваиваемые представления о природном мире. Я считаю, что в результате проделанной работы есть положительные результаты:  сформированы начала экологической культуры у детей;  сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;  дети учатся практическим действиям по охране природы;  развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;  у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.  Всё хорошее в людях- из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим, чтоб земля расцветала, И росли, как цветы, малыши, Чтоб для них экология стала Н е наукой, а частью души! Управление образования администрации Шебекинского района Информационно- методический центр Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад село Купино Шебекинского района Белгородской области» Доклад из опыта работы& lt; & lt; Воспитание основ экологической культуры через интеграцию образрвательных областей. & gt; & gt; Подготовила: К упина Анна Юрьевна воспитатель МБДОУ «Детский сад село Купино Шебекинского района Белгородской области» 2013

Оставить комментарий: