a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Педагогический опыт учителя-логопеда Тепайкиной Л.Н.

Опубликовано: 2014-05-09 12:27:05

Использование игровых приемов в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста.

С каждым годом, особенно это проявляется в последнее время, в процессе работы приходится сталкиваться с тем, что уровень речевого развития детей снижается.

В первую очередь это связано с ухудшением здоровья детей. Еще одной причиной снижения уровня речевого развития является пассивность и неосведомленность родителей в вопросах речевого развития детей.                  Большинство современных родителей подменяют развитие речи обучением грамоте; для них главное — научить своего ребенка читать (причем, чем раньше, тем лучше). Однако, умения ребенка читать и писать не являются показателями его развития. Показателем развития ребенка дошкольного возраста является именно развитаяустная речь. 

Все чаще в старшей и подготовительной к школе группе детского сада у детей встречается диагноз ОНР (общее недоразвитие речи) – это системное нарушение, при  котором нарушено звукопроизношение, фонетическое восприятие, слоговая структура и звуконаполняемость слов, в речи присутствуют аграмматизмы. У детей бедный словарный запас, с преобладанием существительных и глаголов, страдает связная речь. А также наблюдаются отклонения в развитии моторики как общей, так и артикуляционной.

Как следствие, дети сталкиваются с трудностями в процессе обучения, слабо усваивают программный материал. В связи с этим возникла необходимость использования эффективных методов обучения и коррекционной работы, обеспечивающих успешное овладение детьми знаниями, умениями, навыками, предусмотренных программой и на помощь приходит игра, и становится важным направлением коррекционной работы.

Преимущества игры и игровых приемов, по моему мнению, состоят в том, что они позволяют, с одной стороны скрыть свою педагогическую позицию, а с другой стороны – более активно воздействовать на ребенка. Игровая мотивация превалирует над учебной, но на ее базе формируется готовность к обучению в школе.

Какие же качества игры являются дидактическими ценностями?

- игра способствует усвоению знаний не по необходимости, а по желанию детей и проходит не формально, а заинтересованно;

- игра помогает не только проявлять способности, но и совершенствовать их. Игра является орудием обучения и воспитания, требуя от участников большого умственного напряжения и принося в тоже время большое удовольствие.

Целью использования игровых приемов в своей логопедической практике я считаю:

- повышение мотивации детей к занятиям;

- увеличение результативности коррекционно-развивающей работы;

- развитие любознательности, интереса к русскому языку.

Данные цели привели меня к постановке и решению следующих задач:

- изучить особенности использования игровых приемов в логопедической работе;

- подобрать методические пособия по теме «Игровая деятельность в логопедической работе»;

- постоянно обновлять и пополнять кабинет дидактическими играми;

- самостоятельно изготавливать игровые пособия для логопедических занятий;

- подобрать игрушки для логопедических занятий;

- разработать конспекты занятий в игровой форме;

- оказывать помощь воспитателям по использованию игровых приемов;

- консультировать родителей по выполнению домашнего задания логопеда в игровой форме.

Для реализации поставленных задач в детском саду есть определенные условия:

- логопедический кабинет;

- методическая литература данной тематики;

- «мастерская» по изготовлению игровых пособий;

- стенд для родителей «Логопедический уголок»;

- музыкальный зал.

На своих занятиях я реализую игровые приемы и ситуации по основным направлениям:

- дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;

- учебная деятельность подчиняется правилам игры;

- учебный материал используется в качестве игрового средства;

- в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

- успешное выполнение дидактического  задания связывается с игровым результатом.

Для  проведения коррекционно-развивающей работы с использованием игровых технологий  на логопедическом пункте  подобраны игрушки, дидактические и компьютерные игры.

Игрушки используются на занятиях, как герои, создающие мотивацию, игровую ситуацию и сюрпризный момент. Почти на каждое  подгрупповое  занятие в старшей группе  «приходит гость». Это может быть львенок Рыу, лошадка Лола, осьминожка Ося и другие. Даже неодушевленные предметы оживают на наших занятиях – важный Мухоморчик, Ёлочка-иголочка. Почти всегда эти игрушки погружают детей в игровую ситуацию, где дети учат их тому, чему учатся сами.

Для  работы с детьми с ЗРР, с ОНР используются  сюжетно-ролевые игры. Чтобы вызвать ответные  речевые реакции у неговорящего ребёнка,  разыгрывается какой-то сюжет с несколькими игрушками, и ребёнок вовлекается в сюжетно-ролевую игру. Таким образом, отрабатываются  короткие диалоги, которые могут состоять из звукоподражаний и простых слов, и можно повторить вновь появившееся слово, многократно используя его в игровой ситуации.

                     Одна из любимых игрушек – это мяч. Он используется для проведения динамических пауз и дидактических игр.  А мячи-ёжики  и  для массажа рук.

 Очень нравятся старшим дошкольникам занятия в форме  конкурса, викторины, соревнования.  В  этом случае я продуманно отношусь к распределению детей в команды или подбору детей для выполнения различных занятий, чтобы ребёнок комфортно себя чувствовал на занятии, не замыкался, не стеснялся принять участие в конкурсе. Необходимо создать доброжелательную атмосферу в группе, в команде, чтобы дети поддерживали  друг друга,  действовали совместно, дружно.

  В старшей группе проводятся занятия по обучению детей грамоте.  Для  облегчения усвоения  учебного материала я изготовила несколько дидактических пособий – карточки букв с занимательными стихами, замки звуков (синий и красный, где поселяются гласные и согласные звуки).

 Особо следует упомянуть дидактические игры. Эти игры я использую как средство обучения и воспитания дошкольников.  Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая заложена в ней, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. В качестве дидактического материала используются:

- игрушки,

- реальные предметы (предметы обихода, орудия труда, произведения декоративно-прикладного искусства и др.,

- объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена).

Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи:

- расширять и уточнять знания детей,

- развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация),

- совершенствовать речь,

- развивать все психические процессы.

По каждому направлению логопедической  работы я подобрала игры для решения узкой коррекционной задачи. Большое внимание уделено разделу «Звукопроизношение», т.к. при проведении работы по автоматизации, дифференциации  звука и введению его в речь, работа должна быть разнообразной и не наскучить ребёнку. Для автоматизации звука я изготовила пособия – «музыкальные клавиши» (ребенок пальчиками нажимает на клавиши, изготовленные из поролона разной жесткости и поет слог, который напечатан над каждой отдельной клавишей; это пособие также служит массажером для детских пальчиков), «волны», «тропинки» (ребенок двигает пальчиком по подготовленной поверхности и произносит встречающиеся звуки.

     С помощью дидактических игр, например таких, как «Сложи словечко», «Кто быстрее, кто больше?», «Подскажи словечко», «Скажи ласково» проводится работа по закреплению навыков словоизменения и словообразования, связной речи.

     Самые любимые детьми игры - на развитие психологической базы речи. Такие игры, как «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Запомни и назови», «Чудесный мешочек» и др., используются в работе по коррекции звукопроизношения, слоговой структуры, активизации словаря.

     В логопедическом кабинете есть настольно-печатные игры, которые  использую с детьми по разным направлениям  в своей работе, такие как  «Во саду ли в огороде», «Чья мама?» и другие.    

 В работе я также использую информационно компьютерные технологии. В целях развития дыхания, чувства ритма, фонематического слуха, восприятия, произношения, связной речи, грамматического строя используются  логопедические  программы «Игры для Тигры», «Учимся говорить правильно».

Работая по этому направлению, я провела  исследование: возможна ли передача новых знаний детям старшего дошкольного возраста через игру, и каково усвоение детьми этих новых для них знаний. Хотелось также выяснить, чем отличается усвоение новых знаний в процессе игры от усвоения тех же знаний в процессе занятий, проводимых в форме беседы.

Экспериментальное обучение провела с детьми старшей группы, в которой было 12 человек.

Для исследования выбрала игру «Швейная мастерская».

Игру провели с подгруппой из 6 человек.

В данном случае мы с детьми обыгрывали действия, которые выполняются швеями при изготовлении одежды, каждое действие ребенка комментировалось мною. Игра проводилась в течение 30 минут. За это время никто из детей не отвлекался. Все с интересом слушали словесные пояснении и наблюдали за рабой друг друга.

Со второй группой из 6 человек провели занятие в форме беседы. На занятии были переданы те же знания, которые сообщались детям в первом случае. Через 15 минут после начала беседы дети начали отвлекаться, они устали от напряженной умственной работы. Присутствуя на занятии, они не принимали в нем активного участия.

Ответы детей на вопросы по теме «Швейная мастерская» до проведения занятия и в контрольной беседе я представила в таблицах.            

I группа детей

Ответы на вопросы до проведения игры

Ответы на вопросы после проведения игры

вопросы

ответы

 вопросы

 ответы

Кто изготавливает одежду?

Люди

Кто изготавливает одежду?

Швея

Из чего изготавливают одежду?

Не знаю

Из чего изготавливают одежду?

Из ткани. Ткань бывает различная

Для чего изготавливают одежду?

Чтобы надевать

Для чего изготавливают одежду?

Чтобы ее носили, красиво выглядели, согревались в ней в холодную погоду и т.д.

Как изготавливают одежду?

Не знаю

Как изготавливают одежду?

Воспроизведены все трудовые операции

 

II группа детей

Ответы на вопросы до проведения игры

Ответы на вопросы после проведения игры

вопросы

ответы

 вопросы

 ответы

Кто изготавливает одежду?

Люди

Кто изготавливает одежду?

Люди

Из чего изготавливают одежду?

Не знаю

Из чего изготавливают одежду?

Не знаю

Для чего изготавливают одежду?

Чтобы надевать

Для чего изготавливают одежду?

Носить

Как изготавливают одежду?

Не знаю

Как изготавливают одежду?

Трудовые операции не воспроизводятся, называются только некоторые предметы для шитья

 

Проанализировав ответы детей, я пришла к выводу, что игра является ценным средством не только закрепления приобретенных ранее представлений и понятий, но и ознакомления детей с новыми для них явлениями жизни. То, что усваивается детьми в игре, усваивается достаточно четко, правильно, связно.

Работа с педагогами

Успех коррекционной логопедической работы с детьми дошкольного возраста во многом зависит от слаженности в работе педагогического коллектива, а особенно от взаимосвязи, преемственности в работе логопеда и воспитателя. Воспитатели периодически посещают фронтальные и индивидуальные логопедические занятия с цельюознакомления коррекционной работы на определённом этапе, тем самым, стимулируя себя продолжать эту работу в группе. В свою очередь сама  периодически посещаю занятия воспитателей по развитию речи, также  воспитатели делятся со мной своими наблюдениями за речью ребёнка в группе.

Работа с родителями

Одним из обязательных условий успешности коррекционного процесса в своей работе считаю сотрудничество логопеда и семьи. В условиях логопункта ребенок получает индивидуальную коррекционную помощь всего 3 раза в неделю, поэтому ее результативность зависит, в том числе, и от степени заинтересованности и участия мам и пап в исправлении речи своего малыша. Домашние упражнения с ребенком советую проводить в игровой форме. И, как я уже убедилась на личном примере, у родителей такая форма работы с детьми вызывает большую заинтересованность.

Для родителей мною были:

- проведены родительские собрания на темы: «Для чего ребенок посещает логопедические занятия», «Роль семьи в преодолении дефектов речи»,

- изготовлены и распространены памятки для родителей «Рекомендации по выполнению логопедических упражнений»,

- проведены мастер-классы для родителей по выполнению артикуляционной гимнастики, пальчиковой гимнастики.

Также с родителями ведется постоянная консультативная работа на темы, которые требуют разъяснения для родителей, например, «Игры, развивающие и обогащающие словарь ребенка». Советы и рекомендации логопеда размещаются в информационном уголке логопедического пункта.

Мои достижения в работе по данному направлению.

В результате использования игровых приемов на логопедических занятиях  мы с детьми сумели достичь следующих результатов:

- дети с удовольствием посещают логопедические занятия,

- материал на занятиях стал интереснее и доступнее для усвоения,

- коррекционная работа имеет положительную динамику (об этом свидетельствует мониторинг речевого развития детей, проведенный с детьми в сентябре и марте 2013-2014 учебного года).

Результаты диагностического исследования речи старших дошкольников в марте показали, что высокий уровень речевых навыков наблюдается у 40 % обследуемых, средний – у 45, низкий – у 15%. Я считаю, что такая динамика, по сравнению с периодом начала учебного года, благоприятна, и к концу года уровень речевого развития дошкольников возрастет.

Я накопила опыт в использовании  игр, направленных на развитие речи, опытом работы делилась с коллегами детского сада на педагогических советах, проводила семинар-практикум на тему «Развитие связной речи посредством  логопедических игр», самостоятельно разработала и разместила на сайте детского сада  презентации логопедических занятий: «Звук [Й], буква Й», « Звуки[Л],[Л']; буква Л», «Сказка о Веселом Язычке».

Я планирую продолжать работу по данной теме, буду стремиться повысить уровень развития речи у детей, используя, как традиционную, основную систему методов и приемов,  так и инновационные, нетрадиционные методы проведения коррекционно-логопедических занятий. Особое внимание хочу уделить разработке логопедических игр и использованию их в работе с детьми, имеющими речевые нарушения. Продолжу заниматься самообразованием, и повышать квалификацию учителя-логопеда.

Оставить комментарий: