Педагогический опыт учителя-логопеда Тепайкиной Л.Н.
Использование игровых приемов в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста.
С каждым годом, особенно это проявляется в последнее время, в процессе работы приходится сталкиваться с тем, что уровень речевого развития детей снижается.
В первую очередь это связано с ухудшением здоровья детей. Еще одной причиной снижения уровня речевого развития является пассивность и неосведомленность родителей в вопросах речевого развития детей. Большинство современных родителей подменяют развитие речи обучением грамоте; для них главное — научить своего ребенка читать (причем, чем раньше, тем лучше). Однако, умения ребенка читать и писать не являются показателями его развития. Показателем развития ребенка дошкольного возраста является именно развитаяустная речь.
Все чаще в старшей и подготовительной к школе группе детского сада у детей встречается диагноз ОНР (общее недоразвитие речи) – это системное нарушение, при котором нарушено звукопроизношение, фонетическое восприятие, слоговая структура и звуконаполняемость слов, в речи присутствуют аграмматизмы. У детей бедный словарный запас, с преобладанием существительных и глаголов, страдает связная речь. А также наблюдаются отклонения в развитии моторики как общей, так и артикуляционной.
Как следствие, дети сталкиваются с трудностями в процессе обучения, слабо усваивают программный материал. В связи с этим возникла необходимость использования эффективных методов обучения и коррекционной работы, обеспечивающих успешное овладение детьми знаниями, умениями, навыками, предусмотренных программой и на помощь приходит игра, и становится важным направлением коррекционной работы.
Преимущества игры и игровых приемов, по моему мнению, состоят в том, что они позволяют, с одной стороны скрыть свою педагогическую позицию, а с другой стороны – более активно воздействовать на ребенка. Игровая мотивация превалирует над учебной, но на ее базе формируется готовность к обучению в школе.
Какие же качества игры являются дидактическими ценностями?
- игра способствует усвоению знаний не по необходимости, а по желанию детей и проходит не формально, а заинтересованно;
- игра помогает не только проявлять способности, но и совершенствовать их. Игра является орудием обучения и воспитания, требуя от участников большого умственного напряжения и принося в тоже время большое удовольствие.
Целью использования игровых приемов в своей логопедической практике я считаю:
- повышение мотивации детей к занятиям;
- увеличение результативности коррекционно-развивающей работы;
- развитие любознательности, интереса к русскому языку.
Данные цели привели меня к постановке и решению следующих задач:
- изучить особенности использования игровых приемов в логопедической работе;
- подобрать методические пособия по теме «Игровая деятельность в логопедической работе»;
- постоянно обновлять и пополнять кабинет дидактическими играми;
- самостоятельно изготавливать игровые пособия для логопедических занятий;
- подобрать игрушки для логопедических занятий;
- разработать конспекты занятий в игровой форме;
- оказывать помощь воспитателям по использованию игровых приемов;
- консультировать родителей по выполнению домашнего задания логопеда в игровой форме.
Для реализации поставленных задач в детском саду есть определенные условия:
- логопедический кабинет;
- методическая литература данной тематики;
- «мастерская» по изготовлению игровых пособий;
- стенд для родителей «Логопедический уголок»;
- музыкальный зал.
На своих занятиях я реализую игровые приемы и ситуации по основным направлениям:
- дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;
- учебная деятельность подчиняется правилам игры;
- учебный материал используется в качестве игрового средства;
- в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Для проведения коррекционно-развивающей работы с использованием игровых технологий на логопедическом пункте подобраны игрушки, дидактические и компьютерные игры.
Игрушки используются на занятиях, как герои, создающие мотивацию, игровую ситуацию и сюрпризный момент. Почти на каждое подгрупповое занятие в старшей группе «приходит гость». Это может быть львенок Рыу, лошадка Лола, осьминожка Ося и другие. Даже неодушевленные предметы оживают на наших занятиях – важный Мухоморчик, Ёлочка-иголочка. Почти всегда эти игрушки погружают детей в игровую ситуацию, где дети учат их тому, чему учатся сами.
Для работы с детьми с ЗРР, с ОНР используются сюжетно-ролевые игры. Чтобы вызвать ответные речевые реакции у неговорящего ребёнка, разыгрывается какой-то сюжет с несколькими игрушками, и ребёнок вовлекается в сюжетно-ролевую игру. Таким образом, отрабатываются короткие диалоги, которые могут состоять из звукоподражаний и простых слов, и можно повторить вновь появившееся слово, многократно используя его в игровой ситуации.
Одна из любимых игрушек – это мяч. Он используется для проведения динамических пауз и дидактических игр. А мячи-ёжики и для массажа рук.
Очень нравятся старшим дошкольникам занятия в форме конкурса, викторины, соревнования. В этом случае я продуманно отношусь к распределению детей в команды или подбору детей для выполнения различных занятий, чтобы ребёнок комфортно себя чувствовал на занятии, не замыкался, не стеснялся принять участие в конкурсе. Необходимо создать доброжелательную атмосферу в группе, в команде, чтобы дети поддерживали друг друга, действовали совместно, дружно.
В старшей группе проводятся занятия по обучению детей грамоте. Для облегчения усвоения учебного материала я изготовила несколько дидактических пособий – карточки букв с занимательными стихами, замки звуков (синий и красный, где поселяются гласные и согласные звуки).
Особо следует упомянуть дидактические игры. Эти игры я использую как средство обучения и воспитания дошкольников. Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая заложена в ней, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. В качестве дидактического материала используются:
- игрушки,
- реальные предметы (предметы обихода, орудия труда, произведения декоративно-прикладного искусства и др.,
- объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена).
Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи:
- расширять и уточнять знания детей,
- развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация),
- совершенствовать речь,
- развивать все психические процессы.
По каждому направлению логопедической работы я подобрала игры для решения узкой коррекционной задачи. Большое внимание уделено разделу «Звукопроизношение», т.к. при проведении работы по автоматизации, дифференциации звука и введению его в речь, работа должна быть разнообразной и не наскучить ребёнку. Для автоматизации звука я изготовила пособия – «музыкальные клавиши» (ребенок пальчиками нажимает на клавиши, изготовленные из поролона разной жесткости и поет слог, который напечатан над каждой отдельной клавишей; это пособие также служит массажером для детских пальчиков), «волны», «тропинки» (ребенок двигает пальчиком по подготовленной поверхности и произносит встречающиеся звуки.
С помощью дидактических игр, например таких, как «Сложи словечко», «Кто быстрее, кто больше?», «Подскажи словечко», «Скажи ласково» проводится работа по закреплению навыков словоизменения и словообразования, связной речи.
Самые любимые детьми игры - на развитие психологической базы речи. Такие игры, как «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Запомни и назови», «Чудесный мешочек» и др., используются в работе по коррекции звукопроизношения, слоговой структуры, активизации словаря.
В логопедическом кабинете есть настольно-печатные игры, которые использую с детьми по разным направлениям в своей работе, такие как «Во саду ли в огороде», «Чья мама?» и другие.
В работе я также использую информационно компьютерные технологии. В целях развития дыхания, чувства ритма, фонематического слуха, восприятия, произношения, связной речи, грамматического строя используются логопедические программы «Игры для Тигры», «Учимся говорить правильно».
Работая по этому направлению, я провела исследование: возможна ли передача новых знаний детям старшего дошкольного возраста через игру, и каково усвоение детьми этих новых для них знаний. Хотелось также выяснить, чем отличается усвоение новых знаний в процессе игры от усвоения тех же знаний в процессе занятий, проводимых в форме беседы.
Экспериментальное обучение провела с детьми старшей группы, в которой было 12 человек.
Для исследования выбрала игру «Швейная мастерская».
Игру провели с подгруппой из 6 человек.
В данном случае мы с детьми обыгрывали действия, которые выполняются швеями при изготовлении одежды, каждое действие ребенка комментировалось мною. Игра проводилась в течение 30 минут. За это время никто из детей не отвлекался. Все с интересом слушали словесные пояснении и наблюдали за рабой друг друга.
Со второй группой из 6 человек провели занятие в форме беседы. На занятии были переданы те же знания, которые сообщались детям в первом случае. Через 15 минут после начала беседы дети начали отвлекаться, они устали от напряженной умственной работы. Присутствуя на занятии, они не принимали в нем активного участия.
Ответы детей на вопросы по теме «Швейная мастерская» до проведения занятия и в контрольной беседе я представила в таблицах.
I группа детей
Ответы на вопросы до проведения игры |
Ответы на вопросы после проведения игры |
||
вопросы |
ответы |
вопросы |
ответы |
Кто изготавливает одежду? |
Люди |
Кто изготавливает одежду? |
Швея |
Из чего изготавливают одежду? |
Не знаю |
Из чего изготавливают одежду? |
Из ткани. Ткань бывает различная |
Для чего изготавливают одежду? |
Чтобы надевать |
Для чего изготавливают одежду? |
Чтобы ее носили, красиво выглядели, согревались в ней в холодную погоду и т.д. |
Как изготавливают одежду? |
Не знаю |
Как изготавливают одежду? |
Воспроизведены все трудовые операции |
II группа детей
Ответы на вопросы до проведения игры |
Ответы на вопросы после проведения игры |
||
вопросы |
ответы |
вопросы |
ответы |
Кто изготавливает одежду? |
Люди |
Кто изготавливает одежду? |
Люди |
Из чего изготавливают одежду? |
Не знаю |
Из чего изготавливают одежду? |
Не знаю |
Для чего изготавливают одежду? |
Чтобы надевать |
Для чего изготавливают одежду? |
Носить |
Как изготавливают одежду? |
Не знаю |
Как изготавливают одежду? |
Трудовые операции не воспроизводятся, называются только некоторые предметы для шитья |
Проанализировав ответы детей, я пришла к выводу, что игра является ценным средством не только закрепления приобретенных ранее представлений и понятий, но и ознакомления детей с новыми для них явлениями жизни. То, что усваивается детьми в игре, усваивается достаточно четко, правильно, связно.
Работа с педагогами
Успех коррекционной логопедической работы с детьми дошкольного возраста во многом зависит от слаженности в работе педагогического коллектива, а особенно от взаимосвязи, преемственности в работе логопеда и воспитателя. Воспитатели периодически посещают фронтальные и индивидуальные логопедические занятия с цельюознакомления коррекционной работы на определённом этапе, тем самым, стимулируя себя продолжать эту работу в группе. В свою очередь сама периодически посещаю занятия воспитателей по развитию речи, также воспитатели делятся со мной своими наблюдениями за речью ребёнка в группе.
Работа с родителями
Одним из обязательных условий успешности коррекционного процесса в своей работе считаю сотрудничество логопеда и семьи. В условиях логопункта ребенок получает индивидуальную коррекционную помощь всего 3 раза в неделю, поэтому ее результативность зависит, в том числе, и от степени заинтересованности и участия мам и пап в исправлении речи своего малыша. Домашние упражнения с ребенком советую проводить в игровой форме. И, как я уже убедилась на личном примере, у родителей такая форма работы с детьми вызывает большую заинтересованность.
Для родителей мною были:
- проведены родительские собрания на темы: «Для чего ребенок посещает логопедические занятия», «Роль семьи в преодолении дефектов речи»,
- изготовлены и распространены памятки для родителей «Рекомендации по выполнению логопедических упражнений»,
- проведены мастер-классы для родителей по выполнению артикуляционной гимнастики, пальчиковой гимнастики.
Также с родителями ведется постоянная консультативная работа на темы, которые требуют разъяснения для родителей, например, «Игры, развивающие и обогащающие словарь ребенка». Советы и рекомендации логопеда размещаются в информационном уголке логопедического пункта.
Мои достижения в работе по данному направлению.
В результате использования игровых приемов на логопедических занятиях мы с детьми сумели достичь следующих результатов:
- дети с удовольствием посещают логопедические занятия,
- материал на занятиях стал интереснее и доступнее для усвоения,
- коррекционная работа имеет положительную динамику (об этом свидетельствует мониторинг речевого развития детей, проведенный с детьми в сентябре и марте 2013-2014 учебного года).
Результаты диагностического исследования речи старших дошкольников в марте показали, что высокий уровень речевых навыков наблюдается у 40 % обследуемых, средний – у 45, низкий – у 15%. Я считаю, что такая динамика, по сравнению с периодом начала учебного года, благоприятна, и к концу года уровень речевого развития дошкольников возрастет.
Я накопила опыт в использовании игр, направленных на развитие речи, опытом работы делилась с коллегами детского сада на педагогических советах, проводила семинар-практикум на тему «Развитие связной речи посредством логопедических игр», самостоятельно разработала и разместила на сайте детского сада презентации логопедических занятий: «Звук [Й], буква Й», « Звуки[Л],[Л']; буква Л», «Сказка о Веселом Язычке».
Я планирую продолжать работу по данной теме, буду стремиться повысить уровень развития речи у детей, используя, как традиционную, основную систему методов и приемов, так и инновационные, нетрадиционные методы проведения коррекционно-логопедических занятий. Особое внимание хочу уделить разработке логопедических игр и использованию их в работе с детьми, имеющими речевые нарушения. Продолжу заниматься самообразованием, и повышать квалификацию учителя-логопеда.
- НОД "9 мая- День Победы"
- Развлечение "Михайлов день"
- Тематический план подготовки к 70-летию в Великой Отечественной войне МБДОУ "Зубово-Полянский детский сад №3 "Ручеек" комбинированного вида" на 2013-2015гг
- Презентация "В гостях у бабушки Арины"
- Конспект интегрированного занятия в старшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий